Сделанное Министерством финансов США в конце прошлого года заявление о готовящемся снятии санкций с компаний Олега Дерипаски - «Русала», En+ и «Евросибэнерго», собственно говоря, особой сенсацией не стало. К тому все шло. Тем более, что для достижения этого результата в России делалось все возможное. Впрочем, истинные причины того, что наш алюминий все-таки оказался не по зубам любителям санкций из Вашингтона, кроются в несколько иной плоскости, чем простое соблюдение юридических формальностей.
В официальном заявлении по этому поводу, опубликованном на сайте американского Минфина, со ссылкой на его главу – Стивена Мнучина, говорится о том, что решение продиктовано, прежде всего, тем, что доля Дерипаски в упомянутых компаниях будет «существенно уменьшена», и он не будет «осуществлять контроль над их структурами». Более того, их представители согласились на проверки со стороны администрации США, и, вообще пообещали «быть паиньками», то есть «вести бизнес совершенно прозрачно».
Все это, конечно, замечательно (с точки зрения американских финансистов), однако, гораздо больший интерес представляет другой документ – обнародованное на официальном сайте внешнеполитической службы Европейского Союза открытое письмо послов семи стран – Великобритании, Ирландии, Швеции, Франции, Германии, Австрии и Италии. В нем дипломаты не просто поддержали, а, прямо-таки с неподдельным восторгом приветствовали отмену ограничений против российских алюминиевых гигантов. Оттарабанив дежурные и всеобязательные заверения в «глубокой приверженности к политике антироссийских трансатлантических санкций», которые, конечно же, непременно должны быть «надежными», они честно признались в том, что продолжение таковых в отношении структур Дерипаски грозит Европе крайне печальными «непреднамеренными последствиями».
Говоря начистоту, без российского алюминия тем отраслям европейской промышленности, которые так или иначе «завязаны» на этот металл – труба! В своем открытом письме послы вышеупомянутых стран откровенно говорят о том, что уже сейчас стоит вопрос не то что о полученных убытках, а, попросту, о выживании целого ряда заводов и фабрик, на которых заняты, в общей сложности, ни много ни мало, а 75 тысяч работников. Это – персонал четырех глиноземных заводов, четырех алюминиевых и великого множества «смежных производств». Для них после введения санкций наступила настоящая катастрофа – цены взлетели вверх, давно заключенные контракты посыпались ко всем чертям, налаженные цепочки поставок попросту обрушились. А в образовавшуюся на рынке нишу с присущим им напором уже рвутся китайцы...
Европейские дипломаты выражают горячую уверенность в том, что оглашенное Минфином США решение все-таки будет утверждено, и к уже имеющимся в их странах проблемам не добавятся еще и манифестации десятков тысяч голодных и взбешенных работяг. Как будто «желтых жилетов» мало... Обеспокоенность их, надо признать, имеет под собой определенные основания – сегодня в Америке идет отчаянная борьба за то, чтобы драконовские ограничения против «Русала» и прочих оставались в силе. Возглавляет таковую лидер демократов в Сенате США Чак Шумер, который уже подготовил специальную «резолюция неодобрения» по данному поводу. Таковая, можно не сомневаться, всенепременно будет внесена на рассмотрение законодателей как минимум, нижней палаты, вот только каковы шансы на ее принятие?
Шансы, скажем прямо, хлипкие. Палату представителей Конгресса, где сегодня бал правят демократы, готовые выражать свое неодобрение по любой инициативе, исходящей от Дональда Трампа - даже если таковой выскажется насчет того, что Солнце всходит на Востоке, она, конечно, пройдет. Но вот как раз верхнюю палату – Сенат, остающийся за республиканцами, вряд ли. Митч Макконел, в качестве лидера большинства, фактически, формирующий повестку дня, скорее всего, даже не будет ставить ее на голосование. Впрочем, даже если таковое и произойдет, причем – в благоприятном для русофобствующих демократов ключе, резолюцию вполне может заветировать лично Трамп. Есть у него такое право. А преодолеть президентское вето возможно только повторным голосованием – и не менее, чем двумя третями голосов в обеих палатах. Крайне маловероятно.
Скорее всего, те, кто мечтает навеки «вышибить» ведущие российские компании с мирового рынка, так и не сумеют ничего добиться до истечения положенных 30 дней, после которых решение Министерства финансов вступит в силу, и ограничения будут сняты. Вся эта ситуация заставляет лишний раз задуматься над вопросом: «Так кому все-таки хуже от антироссийских санкций? Нашей стране, или тем, кто их придумывает?»
А вы говорили в России нет других Лидеров... Есть. И когда они станут у руля, наши "партнёры" будут вспоминать Темнейшего, как самого доброго в мире Санту!