Вообще материал планировался совершенно не о том, о чем получается. В действительности, вместе с одним человеком от авиации мы обсуждали некоторые возможные варианты решения проблем Черноморского флота в свете последних событий.А последние события, знаете ли, не радуют, потому что очень уж напоминают год 1942-й, когда Черноморский флот забился в гавани Поти и Батуми и практически не участвовал в боевых действиях на море. Впрочем, об этом уже было написано столько, что повторять нет смысла. Но факт: Сталин берег корабли, поскольку осознавал их ценность в перспективе.
Путин тоже совершенно не желает расходовать корабли просто так, теша самолюбие украинских военных, поэтому хоть Батуми и Поти у нас как портов больше нет, все ценные боевые корабли перебазированы в Новороссийск, вне пределов досягаемости украинских Су-24 с ракетами «Шторм Шэдоу» и безэкипажных катеров-камикадзе. И вот о последних мы и планировали поговорить.Безэкипажный катер (БЭК), используемый в качестве управляемого противокорабельного вооружения дальнего радиуса действия, на самом деле представляет собой весьма эффективное оружие. Этакая противокорабельная торпеда для тех, у кого нет денег на нормальную торпеду и ее носитель.Пластиковый корпус, который практически невидим для радаров, минимальный тепловой след, потому что выхлоп отводится в воду, минимум металла в конструкции, да и сама конструкция в общем невелика.Уже были обсуждения на тему того, что с помощью РЛС эти катера практически обнаруживаются, а те, что засекали – дело наблюдательных постов и патрульных вертолетов. То есть работали в оптическом диапазоне. Но про оптику чуть далее, а на самом деле в статье про борьбу с БЭК при помощи палубных вертолетов, один из читателей высказал довольно здравую мысль насчет лидаров.Лидар, то есть, лазерный радар, мог бы успешно обнаруживать БЭК. И с авиационной платформы это было бы эффективно, ведь измеряют же лидарами глубины и даже мины ищут. Правда, мины искать дешевле и надежнее сонарами, но тем не менее, лидарами можно. Главное – подобрать длину волны. Красные волны почти полностью отражаются поверхностью моря, а зелёные частично проникают в воду, рассеиваются в ней, и отражаются от морского дна. Измерения, скажем прямо, не такие точные, как при помощи эхолота, а вот на фоне воды обнаружить пластиковый катер с иной отражательной способностью лидар мог бы запросто.Но это если и будет, то в недалеком будущем. Есть уверенность в том, что лазерная техника сможет оказаться полезной, поскольку чем-то искать пластиковое корыто, набитое взрывчаткой, надо.Но мы сегодня поговорим об оптике. О такой вещи, как оптическая прицельная станция или ОПС. В нашем случае об изделии СОЛТ-25, с помощью которого можно было вывести Су-25СМ3 на качественно новый уровень боевого самолета.Теперь пора сказать пару слов о том, почему Су-25. Старый и очень недобрый для врагов штурмовик, совершивший первый полет в 1975 году и вставший на вооружение в 1981-м. То есть, уверенно двигающийся к своему пятидесятилетнему юбилею на службе стране.Почему именно Су-25 мы сочли таким ценным самолетом в плане борьбы с БЭК? Да потому, что у него есть для этого в теории все. Судите сами: в чем отличие Су-25 от просто прекрасных Су-35 и Су-34, и чуть менее роскошного Су-30? Все три самолета – высотные. Тут надо понимать, что все три машины вполне могут летать на бреющем полете, пускать ракеты и стрелять из пушек. Но – опционально. Для нормальной работы им нужна высота, чтобы «увидеть» при помощи РЛС цель, себя на карте и так далее.Су-25 изначально создавался как штурмовик, то есть, самолет не всепогодный и предназначенный для уничтожения целей, находящихся в прямой видимости. И это определялось отсутствием у него бортовой РЛС. Да, РЛС «Копье» можно было использовать, но в контейнерном варианте на подвеске под фюзеляжем. Не самое удобное, скажем так, размещение, а учитывая специфику применения самолета – не самое долговечное.То есть, у нас есть самолет, который изначально проектировался для действий на малых высотах, по целям, находящимся в прямой видимости, без использования РЛС. Так? Так. То есть, по сути, у нас имеется идеальный охотник за целями, которые радаром не взять.Однако, чтобы пилот не стер глаза об однообразную водную гладь, выискивая там БЭК, небольшое (4-6 метров) суденышко, которое и над поверхностью воды не сильно выступает, ему нужна помощь. И помощь должна быть в виде ОПС, оптической прицельной системы. Комплекса, который способен увидеть цель, распознать ее, отследить и вычислить точку, куда надо будет отправить те же НУРСы. Идеальное, кстати, оружие против БЭК, тем, что дешево и сердито.И в модификации Су-25СМ3 такое устройство было запланировано.Вообще сама по себе модификация Су-25СМ3 довольно серьезная. Добавлена система спутниковой навигации ГЛОНАСС. Очень полезная опция. И были сделаны две попытки оснастить машину новой ОПС. Старый «Клен-ПС», простите, ну это винтовка Мосина. Стрелять, конечно, можно, но…Во многих СМИ тиражируется информация, что модификация Су-25СМ3 идет в серии с ПНК СВП-24-25 (вариант СВП-24 «Гефест» для Су-25), позволяющим повысить точность неуправляемых авиационных средств поражения до уровня управляемого оружия. Увы, как нам пояснил источник в НПК «Штурмовики Сухого», с СВП-24-25 был модернизирован ОДИН экземпляр самолета, который в настоящее время находится в Липецком авиацентре, где его должны были испытывать и сравнивать с другим комплексом. Но что-то пошло не так и испытания не состоялись.Сегодня на немногих экземплярах Су-25СМ3 (а изготовлено около полутора десятков машин) стоит ОПК СОЛТ-25 разработки и производства Красногорского завода имени С.А. Зверева. Это наш бывший «Зенит», если что.Давайте оценим накоротке, что такое СОЛТ-25 (очень накоротке, потому что думаю, у нас будет возможность сделать большую статью) и почему нам этот комплекс видится таким нужным и полезным.СОЛТ-25 – это устройство поиска и распознавания целей с их дальнейшим отслеживанием, созданное в стенах Красногорского завода. Разрабатывалось под использование на самолетах Су-25 и Як-130, что позволяло превратить последний из «летающей парты» в полноценный легкий штурмовик.Обзорно-прицельная система СОЛТ-25 обеспечивает круглосуточный обзор передней полусферы самолета, формирует и выдает цифровой телевизионный и (важно!) тепловизионный видеосигналы на отдельный дисплей в кабине пилота и измеряет дальность до объектов в зоне видения.СОЛТ-25 обеспечивает возможность вести круглосуточный поиск, обнаружение и распознавание целей. Система может сопровождать выбранные цели, как в автоматическом, так и в ручном режиме.В Су-25 систему планировалось интегрировать в фюзеляж, в Як-130 использовать в контейнерном варианте на подвеске. Система СОЛТ-25 состоит из восьми функциональных модулей и устройств, в том числе: - гироскопической системы стабилизации и наведения линии визирования; - телевизионного и тепловизионного каналов с возможностью двукратного увеличения; - лазерного дальномера-целеуказателя, способного работать более 15 секунд; - телетепловизионной системы автоматического сопровождения цели. Предварительно мы имеем штурмовик, оснащенный ОПС, которая прекрасно позволяет не просто видеть днем и ночью, но и распознавать цели и сопровождать их до момента принятия решения об атаке.Напоминаю, речь идет о целях, которые сложно увидеть с помощью РЛС.Вообще, когда из Су-25 выбрасывали напрочь устаревшее оборудование типа того же «Клена-ПС», то освободилась просто прорва места. Блоки, родом из 70-80-х годов прошлого века отличались размерами, так что все получилось просто прекрасно: и навигационная система вошла, и ОПС. И еще место осталось.А если к нашей теме добавить еще и разработки восьмидесятых годов…Был такой проект, как Су-25УБМ. Совместивший в себе все от проектов Су-25Т, Су-25ТМ (он же Су-39), Су-25УТГ. Двухместный самолет, с оператором, по проекту представлял собой противотанковый самолет с прицельным комплексом И-251 «Шквал» и ракетами «Вихрь». При этом с подвеской контейнерной РЛС «Копье-25» самолет мог атаковать воздушные цели ракетами РВВ-АЕ/Р-77 и корабли противокорабельными ракетами Х-31 и Х-35. Была изготовлена пробная партия из 8 самолетов, но в итоге некоторые наработки были использованы в более простой версии Су-25СММежду тем, это абсолютно наш вариант: двухместный самолет, где функции обнаружения и классификации целей берет на себя оператор, а летчик занимается своими обязанностями по управлению самолетом. Автопилот на штурмовике как-то не предусмотрен, потому оператор для рассматриваемого нами патрульного самолета совершенно полезная единица.В итоге летчик ведет самолет по маршруту, помогая при возможности оператору в визуальном поиске, оператор при помощи СОЛТ-25 ищет цели, а найдя совместными усилиями экипаж их при необходимости уничтожает всеми доступными для этого способами.500 км – небольшой боевой радиус? Да, но если вести поиск, например, в 100 км от Севастополя, то три самолета полностью обшарят всю акваторию района. Для поиска на удалении в 200 км потребуется четыре.Вообще идея нравится. Именно тем, что Су-25 с приличной ОПС способен обнаружить, а значит гарантировано уничтожить такую неприятную цель, как пластиковая полуторпеда. Противокорабельная ракета тоже неприятный противник, но их все-таки берет ПВО. По металлу, по тепловому и радиолокационному следу. Кроме того, ПКР может попасть рандомно, в ту же надстройку. Да, ущерб будет, но исправимый, как показывает практика. Хотя, конечно, может попасть и под ватерлинию, и тогда все будет много неприятнее.Но главная проблема в том, что недоторпеда попадет именно под ватерлинию. И это грозит большими неприятностями, поскольку ПТЗ сегодня как-то вот не в моде даже у военных кораблей.И у нас есть самолет, который теоретически в состоянии сделать это лучше, чем его более современные коллеги. Почему? Да потому, что хоть все наши современные истребители и имеют в своем оснащении ОПС, но где она расположена?Су-35Су-30Су-57Правильно, все там же: на носу, справа от пилота. Почему? Да потому, что это истребители, и им важнее «держать» под наблюдением переднюю верхнюю полусферу. А где аналогичное оборудование у Су-25? Ну да, излучатель и камера смотрят вперед-вниз, а приемник лазерного дальномера в носу. Точно так же будет смотреть и СОЛТ-25, именно вперед-вниз, поскольку основное количество целей для штурмовика будет находиться именно там. И это удобно в нашем случае, потому что цели в волнах будут тоже внизу.Кажется, решение проблемы найдено? Есть самолет, есть необходимая аппаратура, возможно, что в Улан-Удэ сохранилась оснастка для выпуска двухместных самолетов. Остается только изготовить небольшую партию для испытаний, буквально 5-6 самолетов и отправить их в Крым, в Саки. И чтобы там они прошли испытания не то что в обстановке, приближенной, а самой что ни на есть, боевой.Ведь работают сейчас в СВО Су-25СМ3? Работают, причем, настолько успешно, что вопрос в том, нужна ли такая модификация армии, не стоит.Но оказалось, радоваться рановато. Не все так радужно, как нам хотелось бы.Оказывается, весь процесс модернизации Су-25 до СМ3 находится под очень большим вопросом. Так, по крайней мере, это рассматривают в «Штурмовиках Сухого», и причиной называют происходящее на том самом Красногорском заводе имени Зверева, где и был создан и вроде бы пошел в серию упомянутый СОЛТ-25.В Красногорске складывается пока не очень понятная на первый взгляд ситуация. Очередные перестановки-перетусовки кадров, естественно, под флагом оптимизации. Причем, оптимизации удивительной. По имеющимся у нас сведениям, последние дни декабря ушедшего года, стали последними днями работы главного конструктора того самого изделия СОЛТ-25, на который вообще делалась ставка во всей нашей теории.Конечно, любой эффективный менеджер нам скажет, что незаменимых людей вообще нет, и главный конструктор – не такая уж важная фигура в игре, но я спросил у своего собеседника, а вот как они посмотрят на аналогичное увольнение Владимира Петровича Бабака у себя? А все просто – ответили мне – у Бабака, который с 1991 года главный конструктор ОКБ Сухого вообще и с 1992 года глава НПК «Штурмовики Сухого», весь самолет в голове. И не только по винтикам и заклепкам, а вся производственная пирамида, в которой случается всякое. Можно его заменить? Конечно, можно. И рано или поздно это придется сделать, возраст – штука такая… Вопрос только в том, насколько это эффективно получится сделать.Тут можно посмотреть в историю, хорошо получилось заменить Петлякова, Лавочкина, Мясищева? КБ были, были соратники, коллеги, ученики… И после смерти руководителей разве некому было заменить их? Но вот как-то не вышло. И в лучшем случае, КБ влились в другие структуры. Заменить конструктора не так просто, как кажется.В общем, наши теоретические изыскания – это хорошо. Но их цена не очень велика, учитывая особенности реалий в нашей стране. И да, получается, что Су-25СМ3, самолет, который уже существует в металле, может получиться несколько иным по сути своей, если не будет оптической прицельной системы. А вообще на предприятиях концерна «Швабе» происходят странные вещи. Загорский оптико-механический завод, сдавший свои помещения частной лавочке пиротехников, после взрыва находится в непонятном состоянии, Красногорский завод тоже трясут лихорадочные перемены. Мы приняли решение пристально всмотреться в эту тему, чтобы понять суть происходящего.Ну а пока украинские безэкипажные катера по-прежнему будут искать в волнах наблюдатели с биноклями и экипажи вертолетов морской авиации. До двухместных Су-25СМ3 с новыми ОПС еще очень и очень далеко...