Прорыв немецкой обороны. Вечером 7 апреля советские войска провели разведку боем, которая подтвердила прежние сведения о расположении позиций противника в районе Перекопа и Сиваша. Перед наступление тяжёлая артиллерия несколько дней наносила удары по долговременным сооружениям противника. 8 апреля в 8:00 в полосе 4-го Украинского фронта началась мощная артиллерийская подготовка, которая продолжалась 2,5 часа. Она сопровождалась авиационными ударами по немецким позициям. Сразу после артподготовки войска 4-го Украинского фронта перешли в наступление.
Командующий 17-й немецкой армией, правильно определив главное направление удара 51- армии, быстро подтянул армейские резервы. Бои приняли ожесточённый характер. Наносившие главный удар 1-й гвардейский и 10-й стрелковый корпуса (командиры — генералы И. И. Миссан и К. П. Неверов) 51-й армии на Тархано-Ишуньском направлении смогли прорвать только первую и частично вторую траншеи противника. Наступавший на вспомогательных направлениях - каранкинском и тойтюбинском, 63-й стрелковый корпус генерала П. К. Кошевого действовал более успешно. Он прорвал оборону 10-й румынской пехотной дивизии. Командование фронта 9 апреля для развития успеха корпуса ввело в прорыв дивизию второго эшелона этого же корпуса, усилив её гвардейской танковой бригадой и гвардейским танковым полком. Также удар поддержала артиллерия и самолеты 8-й воздушной армии. В результате вспомогательный удар 51-й армии Крейзера стал перерастать в главный. 9 апреля шли жестокие бои. 63-й корпус, отражая яростные контратаки 111-й немецкой пехотной дивизии, 279-й бригады штурмовых орудий и 10-й румынской дивизии, продвинулся на 4-7 км, захватив несколько опорных пунктов противника. Командование фронта подкрепило стрелковый корпус бригадой реактивной артиллерии и передало ему из армейского резерва 77-ю стрелковую дивизию.
В это же время на Перекопском направлении тяжёлые бои вела 2-я гвардейская армия Захарова. В первый же день наступления гвардейцы освободили Армянск. К концу дня 9 апреля армия провала немецкую оборону на Перекопе. Немецкие войска стали отходить на ишуньские позиции. При этом гитлеровцы постоянно контратаковали. Так, 9 апреля воины 13-го гвардейского и 54-го стрелковых корпусов отбили 8 контратак неприятеля. В ночь на 10 апреля, для содействия наступления 13-го гвардейского корпуса, в тыл немцам выбросили десант (усиленный батальон под началом капитана Ф. Д. Диброва и капитана М. Я. Рябова). За успешные действия весь состав батальона был удостоен государственных наград, а Диброву присвоили звание Героя Советского Союза. К концу 10 апреля 51-я и 2-я гвардейская армии пробили немецкую оборону у Сиваша и Перекопа.
Командование 17-й армии запросила у штаба группы армий «А» разрешение на отвод сил к Севастополю. Разрешение дали. 5-й армейский корпус получил приказ отходить к Севастополю. Немецкое командование с 10 апреля начало эвакуацию тыловых служб, транспорта, гражданских служащих, коллаборационистов и пленных. Однако эвакуацию приостановил Гитлер. 12 апреля он приказал оборонять Севастополь до конца и не эвакуировать боеспособные части. Против этого решения выступило командование 17-й армии, группы армий «Южная Украина» и начальник генштаба сухопутных войск Курт Цейтцлер. Они хотели сохранить боеспособность армии. Но Гитлер настоял на своём решении.
Командование 17-й армии, понимая, что Крым не удержать, старалось провести подготовительные мероприятия для вывоза войск. Уже 8 апреля началась разработка указаний о создании групп эвакуации. В первую очередь планировали вывезти части и подразделения, которые не участвовали непосредственно в боевых действиях. Для снабжения, технического обеспечения оставляли только небольшое количество людей. В тыл выводили «хиви» - «добровольные помощники» вермахта, служившие во вспомогательных частях, а также бывшие карателями, строителей, контрразведку и агитационные органы. В Севастополь приказали свезти как можно больше боеприпасов и продовольствия.
Одновременно немцы приступили к разрушению инфраструктуры Крыма. Немецкое командование планировало уничтожить или вывести из строя коммуникации, гавани, порты, важные хозяйственные строения, аэропорты, средства связи и т. д. По плану гитлеровцев СССР должен был долго восстанавливать Крым и не иметь возможности использовать полуостров как операционную базу. Собственное военное имущество вывозили или приводили в негодность. Немцы все делали тщательно, пунктуально. Разрушались дороги, горели селения, рушили столбы, убивали людей. Однако наступление советских войск, которым содействовали партизаны, было настолько стремительным, что большая часть плана по разрушению Крыма так и не была реализована.
10 апреля комфронта Толбухин приказал подтянуть 19-й танковый корпус ближе к переднему краю, чтобы утром 11 апреля бросить его в бой. Танкисты должны были освободить Джанкой, а затем наступать в направлении Симферополь – Севастополь, чтобы рассечь крымскую группировку противника, не дать врагу осуществить организованный отход. 19-й танковый корпус с частями усиления перед наступлением имел в своем составе: 187 танков, 46 САУ, 14 БТР, 31 бронемашину, более 200 орудий и минометов, 15 реактивных установок БМ-13. Комкор Васильев во время осмотра местности был тяжело ранен осколком сброшенной с самолета бомбы, поэтому командованием корпусом принял его заместитель полковник Поцелуев (хотя он тоже был легко ранен). Он командовал корпусом до конца Крымской операции.
Немцы до вступления в бой 19-го танкового корпуса были в неведение о его расположении на Сивашском плацдарме. Командование 17-й армии читало, что советский танковый корпус находится в районе Перекопа, где они ожидали главный удар 4-го УФ. Хотя вся техника и вооружение корпуса была в марте 1944 года переброшены на плацдарм южнее Сиваша. Переправа осуществлялась ночью или в плохих погодных условиях. Инженеры и саперы подготовили замаскированные укрытия. Следы гусениц заметали. Поэтому удар советских танкистов у Сиваша был для противника внезапным.
В 5 часов 11 апреля войска 63-го стрелкового корпуса при поддержке 19-го танкового корпуса завершили прорыв немецкой обороны на Сивашском участке. Советские танкисты стремительно продвигались к Джанкою. Уже в 11 часов 11 апреля передовой отряд ворвался в северную часть города. С юга удар поддержали мотострелки. Немецкий гарнизон, имеющий в своём составе до полка пехоты, два дивизиона артиллерии, четыре штурмовых орудия и бронепоезд, упорно оборонялся. Город был освобожден от гитлеровцев к вечеру 11 апреля. Кроме того, советские танкисты разгромили немецкий аэродром в районе Веселого (15 км юго-западнее Джанкоя), и захватили важный железнодорожный мост в 8 км юго-западнее Джанкоя.
11 апреля командование 4-го УФ с целью быстрейшего освобождения Крымского полуострова сформировало подвижную группу фронта. В неё вошли 19-й танковый корпус, 279-я стрелковая дивизия (два полка были посажены на автотранспорт) и 21-я отдельная истребительно-противотанковая артиллерийская бригада. Подвижную группу возглавил заместитель командующего 51-й армией генерал-майор В. Н. Разуваев.
Войска Отдельной Приморской армии, заметив отход сил немецкого 5-го армейского корпуса, также начали наступление. В 21 час 30 минут 10 апреля, после сильной артиллерийской и авиационной подготовки, пошли в атаку передовые части армии, а в 2 часа 11 апреля – основные силы. Соединения 3-го горно-стрелкового корпуса под командованием генерала А. А. Лучинского прорвали немецкую оборону и заняли хорошо укрепленный опорный пункт немцев Булганак и стали выдвигаться к Турецкому валу. Войска 11-го гвардейского корпуса генерала С. Е. Рождественского и 16-го стрелкового корпуса генерала К. И. Провалова также прорвали немецкую оборону и освободили Керчь. Много немцев и румын не успели сбежать, и попали в плен.
11 апреля Верховный Главнокомандующий Иосиф Сталин объявил благодарность войскам 4-го Украинского фронта, которые прорвали мощную оборону противника на Перекопе, Сиваше и освободили Джанкой, а также Отдельной Приморской армии, которая освободила Керчь. В Москве прогремел салют в честь победоносных советских войск.
Советские морпехи устанавливают флаг на горе Митридат в Керчи
Освобождение полуострова
Решающую роль в преследовании отступающего противника сыграл рассекающий удар подвижной группы фронта. Наступление подвижной группы на Симферополь отрезало северную группировку 17-й армии керченской группировки. Большую поддержку наступающим войскам 19-го танкового корпуса оказала советская авиация, которую вызвали с помощью радиостанций, бывших в голове корпуса. Советская авиация имела в воздухе полное преимущество.
Левый фланг подвижной группы (202-я танковая бригада, 867-й самоходный артполк и 52-й отдельный мотоциклетный полк) наступал в направлении Джанкой – Сейтлер, Карасубазар – Зуя, навстречу Отдельной Приморской армии. 12 апреля советские войска заняли Сейтлер. В этот же день советские танкисты при поддержке партизан в районе Зуи разгромили большую колонну противника, которая отступала в сторону Симферополя. Так, подвижная группа 4-го УФ перерезала путь на Севастополь через Симферополь для войск немецкого 5-го армейского корпуса. В это время главные силы 19-го танкового корпуса продолжали наступление на Симферополь. В этом же направлении наступала и 51-я армия Крейзера.
Основные силы 19-го танкового корпуса в районе Сарабуза встретили сильный узел сопротивления. Здесь оборону держала только что созданная боевая группа под руководством командира немецкой 50-й пехотной дивизии генерал-лейтенанта Сикста. В боевую группу входили гренадерский батальон немецкой 50-й пехотной дивизии, румынский мотополк, саперный батальон и батарея зенитных орудий. Советские танкисты не стали ввязываться в затяжной бой и обойдя позиции противника, продолжили движение на Симферополь.
12 апреля 2-я гвардейская армия Захарова проврала немецкие позиции на реке Чартолык. Армия Захарова стала развивать наступление вдоль западного побережья и на Евпаторию. На всех направлениях подвижные отряды преследовали противника. 12 апреля передовые силы Отдельной Приморской армии вышли к Ак-Монайским позициям противника. Однако с ходу не смогли прорвать немецкую оборону. Только подтянув артиллерию и нанеся мощный артиллерийско-бомбовый удар (авиация совершила 844 боевых вылета за день), армия Ерёменко прорвала немецкую оборону. К концу дня весь Керченский полуостров был освобожден от сил противника. Генерал А. И. Ерёменко решил направить подвижную группу армии направить на Старый Крым, Карасубазар, чтобы установить связь с войсками 4-го УФ. В этом же направлении наступали передовые отряды и главные силы 11-го гвардейского стрелкового и 3-го горнострелкового корпусов. 16-й стрелковый корпус получил задачу наступать на Феодосию и далее вдоль побережья на Судак, Ялту и Севастополь. Войска немецкого 5-го корпуса в основном отступали вдоль побережья. Большую роль в преследовании противника сыграли партизаны. Так, крымские партизаны разгромили немецкий гарнизон в Старом Крыму. Правда, немцы подтянули подкрепления и выбили партизан из города. В Старом Крыму гитлеровцы устроили кровавую бойню, убив и ранив сотни мирных жителей.
12 апреля войска Отдельной Приморской армии были на подходе к Феодосии. В этот день авиация Черноморского флота нанесла мощный бомбово-штурмовой удар по Феодосийскому порту и судам, которые там находились. В результате эвакуация немецких войск морем из Феодосии была сорвана. 13 апреля войска 16-го стрелкового корпуса освободили Феодосию. В этот же день большая группа штурмовиков и бомбардировщиков ВВС Черноморского флота под прикрытием истребителей нанесла удар по порту Судака. Советские самолеты потопили три большие баржи с солдатами противника и 5 барж повредили. После этого налёта немцы больше не рисковали эвакуировать войска морем в Севастополь. Солдаты, на глазах которых три баржи переполненные людьми, ушли под воду, категорически отказывались садиться на суда. Немцы и румыны продолжили отступление к Севастополю по горным дорогам. Авиация 8-й и 4-й воздушных армий, Черноморского флота наносила мощные удары по отходящим колоннам противника и транспортным узлам. Штурмовики и бомбардировщики создавали завалы на горных дорогах. Подвижные части наступающих корпусов и армий, партизаны не давали немцам передышки.
Летчики морской авиации Черноморского флота перед заданием
Истребители Як-9Д, 3-я эскадрилья 6-го Гвардейского истребительного авиаполка ВВС Черноморского Флота
Подвижная группа Отдельной Приморской Армии под началом командира 227-й стрелковой дивизии полковника Н. Г. Преображенского (в неё входили соединения 227-й стрелковой дивизии на автотранспорте и 227-й отдельный танковый полк) вышла к Старому Крыму. При поддержке партизан Восточного отряда Кузнецова подвижная группа освободила поселение. Затем подвижный отряд при поддержке партизан Северного отряда освободила Карасубазар. Здесь была разгромлена колонна противника, следовавшая в Симферополь. В этот же день в Карасубазаре войска 4-го Украинского фронта соединились здесь с частями Отдельной Приморской армии.
Во время наступления советские воины проявляли героизм и самоотверженность. Так, 13 апреля 1944 г. в районе села Ашага-Джамин (современное село Геройское) Сакского района девять разведчиков 3-го гвардейского мотоинженерного и 91-го мотоциклетного отдельного батальонов приняли неравный бой с противником. Командовал подразделением гвардии сержант Н. И. Поддубный, его заместителем был гвардии младший сержант М. З. Абдулманапов. В составе отряда были гвардии красноармейцы П. В. Велигин, И. Т. Тимошенко, М. А. Задорожный и Г. Н. Зазарченко, красноармейцы В. А. Ершов, П. А. Иванов и А. Ф. Симоненко. Они сражались около двух часов. Советские воины отбили три атаки роты противника, а затем несколько батальонных атак. Немцы были вынуждены провести артподготовку, а затем предприняли новую атаку. Разведчики дрались яростно, когда закончились боеприпасы, они, многие уже раненые, вступили с врагом в рукопашную схватку. Немецкое командование приказало взять разведчиков живыми. Оставшихся в живых бойцов связали колючей проволокой и пытали, выкалывали глаза, дробили кости, кололи штыками. Никто не сказал ни слова. Тогда немецкий офицер спросил молодого аварского парня Магомеда Абдулманапова: «Ну, они русские, а ты кто? Чего молчишь? Чего тебе терять? Ты чужой для них. Каждый должен думать о своей жизни. Откуда ты?». Советский воин ответил: «Известно, откуда. Мы все — дети одной матери-Родины!». После этого его долго мучили и перед смертью вырезали на груди звезду. После зверских пыток гитлеровцы расстреляли героев на окраине села. Только один из них - пулеметчик В. А. Ершов, получивший 10 огнестрельных и 7 штыковых ран, чудом выжил. 16 мая 1944 г. все девять героев были удостоены звания Героя Советского Союза.
13 апреля подвижная группа 4-го УФ освободила от противника Симферополь. В освобождении города также участвовали бойцы Северного и Южного соединений партизан. В этот же день части 2-я гвардейской армии Захарова освободили Феодосию. В Москве трижды прогремели победные салюты в честь освободителей Феодосии, Евпатории и Симферополя.
САУ СУ-152 1824-го тяжелого самоходно-артиллерийского полка в Симферополе
Битва за Крым продолжалась с прежним ожесточением. Командование 19-го танкового корпуса считало, что целесообразно направить все силы от Симферополя к Севастополю, чтобы на плечах гитлеровцев ворваться в город. Однако командующий подвижной группой фронта Разуваев думал иначе. Он приказал части сил корпуса идти в район Карасубазара, для перехвата сил немецкой керченской группировки. Другие войска были направлены в Алушту, для перехвата сил противника отступающих вдоль морского побережья. И только две танковые бригады преследовали немецкие войска, которые отступали через Бахчисарай в Севастополь. В результате силы подвижной группы фронта были распылены, и немецкое командование получило возможность организовать оборону Севастополя. Командование 19-го танкового корпуса доложило о ситуации командующему фронту, и решение Разуваева было отменено. Однако части подвижной группы уже выполняли первый приказ, и быстро изменить положение было невозможно. Драгоценное время было потеряно.
Ранним утром 14 апреля советские войска и партизаны освободили Бахчисарай. Партизаны Южного соединения успели уничтожить поджигателей и спасли город от гибели. Командование 19-го танкового корпуса перегруппировало силы и решило нанести удар на Качу, Мамашай, а затем выйти к северной окраине Севастополя. Танкисты к вечеру овладели селами. В районе сел Качи и Мамашай бригады 19-го танкового корпуса соединились с передовыми силами 2-й гвардейской армии, которые обходя узлы немецкой обороны и не ввязываясь в затяжные бои, стремительно вышли к Севастополю. В ночь на 14 апреля советские войска, атакой с севера и с востока (наступали 16-й стрелковый корпус Отдельной Приморской армии и мотострелковая бригада 19-го танкового корпуса), при поддержке партизан, взяли Алушту.
Однако, несмотря на высокие темпы наступления советских войск, основные силы немецкой северной группировки – 49-й горно-стрелковый корпус под командованием Рудольфа Конрада, сумели выиграть эту гонку и сохранить артиллерию. 49-й корпус Конрада занял оборонительные рубежи Севастополя. 15 апреля к Севастополю вышли главные силы 2-й гвардейской и 51-й армий. Командование 4-го Украинского фронта решило не ждать подхода войск Отдельной Приморской армии и попытаться взять город с ходу.
Предварительные итоги
За семь дней наступления Красная Армия освободила от противника почти весь Крымский полуостров. Достигшие «крепости Севастополь» (так город называло немецкое командование) немецкие и румынские части были в плачевном состоянии. Румынские соединения, по сути, развалились. Немецкие дивизии понесли большие потери и превратились в усиленные полки. Потери немецких и румынских войск за этот период превысили 30 тыс. человек.
Одновременно командование 17-й армии вело усиленную эвакуацию. Эвакуировали тыловые, инженерные и строительные части, снабженцев, гражданских служащих, коллаборационистов и военнопленных. С 12 по 20 апреля с полуострова вывезли 67 тыс. человек.
Продолжение следует…
«Переживания» западных экспертов связаны с тем, что «русским даже не нужно перемещать БРСД «Орешник» из Астраханской области, чтобы достать им до лю