От вторжения Турции в Сирию нас отделяют, может быть, считанные дни. Сегодня практически целый армейский корпус в составе 1 танковой и 2 механизированных дивизий с частями поддержки и обеспечения сосредоточен на границе с провинцией Идлиб. Уже несколько дней разведка турецкой армии усиленно работает в приграничной полосе и прощупывает позиции противника, что говорит о последних приготовлениях армии к вторжению...
Роль Турции в победах Асада
Турция контролировала Идлиб до лета 2017 года при помощи своих спецсужб и так называемых отрядов протурецкой оппозиции. В том числе и благодаря этому правительственной армии в конце 2016 года удалось быстро сломить сопротивление боевиков в Алеппо и договориться о выходе их остатков из города (а это примерно 8 000 человек).
Также в самые важные месяцы весны 2017 года именно контроль Анкары над Идлибом позволил САА начать широкомасштабные наступательные операции по освобождению восточной части провинции Алеппо, Хамы и Хомса.
Не контролируй Анкара Идлиб в мае-июне 2017 года, правительственной армии не удалось бы предотвратить катастрофическое по своим политическим последствиям наступление курдов на западном берегу Евфрата и соединения их частей с наступающими боевиками южного фронта. Тогда счет шел на дни. И как раз эти дни и недели САА дала Анкара, которой тоже не очень хотелось видеть сухопутный коридор между Иорданией и Курдистаном.
Как говорится, тут интересы Дамаска, Москвы и Анкары полностью совпали, а потому и было такое сердечное взаимопонимание и взаимовыручка.
«Ответ» США и проблемы союзников
США не могли спокойно смотреть, как один за одним рушатся их планы в Сирии, а потому переворот, учиненный боевиками «Ан-Нусры» (запрещена в РФ) в июле 2017 года, был отчаянной попыткой Вашингтона сорвать наступательные операции сирийской армии или хотя бы притормозить их успешное развитие.
«Ан-Нусра» фактически в тылу воюющих с ИГИЛ (запрещено в РФ) основных частей САА — не самое лучшее соседство, что и показали бои сентября, когда самоубийственная атака боевиков в районе Маана была вовремя вскрыта и отбита. Но сама угроза повторения таких операций сковывает силы армии до сих пор.
Да и вообще само присутствие боевиков «Ан-Нусры» в провинции Идлиб делают сирийское примирение несбыточной мечтой, а потому надо понимать, что военной операции по принуждению к миру в этом районе — быть. И очень хорошо, что главной ударной силой здесь станет Турция и контролируемая ею «оппозиция».
Кстати, и Россия с Дамаском и Тегераном тоже почти готова помочь своим турецким союзникам в этом вопросе. Акербатский котел канул в Лету и силы на этом направлении освободились. Правительство просто обязано брать под свой контроль трассу Алеппо — Хама и территории восточнее ее. Это обеспечит устойчивость его позиций в этом втором по значимости городе Сирии и позволит иметь лучшие стартовые условия на переговорах после окончания основных боевых действий.
Прелюдия
В общем, ситуация созрела и даже перезрела. И лучше всего это чувствуется в самой Турции, которая потеряв контроль над ситуацией в своей зоне ответственности в Сирии, может потерять и часть дивидендов, на которые она рассчитывает. А потому нет ничего удивительного в тех словах, которые произнес президент Турции Реджеп Эрдоган на открытии 26-го консультационного заседания ПСР в Афьонкарахисаре:
«То пространство, которое было очищено нами в регионе благодаря операции "Щит Евфрата", мы сейчас расширяем, предпринимая новые шаги и работая для безопасности Идлиба. В Идлибе проходит серьезная операция, которая будет продолжаться. Мы не можем сказать нашим братьям, которые бегут из Алеппо и прибывают в Идлиб: «Умирайте или оставайтесь». Мы должны протянуть им руку помощи. Сейчас уже предпринимаются шаги, и они продолжаются. По окончании операции в Идлибе в этом вопросе будут продолжать предприниматься и другие, новые инициативы. Турция не сможет сказать "Добро пожаловать" тем, кто создает опасность для Турции внутри ее границ и за ее пределами. Наоборот, мы должны на месте устранять эти угрозы в момент их появления, дай Аллах, мы достигнем успеха в этом вопросе. Когда мы достигнем успеха в этом, мы уже будем сильной Турцией. В настоящий момент мы уже предприняли некоторые шаги и продолжаем их предпринимать».
Турции надо любой ценой ломать через колено ситуацию в Идлибе. Если она этого не сделает, то ее роль в регионе по итогу сирийской кампании может значительно ослабнуть. Не взять под свой контроль ни одной значимой части Сирии, не предотвратить образование курдской даже просто автономии и рассчитывать, что ее интересы будут соблюдены, — верх наивности. Даже пусть они и совпадают сегодня с российскими и в некоторой степени иранскими.
А потому ждем. Судя по всему, ждать осталось недолго.
Невыездной Нетаньяху. Западные страны признавшие выданный МУС ордер на арест Нетаньяху и Галланта. Также к списку присоединилас