Российский вице-премьер Дмитрий Рогозин отреагировал на заявление секретаря СНБО коротко и емко. «Дебил», - написал он у себя в твиттере. И реакция эта вполне объяснима. Для тех, кто не в курсе, что такое «грязная» бомба, коротко расскажу. В отличие от атомной, она является не ядерным, а радиологическим оружием и была придумана несколько раньше. Принципиальное их отличие в следующем. При применении ядерного оружия взрыв происходит в результате реакции расщепления атомов урана или плутония, образуя сокрушительную ударную волну, сметающую все на своем пути. Побочным эффектом выступают радиация и световое излучение. «Грязную» же бомбу, подрывает обычный, неядерный снаряд, однако он подрывает радиоактивные элементы, распространяя по округе их изотопы, загрязняя все вокруг.
То есть если в ядерном оружии ставку делают непосредственно на взрыв, а побочные последствия относительно недолговременны (так Хиросиму и Нагасаки отстраивали заново уже спустя четыре года), то в «грязной» бомбе не так страшны разрушения от разрыва снаряда, как поражение местности, которое может сохраняться десятилетиями. Нечто подобное представляет из себя зона отчуждения, появившаяся после аварии на Чернобыльской АЭС.
«Грязную» бомбу, несмотря на эти различия, иногда называют атомной бомбой для бедных, потому что для ее создания не требуются слишком серьезные ресурсы: научные центры, высокотехнологичные производства, а главное — оружейные уран с плутонием. Ее можно собрать чуть ли не на коленке, по сути присобачив радиоактивные элементы к имеющемуся снаряду. Опрошенные нашим журналом эксперты единогласно заявили, что создание такого оружия на Украине вполне реально. «Грязную» бомбу, конечно, они создать могут, потому что у них есть ядерные реакторы на атомных электростанциях, и если они возьмут оттуда облученный уран и соберут его вместе, а потом где-нибудь грохнут, то произойдет распыление радиоактивной пыли и загрязнение территории», - рассказал PolitRussia военный обозреватель ТАСС, полковник в отставке Виктор Литовкин.
С ним согласен и главный редактор еженедельника «Национальная оборона», член Общественного совета при Минобороны РФ Игорь Коротченко: «Такая возможность на Украине есть. Сеть атомных станций, которые имеются, а также исследовательские ядерные реакторы — все это возможность для получения высокоактивных радиоактивных веществ и отходов, собственно из которых и можно сделать «грязную» атомную бомбу... Судя по заявлениям Турчинова, работы уже начались, они профинансированы и санкционированы высшим политическим руководством в Киеве. Здесь еще серьезный аспект — нужен носитель. Но есть завод Южмаш, который занимался производством стратегических баллистических ракет. Там, в принципе может быть создан в достаточно короткие сроки носитель с дальностью пуска несколько сот километров».
То есть сделать-то можно, вопрос — зачем. «Грязные» бомбы потому и не применяются нигде, что разрушительная сила их взрыва слишком мала, а последствия для местности чересчур серьезные. При ведении боевых действий такое сочетание совершенно не уместно. Потому такие бомбы считают оружием ядерного терроризма, когда цель — уничтожить неугодные территории, причем плевать на какой срок. Канал National Geographic смоделировал последствия, которые ожидают среднестатистический американский город, если в нем произойдет теракт путем подрыва грузовика с «грязной» бомбой на борту, желающие могут результатами ознакомиться. И вот тут становится действительно страшно. С учетом оголтелости украинских националистов и культивируемых там русофобских настроений, невольно задумываешься, не взорвется ли однажды подобный снаряд где-нибудь в центре Москвы. Впрочем, в данном случае успокаивает то, что к угрозам терактов наша страна привычна еще со времен чеченских войн, и научилась их предотвращать достаточно успешно. К примеру, лишь за прошлый год наши органы безопасности не допустили 60 преступлений террористической направленности, включая восемь попыток терактов.
Эксперты также допускают, что нечто подобное может предпринять Киев, но при этом уверяют, что паниковать не следует. «Существует угроза. Можно эти вещи взорвать в популярном месте и заразить территорию. Придется ее обрабатывать, люди могут заболеть белокровием, есть риск раковых заболеваний. Безусловно, эти опасности есть. Но я думаю, что у нас на границе радиационный контроль поставлен достаточно хорошо. В аэропортах установлена специальная техника, которая улавливает радиационные излучения. Не представляю, как через границу эти устройства можно пронести. Также надо понимать, что человек, который это устроит, он сам же первым погибнет, станет смертником», - считает Виктор Литовкин. «Характер этого режима заставляет просчитывать самые неблагоприятные сценарии», - комментирует Игорь Коротченко возможность терактов, однако эксперт все же предполагает, что Украина преследует иные цели. «Это (украинский режим - Авт.) военно-политическая диктатура, разумеется для них крайне важно иметь некое средство для шантажа, во-первых, Донбасса, а во-вторых — Российской Федерации. Наверное, такие цели режима, который абсолютно авантюристичен, безответственен, но которому хочется иметь некую дубинку, чтобы пугать окружающих его соседей... Можно начать шантаж в отношении Крыма и в отношении Донбасса, угрожать южным регионам России. Это очень серьезные намерения, и их надо рассматривать крайне серьезно», - предостерег собеседник PolitRussia.com.
В качестве ответа на заявления Турчинова и попытки создать «грязную» бомбу, Россия может обратить на это внимание мировой общественности. Однако в результативность подобных шагов мало кто верит. «Что касается официальной реакции, думаю, что необходимо ставить вопрос в Совете Безопасности ООН перед Западом, потому что фактически это оружие для ядерного терроризма. Совершенно очевидно, что Киев готов выступать с ядерным шантажом. Поэтому надо делать все, чтобы бить ему по рукам, и заставить Запад оказать давление на Киев, чтобы эти работы не превратились в создание конкретных образцов. Хотя в это верится с трудом, тем не менее нужно дипломатически использовать такую возможность», - предлагает Игорь Коротченко. «Поскольку за спиной у Турчинова находятся Соединенные Штаты, Вашингтон, я не думаю, что кто-нибудь будет реагировать. Соединенные Штаты сегодня настроили всю Европу и все западные СМИ, будто все действия Украины правильные. Обратите внимание, Украина приняла два закона, где отреклась от своей истории, и никто на Западе своего возмущения не выразил. Они провозгласили бандитов и фашистов национальными героями. Даже поляки, которых те резали в 42-43 годах, и то молчат... Сиюминутная конъюнктурная западная политика очень лицемерна, и я не уверен, что кто-либо что-нибудь скажет», - полагает Виктор Литовкин.
Однако в случае создания обещанного Турчиновым оружия действовать все же придется. Причем вне зависимости от того, скажет ли свое слово мировая общественность. Игорь Коротченко предлагает следующую реакцию: «Во-первых, Россия должна внимательно отслеживать ход работ в этой сфере на Украине, это касательно вопросов разведки... Ну а если Украина вдруг создаст такое оружие с явными угрозами в адрес нас, я думаю, мы должны поступить так, как в свое время планировали поступить Израиль и США в отношении военной ядерной программы Ирана. То есть нанести превентивный обезоруживающий удар, чтобы не дать возможность Украине иметь такое оружие. Здесь у нас руки развязаны полностью. Потому что это абсолютно безответственный режим фашистского типа. Мы не можем позволить ей создать «грязную бомбу», а тем более носитель, с помощью которого она может быть применена. Здесь все средства хороши. У нас есть высокоточное оружие, в обычном оснащении. Как только они развернут (готовое оружие — Авт.) и попытаются шантажировать нас, надо его уничтожать. Не вступая в войну с Украиной, а заявляя, что проведена операция нацеленная на лишение Украины возможности заниматься ядерным шантажом».
Источник: http://politrussia.com