«Победа над вражеской армией без боя и без траты ресурсов — настоящая вершина совершенства» (Сун Цзы).
По мере того, как войска, захватившей власть на Украине Хунты, стали нести всё более ощутимые потери, экспертное сообщество заговорило о «гибридной войне», которую невозможно выиграть исключительно военным путем на полях сражений. Уже к середине лета прошлого года администрация США публично признала, что против Хунты и ее сторонников на Западе ведется успешная информационная война, для противодействия которой необходимы не военные методы, а использование средств массовой информации. Особенно важные для формирования положительного образа Хунты, как в глазах жителей оккупированных территорий, так и среди граждан Евросоюза и США.
Следует отметить, что впервые за несколько последних десятилетий, США столкнулись с мощным информационным противодействием, вынудивших Вашингтон и их союзников срочно пересматривать свою политику по отношению к Хунте и свои планы поддержки Киева. О растерянности, царившей прошлым летом во властных кабинетах Белого дома, свидетельствуют необдуманные публичные заявления Госдепартамента США. Например, в первой половине августа 2014 года внешнеполитическое Госдепартамент обратился к американским артистам с просьбой не выражать публично свою поддержку Москве. Произошло это после посещения России Микки Рурком и Стивеном Сигалом. Причем первый позировал в футболке с изображением Путина.
Этот пример, равно как и опросы общественного мнения, убедили руководство США срочно пересмотреть свою информационную политику. В результате, палата представителей Конгресса проголосовала за согласованный двухпартийный законопроект, которым создается новое информационное агентство США и закрывается «Совет управляющих радиовещанием», формально работающий на общественных началах, но назначаемый президентом Обамой. Согласно этого законопроекта, «Голос Америки» становится инструментом внешней политики США, ее агентом «публичной дипломатии». Радио «Свобода» и его клоны получают отдельный совет директоров и остаются так называемым «суррогатным вещанием». По замыслу конгрессменов, они должны заменить «свободную прессу, отсутствующую в авторитарных странах».
Ариэль Коэн, директор компании International Market Analysis Ltd, в августе 2014 года прямо признает, что «Правительство США финансирует, но не контролирует напрямую «Радио Свобода», «Свободную Европу», «Миддл Ист Бродкастинг Нетуорк» (телеканал Аль-Хурра и радио Саууа), и «Радио Свободная Азия». Менеджмент и финансирование этих медиаканалов оставляет желать лучшего. Бывшая госсекретарь Хиллари Клинтон назвала Совет управляющих международного радиовещания США «практически не функционирующим».
Оценка мадам Клинтон абсолютна справедлива. Череда побед на информационном фронте в арабских странах привела американских чиновников к тому, что они не видели серьезных соперников в средствах массовой информации России и в интернет-пользователях, противодействующих в частном порядке политике США на Украине. Использование соцсетей сыграло огромную роль в свержении неудобных Белому дому режимов Саддама Хуссейна, Мубарака и Каддафи, почти позволило свергнуть Асада в Сирии, и являлось основным инструментом всех «цветных революций».
На Украине в прекрасно работавшем прежде механизме произошел сбой. После практически безупречного вооруженного переворота и захвата власти в Киеве, весь богатейший инструментарий информационного давления на украинских граждан не смог обеспечить поддержку населением пришедшей к власти Хунты. Наоборот, первый же весенний месяц после переворота показал, что без подавления танками гражданского протеста, приведенный к власти режим удержаться не сможет.
Основными причинами неудач на информационном фронте являлся откровенно чуждый подавляющему большинству населения Украины откровенно неонацистский характер Хунты. Использование символики, лозунгов и методов гитлеровской Германии, открытое прославление дивизии СС «Галиция» и бандеровцев, откровенная русофобия, немедленный запрет в парламенте прав русскоязычного населения, крики «москалей на ножи», подняли против Хунты массовый протест, прежде всего на Левобережье Украины.
Второй причиной стал высокий (по сравнению с государствами Азии и Африки) уровень образования населения. Большинство людей оказалось достаточно хорошо образовано, чтобы разобраться в происходящем, а не бездумно поддерживать «новый порядок». И здесь распространение на Украине социальных сетей сыграло с американцами злую шутку. В русскоязычной блогосфере за пятилетнее правление Ющенко сформировалась сеть информационных ресурсов с многомиллионной аудиторией, разоблачавших преступный характер как бандеровщины, так и галицкие корни национализма, навязываемого в качестве украинского.
В результате, уже в течение зимы 2014-15 года русскоязычный сегмент интернета был переполнен фактическим материалом, разоблачающим участников «мирного протеста», как явным нацистов. Обилие свастик, рун СС и фотографий «зигующих» псевдореволюционеров и сформировало у людей адекватное восприятие происходящего, независимо от пропаганды подконтрольны Хунте медиаресурсов.
Ответственные за проведение информационной составляющей гибридной войны в США и ЕС не только сделали правильные выводы, но к весне 2015 года сумели развернуть более грамотную пропаганду. Причем, они собираются и дальше наращивать информационное давление на население как России, так и на жителей Украины по обе стороны фронта. Достоянием общественности стали выдержки из документа ЕС, опубликованного «Рейтер»: «Лидеры Евросоюза на встрече, которая пройдет с 19 по 20 марта, поручат Высокому представителю Могерини до следующего саммита в июне подготовить план, как поддержать свободу СМИ и европейские ценности в России».
Предполагается за три месяца не только создать команду, обучить журналистов и выделить финансирование, но и создать круглосуточный канал на русском языке. Параллельно с этим Сенат США планирует открытие и финансирование сразу трех каналов на русском языке.
После понесенных в прошлом году поражений в медиапространстве и интернете, Запад лучше организовался и пересмотрел свою стратегию по отношению к тактике и методам ведения информационного наступления. Обладая неизмеримо более мощными информресурсами и отработанными за десятилетия инструментами формирования общественного мнения, поддерживающие Хунту ресурсы в состоянии переломить ситуацию в свою пользу, если не противопоставить им не менее организованную силу.
Сегодня уже совершенно очевидно, что максимально бескровное и быстрое поражение Хунты может быть достигнуто именно победой над умами людей, живущих на временно оккупированных территориях. Этому способствуют и крах экономики остатков Украины, и поражение на фронте, и усиливающиеся репрессии против нищающего населения, постоянно ведущаяся мобилизация всех мужчин вплоть до 60 лет, обрушение гривны, рост цен и коммунальных платежей, замороженные пенсии и зарплаты.
Если усилия всех противников Хунты в информационном поле приведут к тому, что население оккупированных территорий будет видеть реальные причины всего этого, а не навязываемый Западом образ России, как единственного врага и причину их несчастий, крах Хунты будет максимально бескровным. Не благодаря акциям гражданского протеста, которые диктатура может подавить силой оружия, а из-за гражданского неповиновения, саботажа на производстве, повального уклонения от мобилизации, акций протеста под формально лояльными лозунгами.
Именно информационный фронт сегодня является основным. Самым лучшим результатом грамотно выигранной гибридной войны является принцип, на котором построено столь любимое мною «ай-ки-до» – использование силы врага для победы над ним. Информационная составляющая гибридной войны позволяет добиться этого в лучших традициях восточных единоборств:
«…свой лучший бой он выиграл без боя».
Источник: http://politrussia.com