Во второй половине XX века Сухопутные силы Финляндии по большей части были оснащены техникой и вооружением, закупленными в рамках советско-финского военно-технического сотрудничества. В то же время финская промышленность частично удовлетворяла нужды вооруженных сил. На финских предприятиях была сделана основная доля имеющегося в стране стрелкового оружия. Также самостоятельно производились станковые противотанковые гранатомёты и 155-мм дальнобойные артиллерийские орудия. Большая часть специального автотранспорта в финских вооруженных силах национального производства. После развала СССР вектор военного строительства Финляндии начал меняться. Со второй половины 1990-х в войсках стало появляться больше образцов, закупленных в Швеции и странах НАТО, также закупались боевые машины пехоты, легкобронированные гусеничные тягачи и артиллерийские системы, принадлежавшие армии ГДР, Польши и Словакии. В XXI веке финская армия получила современные немецкие танки, шведские БМП и южнокорейские САУ.
Миномёты и артиллерийские орудия
В общей сложности в распоряжении финских Сухопутных сил имеется приблизительно 2 200 единиц возимых и буксируемых орудий и миномётов калибра 81–155 мм, а также примерно 200 самоходных миномётов и гаубиц калибра 120–155 мм. Огневым резервом территориальных командований являются РСЗО чехословацкого и американского производства. Для огневой поддержки пехоты предназначены 81-мм миномёты 81 KRH 13 (британский миномёт L16), а также миномёты 81 KRH 71Y и 81 KRH 96, произведённые в Финляндии. Всего в войсках и на хранении имеется около 700 81-мм миномётов.
Часть 81-мм миномётов 81 KRH 96 установлена на шведских гусеничных сочленённых транспортёрах BV206 D6N.В войсках и на складах находится более 800 120-мм миномётов. В основном это новая модель, известная как 120 KRH 92.
В ряде источников говорится, что значительная часть 120-мм миномётов 120 KRH 85, выпущенных в середине 1980-х финской компанией Tampella, передана Украине. Для перевозки 120-мм миномётов используются грузовики повышенной проходимости Sisu SA-151, Sisu A2045, сочленённые гусеничные транспортёры Sisu Nasu NA-122 и бронированные тягачи МТ-ЛБ.
В 2006 году Финляндия заказала 24 120-мм самоходных миномёта KRHPSAJON XA-361-AMOS. Эта машина является совместной разработкой компаний Alvis Hägglunds AB и Patria Weapon Systems. Базой для самоходной установки стал финский колёсный бронетранспортер Patria AMV. Уникальной особенностью этой машины является использование спаренного 120-мм миномёта, установленного во вращающейся башне. Установка может вести огонь прямой наводкой и с закрытых позиций. Максимальная дальность стрельбы составляет 10 км. Максимальная скорострельность – 26 выстр./мин. Машина способна выпустить очередь из 14 снарядов за 30 секунд, после чего быстро покинуть позицию. Самым многочисленным типом артиллерийских орудий в финских Сухопутных силах является советская 122-мм гаубица Д-30. Таких артиллерийских систем с местным обозначением 122 H 63 в 2022 году имелось более 470 единиц.
Во второй половине 1980-х Финляндия приобрела в СССР 24 152-мм буксируемых орудия 2А36 «Гиацинт-Б», получивших местное наименование 152 K 89.В середине 1980-х финская компания Tampella начала выпуск 155-мм орудий 155 K 83. На тот момент это была вполне современная артиллерийская система. При длине ствола 5 950 мм дальность стрельбы обычным осколочно-фугасным снарядом составляла 23 км. Боевая скорострельность – 8 выстр./мин.
В конце 1990-х на вооружение поступило модернизированное орудие 155 К 98 с длиной ствола 8 060 мм, что позволило увеличить дальность стрельбы до 28 км (41 км активно-реактивным снарядом). Боевая скорострельность – до 10 выстр./мин. Масса орудия – 13 500 кг. При помощи собственного дизельного двигателя мощностью 85 л. с. артиллерийская система может передвигаться самостоятельно на расстояние до нескольких десятков километров. Финская армия имеет 113 орудий 155 K 83 и 56 155 К 98. В 1970-е годы Финляндия приобрела крупную партию 122-мм самоходных гаубиц 2С1 «Гвоздика». Основным назначением этих самоходок, получивших обозначение122 PSH 74, являлась поддержка огнём с закрытых позиций пехотных и механизированных групп.
В начале XXI века САУ 122 PSH 74 прошли ремонт и модернизацию. Относительно недавно некоторое количество самоходок было дополнительно закуплено в Польше. Сейчас финская армия располагает 80 122-мм самоходными гаубицами. Наиболее современными САУ в финских Сухопутных силах являются 155-мм южнокорейские установки K9 Thunder, получившие в Суоми обозначение 155 PSH 17.
В 2017 году стало известно, что Финляндия приобретет 48 бывших в употреблении 155 САУ общей стоимостью 160 млн долларов. В октябре 2021 года министерство обороны Финляндии санкционировало реализацию опциона на покупку 10 дополнительных единиц, включая запасные части и расходные материалы. В 2022 году количество приобретаемых самоходок было увеличено еще на 48 машин, и всего финская армия должна получить 96 установок. После падения Берлинской стены и объединения ГДР и ФРГ в Бундесвере образовались большие излишки военной техники и вооружения, и часть этих излишков была реализована по сходной цене.Одним из покупателей оружия армии ГДР стала Финляндия. Помимо стрелкового оружия, финны приобрели 35 реактивных систем залпового огня чехословацкого производства RM-70, которые в финской армии получили обозначение 122 RAKH 89 M1.
Реактивные системы залпового огня
Фактически РСЗО RM-70 – это советский «Град» на шасси автомобиля Tatra T813 с бронированной кабиной. Но на этой машине имеется место для перевозки 40 дополнительных 122-мм реактивных снарядов. В 2022 году Финляндия заказала в Израиле партию реактивных снарядов с дальностью стрельбы 70 км.В 2007 году от Нидерландов были получены первые 22 установки американского производства M270 MLRS и реактивные снаряды с дальностью стрельбы до 80 км. В 2014 году Дания передала 12 установок и 6 были получены напрямую от США. В Финляндии РСЗО M270 MLRS имеют обозначение 298 RSRAKH 06.
Сообщается, что, помимо ракет с дальностью до 80 км, снаряженных осколочно-фугасными боевыми частями и противотанковыми минами АТ2, имеются управляемые ракеты с дальностью стрельбы более 150 км. В Финляндии до сих пор в качестве гусеничных бронетранспортёров, санитарных машин, машин технической поддержки и лёгких артиллерийских тягачей очень активно используются советские МТ-ЛБ и МТ-ЛБу. По состоянию на 2022 год в строю имелось более 400 легкобронированных тягачей.
Бронетранспортёры и боевые машины пехоты
Помимо закупки легкобронированных гусеничных тягачей в СССР, Финляндия приобретала их в других странах. Так, в середине 1990-х в ФРГ было куплено несколько машин управления огнём артиллерии и санитарно-эвакуационных машин на базе МТ-ЛБу. В 2011 году Финляндия закупила в Швеции 147 транспортёров МТ-ЛБ и МТ-ЛБу.Для разведки, патрулирования и перевозки 8 человек используются колёсные бронеавтомобили RG-32М Galten (74 единицы) производства компании BAE Systems Land Systems South Africa, вооруженные 7,62-мм или 12,7-мм пулемётами.
Масса машины 4,45 т. Максимальная скорость – 105 км/ч. Базовая броня защищает от лёгких осколков и 5,56-мм пуль. Бронезащита может быть улучшена за счёт дополнительных керамических навесных пакетов. Сообщается, что машина имеет повышенную устойчивость к подрывам на минах. Бронемашина Sisu GTP с колёсной формулой 4х4 предназначена для замены бронеавтомобилей RG-32М Galten. По состоянию на 2022 год было заказано 25 машин.
Масса броневика составляет 14 т. Дизельный двигатель мощностью 308 л. с. на шоссе разгоняет до 110 км/ч. Скорость на плаву – 12 км/ч. Запас хода по шоссе – более 700 км. Весьма многочисленными в финских вооруженных силах являются колёсные бронетранспортёры Sisu Pasi XA-180/185/202/ 203, Patria и Sisu GTP.
Бронетранспортёры XA-180 и ХА-185 производились с 1983 по 1997 год. БТР XA-180 весит 13,5 т и защищён стальной 6–12-мм бронёй. В качестве вооружения используется 7,62–12,7-мм пулемёт. Экипаж 2 человека, в десантном отсеке помещается 16 человек. Дизельный двигатель мощностью 236 л. с. может разогнать машину до 100 км/ч. Запас хода по шоссе – до 500 км. Модификация ХА-185 имеет более мощный двигатель и улучшенную трансмиссию. Десантовместимость увеличена до 18 человек. Бронетранспортеры ХА-202/203 получили улучшенные приборы ночного видения и способны выдержать обстрел 14,5-мм пулями, но из-за увеличения массы они лишились плавучести. В настоящее время в войсках и на хранении имеется около 700 бронированных колёсных машин Sisu Pasi XA-180/185/202/203. БТР Patria принят на вооружение в 2021 году, и к 2023 году запланировано приобрести 160 машин, которые частично заменят XA-180 и ХА-185.
БТР Patria может быть вооружен дистанционно управляемым крупнокалиберным пулемётом, 25–30-мм пушками или нести 120-мм миномёт. Масса базового варианта составляет 24 т. Лобовая броня выдерживает попадания 23-мм снарядов, выпущенных с дистанции 300 м. Дизель мощностью 394 л. с. обеспечивает скорость по шоссе до 100 км/ч. На плаву – 8 км/ч. Экипаж – 3 человека. Десант – до 10 человек. По состоянию на декабрь 2022 года Сухопутные силы Финляндии имели 110 БМП-2 и 34 БМП-1. Эти боевые машины пехоты были приобретены в рамках советско-финского военно-технического сотрудничества в 1988–1991 гг., а также уже после развала ОВД закупались в Польше и Словакии.
Для повышения боевых характеристик БМП-2 их модернизируют до уровня BMP-2MD. Благодаря установке тепловизионного оборудования компании Thales существенно увеличиваются возможности экипажа по ведению боевых действий в тёмное время суток. Кроме того, машины получают доработанную ходовую часть, дополнительное бронирование, современные системы связи, дополнительные отопители и маскировочный польский комплект Berberys-R, снижающий не только визуальную, но и тепловую заметность.Сообщается, что все устаревшие БМП-1 переоборудованы в машины передовых артиллерийских наблюдателей BMP-1TJ и BMP-1TJJ.
На машине BMP-1TJ башня с 73-мм орудием заменена наблюдательными приборами, а на BMP-1TJJ штатное вооружение сохранилось. Помимо боевых машин пехоты советского образца, в финской армии эксплуатируются БМП CV9030 FIN, произведённые в Швеции. По сравнению с советскими БМП-1/2 эти машины имеют гораздо более мощную броню и в лобовой проекции защищены от 30-мм бронебойных снарядов.
Боевая машина пехоты весит около 25 т и может перевозить 8 пехотинцев, собственный экипаж – 3 человека. В башне установлена 30-мм пушка Mk44 Bushmaster II, с которой спарен 7,62-мм пулемёт ПКТ. Скорость по шоссе – до 70 км/ч. Запас хода – до 330 км. Контракт на поставку БМП CV9030 FIN в Финляндию был заключён в 2000 году. Сейчас имеется 102 машины.
Танки финской армии
Во времена СССР Финляндия приобретала танки Т-54 и Т-55. Первые советские средние танки Т-54А были переданы в сентябре 1959 года. В середине 1960-х финская армия располагала полусотней Т-54. В период с 1965 по 1967 год Финляндия закупила ещё 70 танков Т-55 и Т-55К.В конце 1980-х годов советские танки были модернизированы. На них установили комбинированные (дневные/ночные) прицелы FCS-FV/K, зенитные пулеметы НСВТ-12,7; блоки дымовых гранатометов, новые гусеницы, бортовые экраны и ящики для снаряжения на корме башни. Пушки снабдили термоизоляционными чехлами. На крыше башни, справа от люка заряжающего, появился шведский осветительный гранатомет Bofors Lyran.Для своего времени Т-54 и Т-55 являлись вполне современными и надёжными машинами, что подтверждается их успешным применением во множестве локальных вооруженных конфликтов. Однако к началу XXI века стало ясно, что танки Т-54 и Т-55 устарели, и они были заменены немецкими Leopard 2A4 и Leopard 2A6. Поставки «Леопардов-2» начались в 2002 году. Всего Финляндия закупила в Германии и Нидерландах 224 танка, но часть Leopard 2A4 разобрали на запасные части, переоборудовали в мостоукладчики и инженерно-саперные машины.
В 2015 году приблизительно 100 танков Leopard 2A4 поставили на хранение, сейчас рассматривается вопрос их ремонта и передачи Украине. Финские танки «Леопард-2» планируется капитально отремонтировать и модернизировать. В декабре 2021 года Минобороны Финляндии одобрило сделку с компанией Krauss-Maffei Wegmann на модернизацию систем управления огнём для танков Leopard 2A4 и Leopard 2A6.В прошлом основным вертолётом армейской авиации в Сухопутных силах Финляндии являлся советский Ми-8. В 2008 году начались поставки вертолётов NH90, производимых консорциумом NHIndustries, который образован компаниями Airbus Helicopters, Leonardo и Fokker Aerostructures. В 2018 году финская армейская авиация располагала 20 вертолётами NH90.
Армейская авиация
Вертолёт NH90 имеет максимальный взлётный вес 10 600 кг и может перевозить 20 полностью экипированных солдат или груз массой 4 200 кг. Экипаж – 2 человека. Два турбовальных двигателя мощностью 2 474 л. с. каждый обеспечивают скорость до 300 км/ч. Дальность полёта – 800 км. Финские вертолёты NH90 оснащены баллистической защитой, устройством отстрела тепловых ловушек и вооружены шестиствольными 7,62-мм пулемётами M134D-H Minigun. Армейская авиация Финляндии до сих пор эксплуатирует лёгкие американские вертолёты MD 500D и MD 500E. Эти машины приписаны к егерскому полку специального назначения Утти. Сейчас в строю имеется два MD 500D и пять MD 500E.
MD-500D, известный как «летающее яйцо», входит в семейство лёгких многоцелевых вертолётов гражданского и военного назначения, разработанных компанией Hughes Helicopters. В настоящее время вертолеты выпускаются предприятием MD Helicopters. Вертолёт MD-500 – это коммерческая версия OH-6 Cayuse, который в годы вьетнамской войны использовался американской армией для связи, разведки и наблюдения. Модернизированный MD-500D появился в 1976 году и оснащен двигателем Allison 250-C20B мощностью 420 л. с. Взлётная масса – 1 200 кг. Максимальная скорость – 280 км/ч. Дальность полёта – 600 км. Вертолёт может перевозить 4 пассажира или 670 кг груза в кабине или 870 кг на подвеске.
Модификацию MD 500Е легко отличить по заостренной носовой части. От предыдущей модели вертолёт отличается увеличенной пассажирской кабиной, Т-образной хвостовой частью и малошумным рулевым винтом. Для разведки и корректировки артиллерийского огня финская армия использует швейцарско-израильские БПЛА RUAG Ranger (11 единиц). Поставки этих беспилотников начались в 2011 году.
БПЛА RUAG Ranger имеет взлётную массу 285 кг. Максимальная скорость полёта – 240 км/ч. Дальность – 180 км. В режиме барражирования он может держаться в воздухе 8 часов. Финляндия заявила о намерении закупить 250 израильских БПЛА Orbiter-2В, сейчас уже поставлено 55 таких аппаратов.
При взлетном весе около 10 кг этот беспилотник с электрическим двигателем и размахом крыла 3 метра, может оставаться в воздухе 4 часа и имеет дальность полёта до 80 км. Полезная нагрузка массой до 1,5 кг включает в себя дневные оптоэлектронные системы или всесуточную тепловизионную камеру. В случае необходимости дрон может быть оснащён боевой частью. Недавно МО Финляндии закупило 150 китайских квадрокоптеров DJI Mavic Pro Platinum, предназначенных для ближней воздушной разведки и корректировки артиллерийско-миномётного огня. Иностранные наблюдатели отмечают, что Сухопутные силы Финляндии имеют слабую армейскую авиацию. Для исправления этой ситуации с 2021 года рассматривается вопрос приобретения 12 боевых вертолётов AH-64 Apache. Однако окончательное решение до сих пор не принято. Альтернативой американским вертолётам могут стать ударно-разведывательные беспилотники.
Оценка боеспособности Сухопутных сил Финляндии
Хотя постоянно развёрнутые сухопутные силы Финляндии относительно не велики, эта страна обладает значительным потенциалом для призыва резервистов. Согласно экспертным оценкам, в течение короткого временного промежутка после привлечения резервистов первой очереди численность финских сухопутных сил может быть увеличена до 80 000 человек. При этом данный контингент будет полностью оснащён техникой и вооружением по штату частей постоянной готовности. Все финские танки, большая часть бронетранспортёров, боевых машин пехоты и артиллерии являются достаточно современными. Дальнейший рост численности армии в случае полномасштабного развёртывания будет связан с некоторыми трудностями. Хотя запасов стрелкового оружия на складах достаточно для вооружения примерно 300 000 человек, все сформированные в случае полной мобилизации части в целом не получат положенной бронетехники и артиллерии. В то же время с учётом достаточной обученности и высокой мотивации, мобилизованные солдаты в условиях сложного лесистого рельефа способны вести эффективные оборонительные действия против численно превосходящего противника. Нехватка бронетранспортёров и боевых машин пехоты отчасти может быть компенсирована большим количеством имеющихся военных и коммерческих автомобилей повышенной проходимости, хорошим знанием местности и инженерной подготовкой. Слабым местом финской армии остаётся нехватка разведывательных возможностей, обусловленная относительно малым количеством в войсках БПЛА. Армейская авиация также подвергается критике в связи с нехваткой транспортно-десантных вертолётов и полным отсутствием ударных вертолётов и беспилотников, способных оказывать огневую поддержку сухопутным войскам. Но, судя по всему, этот вопрос решается, и в ближайшие годы финская армия получит боевые вертолёты и разведывательно-ударные беспилотники.
А вы говорили в России нет других Лидеров... Есть. И когда они станут у руля, наши "партнёры" будут вспоминать Темнейшего, как самого доброго в мире Санту!