Один из тех самолетов Второй Мировой войны, про который можно смело сказать «с непростой судьбой». Реально, этот самолет мог вообще не состояться, или стать совсем другим, потому что задумывался он как что угодно, но не как морской патрульный штурмовик. А если быть совсем конкретным – как пассажирский лайнер.1939 год. Фирма «Локхид» ведет работу над заменой своему пассажирскому лайнеру L-14, чтобы потеснить на рынке конкурентов из «Дуглас», которые со своими моделями DST и DC-3 уж слишком успешно гребли доллары.L-14 был неплох, но не конкурент тому же DC-3, который был и проще, и дешевле, и брал на борт больше пассажиров с багажом.И конструкторы «Локхида» придумали самолет, который назвали L-18 «Лоудстар». В принципе, это был самолет, который использовал очень много из базы L-14, но отличался от него формой и размерами фюзеляжа. Более длинный и высокий фюзеляж не лучшим образом сказался на скоростных характеристиках, но пассажирскому самолету это было не критично. Зато «Лоудстар» мог взять на борт18 пассажиров вместо 14 у предшественника.Сейчас эта цифра вызовет у многих улыбку, но то были 30-е годы прошлого столетия. То есть, почти 100 лет назад.В «Локхиде» предполагали оснастить самолет целой гаммой разных двигателей от фирмы «Пратт и Уитни» мощностью от 490 до 650 л.с., так сказать, на любой вкус.Самое интересное в судьбе этого самолета то, что «Локхид» обошелся без постройки прототипа. Взяли три серийных L-14 и переделали фюзеляж и хвостовое оперение. И первый такой L-18 поднялся в небо 21 сентября 1939 года, а первый серийный L-18 взлетел в феврале 1940 года.Однако «Локхид» ждало глубокое разочарование. Самолет «не взлетел» в плане продаж. Так получилось. Несмотря на то, что все работы были проделаны более чем оперативно, DC-3 прочно занял место на рынке. Более тихоходный, но емкий и надежный, он стал королем грузопассажирских трасс.L-18 был продан в небольших количествах. В США приобрели 43 машины, еще 96 были проданы в другие страны. В общем – полное разочарование. Расходы, конечно, окупились, но не более того.Однако, так вышло, что продолжение история самолета получила благодаря 38 самолетам, которые приобрела Великобритания и одному, купленному американскими ВВС.
Американские ВВС купили один L-18 под маркой С-56. Это был обыкновенный пассажирский самолет, на котором просто возили штабных офицеров. Самолет понравился, и ВВС купили еще три под маркой С-57. Самолет совсем понравился, потому было куплено еще 10 штук.Эти самолеты очень плотно трудились на благо ВВС, потому, когда началась Вторая Мировая война, у американских военных самолет был на примете, и «Локхид» получила заказ на 365 машин, плюс некоторое количество военные просто реквизировали у «Локхида». Самолеты имели обозначения С-56, С-57, С-59 и С-60 в зависимости от установленных двигателей. Самолеты, которые попали служить во флот или береговые службы именовались R-50. «Морских» собрали около сотни.
Все эти самолеты представляли собой пассажирские варианты, где был по максимуму упрощен салон и несколько усилен пол. По факту – обычные десантно-транспортные машины, без вооружения. У некоторых моделей С-60 были крепления, чтобы члены десанта могли вести огонь из личного оружия. Так себе оборона, сами понимаете.15 машин из этого заказа добрые американские парни отправили по ленд-лизу британским союзникам. Британцы тоже оценили самолеты, и…И последовал вопрос: «А можете такое же, но с перламутровыми пуговицами»?«Запросто» - был ответ от «Локхида», к тому времени (февраль 1940 года) фирма уже основательно набила руку на всяких переделках. И началось…Британцы вообще отличались умением озадачить, плюс чувство юмора своеобразное. Но обещание заказать 25 самолетов – это обещание заказать 25 самолетов, а военными заказами во время войны может побрезговать только совсем уж глупец. В «Локхиде» таких не было. А опыт был.Еще в 1938 году «Локхид» по просьбе голландцев соорудил из L-12А «Электра Джуниор» самолет L-212А, учебно-тренировочный бомбардировщик. От грузопассажирского предка L-212А отличался бомболюком в багажном отделении, подвесами для бомб и вооружением, которое состояло из курсового пулемета 7,7-мм и такого же пулемета на турели в хвостовой части.Эти 15 самолетов служили в Голландской Ост-Индии и приняли участие в войне, патрулируя прибрежные воды Ост-Индии (теперь это Индонезия). Естественно, все самолеты были потеряны в ходе стычек с японскими самолетами.Примерно в то же время, по заказу уже британцев, «Локхид» переделал L-14 «Супер Электра» в морской противолодочный разведчик. Самолет получил прозрачный нос, где разместился штурман-бомбардир, увеличенные бензобаки и приличное оборонительное вооружение из пяти пулеметов 7,62-мм.
Ну да, это «Хадсон», который был принят на вооружение не только в Британии, но и в США, где машина тоже понравилась. Так что когда замаячила перспектива создать еще один «Хадсон», то в «Локхиде» засучили рукава.Для начала на самолет, которому предстояло стать опять морским разведчиком с функцией противолодочного самолета, решили установить новые двигатели. Размахнулись на самые мощные на тот момент Пратт-Уитни R-2800 «Дабл Уосп». Это оказалось не очень просто: пришлось разрабатывать новые винты, поскольку у двигателей от Пратт-Уитни изначально были винты, которые не позволяли по длине установить их в мотогондолы самолета без изменения крыла. Сдвигать мотогондолы – переделывать все крыло. В «Локхиде» решили, что проще придумать другие винты.Винты были разработаны. Меньшего диаметра, но широколопастные, что позволило максимально эффективно использовать мощность двигателей на низких и средних высотах, как раз там, где и должен действовать морской патрульный самолет.
Не стали жадничать и в плане вооружения. Самолет получил батарею из 8 пулеметов британского калибра 7,69-мм. 2 подвижных пулемета располагались в носовой оконечности кабины штурмана, еще 2 неподвижных над ней, 2 на турели наверху фюзеляжа и 2 на шкворневой установке под хвостовой частью. Чтобы доставить неприятностей подводной лодке противника, самолет мог нести 2 500 кг бомб. Этого было более чем достаточно, чтобы при хорошей подготовке не просто осложнить жизнь немецким подводникам, а осложнить фатально.Если сравнить с «Хадсоном», новый самолет летал быстрее и дальше. В марте 1940 года британцы получили первый самолет на испытания. Испытания прошли с блеском, и в итоге, получивший имя «Вентура», самолет был заказан серией в 300 машин.В марте-мае 1942 года «Вентуры» начали заступать на боевую службу. Причем, первое место службы морского патрульного самолета стал… бомбардировочный дивизион! Да, первые «Вентуры» поступили в 21-й дивизион бомбардировочного командования. У Британии был дефицит средних бомбардировщиков, а в 1942 году Британия в воздушной войне с рейхом перешла от обороны к наступлению. И средних бомбардировщиков не хватало.
В качестве бомбардировщиков «Вентуры» прослужили до осени 1943 года, когда их сменили «Москито». И самолеты отправились служить по своему реальному предназначению. Все последующие серии попадали уже в распоряжение Берегового командования, где служили как патрульные и противолодочные самолеты.А тем временем «Локхид» наращивал выпуск самолетов. В сентябре 1941 года ВВС США реквизировали 208 самолетов у «Локхида» и начали использовать в учебных целях и как патрульные же самолеты. И к уже реквизированным самолетам заказали еще 200 учебно-патрульных самолетов под наименованием В-34. Эти самолеты вооружались верхней турелью от «Мартина» с двумя 12,7-мм пулеметами.В июле 1942-го «Вентура» попала в поле зрения американского флота. Там эксплуатировали наравне с летающими лодками и сухопутные машины РВО-1 (это все тот же «Хадсон» в американском исполнении), которые себя весьма неплохо показали. «А нам тоже надо!» - сказали флотские и создали морскую авиацию берегового базирования, набрав туда все, что под руку попадалось и что им отдавали почти добровольно. Так В-24 стали морскими PB4Y, В-25 переименовали в PBJ, а В-34 стали PV-2.
Самолет очень пришелся ко двору. Дошло до того, что бравые флотские парны начали грабить своих британских союзников, просто изымая машины из британских заказов в интересах флота США. Так появились «Вентуры» PV-3, это британские машины, лишенные части пулеметов в носовой части и верхней турели. Это было логично, где летали эти самолеты (вдоль побережья США, гоняя немецкие подводные лодки), там появление вражеских истребителей было просто невозможно.Неподвижные пулеметы 7,69-мм заменили на 12,7-мм «Браунинги», что сделало самолет пригодным к атаке слабобронированных судов. И с конца 1943 года весь выпуск «Вентур» шел исключительно в интересах американского флота. Самолеты оборудовались по американским стандартам в плане вооружения и радиосвязи. Британцы недополучили часть своего заказа на 300 самолетов. В 1943 году пошла модификация «Вентуры» с радаром ASD-1 в непрозрачном теперь носу и возможностью подвески сбрасываемых баков для горючего.Применять «Вентуру» американцы начали очень грамотно. Самолеты выполняли патрульную службу на атлантическом и тихоокеанском побережьях США. Когда стало ясно, что самолет более чем хорош, его начали поставлять в части, воевавшие на Тихом океане.За счет своей скорости, «Вентура» на малой высоте запросто могла удрать от японских А6М3 или Ki-43, а на форсаже был шанс (небольшой. Но был) уйти даже от Ki-61. Но если уйти не получалось, то экипажи «Вентур» запросто ввязывались в драку, благо 6 крупнокалиберных пулеметов позволяли образумить любого противника.А на более поздних моделях 1944 года внизу носовой части начали подвешивать контейнер с тремя пулеметами «Браунинг» 12,7-мм с боезапасом в 120 патронов на ствол. Боевые возможности самолета изрядно выросли именно в наступательном плане. И еще два таких де пулемета могли быть установлены в боковых окошках задней части фюзеляжа.Немудрено, что с таким набором вооружения пришла мысль использовать «Вентуру» в качестве истребителя сопровождения. И «Вентуры» сопровождали В-24, которые летали с Алеутских островов на Курильские и транспортные С-47 с грузами для гарнизона Новой Гвинеи.
Ну и до идеи ночного истребителя было совсем рукой подать. Когда японские ночные бомбардировщики совсем достали американское морское командование, были созданы отряды ночных истребителей, в которых служили в очередной раз переделанные «Вентуры». Боковые окна штурманской кабины заделали и установили в кабине четыре 12,7-мм пулемета. В носу и на крыле смонтировали антенны радиолокатора AI IV, предназначенного для поиска воздушных целей. Экипаж, состоявший из пяти человек сократили до трех: летчика, радиооператора и стрелка. Люковую оборонительную установку сняли. Так переоборудовали около двух десятков самолетов.
И в таком виде «Вентуры» начали пробовать искать и сбивать японские ночные бомбардировщики. И с октября 1943 по июль 1944 было сбито 12 японских самолетов. Учитывая, на каких по площади территориях происходил этот поиск – вполне достойно. Это, в конце концов, не над Лондоном «Юнкерс» отловить.Как истребитель «Вентура» был неплох, но сильно мешало отсутствие нормального вертикального маневра и низкий рабочий потолок. Но под это самолет не разрабатывался изначально.Но основной работой «Вентуры» был поиск подводных лодок противника с последующей атакой или разведка. Дальность полета в 2 670 км это позволяла, комплект самого современного американского навигационного оборудования значительно облегчал задачи, бомбовая нагрузка в 2 270 кг была очень серьезным испытанием для любой подводной лодки.
Бомбоотсек был откровенно маловат, в нем можно было разместить только 1 360 кг бомб, остальное подвешивалось снаружи на пилонах. Самолет можно было оснастить бомбами в 50, 114, 227 и 545 кг, а также глубинными бомбами в 147 или 295 кг. Можно было внутрь бомбового отсека разместить и торпеду Мк.13. На пилоны или в бомбовый отсек можно было разместить баки с топливом. Баки были непротектиованные и требовалось израсходовать горючее из них в первую очередь. Первую подводную лодку «Вентура» потопила 29 апреля 1943 года. Это случилось в районе острова Ньюфаундленд, не повезло немецкой лодке U-174. За ней последовали U-761, U-336, U-615 и другие. Война шла по всей Атлантике, и, стоит заметить, «Вентуры» в ней были более результативны, чем немецкие подводники, которые ничего не могли противопоставить американскому самолету. Зенитные расчеты лодок очень просто подавлялись пулеметами «Вентур», после чего в ход шли бомбы.На Тихом океане роль «Вентуры» сводилась к несколько иным задачам. Так как японцы придерживались иной тактики для подводных лодок, то целями для «Вентур» становились катера, небольшие транспортные суда и даже сухопутные позиции.«Вентуры» штурмовали пулеметами и бомбами позиции японцев на Маршалловых островах, островах Гилберта, Каролинских островах, действуя запросто без истребительного прикрытия. Здесь выяснилась очень важная черта самолета – великолепная живучесть. Машины возвращались на аэродромы, буквально изрешеченные огнем с земли, с побитыми двигателями, но сохранявшие работоспособность. Даже с пробитыми цилиндрами R-2800 продолжали тянуть самолет.Был отмечен случай, когда в двигатель от Пратт-Уитни попало три японских снаряда, но он дотащил самолет до базы.И это было превосходное свойство. Потому что с плавучестью у «Вентуры» было очень плохо. Севший на вынужденную на воду PV-1 держался не более 30-40 секунд, потом все. Тонул. Поэтому лучше было тянуть «на зубах» до земли.Массово «Вентуры» применялись в Алеутской операции, где они бомбили японские гарнизоны, наводили на цели «Либерейторы» и В-24, которые бомбили с больших высот. «Вентуры» «шлифовали» с малых высот, используя и бомбы, и пулеметы. Доставалось и японцам на Курильских островах. Остатки американских самолетов, в том числе и «Вентур». До сих пор можно увидеть, например, на острове Шумшу.
Много «Вентур» сели по причине повреждений или нехватки топлива на территории Камчатки в 1944 году. Пять самолетов оказались полностью исправны, и наши их интернировали согласно действовавшему тогда советско-японскому соглашению о нейтралитете. Экипажи отправили в США, а самолеты стали эксплуатировать в своих целях, в основном для патрулирования побережья. Самолеты хоть и не числились, но использовались 128-й смешанной авиадивизией. А на одной «Вентуре», как на самолете связи, командир дивизии мотался по всем полкам дивизии, разбросанным на значительном удалении друг от друга.Работали «Вентуры» и в качестве разведчиков. Переоборудование происходило даже в частях, в полевых условиях. Вместо задней нижней пулеметной установки ставили фотоаппарат, иногда камеры монтировали в бомбовом отсеке. Остальное пространство бомбоотсека обычно занимали баки с топливом.Обычно функции фотооператора выполнял штурман (которого, кстати, в экипаже могло и не быть, его функции мог выполнять кто-то из экипажа), или же фотокамерами управлял отдельный специалист в зависимости от важности задания. Позже появился отдельный вариант разведчика, который получил название «Гарпун». Был значительно увеличен размах крыла, увеличили площадь хвостового оперения, куда только можно установили бензобаки, в результате чего дальность возросла до 2 900 км. Вооружение осталось прежним.Чтобы повысить объем бомбоотсека, его створки сделали выпуклыми, и теперь внутри отсека можно было подвесить больше бомб или две неуправляемых (но увесистых) ракеты «Тини Тим».
«Гарпун» оказался медленнее «Вентуры» на 20-30 км/ч, стал немного менее маневренным. Зато выросла высота, машину стало легче пилотировать, особенно при полете на одном моторе. Пришлось значительно усилить силовой набор крыла, самолетам первых серий вообще запрещалось пикировать, но в итоге на «Гарпуны» перешла половина патрульных дивизионов.«Вентуры» и «Гарпуны» приняли самое непосредственное участие в завершающих операциях Второй Мировой на Тихом океане. Они штурмовали гарнизоны на Филиппинах, Курилах, Марианских островах и даже самой Японии досталось.
На Марианских островах использовалась одна уникальная машина. Ее оборудовали громкоговорителями и с ее помощью пробовали убеждать японских солдат сдаваться в плен.После войны «Вентура» стал основным патрульным самолетом флота США. Его начали заменять в 1947 году на более современный P2V-1 «Нептун», созданный тем же коллективом под руководством Уэссела, но «Нептун» изначально создавался, как военный самолет.Последние «Вентуры» и «Гарпуны» были сняты с вооружения в 1957 году, самолеты в основном находились в резерве и были распроданы и розданы по другим странам. «Вентуры» и «Гарпуны» оказались на вооружение Португалии, Италии, Франции, Нидерландов, Южно-Африканской Республики и Японии. Некоторые PV-2 летали до середины 70-х годов в качестве транспортных и служебных.Очень своеобразный самолет. Лихая переделка, которая прожила весьма интересную и полезную жизнь. А ведь мог бы стать пассажирским самолетом…
Размах крыла, м: 19,96Длина, м: 15,67Высота, м: 3,63Площадь крыла, м2: 51,19Масса, кг - пустого самолета: 9 161- максимальная взлетная: 14 096Двигатель: 2 х Pratt Whitney R-2800-31 Double Wasp х 2000 л.с.Максимальная скорость, км/ч: 518Крейсерская скорость, км/ч: 390Практическая дальность, км: 2 389Практический потолок, м: 8 015Экипаж, чел: 4-5Вооружение: - два передних неподвижных 12,7-мм пулемета; - два 12,7-мм пулемета в надфюзеляжной турели; - два 12,7-мм пулемета под фюзеляжем;- бомбы массой до 1361 кг в бомболюке или 6 х 147-кг глубинных бомб или 1 торпеда.Всего было выпущено 3 029 самолетов всех модификаций