С Крымом получилась следующая история:
В 1954 году Хрущев по сути подарил Крым Украине. Это было оформлено именно как подарок в честь 300-й годовщины Переяславской рады. О реальных причинах передачи спорят до сих пор, но в деле о Крыме они уже не особенно важны, по той простой причине, что нигде официально не зафиксированы. Зафиксировано было лишь то, что Крым передан в честь круглой даты. То есть никаких обязательств Украина в связи с получением Крыма не несла. Ни по официальным документам, ни на словах. А когда что-либо передается в честь праздника, когда получатель никаких обязательств не несет - это подарок и есть.
Но никакой бы проблемы не возникло, если бы не распался СССР. Потому что внутри Союза границ практически не было, были только дорожные указатели и посты ГАИ. И Крым был в равной степени доступен как для жителей УССР, так и для РСФСР. И для жителей остальных республик тоже вполне.
В проблему передача Крыма была превращена в 1991 году.
По логике, в 1991 году Крым следовало вернуть. Это было не только возможно, но и вполне логично исходя из той формулировки, с которой он передавался Украине в 1954 году. Ведь передавался он в честь годовщины Переяславской рады, а это по существу годовщина соединения России с Украиной. Правда Украина тогда не называлась Украиной, поэтому правильнее сказать "вхождение Киева и окрестностей в Россию". А в 1991 году совершалось обратное действие, то есть "отделение Киева и окрестностей от России", а значит были все основания именно тогда потребовать Крым назад.
И некоторые участники подписания Беловежских соглашений даже утверждали, что Кравчук морально был готов к тому, что Ельцин потребует вернуть Крым. И готов был пойти на это, потому что очень уж хотел получить независимую Украину. Но Ельцин даже не поднял крымский вопрос.
В результате, Украина отошла от российских берегов вместе с ценным подарком.
Жители Крыма очень быстро оценили произошедшее и начали предпринимать попытки вернуться назад. Но успеха эти попытки не принесли.
Далее для понимания событий нужно учесть, что Крым в составе независимой Украины находился 23 года. За это время на Украине успело вырасти целое поколение, которое воспринимало Крым исключительно как украинскую территорию. Все, кто в 1991 году пошел в школу, выросли уже "с Крымом в голове". Таким образом, по состоянию на 2014 год все, кому было до 30 лет, то есть вся молодежь, все лица призывного возраста, были абсолютно уверены, что "Крым цэ Украина". Ни про Хрущева, ни про Крымские войны, большинство "до 30 лет" знать не знало и ведать не ведало. Если даже в школе на уроках истории что-то говорилось про русский Крым, то у большинства, как обычно, "в одно ухо влетало, из другого вылетало". Да и что там в школе говорилось про Крым, учитывая особенности украинской политики последних двадцати лет?
Кстати, кто был старше 30 лет - тоже не все хорошо учили историю. После 1985 года вообще сложно сказать, кто и что учил. А тех, кто лично помнил 1954 год, осталось абсолютное меньшинство.
Таким образом, на 2014 год ситуация была такова:
Жители Крыма твердо помнят, что они - несправедливо подаренная Украине часть России.
Жители Украины до 30 лет за редким исключением вообще не в курсе, что Крым когда-то был российским, они этого просто не знают. Как говорится, ни сном ни духом.
Жители Украины от 30 до 35 - тоже очень фрагментарно представляют себе историю Крыма. А кто постарше - историю представляют, но к Крыму в составе Украины уже полностью привыкли. Тех, кто твердо знает, что Крым был передан Украине без особенных на то оснований, фактически подарен - исчезающее меньшинство.
А что думал про Крым остальной мир? Абсолютное большинство в мире вообще не думало про Крым. Кто-то где-то слышал такое слово. И то не все. Мадагаскар знали лучше, чем Крым. Потому что мультфильм популярный. Однако же, если спросить, где находится Мадагаскар, если спросить про его историю и принадлежность - тоже правильно ответят не все. А Крым... Крым? А где это? Европа? Прибалтика? Кавказ? Тихий океан? Где? Ах, Украина...
И вот при этих исходных данных -
Началась операция по возвращению Крыма:
В течение 2 недель в Крыму поднимаются российские флаги, появляются явно военные люди без опознавательных знаков, явно не украинские, один за другим прилетают российские политики, депутаты, сенаторы, президент Татарстана. И в рекордно короткие сроки, безо всяких дебатов, без переговоров с Украиной, проводится референдум. И референдум показывает редкое единодушие жителей за возвращение в Россию - тех, которые ранее считались гражданами Украины. Как в сказке.
И в качестве финального аккорда - уже через 2 дня после референдума в Москве подписаны все документы.
На что это похоже?
Военный десант, политический десант, рекордно быстрый референдум и незамедлительное оформление документов в Москве. Словно с секундомером кто-то стоял, боялся, что сорвется.
На что это похоже?
Спецоперация. Блицкриг.
Собственно это и было спецоперацией. Этого даже никто особенно не отрицал. И выглядело это именно как стремительная спецоперация. И выглядело и было таковой.
Но как эта спецоперация воспринималась с разных сторон?
Для жителей Крыма - как блестящая спецоперация по их спасению.
Для жителей России - как блестящая спецоперация по возвращению Крыма.
А для жителей Украины - как стопроцентный захват. А как еще должен это воспринимать человек, который даже представления не имел, что Крым когда-то был российским, который про Хрущева слышал краем уха один раз в жизни, который вообще не задумывался, как в составе Украины появился Крым, думал, что он всегда тут и был. И тут - раз, фокус-покус, две недели и Крым уплыл.
Для жителей Украины все выглядело как самый настоящий захват. Даже безо всяких комментариев от властей. Вчера Крым был, сегодня Крыма нет. Высадились российские военные, депутаты, за две недели сообразили референдум и готово. И через два дня после референдума все подписали.
И результаты референдума - 95% за Россию - разве так может быть с точки зрения человека, который был твердо убежден, что Крым всегда был украинским? Что еще мог подумать человек, который вообще не был в курсе о российской истории Крыма?
И нужно ли жителю Украины, для которого возвращение Крыма к России выглядело как самый настоящий захват, объяснять лишний раз, что это был действительно захват? Нет, даже объяснять лишний раз не нужно. Достаточно просто повторить и человек будет вдвойне убежден, что случился именно захват.
А что с мировой общественностью?
Мировая общественность, которая ничего толком про Крым не знала, увидела репортаж про аннексию. В репортаже было показано - вот Крым, вот он был украинским, вот там высадился российский десант, вот политики устроили референдум (за 2 недели!) и вот в Москве подписали документы о присоединении Крыма к России (за 2 дня!).
Что должен думать среднестатистический европеец или американец, который не знал истории Крыма и которому показали, что высадился десант и за 2 недели устроили референдум, на котором 95% граждан Украины проголосовали за Россию? Может такое быть? Нет, скажет среднестатистический американец и европеец. Не может такого быть. И согласится с тем, что это именно захват. То есть анексия. Потому что выглядит именно как захват.
Вот если вам сказать, что в какой-то провинции какой-то страны высадились военные соседней страны и через 2 недели провинция проголосовала с результатом 95% за переход в ту страну - вы что будете думать? Скорее всего тоже согласитесь, что это похоже на захват. А если вам про это еще и собственный президент говорит...
Вот если вам Путин скажет, что эники-беники высадились на Берег слоновой кучи и заставили жителей Слоновой кучи проголосовать за присоединение к Эникибеникибаду, а в конце охарактеризует это как захват - вы поверите? Готов спорить, что большинство сразу же поверит. Во-первых, потому что большинство доверяет президенту и его словам, а во-вторых, потому что все на самом деле выглядит как захват. Вот военный десант. Вот политический десант. Вот референдум в какие-то фантастически короткие сроки. Вот результат референдума - 95% - тоже совершенно уникальная цифра. Вот подписаны документы. Ну чистой воды захват!
А главное - почему много лет территория была украинской и никто особенно не шевелился, а тут раз - и за две недели на ровном месте сделали сразу все.
Получилось следующее:
Для тех, кто не знал реальную историю Крыма, то есть для украинской молодежи, а также для всей мировой общественности, операция по возвращению выглядела именно как захват.
А для жителей Крыма и России - как возвращение. Как блестящая операция по возвращению Крыма.
И далее одни начали совершенно искренне говорить про историческую справедливость и возвращение в родную гавань, а другие - про аннексию и российскую агрессию против Украины.
Фактически, возникло две диаметрально противоположных трактовки событий, при этом каждая имела исключительно твердое основание. Разница была обусловлена знанием истории Крыма с одной стороны и незнанием с другой.
Но кто же из числа уверенных в аннексии и полностью убежденных в своей правоте хотел копаться в истории? Они же и так были убеждены, что это захват. Вот военный десант, вот стремительный референдум, вот 95% - совершенно удивительный результат. Какая история? О чем вы? Это же аннексия! Блицкриг!
Перестарались!
Комбинация из российских военных, рекордно короткого референдума и на редкость высокого результата (95%) настолько убедительно подтверждала версию аннексии, что всякие попытки напомнить про историю воспринимались просто как оправдания, прикрытие аннексии, обман.
Можно сформулировать это так:
Возвращение Крыма выглядело слишком гладко чтобы казаться правдой.
Кремль так хотел сделать возвращение Крыма максимально гладким, что сделал его неправдоподобно гладким. Выхолощенным. Искусственным. Постановочным.
Обычная житейская логика человека, не посвященного в историю вопроса, подсказывает: нет, само собой так не может быть. Так не бывает. Это спланированная военная операция.
Собственно элемент спланированной военной опрации действительно был. В генштабе РФ наверняка существовали планы на самые разные случаи жизни вплоть до высадки марсиан. Наверняка был и план на случай переворота в Киеве, на случай атаки на военные базы в Крыму, на случай беспорядков. А если что-то и не было предусмотрено, то за 72 часа генштаб должен быть в состоянии разработать любой план, на случай появления у границ России любых неопознанных существ в любом неизвестном науке агрегатном состоянии.
Просто выбрали наиболее подходящий план, достали из конверта, доработали с учетом ситуации и начали исполнять. И все было сделано буквально по часам. Но военная операция была избыточно масштабной и избыточно стремительной. По той причине, что Крым вполне был готов вернуться сам.
Крым готов был вернуться сам.
Готовность Крыма была настолько высока, что нужный процент обеспечивался без дополнительных усилий. Даже если бы "против" голосовали все крымские татары, а также все, кто считает себя этническим украинцем. Русских в Крыму в любом случае было большинство.
И защититься Крым мог силами самообороны, в них записалось больше жителей, чем числилось во всех украинских войсках. А для поддержки на сложных участках достаточно было специалистов в штатском. Регулярные войска не были нужны.
Украинская армия и руководство в Киеве сразу после майдана были сильно дезорганизованы и не могли эффективно препятствовать референдуму.
Это подтверждается дальнейшими событиями в Донбассе, где референдум провели своими силами даже при том, что Киев к тому времени более-менее организовался и объявил АТО.
То, что сделал в апреле-мае Донбасс, мог своими силами сделать в марте-апреле и Крым. Ничуть не слабей.
Но Москва решила хорошенько подстраховаться. Москва решила провести присоединение на высочайшем уровне. И провела. И добилась такого высокого уровня, в который на Украине и в мире не поверил почти никто.
Есть такая фраза, что лучшее враг хорошего.
Присоединение Крыма - тот самый случай.
Неестественная белизна.
Работа России по доведению процесса до совершенства затмила естественный процесс.
Да, операция была проведена блестяще. Она войдет в учебники. Это так. Но на этой операции собственно и закончился весь блеск.
Украина и Россия, а также Запад и Россия оказались "расколоты по Крыму". То, что для России и Крыма стало блестящим возвращением, для Запада и Украины стало агрессией, военным захватом, аннексией, блицкригом.
А самое плохое, что каждая из сторон теперь абсолютно убеждена в своей правоте, настолько убеждена, что сближение в течение долгого времени становится крайне затруднено.
А Вашингтон, планировал он все это или сам того не ожидал - получил идеальную возможность вбивать в образовавшееся место раскола клин. И он его с большим удовольствием вбил.
Вашингтону уже не нужно было прикладывать много усилий чтобы критично настроенное в отношении России украинское общество начало называть Россию агрессором. Россия все сделала для этого сама. Далее достаточно было просто подтверждать украинцам их оценки и догадки. И госдеп подтверждал.
Не требовалось большой работы и для обоснования санкций. Мир все видел. Миру не требовалось дополнительных доказательств аннексии Крыма, Россия их приготовила сама.
Что следовало делать России?
Для начала - ей следовало работать не на идеализацию возвращения Крыма до состояния неправдоподобности для внешнего наблюдателя, не выхолащивать процесс, а наоборот, делать его максимально последовательным и реалистичным. Чтобы в процессе возвращения Крыма было время напомнить всем про его историю, про суть вопроса.
Вполне возможно, что Крым следовало провести через этап независимости, который открыл бы широкие возможности для дипломатии и исключил бы обвинения в аннексии, которые и легли в основу раскола России и Запада, России и Украины.
Но когда уже получилось то, что получилось, когда неестественно гладкое возвращение Крыма окончательно настроило Украину и Запад против России, а русский народ наоборот настроило на волну воссоединения...
Что было делать тогда?
Тогда уже надо было делать следующий шаг. Поддерживать возникшую волну. Догнать и погасить ее было уже нельзя, только гнать вперед. Аннексия Крыма? Ну что ж поделать, если все оказались уверены в аннексии - к каждому не придешь, учить и переучивать историю не заставишь. Надо было аннексировать дальше - Донецк, Харьков, Одессу... всю Украину...
Надо было возвращать все к тому состоянию, когда и русские и украинцы имели одинаковый доступ в Крым, когда между ними не было границ.
Подытожим:
Что в результате случилось с Крымом?
Крым был сначала подарен, а потом в одностороннем порядке взят назад.
Можно ли забирать такие подарки? С точки зрения жителей России и Крыма - не можно, а нужно. С точки зрения жителей Украины - нет, нельзя.
Крым возвращен. Но при этом конфликт России и Украины дополнился новым грубоким расколом по крымскому вопросу. Конфликт дополнился убедительными аргументами в пользу версии о российской агрессии, которыми уже более года пользуются Киев, Брюссель и Вашингтон.
Россия вернула себе Крым, но спецоперация, которая была для этого проведена, дала противнику в руки веские аргументы и основания для дальнейшей войны.
Источник: http://amfora.livejournal.com