А помнишь, как все начиналось, все было впервые и вновь...
Горожане еще совсем недавно видели дело МУП «Водоканал» обычным коррупционным скандалом «мелкого калибра», коих каждый год, в чиновничьем аппарате низшего звена по всей стране разгорается немало. По всей видимости, губернатору Свердловской области Евгению Куйвашеву показалось так же: частная фирма «Аян-строй» решила возвести на окраине города коттеджный поселок. Строительство водопровода, питающего объект, поручили муниципальному предприятию, деньги за выполненные работы не заплатили, оформив рассрочку, после чего фирму - заказчика работ обанкротили. Руководство МУП о банкротстве должника знало, но возвращения долгов не потребовало. Городская казна оскудела на 19 миллионов рублей.
По логике, все виновные уже давно должны были отправиться в места, не столь отдаленные. В этом случае, для главы области, появилась бы зацепка, на основании которой можно было бы инициировать прокурорскую проверку в городской администрации, и выловить из бездонной чаши городского бюджета «рыбку покрупней». А потом можно было бы пойти и еще дальше - инициировать чистки плотно-вросшей в свои кресла, и управляющей городом уже на протяжении двадцати лет команды, а возможно даже и создать предпосылки для отставки мэра Евгения Ройзмана, открыто пропагандирующего прозападные ценности, поддерживающего либеральных и сепаратистских общественных деятелей.
Откуда растут ноги?
Но по мере того, как клубок начал раскручиваться, стали всплывать весьма любопытные подробности: случай с МУП «Водоканал» в деятельности владельцев обанкроченной фирмы «Аян-строй» не единичный, а все ниточки ведут далеко наверх. Очень важные персоны, чтобы не засветиться, не могли допустить полного и объективного расследования дела. Все дело в том, что в процессе расследования засветился один из крупнейших коммерческих банков Екатеринбурга - «Кольцо Урала», откуда и осуществлялось руководство ООО Аян-строй.
Наемные руководители Банка, вознесенные на Урале местной прессой до уровня олигархов, качали деньги почти десять лет, финансировали из подконтрольного УГМК финансового учреждения «Кольцо Урала» сомнительные и заведомо-убыточные проекты. Сначала все шло как по маслу: кредиты на новые стройки разлетались, как горячие пирожки, при чем приоритетность таких заемщиков позволяла Банку легко закрывать глаза на отсутствие залогов, для VIP-клиентов бизнес-планы под кредиты придумывались прямо в банке и оценка залогов так же легко подгонялась под нужные параметры. Одним из таких заемщиков был хорошо известный в столице Урала Сергей Сорокин, добрый знакомый господина Крицкого, и глава ООО Уралстрой-1. Он стал одним из первых VIPов, отказавшихся платить по долгам. Оказалось, что друг был должен Кольцу Урала около одного миллиарда рублей. Пытаясь скрыть необеспеченный долг от ЦБ и от некоторых руководителей холдинга, Банк одну за другой регистрирует фирмы и выдает на них кредиты для закрытия Сорокинских долгов: проценты на проценты, привели к образованию дыры в бюджете Банка, которая разрасталась в геометрической прогрессии.
Сам Сорокин, несмотря на то, что оказался в центре многочисленных скандалов с обманутыми дольщиками и долгами подрядчикам, а в воздухе стойко запахло уголовным делом, не унывал, отправив Уралстрой-1 в банкротство, Сергей Иванович решил начать новую жизнь, тем более, что у него еще кое-что осталось. Он пришел к своим добрым знакомым из Банка — к Сергею Грудину (председатель банка) и к Олегу Коноплеву (зампред), и напомнил приятелям, что не оставит их с пустыми руками, предложив прекрасный план, – грандиозное строительство целого поселка «Светлореченский».
У Сергея Ивановича имелся земельный участок в районе улиц Черемшанская – Сухадольская-Сахарова, который он сумел ловко вывести из банкротства Уралстрой-1. Участок был оформлен на ООО Аян-строй, контрольный пакет в котором через аффилированных лиц принадлежал Сорокину. Руководство Банка просчитало проект: заработать хватало, частично покрыть долги Сорокина хватало, а вот на налоги и оплату за подключение не оставалось, пришли к выводу: проект экономически обоснованный, а с налогами и оплатой за подключение разберемся уже в банкротстве.
Банк сначала избавляется от участников Аяна, раздув уставный капитал, получает контроль над компанией, потом не без помощи Сорокина, и при посредничестве Администрации города согласует исключительные условия оплаты подключения МУП Водоканал – 19 млн в рассрочку на десять лет. Этого срока, более, чем достаточно для того, чтобы закончить проект, поделить доходы и обанкротить компанию.
Все с небольшими шероховатостями шло по плану, а шероховатости типа требований реальных кредиторов к ООО Аян-Строй, которые создавали риск начала неуправляемого банкротства, были решены изящно: кредиторам произвели оплату векселями Кольца Урала с отсрочкой предъявления платежу, а впоследствии в ходе фиктивного банкротства векселя забрали обратно.
Попались на мелочи
В 2010 году стройка стартовала. Субподрядчики работали, не покладая рук - по просьбе, теперь уже экс-замглавы города Владимира Крицкого, молодых семей должны были заселить в первые возведенные дома, к выставке «Иннопром-2011».
Они постарались и оправдали надежды молодых семей и Владимира Крицкого и сдали жилье в установленный срок, правда некоторые из «неблагодарных» граждан, еще долго жаловались то на трещины в фундаменте, то на щели в стенах. В общем, все это не помешало и заработать и разделить и перейти к следующей части Марлезонского балета – банкротству ООО Аян-строй.
Никто и не думал, что через год депутат-коллаборационист от партии «Яблоко» Максим Петлин захочет пропиариться и поднимет скандал на такой «мелочи», как уведенные со счета Водоканала 19 миллионов. Естественно, что либерал копнул не глубоко, и засветил совсем не тех персон.
Что упустили из вида?
После долгого и тщательного расследования ГУ МВД по УрФО на скамье подсудимых оказался глава МУП Водоканал г-н Ковальчик в гордом одиночестве.
Роль руководства «Кольца Урала» в хищении 19 млн бюджетных средств осталась недооцененной, то есть в уголовно-правовом смысле не оцененной вообще.
Редкая невнимательность следствия к деятельности скоропостижно обанкротившейся компании ООО «Аян-строй», несмотря на имеющиеся в деле свидетельские показания, вероятно, объясняется «удивительным» стечением обстоятельств: бывший руководитель Следственного комитета ныне расформированного ГУ МВД по УрФО Андрей Тараненко, руководивший расследованием уголовного дела, занял высокий пост в службе безопасности УГМК-холдинга. В контексте истории с Аяном, подконтрольным УГМК такой головокружительный карьерный взлет г-на Тараненко А. В холдинге вызывает массу вопросов.
Бюджет все стерпит
Долги, как обычно бывает в таких случаях, будет оплачивать государство. УГМК уже ведет переговоры с «Газпромбанком» о продаже последнему банка «Кольцо Урала». Кредитное учреждение, которое хотят «впарить» государственному финансовому институту, имеет миллиарды невозвратных долгов. Казалось бы, госбанк, который, и так попал впросак с кредитом, выданным Украине, времен Януковича, совсем не должен быть заинтересован в приобретении заведомо-убыточного актива, но по информации, «слитой» из УГМК, переговоры идут, довольно бойко, стороны уже достигли значительного прогресса...
Сейчас уже никто в городе не сомневается, что все останутся на свободе: экс-руководство МУП «Водоканал» получит условные наказания, а остальные герои этого материала выйдут сухими из воды. Губернатор после такой неудачи, еще больше потеряет рейтинг. Но мы все же хотим, чтобы федеральные следственные органы, обратили внимание на это дело, и чтобы виновные понесли наказание по всей строгости законы. Ибо мы, простые граждане, не должны нести налоговое бремя по оплате долгов банка, разоренного группой бизнесменов. А губернатор должен завершить начатое, и все же заставить городскую администрацию, впервые за последние 23 года задуматься, не о политических играх, а о проблемах горожан.
Источник: http://politrussia.com