Уже пятый год страны БРИКС ведут дискуссии о создании общей валюты, но дальше намерений дело не движется. Экономисты сходятся на том, что торговый оборот между участниками для этого недостаточен. Доля расчетов в национальных валютах между ними, хотя и выросла в последние годы на порядок (до 38%), но все равно составляет весьма малую часть мировой торговли. Кажется логичным сначала ее увеличить, и только потом переходить на единую валюту. Другой проблемой является изрядная волатильность валют БРИКС, колебания их курсов в течение года достигают 25%. И не совсем понятно, по какому (среднему?) курсу придется их менять на новую валюту.
Западные страны весьма наплевательски относятся к этим попыткам. Они уверены, что поколебать позиции доллара, евро и других валют «золотого миллиарда» в обозримом будущем не удастся. И напрасно. Переоценка несокрушимости своих валют может им обойтись дорого. Далее для простоты изложения я буду говорить о долларе США, подразумевая вместе с ним и другие резервные валюты: евро, фунт, франк, иену. Их страны связаны политико-экономическими союзами, экономики взаимно переплетены, у них общие или сходные проблемы. А потому и судьба у них будет общая.
Для начала давайте проанализируем нынешнее состояние доллара, почему он перестал устраивать не только страны БРИКС, но в чем-то и самих американцев.
1.Чем стал плох доллар?
Кратко перечислим основные функции мировой резервной валюты и оценим ее сильные и слабые стороны.
Обеспечение оборота международной торговли. С этой (главной) функцией доллар справляется прекрасно, потому что в мире его много. Федеральная резервная система (ФРС) в достаточном количестве эмитирует доллары, разными способами вбрасывает их в свою экономику, а ее агенты, крупные американские банки, без каких-либо затруднений снабжают долларами все банки мира. Даже Россия, будучи под санкциями, не испытывает дефицита долларов, которые в избытке получает в виде оплаты за нефть и другую экспортную продукцию.
Покрытие торгового дефицита. Это специфичная функция, от которой страна-эмитент получает немалую выгоду. Известно, что экспорт США на 40% меньше импорта. В 2021 году отрицательное сальдо торгового баланса США составило астрономическую сумму $861,4 млрд; это абсолютный рекорд, в 11,5 раз больше, чем у следующей за ними Индии. Дефицит торговли покрывается долларами, часть которых Америка собирает со всего мира в виде доходов своих компаний за рубежом, другую получает за счет эмиссии. Только за последние три года ФРС выпустила в свет без малого $6 трлн; большая часть из них выдана государству в долг, который за тот же период подрос на $9 трлн.
Страны БРИКС, разумеется, такому преимуществу США не рады, но что им прикажете делать? Отказаться от продажи своих товаров за доллары? Так евро ничуть не лучше, а прочие резервные валюты обслуживать триллионные обороты не в состоянии. К тому же колоссальные деньги концентрируются на фондовых рынках, а там превосходство западных финансов подавляющее. Три крупнейших биржи (NYSE, NASDAQ и JPX) имеют суммарный дневной оборот торгов $3,3 трлн, а следующая за ними Шанхайская биржа – всего лишь $470 млрд, причем торговля там идет и за юани, и за доллары.
Формирование золотовалютных резервов (ЗВР). Доля долларовых активов в резервах центробанков мира примерно 60%, в евро номинированы 20%. Тут в последние годы риски весьма возросли. Когда были заморожены (читай: отттяпаны) ЗВР Ливии, мир не особо забеспокоился, что там той Ливии, песок один… Не испугало центробанки других стран и ограбление Ирана, сумма ЗВР там была существенно меньше. Но когда дело дошло до четвертых в мире российских ЗВР, банкиров проняло. Даже Китай, понимая, что его очередь тоже не за горами, в прошлом году сократил долю американских облигаций в своих ЗВР на $200 млрд.
Следует, однако, понимать, что отказаться от доллара в составе ЗВР центробанкам тоже непросто, тогда им будет сложно поддерживать курс собственной валюты при спекулятивных колебаниях. Когда в прошлом году резервы западных валют нашего ЦБ оказались заморожены, курс рубля совершил дикие скачки в интервале 50-121 руб/$. К тому же крупные долларовые активы (около $3 трлн) сохраняются в составе ЗВР Японии, Великобритании, Бельгии, других западных стран. Они их сокращать не намерены; я уже отмечал – у них с Америкой одна судьба.
Обслуживание инвестиционной деятельности является последней крупной функцией доллара. Вот здесь, в этой сфере у него быстро нарастают проблемы.
Общая масса выпущенных долларов (агрегат М2) оценивается в $21,2 трлн. Это наличные деньги, остатки на счетах банков и депозиты населения. Но более половины акций мировых компаний котируются тоже в долларах; их рыночная капитализация только в США составляет $41,7 трлн. Эти доллары как бы скрыты, но если владелец решит продать акции, они понадобятся. Главным обеспечением всей этой огромной массы денег является печатный станок. А проблемой стало инвестирование в долларовые активы: они приносят все меньший доход, а то и вовсе убыток.
В первую очередь избыток долларов поступает на фондовые рынки. Вот скажем, индекс US500 за последние 5 лет вырос на 56,6% (рис.1). Даже после вычета комиссий и налогов доход неплохой. Но в прошлом году US500 снизился на 18,6%.
Рис.1. Динамика индекса US500.
Вложение в «трежерис», американские облигации долгое время приносило 2-2,5 %, с трудом покрывая инфляцию. Сейчас их доходность выросла до 3,5-4%, но теперь они 6,5%-ую инфляцию цен уже не компенсируют.
В Западной Европе положение намного хуже. Там кое-где еще сохранились ставки с отрицательной доходностью, а инфляция достигала двузначных значений.
Падение инвестиционной привлекательности западных валют тщательно маскируется. Для этого используются разные способы: тут и пристрастная статистика, и насквозь лживая методика подсчета ВВП, и обманчивая реклама, и занижение инфляции. Но в мире развиваются процессы, которые прямо указывают, что излишне напечатанные деньги ищут иных применений. Самым ярким из них является массовое распространение криптовалют.
Родившийся 14 лет назад биткойн пять лет держался в тени, а затем начал бурный рост, продолжавшийся до 2021 года. Сейчас число пользователей крипты оценивается в 300 млн, наибольшая доля в траффике у США (31,8%). У России пока немного, 1,56%. Общая стоимость криптовалют в мире за 7 лет достигла $2 трлн (!!!); это пока на порядок меньше, чем эмитировано долларов, но темпы роста ее поражают.
Криптовалюты не обеспечены абсолютно ничем. Их насчитывается примерно 10 тысяч, но основной оборот происходит в первом десятке. Среди них нередко обнаруживаются мошенники. Держатель крипты может пострадать в результате запрета государства или банкротства криптобиржи, случаи такие уже известны. Почему же они так быстро набрали популярность?
Причин несколько. Прежде всего, это универсальное средство платежа, которым можно рассчитываться в любой стране, хоть в США, хоть в России, хоть в Гвинее-Бисау. Это очень рискованный, но (в пору растущего спроса) невероятно доходный способ вложения денег. Криптовалюту на вашем счете нельзя арестовать, конфисковать по суду, потому она стала прибежищем для не слишком легальных доходов. Наконец, она почти не зависит от инфляции в отдельных странах.
В качестве итога проведенного экспресс-анализа можно сделать такой вывод:
Нынешние попытки потеснить доллар не обещают быстрого результата, ибо они ведутся в сфере денежного обращения, где доллар наиболее силен. Их можно продолжать, но более энергичные действия необходимо сконцентрировать в области инвестиционной деятельности.
2.Какой будет новая валюта?
Сначала кратко отметим цели, ради которых она создается. Главными из них являются обеспечение международной торговли и взаимных инвестиций. Новая валюта будет также входить в состав ЗВР центробанков. А вот функция покрытия торгового дефицита странам БРИКС не нужна, из чего следует, что она должна эмитироваться не одной страной, а содружеством стран. Эмитентом валюты станет банк БРИКС.
Новая валюта (назовем ее условно руан) должна быть безналичной и цифровой. Это обеспечит прозрачность ее обращения, существенно затруднит ее использование для отмывания криминальных денег. Какое-то время она должна иметь хождение только на территории стран-учредителей и торговаться только за их валюты.
Это весьма существенное условие. При нынешней гегемонии доллара нельзя сразу допустить хождение руана во всем мире: владельцы горячих долларов моментально выкупят ее и будут спекулировать на ее росте. А это затруднит руану обслуживание торговли.
Основными операторами руана будут центробанки стран БРИКС. Они включат руаны в состав своих ЗВР и организуют торговлю руаном на национальных биржах. За банком БРИКС останутся функции эмитента, а также контроля за его обращением. Любой субъект экономики БРИКС должен иметь возможность купить руан на бирже (или в коммерческом банке) за национальную валюту. Расчеты в руанах внутри стран БРИКС не должны лимитироваться.
Руан несколько потеснит национальные валюты, но они сохранят свою роль внутри каждой страны и за ее пределами. Это важно. Наши страны очень разные, каждая имеет свои проблемы, которые в чем-то решаются воздействием на курс своей валюты. Ввод в обращение наднационального руана не нарушит этой весьма необходимой функции.
Нельзя повторять ошибку создателей евро, которые поторопились национальные валюты ликвидировать. Отсутствие этого инструмента у властей привело к тому, что проблемы более экономически слабых южных стран вынужденно ложатся на плечи их более сильных партнеров.
3.Примерный план реализации
Первая эмиссия руана должна быть относительно небольшой, порядка 1-2% ВВП по ППС (паритету покупательной способности). В таблице я привожу объемы этой эмиссии из расчета 1% ВВП (ППС). Они даны (по старой памяти) в долларах, а также в юанях. Надо неторопливо отвыкать от доллара, как главного средства измерения мировой экономики.
Таблица
Банк БРИКС установит начальный курс и выдаст эмитированные руаны центробанкам в обмен на их национальную валюту. Это не потому, что ему нужны рубли или юани (они потом спишутся), а для сохранения баланса денежных масс. Центробанки резервируют часть руанов в своих ЗВР, а остальные постепенно продают на биржах участникам фондового рынка. Поскольку у покупателей этой валюты еще нет (или мало), ее курс будет расти. В случае слишком сильного роста будет произведена следующая эмиссия.
Руан будет котироваться банком БРИКС по корзине валют стран-участников. Этот метод достаточно опробован в мире и позволит следить за его динамикой.
В начальный период руан будет использоваться преимущественно для накопления. Центробанки стран-участников могут установить невысокую ставку рефинансирования руаном, которая вызовет соответствующую реакцию у коммерческих банков. Хорошим спросом будут пользоваться облигации, номинированные в руанах.
Из таблицы следует, что более половины руанов получит Китай в силу большого размера своей экономики. Это не опасно. Китай – крупнейший мировой экспортер, в любом случае он будет накапливать руаны быстрее других стран, а потому излишки будут вращаться внутри страны. Банк Китая будет регулировать этот процесс, чтобы он не повредил курсу юаня и был оптимальным для его экономики.
Предвижу много сомнений в том, что страны БРИКС смогут быстро договориться. Найдутся и желающие спровоцировать разногласия, поссорить участников. Индия, во многом ориентирующаяся на мнение США, может подвергнуться сильному давлению. Но не надо никого тащить в рай за волосы. Кто захочет еще пожить в зоне доллара, пусть там и остается. Даже если о новой валюте договорятся Китай, Россия и кто-то еще, можно начинать эмиссию. Остальные пусть наблюдают и присоединяются. Пилотный проект mBridge совместной цифровой валюты Китая, Гонконга, ОАЭ и Тайланда уже обкатывается.
Новая валюта будет открыта для стран, намеревающихся вступить в БРИКС. Присоединившись, они легко смогут получить эквивалентное количество руанов в обмен на свою валюту.
4.Заключение
Здесь приведена лишь общая схема, ее основные принципы. Она вполне реальна. Разумеется, нужно будет проработать много деталей, которые остались за кадром. Но если принципы эти верны, надо начинать работу. Не спеша, но и не медля.
Рано или поздно человечество создаст всемирную валюту. Думаю, она будет работать примерно на тех же принципах, способствуя международному сотрудничеству, торговле и не допуская односторонних преимуществ. Да, это будет не скоро. Пока существуют государства, они не откажутся от своих валют. Но это будет.
Я уже заканчивал эту статью, как на глаза мне попалась новость на сайте RT:
Единая расчетная система между странами БРИКС возможна в наднациональной валюте, но до подобного решения еще далеко, заявил министр финансов России Антон Силуанов.
Надо его приблизить. Вы уж поторопите финансистов, Владимир Владимирович.
Предвижу яростные возражения оппонентов, что биржи - это зло, раздолье для жуликов-спекулянтов, что их надо закрыть, а не торговать на них новую валюту. Но биржа - это реальность. Потому нужно ее использовать во благо, а недостатки - урезать...