Главная » 2013 » Июль » 8
21:16

Маскировка. Искусство быть невидимым

Маскировка. Искусство быть невидимым

Маскировка. Искусство быть невидимым
Чудесные истории о шапке-невидимке можно встретить в сказках и легендах почти всех народов мира. Надев на себя такую шапку, герои сказок, незримые, проникают везде и всюду, легко одолевая всевозможных чудовищ.
Древняя мечта о шапке-невидимке жива до настоящего времени. О невидимости теперь думают для того, чтобы лучше воевать с врагом. Можно ли сделаться невидимым и как? Как укрыться от вражеских взоров?

Искусство становиться невидимым широко применяется в военном деле и называется маскировкой. Война является одновременно и гигантским маскарадом. На поле боя все изменяет свой облик, цвет и размеры. Пехота одевается лесом, танки прячутся под крышей дома, наблюдательный пункт гримируется могилой, дзот притворяется снежным сугробом, человек — снопом необмолоченной ржи, камнем или пнем. Подвижное делается неподвижным, черное — белым, большое — малым.

Боевой опыт показал, что скрытого противника, замаскированного на местности, по едва заметным признакам может обнаружить только лишь внимательный глаз опытного наблюдателя. Боевые действия сухопутных войск ведутся, как правило, на участках местности, где расположены населенные пункты, находятся дороги, леса, реки, болота. Одни местные предметы могут служить укрытиями, облегчать ведение боя, другие, наоборот, затрудняют его. При умелых действиях неровности земной поверхности и различные местные предметы становятся надежными помощниками воина в бою. Правильное их использование для размещения огневой позиции, места наблюдения, маскировки позволяет подразделениям и отдельным бойцам наносить удары по противнику, самим укрываясь при этом от его огня. Недаром ведь в годы Великой Отечественной войны бывалые солдаты говорили: "Маскировка — это хитрость и сноровка".



Маскировка является неотъемлемой частью боевой деятельности всех родов войск в любом виде боя, поэтому военная хитрость заключается в том, чтобы умело скрыть истинное положение дел у себя и ввести врага в заблуждение, выдав ложное за действительное, заставив его принять неправильное, заведомо выгодное нам решение. Большую роль в этом играет быстрота и ловкость действий воинов.

Когда хотят, чтобы противник не заметил перемещения подразделения из одного района в другой, на старом месте создается видимость его пребывания, жгут костры, сохраняются наезженными дороги, имитируется бурная деятельность людей. В ходе боя маскируется практически все, что хоть в малейшей степени может помочь врагу определить истинное положение: люди, вооружение и военная техника, сооружения, следы действий войск и т. д. Противника вводят в заблуждение, чтобы лежащего солдата он принял за кочку, а пушку — за куст. И несмотря на то, что приемы маскировки давно известны, ими пользуются все.

Приманка для германского снайпера. Калининский фронт 1942 год.
Маскировка. Искусство быть невидимымСуществуют два основных вида маскировки: естественная и искусственная. Естественная маскировка предусматривает приспособление к местности: использование маскирующих свойств лесов, рощ, оврагов, посевов, населенных пунктов, условий освещения — темного времени, теней от местных предметов, дождя, тумана, сильного снегопада, ограничивающих видимость и снижающих возможность неприятельского наблюдения. Искусственная маскировка достигается техническими средствами и заключается в сооружении искусственных масок, макетов, окрашивании предметов под цвет окружающей местности, использовании маскировочной одежды, постановке дымовых завес, создании противолокационных масок-помех и масок-экранов. Особыми видами искусственной маскировки являются радио-, свето- и звукомаскировка.

Прежде чем провести маскировку, необходимо определить и устранить различные демаскирующие свои войска признаки. В самом деле, скроет ли овраг даже небольшое подразделение, если будут видны клубы дыма от костров, разведенных солдатами? Конечно, нет. Наоборот, это будет только привлекать внимание врага. Также никакие маскировочные костюмы не помогут укрыть лыжный отряд, если он оставит следы движения по снегу.


Боевой опыт дает нам многочисленные примеры того, как благодаря умелой маскировке солдаты разных армий оставались невидимыми и неуязвимыми.

Уже в Первую мировую войну вместе с танками, огнеметами и авиацией на полях сражений появилось могучее боевое средство — невидимость.

Море краски — зеленой, желтой, серой, коричневой — уходило на то, чтобы слить цвет пушек, пулеметов и обмундирования бойцов с цветом травы, песка и земли. Специальные фабрики выпускали удивительную продукцию: деревья, пни, могильные кресты и болотные кочки. Они очень походили на настоящие, однако сделаны были из стали. Притаившись за броней этих масок, невидимки-наблюдатели видели все, что делается у врага.


В 1916 году в ходе Первой мировой войны боевые действия на французском фронте носили в основном позиционный характер. Противники, зарывшись в землю друг напротив друга, месяцами стояли на одном месте и знали наперечет буквально каждый колышек и каждую выбоину. Пространство между окопами, так называемая нейтральная полоса, было изучено с микроскопической тщательностью. Каждая выброшенная из окопа пустая консервная банка немедленно подвергалась жестокому обстрелу. Казалось, нечего было и думать о том, чтобы соорудить почти на глазах у врага новый наблюдательный пункт, но вот что придумали французы.

В одном месте на нейтральной полосе почва выгнулась бугром. Обе линии окопов пересекали здесь парижскую дорогу. На вершине бугра, дававшего великолепный обзор германских позиций, стоял каменный столб, а на нем табличка с указанием расстояния до Парижа.

Французы сфотографировали этот столб и послали снимок на завод. Там отлили из стали точную копию столба, полую внутри, с отверстием для наблюдателя. Сделали и табличку, и надпись.

Ночью французские разведчики выползли на нейтральную зону, вырыли настоящий столб, а на его место поставили стальную копию. Из окопа к этому оригинальному наблюдательному посту прокопали подземный ход. Больше месяца сидел в стальном "камне” французский наблюдатель и без помехи следил за всем, что творится во вражеских окопах. Немцы так и не догадались об этой хитрости.


Приемов маскировки существует очень много. В ее основе лежат три главных принципа: активность, правдоподобность, разнообразие.

АКТИВНОСТЬ МАСКИРОВКИ

АКТИВНОСТЬЮ маскировки стремятся создать у противника неправильное, желаемое представление о наших силах и средствах, их размещении, намерениях и вынудить врага принимать неправильные решения. Она достигается тщательным сокрытием действительного и показом ложного.


Активную маскировку широко использовали красноармейцы в годы Великой Отечественной войны. Строились многочисленные ложные объекты, имитировалась переброска войск из одних районов в другие, показывались ложные сосредоточения частей и подразделений и т. п. На одном из фронтов наши войска, используя замерзшие озера, организовали ложные аэродромы, полностью имитирующие жизнь настоящих. На них стояли изготовленные из фанеры макеты самолетов, из тростника — склады горючего. Вражеское командование, зная о готовящемся наступлении и обнаружив вблизи передовых позиций сеть таких аэродромов, приняло их за истинные и обрушило на них всю мощь своего авиационного удара и силу артиллерийского огня. После авиационных и артиллерийских налетов противника наши солдаты поджигали заранее приготовленные ведра с мазутом и солому. Фашистские летчики улетали, считая свою задачу выполненной. Это позволяло советской авиации без помех сосредоточиваться на действительных и тщательно замаскированных аэродромах и оттуда наносить сокрушительные удары по врагу.

Широко применяли активную маскировку командиры подразделений и в наступлении, и в обороне. В сентябре 1943 года части Красной Армии подошли к Днепру. Один из стрелковых батальонов начал форсировать на плотах реку в районе деревни Коробово. Фашисты осветили реку. Обнаружив плоты, обстреляли их. Тогда командир батальона оставил один взвод стрелков и несколько саперов на старом месте и приказал им демонстрировать повторные попытки форсировать реку, а сам перебросил основные силы ниже деревни и там организовал новую переправу. Оставшиеся на старом месте солдаты складывали на плоты коряги и отталкивали их от берега. Гитлеровцы вели по этим плотам сосредоточенный огонь, растрачивая зря силы и боеприпасы. А тем временем батальон благополучно переправился через Днепр в другом месте, где враг этого не ожидал.

Не менее умело применяли активную маскировку и отдельные бойцы. Летом 1944 года во время боев за удержание плацдарма на западном берегу реки Вислы артиллерийские разведчики никак не могли обнаружить минометную батарею врага, которая по ночам систематически обстреливала наши позиции. Тогда сержант И. Юсупов решил днем вызвать огонь этой батареи и тем самым вскрыть ее расположение. Для этой цели он ночью в 200 м от своего наблюдательного пункта соорудил ложный. Две стеклянные банки, соответственным образом поставленные, имитировали блеск стекол оптического прибора, а двигавшаяся каска изображала наблюдателя. По каске, которую сержант, укрытый в стороне, поднимал, дергая за шнур, сначала открыл огонь гитлеровский снайпер, а затем и минометчик, обнаружив место расположения своей батареи. Так активная маскировка — создание ложных окопов, переднего края, наблюдательных пунктов, позиций танков и пулеметов, аэродромов, ложные маневры живой силой, кочующие орудия — дезориентировала противника, сбивая его с толку, заставляла открывать огонь, тем самым обнаруживая свои огневые точки.

 
Маскировка. Искусство быть невидимым
 
Бойцы российского ОМОНа в камуфлированной форме для действий в городских условиях


Однако нельзя недооценивать противника, его умение вести наблюдение и метко стрелять. Поэтому всякое активное маскировочное действие, всякое ложное сооружение, всякий ложный маневр должны походить на настоящие. Любой вымысел требует "оживления" — движения, ведения огня, — чтобы заставить противника поверить во все происходящее.

При этом преимущества маскировки могут быть сведены на нет, если не будут соблюдаться все необходимые меры. В бою малейшая оплошность может оказаться гибельной.

Вот как закончился "спектакль", разыгранный немцами зимой 1942 года перед деревней Долгинево. Соорудили гитлеровцы дзоты. И без бинокля можно было разглядеть темные полоски амбразур. За снежным валом время от времени появлялись фигуры в касках и быстро исчезали в одном из дзотов.


Наши снайперы били по амбразурам, стреляли в перебегавших солдат. Расстояние небольшое — 300 метров. Как тут не попасть! И действительно фигуры в касках падали за валом. Но противник огня не прекращал, а через определенные промежутки над бруствером вновь маячили фашистские каски. "Мне это показалось странным, — рассказывал впоследствии снайпер Константин Боровский. — Что за беспечность такая? Одних уложишь, а через полчаса другие на этом же месте разгуливают. Решил я выяснить, чем это пахнет.

Ночью подобрался метров на восемьдесят. Ближе фашисты не подпустили. Осветили ракетой, палят вовсю. Пришлось залечь. Зарылся в снег и думаю: "Раз уж так близко, надо поглядеть, что они за гулянку здесь устроили". Начало рассветать. Ленты трассирующих пуль совсем побледнели, а я все лежу. Озяб порядком. Смотрю, за валом опять фигуры в касках. Вид у них какой-то странный и движутся что-то уж очень плавно. Всмотрелся пристальнее и все понял. Солдаты, беспечно разгуливавшие под нашим огнем, оказались просто куклами. Ползавшие по дну траншеи гитлеровцы таскали их на длинных палках. Бугры с ясно видимыми амбразурами были ложными дзотами. Настоящие дзоты фашисты построили левее, вдоль шоссейной дороги. Они были гораздо ниже, и амбразуры в них тщательно завешивались белыми тряпками.

Кукольную комедию гитлеровцы разыгрывали для того, чтобы отвлечь наше внимание. Когда мы начинали стрелять по куклам, фашисты открывали огонь из настоящих дзотов. Ползком я вернулся в роту. Выкатили мы противотанковую пушку на открытую позицию и стали бить прямой наводкой уже не по декорациям, а по настоящим дзотам. Так провалился фашистский спектакль".

Нельзя забывать, что на войне враг изо дня в день ведет наблюдение за местностью. И если на местности, где ранее ничего не было, вдруг появится какое-либо сооружение, оно, естественно, привлечет внимание, и ложь может раскрыться. Устраивая ложные сооружения, нельзя нарушать первоначальный естественный вид местности.

ПРАВДОПОДОБНОСТЬ МАСКИРОВКИ

МАСКИРОВКА лишь тогда не вызывает подозрений у противника, если она правдоподобна, естественна. Любое искусственное маскировочное сооружение лишь тогда будет трудно распознать, если оно по своему положению, форме, размерам и цвету в большей степени соответствует окружающим его предметам, т. е. когда оно правдоподобно. Опытный воин всегда воспользуется старыми, испытанными способами искусства правдоподобности, которым его обучила природа. Как и в природе, правдоподобность маскировки в военном деле достигается тем, что всем маскируемым предметам придается вид, не вызывающий подозрений в естественности. Все должно соответствовать окружающей местности, не вносить в нее чужеродное, резко отличающееся от имеющихся на ней естественных предметов. Но даже и при соблюдении этого общего правила необходимо учитывать особенности каждой конкретной местности, проявлять осторожность и осмотрительность.

Так, в начале Великой Отечественной войны практически вся Москва была разрисована разноцветными полосами, квадраты и пятна неправильной формы появились на стенах и крышах домов и даже на асфальте площадей. Кроме того, в такой же пестрый камуфляж были раскрашены танки, орудия и машины. Для чего же он нужен?

Можно проделать простой опыт. Покройте обыкновенную белую тарелку пятнами черной туши так, чтобы они подходили к краям. Поставьте теперь "камуфлированную" тарелку на черный стол и отойдите на несколько шагов. Пятна туши сольются со столом, и можно будет видеть только белые кусочки неправильной формы. Окрашенные части как бы выпадут из тарелки, и она станет неузнаваемой. Если же поставить замаскированную тарелку на белую скатерть, будут видны только черные пятна, а белые исчезнут.

 
Маскировка. Искусство быть невидимым
 
Камуфлированная тарелка. Черные и белые пятна сливаются с фоном и тарелка становится неузнаваемой


Снайпер в зеленой полевой форме на зеленой лужайке невидим. Но стоит ему переползти на пашню или подойти к дому — он сразу себя выдаст. Зеленый силуэт на черноземе или на фоне кирпичной стены будет виден издалека. Вот тут-то снайпера и спасает камуфлированный халат. С ним нигде не пропадешь. Это та же тарелка, расписанная тушью. Зеленые пятна сливаются с травой и листьями, коричневые — с глиной и стволами сосен, серые — с песком, со скалами, с бетонными стенами, черные — с черноземом и обуглившимися балками, белые — со снегом. Напрасно противник будет напрягать зрение. Он увидит только слившиеся по цвету с фоном пятна неправильной формы и ни за что не догадается, что это и есть снайпер, которого он так старательно разыскивал.

Однако в начале войны, летом 1941 года, еще были часты случаи, когда наши войска использовали непродуманную маскировку. В бою под Новоград-Волынским некоторые пулеметные расчеты заняли огневые позиции на песке, а замаскировались зелеными плащ-палатками. Естественно, противник легко обнаружил пулеметчиков по зеленым пятнам на желтом песке, немедленно обстрелял их и вынудил сменить огневые позиции. Можно привести еще один пример неудачной маскировки. На скошенном лугу, который был хорошо изучен наблюдателями противника, стояли четыре копны сена. Именно на этот участок фронта прибыло свежее советское танковое подразделение. Недостаточно внимательно оценив обстановку, командир танковой роты приказал замаскировать все боевые машины под копны сена. Немцы, обнаружив появившиеся утром на лугу еще 8 новых стогов сена, стали усиленно их обстреливать, в результате чего танкисты понесли неоправданные потери. Вот если бы под копны сена были замаскированы только четыре танка — по числу копен, — маскировка была бы правдоподобной и не вызвала вражеского огня.


Легче всего правдоподобность достигается приспособлением к местности, использованием ее маскирующих свойств, приданием маскируемым предметам очертаний, формы и цвета предметов, имеющихся именно на данной местности. В значительной степени этому способствует умелое использование растительного покрова (травы, посевов, камыша, мха, кустарника, веток деревьев).

Используя растительный покров, каждый воин в состоянии своими силами изготовить всякого рода подручные маскировочные средства, а прикрепляя к одежде и снаряжению ветки, пучки травы, соломы, может создать себе такой маскировочный костюм, который будет сливаться с окружающим фоном. Для достижения правдоподобности боевая техника и сооружения маскируются специальными маскировочными сетями, в которые летом вплетают ветки, пучки травы, сена, соломы, в зависимости от того, что более подходит к окружающему ландшафту, а зимой — ленту из белой ткани.

Лучший друг воина в бою — окружающая его местность. У толкового солдата маскировка всегда под рукой. Песок лежит — снайпер в песок зароется, снег — в снежный сугроб превратится. В лесу его скрывают деревья, пни, сучья, кучи хвороста, в болотах — камыши, осока, в поле — борозды, копны и нескошенная рожь. В городе снайперу раздолье: тут его выручат груда кирпичей, листы кровельного железа, обвалившаяся штукатурка или подбитый танк. Дома, подвалы, чердаки, стены и заборы, канализационные люки и фабричные трубы как будто специально созданы для того, чтобы укрыть его от внимательных глаз врага. Даже в голой степи воин найдет хорошее укрытие — барханы, кусты перекати-поля, камни и скалы, полузанесеные песком. Везде и всегда снайпера окружают "друзья", которые его прячут, и "предатели", которые могут выдать его врагу. Надо знать характер и тех и других, и тогда "шапка-невидимка" будет всегда под рукою.

 
Маскировка. Искусство быть невидимым
 
Советский снайпер в камуфлированной полевой форме


Таким образом, для соблюдения правдоподобности в первую очередь необходимо правильно пользоваться маскирующими свойствами местных предметов и растительности, а также искусственными средствами и не допускать применения с целью маскировки материалов и предметов, отсутствующих на данной местности или не характерных для нее. Только при хорошем навыке и сметке можно сделать себя, свое оружие и свою огневую позицию невидимыми для противника. Эффективности маскировки при выполнении принципа правдоподобия в значительной мере способствует разнообразие в ее приемах и способах.

РАЗНООБРАЗНЫЕ ФОРМЫ МАСКИРОВКИ

ЕСЛИ самые совершенные приемы маскировки неоднократно повторяются, то они легко могут быть разгаданы противником. Шаблон в этом деле не только недопустим, но даже опасен. В 1942 году огневые позиции станковых пулеметов одного из наших стрелковых подразделений, занимавшего оборонительные рубежи, были замаскированы под кочки и небольшие бугорки. Такая маскировка оказалась удачной. Довольно длительный период противник не мог их обнаружить, поскольку местность изобиловала кочками. Но в конце концов немцы заметили, что огонь ведется именно из тех мест, где находились отдельные кочки, и вскоре раскрыли систему маскировки. Часть советских огневых точек была уничтожена артиллерийско-минометным огнем противника. После непродолжительных наступательных боев это же самое подразделение снова на этом участке фронта перешло к обороне. Забыв о том, что враг раскрыл их прием, воины опять стали маскировать пулеметы под кочки. Получившие в предыдущих боях опыт, вражеские наблюдатели сразу же раскрыли местонахождение огневых позиций советских пулеметов, и расчеты понесли напрасные потери.

Советский снайпер в маскировочном комбинезоне. Обращает на себя внимание, что снайперская винтовка переплетена дубовыми ветками. 1943-1944 годы
Маскировка. Искусство быть невидимымЭтот пример показывает, что маскировка постоянно требует разнообразия, использования каждый раз новых приемов, которые еще не знакомы неприятелю и могут дать наибольший эффект в конкретных условиях местности. Разнообразие как раз и заключается в том, чтобы избежать повторения приемов и способов маскировки того или иного объекта или применения одного и того же способа к одинаковым объектам. В маскировке крайне необходимо проявление изобретательности, находчивости, даже настоящего творчества.


Разнообразие приемов и способов маскировки помогало одерживать победы целым подразделениям. Летом 1944 года в Белоруссии советский стрелковый батальон преследовал отступающих немцев. В его задачу входило перерезать пути отхода врага. Местность была труднопроходимая, заболоченная, и батальон не мог обойти гитлеровцев, двигавшихся по единственной хорошей дороге. Тогда командир батальона сформировал штурмовой отряд из взвода автоматчиков, двух пар снайперов и приказал форсированным маршем пройти 40 км по бездорожью, обогнать противника, выйти у реки к мосту и задержать отходящего врага на несколько часов до подхода основных сил батальона.

Сделав стремительный бросок в заболоченных лесах, отряд через десять часов вышел к указанному мосту и перешел по нему на противоположный берег. Взорвав за собою мост, красноармейцы заняли оборону, тщательно замаскировавшись на опушке леса. Вскоре подошла немецкая транспортная колонна. Повозки, автомобили, бронетранспортеры, артиллерийские орудия, несколько сот человек сгрудились у взорванного моста. Отряд открыл огонь по этому скоплению. Гитлеровцы отхлынули от моста. Завязалась перестрелка. В бой вступила артиллерийская батарея противника. Однако она вела неприцельный огонь, поскольку не знала местоположения наших хорошо замаскировавшихся бойцов, прекративших на время стрельбу. Группа саперов противника во главе с офицером подошла к мосту и приступила к его ремонту. Тогда вступили в бой снайперы. Первой пулей был сражен офицер, за ним стали падать вражеские саперы. Отремонтировать мост врагу так и не удалось.

Гитлеровские артиллеристы вновь открыли ураганный огонь, но и он не принес отряду вреда, так как и в этот раз огонь был не прицельным. Враг пустил в дело все имеющиеся у него средства, вплоть до шестиствольных минометов, стреляя уже по площадям. Загорелся лес. Наш отряд отошел в сторону и, соблюдая все правила маскировки, открыл косоприцельный огонь, не подпуская к мосту саперов противника.

Немецкие пехотинцы попытались переправиться вброд, но меткие выстрелы советских автоматчиков и снайперов поражали их одного за другим. Потеряв несколько десятков человек убитыми, фашисты отказались от переправы через реку. Снова в бой вступила артиллерия врага. Когда снаряды стали ложиться совсем близко, отряд советских бойцов через лес отошел на другую сторону от моста и занял здесь новые позиции, скрывшись в зарослях кустарника. И снова меткий огонь обрушился на гитлеровцев. Часто меняя место, тщательно маскируясь и ведя меткий огонь, взвод советских автоматчиков и четыре снайпера выдержали почти пятичасовой бой с превосходящими силами врага до подхода своего батальона.

Так отвага, дерзость, маневр при тщательном соблюдении маскировки и ее важнейшего принципа — разнообразия (бойцы маскировались то на опушке леса, то в небольшой глубине от нее, то в кустарнике) — помогли небольшой группе одержать победу над численно превосходящим противником. Этот бой еще раз подтвердил, что в маскировке необходимо постоянное проявление изобретательности и самостоятельного творчества для достижения ее разнообразия. Большое значение при этом имеет знание демаскирующих признаков. О них мы уже говорили в статье "Бой глазами: побеждает тот, кто видит" ("Братишка", 2006, № 3). Но там речь шла о признаках, по которым наблюдатель может обнаружить противника. Теперь же необходимо рассмотреть их с точки зрения маскирующегося воина.

ДЕМАСКИРУЮЩИЕ ПРИЗНАКИ

ЭФФЕКТИВНОСТЬ маскировки зависит прежде всего от того, насколько умело скрыты от наблюдения врага демаскирующие предметы и признаки. К признакам, по которым противник может обнаружить бойцов, сооружения и боевую технику, относятся цвет, форма, тень, а также движение, следы, звуки. Демаскирующее действие этих признаков усиливается или ослабляется в зависимости от природных условий, в которых проходят боевые действия; характера окружающей местности; времени года; погодных условий; освещения и от общей боевой обстановки. Пасмурная, ненастная погода — дождь, туман, снегопад — скрывают их, так как местность приобретает тусклый вид. Ясная солнечная погода, наоборот, усиливает некоторые из них. Резче видны очертания предметов; металлические части оружия, снаряжения, стекла оптических приборов, гладкие поверхности дают отблески на солнце.


Предметы различаются по цвету, что влияет на их видимость. Одинаково окрашенные, они как бы сливаются друг с другом, различно окрашенные — резко отличаются. Большое значение имеет характер поверхности. Один и тот же цвет может выглядеть по-разному в зависимости от того, какая у предмета поверхность — матово-блеклая или глянцевито-блестящая. Плоская глянцевая поверхность которая дает отблеск лучей света, легко обнаруживается наблюдателем. Поэтому не случайно военную одежду и боевую технику окрашивают в неяркий цвет хаки, наиболее часто встречающийся в природе, помогающий сливаться с окружающей местностью.

Переправа российских солдат, замаскированных подручными средствами, через реку
Маскировка. Искусство быть невидимымОднако нет еще такой маски, которая бы всегда и везде могла бы укрыть бойца. Как может демаскировать бойца цвет? Можно привести такой пример — отрыт окоп в полный профиль для стрельбы стоя на травянистом лугу, а выброшенный вокруг грунт не прикрыт дерном. Черное пятно земли на зеленом фоне травы будет резко выделяться и выдаст противнику место окопа. Человек в серой шинели на снегу виден издалека, а невидимого на снегу в белом халате стрелка противник за километр увидит среди яркой зелени; укрытие, отлично скрывавшее стрелка утром, может стать для него могилой в полдень. Увядшие листья среди зеленой растительности могут указать на то, что за ними кто-то или что-то скрывается.

Форма предметов и сооружений, созданных человеком, также демаскирует их, поскольку имеет четкие контуры. В природе же, наоборот, преобладают мягкие, неопределенные. Если приглядеться повнимательнее к кустам, кронам деревьев, камням, кочкам, скалам, то нельзя будет найти даже рядом двух совершенно одинаковых очертаний. Каждому из них присущ только свой силуэт, но не резко отличающийся от другого. В то же время люди, боевая техника и оружие выделяются своей характерной формой, подчеркиваемой падающей от них тенью, цветом и блеском металла. Поэтому любую маскировочную одежду (кроме зимней), боевую технику и вооружение камуфлируют пятнами, не имеющими правильной геометрической формы; а всем оборонительным сооружениям придают очертания, сходные с местными предметами.

Опаснейшим "предателем" на поле боя является блеск. На солнце могут блестеть стекла бинокля или оптического прицела; штык; фляга; алюминиевый котелок. Даже стальной шлем, выкрашенный в защитный цвет, дает на солнце отблеск. Наблюдатель хорошо это знает. Чуть заиграл где-нибудь солнечный зайчик, он уже будет настороженно высматривать, что тому причина.

Горные стрелки бундесвера в зимней камуфлированной форме
Маскировка. Искусство быть невидимымИзвестного советского снайпера Михаила Малова однажды спросили, какой, по его мнению, самый опасный демаскирующий признак. "Блеск! — не задумываясь, ответил снайпер. — Оторвалась у меня недавно пуговица на гимнастерке. Пришил медную некрашеную и забыл про нее. Надо было мне пулемет снять. А рота наша стояла в моховом болоте. Нашил я себе повсюду пучки моха, шлем глиной вымазал и тоже мох прилепил, а лицо травой испачкал: есть такая сочная, не припомню, как называется, только тронешь — все руки зеленые. Загримировался на совесть. Между кочками и багульником подполз к немцам, высматриваю. Трех минут не пролежал, вдруг "чвак!" — пуля, "чвак!" — вторая. Эта плечо царапнула. Заметили. Я — ходу обратно. Хорошо, воронка была, шлепнулся в нее. Огорчаюсь и думаю: "Какой во мне недостаток?" Тут и увидел пуговицу. Блестит, проклятая, жаром сияет — июнь, солнце. Из-за нее чуть не погиб".

К подобного рода "предателям" с опаской относится каждый солдат, имеющий боевой опыт. Участвуя в боевых действиях, он тщательно страхует себя от блеска. На стальной шлем надевает защитный чехол или вымазывает грязью, а если выпал снег, обшивает белой тканью. Металлические детали автомата в солнечный день "пудрит": сначала смажет сверху оружейным маслом, а по маслу посыплет песком или пылью. Зимой обкручивает автомат белым бинтом.


Одним из наиболее характерных демаскирующих признаков является движение. Пока замаскировавшийся боец неподвижен, его трудно заметить. Но стоит ему начать движение, как его легко обнаружить. Поэтому воин на поле боя должен быть особенно внимателен к своим движениям. Движение притягивает глаз наблюдателя противника, как магнит стальную булавку. Самая высокая трава, самые густые ветви не спрячут снайпера, если он будет двигаться неосторожно. Передвижение должно быть скрытным, при этом следует избегать резких или быстрых движений, предпочтительно все передвижения осуществлять ночью или в условиях плохой видимости. Если необходимо передвигаться на местности, просматриваемой противником, то нужно максимально использовать всякого рода укрытия, неровности и складки рельефа, а также растительность, которые позволят избежать обнаружения наземной или воздушной разведкой противника. Земляные элементы, такие, как холмы или валы, поглощают значительную часть инфракрасной энергии и поэтому могут скрыть солдата от обнаружения с помощью инфракрасных приборов ночного видения. Передвигаясь в густых камышах, траве, посевах, их осторожно раздвигают руками, а пройдя, медленно опускают на свое место, чтобы не выдать себя. На открытом пространстве стараются двигаться, имея за собой предмет или какой-либо фон, по возможности одинакового цвета. Когда есть подозрение, что противник следит за вами, лучше оставаться неподвижным. Если передвигается подразделение, то его необходимо разделить на небольшие, подвижные группы, которые должны передвигаться поэтапно от одного естественного укрытия к другому, стараясь избежать появления своих силуэтов на фоне неба или контрастного заднего фона.

Однако не только само движение, но и его следы могут послужить демаскирующим признаком. Следы от гусениц и колес, оставленные на снегу или траве тропинки, даже такая мелочь, как следы по росе, протоптанные на лугу выдвигавшимися перед рассветом дозорами, помогут противнику раскрыть расположение и замыслы подразделений. Резко демаскируют звуки деятельности войск — выстрелы, шум моторов, лязг гусениц, удары о землю лопатами, разговор, кашель, звон металлических частей оружия и т. п. Особенно они выдают, как и свет, ночью и в периоды затишья боя. В годы Великой Отечественной войны не раз бывали случаи когда необстрелянные солдаты возмущались, что им запрещали разводить костры, даже когда они находились в ближнем тылу. В силу неопытности бойцы не знали, что отблеск костра хорошо виден ночью с расстояния до 8 км.

Финский солдат в зимней камуфлированной форме
Маскировка. Искусство быть невидимымКроме того, в солнечный день добавляется еще один демаскирующий признак — тень. Предмет бывает лучше виден, когда он освещен ярко и отбрасывает тень, а фон, на котором он проецируется, составляет по цвету с ним контраст. Так, например, пробирается снайпер за стеной, солнце светит ему в спину. Не успел дойти до угла, а враг уже наготове, поджидает его: сквозь плотную кирпичную кладку ни один взор не мог проникнуть. Кто же мог выдать снайпера? Его собственная тень. Лунной ночью на снегу отпечатается синим силуэтом, темной рябью задрожит на воде и, словно вырезанная из черной бумаги, ляжет на песок в знойный полдень. Однако опытный снайпер знает верное средство, как избавиться от этой навязчивой спутницы. Стоит ему спрятаться в чужую тень, как его собственная исчезает бесследно. Тени деревьев, домов, заборов, холмов не только уничтожат собственную тень, но еще и скроют бойца.

Каждый солдат, а особенно снайпер, всегда должен быть начеку. Его может выдать ветка, качнувшаяся в безветренную погоду; зимой, в сильный мороз — пар от дыхания; выдают увядшие листья, когда всё кругом зелено; выдает вспышка выстрела; неосторожный шаг; валежник, треснувший под ногой. Трудно перечислить все демаскирующие признаки. Список получится огромный и все равно неполный.

Поэтому основа маскировки — устранение демаскирующих признаков. Их нужно знать назубок. Только хорошо представляя, как выглядит маскируемый объект со стороны и чем он демаскируется, можно правильно определить, что в нем нужно скрыть, а что видоизменить. Для этого имеются способы и средства маскировки, которые делятся на две большие группы: естественные и технические.
Автор Сергей Монетчиков

Первоисточник http://www.bratishka.ru/



Просмотров: 1446 | Добавил: pristav_w | Маскировка. Искусство быть невидимым | Рейтинг: 3.0/1

Другие материалы по теме:


Сайт не имеет лицензии Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ и не является СМИ, а следовательно, не гарантирует предоставление достоверной информации. Высказанные в текстах и комментариях мнения могут не отражать точку зрения администрации сайта.
Всего комментариев: 0
avatar


Учётная карточка


Видеоподборка



00:04:08


Комментарии

Популярное

«  Июль 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031

Новости партнёров


work PriStaV © 2012-2024 При использовании материалов гиперссылка на сайт приветствуется
Наверх