Сейчас уже вряд ли кто-нибудь станет оспаривать утверждение, что миниатюры из средневековых манускриптов не только передают внешний облик людей своего времени, но и изображенные на них доспехи и оружие в точности совпадают по времени с тем, что в это время имелось, так сказать, в наличии. То есть миниатюры из манускрипта 800 года будут точно передавать облик именно воинов 800 года, миниатюра 1200 года – будут отлично передавать облик воинов этого года, а вот миниатюры из рукописей Фруассара, хотя они и посвящены Столетней войне, передавали внешний облик воинов 1470 года! И для историков это очень здорово, потому что позволяет сравнением манускриптов разных лет в точности до года проследить за развитием тех или иных доспехов и оружия. И даже иной раз – рассмотреть их в деталях. Вот, например, один из наиболее популярных доспехов в Средние века – бригандина или военный дублет. Есть много иллюстраций, на которых воины одеты именно в них. Более того, до нашего времени дошло несколько таких вот «панцирных жилетов», и это очень здорово. Есть такой «жилет» в Метрополитен-музее в Нью-Йорке, а также и в некоторых других музеях. Так что мы знакомы с их устройством, и очень даже хорошо.
Посмотрим, прежде всего, в чем именно горожане собираются на войну, и увидим, что все они в доспехах с ног до головы (причем их детали, вплоть до петель на поножах, выписаны с изумительной тщательностью и знанием дела). Щиты овальные и прямоугольные. Нет ни одного шлема с забралом. Зато все изображенные воины носят поверх доспехов одежду с фестончатым подолом. На командире справа – внушительная панцирная юбка из металлических пластин, но и у него на торсе ткань, а не металл!Но вот откуда мы узнаем, как часто их носили и кто именно? А также все ли они выглядели одинаково? Например, восточный рыцарь Усама ибн Мункыз писал о том, как он снаряжался для битвы. На нижнюю шелковую рубашку он надел легкую восточную кольчугу на подкладке, затем тяжелую кольчугу франкской работы на стеганой подкладке и крытой сверху яркой камчатой тканью, наконец, поверх этого «кафтана» он надел жилет из металлических пластинок, правда, тканью не обшитых. Они сильно клацали друг о друга, поэтому ночью в разведку его не надевали. Но зато днем все в совокупности это защищало от любой стрелы и даже от удара копья! Вот это мы знаем…А еще нам известно, что на рубеже веков, где-то около 1400 года, длиннополое сюрко как-то очень быстро заменил укороченный джупон (жюпон), опять-таки, закрывавший торс. Из-за него мы очень часто не знаем, что же он скрывал – кольчугу, кирасу из металлических пластин, в том числе в форме чешуи, или обычную латную цельнометаллическую кирасу. А еще его называли военным дублетом…
Ну а насколько массовой все-таки была доспешная одежда в Средние века (причем не столько среди рыцарей, с этими как раз все ясно: один рыцарь – один доспех как минимум, а то даже два или три) среди тех же горожан, из которых собирались городские ополчения?И вот тут нам на помощь опять приходят манускрипты, причем в особенности один из них – знаменитая Падуанская Библия с картинками, которая переносит нас в один из старейших городов Италии. В этом городе, известном своей культурой, в конце XIV века активно действовал скрипторий, в котором трудилось множество иллюминаторов манускриптов и писцов. И они создали своими трудами множество книг. Вот только Падуанская Библия среди них стоит на первом месте!
Создана она была в увлекательный период на пороге от поздней готики до раннего Возрождения. Заказал ли эту Библию Франческо Новелло да Каррара, герцог Падуи или кто-то другой? Важно, что это великолепная книга с картинками на библейские темы, причем большую часть ее страниц занимают именно иллюстрации, а текст явно имеет второстепенно значение. Говоря современном языком – это книга комиксов. Стиль живописи в ней напоминает стиль Якопо да Верона, написавшего чудесные фрески о жизни Девы Марии в Оратории Святого Михаила.
Некоторые историки искусства считают именно Якопо иллюстратором Падуанской Библии. Только вот точно это все же не установлено, как не установлен и ее заказчик. Помимо герцога Падуи, это могла быть и церковь, и многочисленные представители богатого образованного дворянства, потому что только ему, помимо церковников, было по силам оплатить создание такого шедевра.
Когда она была создана? Незадолго до 1400 года – и это все, что нам сегодня известно относительно ее датировки. В миниатюрах явно заметен небывалый до этого реализм, на который явно повлияли новшества в живописи, которые Джотто инициировал несколькими десятилетиями ранее своими фресками во все той же Падуе. Кстати, и те же Данте, Петрарка и Боккаччо уже писали свои бессмертные стихи не на латыни, а на языке своего народа. И так же, видимо, на самом современном для того времени уровне рисовал иллюстрации и ее создатель. Кстати, Падуанской Библии, в смысле «картинок», можно только лишь позавидовать: в ней 529 иллюстраций приходится на 172 страницы! К тому же и цитаты Библии, описывающие изображения и появляющиеся над и под миниатюрами, написаны на итальянском языке с оттенком падуанского диалекта. При этом, как уже отмечалось, и текст, и изображение уникальным образом сочетают в себе прошлое библейской истории и настоящее Падуи около 1400 года.
Прогуливаясь по Падуе, можно сравнить миниатюры из Падуанской Библии со знаменитыми фресками Оратория Святого Михаила, но также и базилики Святого Антония, где этих фресок также очень много. В XIV веке над ними трудились Джотто, Джусто де Менабуои, Альтикьеро да Дзевио, Якопо Аванци и Якопо да Верона – так что даже если никто из них к рисункам этой Библии не касался, сама атмосфера в городе в то время была такова, что по-иному они и выглядеть-то не могли. Настрой у художников города был единый, да, может быть, они и заглядывали в мастерские друг к другу, пропустив пару стаканчиков вина в траттории и перенимая друг у друга подсмотренные сюжеты и технику. Как уже отмечалось, текстовая часть в Падуанской Библии очень краткая, но есть главное в этом – именно ее рисунки. Почему и зачем было сделано именно так, сегодня нам не понять. Главное, что, к счастью для нас, она сохранилась до нашего времени. Кстати, кроме ярких и красочных иллюстрацией, она еще и очень красиво переплетена. У нее черный кожаный переплет с изящным золотым тиснением на форзацах, пришитый вручную ободок, и все это в льняном футляре ручной работы.
Но зато мы посмотрели удивительные иллюстрации из уникальной книги замечательной эпохи!
А вы говорили в России нет других Лидеров... Есть. И когда они станут у руля, наши "партнёры" будут вспоминать Темнейшего, как самого доброго в мире Санту!