Министр обороны рассказал о том, каким он видит будущее Вооруженных Сил.
В конце июня исполнилось полгода со дня назначения министром обороны ПАВЛА ЛЕБЕДЕВА. С тех пор в военном ведомстве были осуществлены некоторые шаги по реформированию армии. В частности, осенью планируется провести последний призыв на срочную воинскую службу, после чего вооруженные силы будут полностью комплектоваться контрактниками. В интервью корреспонденту "Ъ” ДЕНИСУ ПОПОВИЧУ Министр сообщил, что подразделения воздушных и военно-морских сил, а также десантных войск уже формируются исключительно из контрактников. Глава Минобороны также добавил, что скоро на вооружение армии поступят новые танки "Оплот” и многофункциональный ракетный комплекс.
— Вы были назначены министром обороны 24 декабря прошлого года. Какие задачи поставил перед вами президент Виктор Янукович?
— Их было четыре. Это реформирование вооруженных сил, переход на контрактный принцип комплектования, повышение боеготовности вооруженных сил, а также искоренение коррупции и повышение социальной защищенности военнослужащих. Кабинет министров утвердил государственную программу реформирования армии до 2017 года (см. "Ъ” от 30 мая). Предусмотрено выделение 131 млрд грн на ее выполнение. Мы отстаивали эту сумму и считаем, что основные задачи реформы будут выполнены.
— О необходимости реформирования армии и перехода на контрактный принцип комплектования говорят уже много лет. В начале 2009 года выполнение одной из таких программ было сорвано (см. "Ъ” от 12 января 2009 года). Почему вы считаете, что ее удастся реализовать сейчас?
— Действительно, о реформировании вооруженных сил не говорил только ленивый. Правительства и президенты объявляли о переходе на контрактную армию и ничего не делали, планировали реформирование и тоже ничего не делали. До 2010 года на боевую подготовку выделялось недостаточно средств. Летчики не летали, военнослужащие сухопутных войск не ездили на бронетехнике, не выполняли нормативы, не улучшали свои навыки. Я считаю, что реальное реформирование началось с 2010 года, когда президент Виктор Янукович принял решение направить средства на повышение уровня боевой подготовки и сделать армию профессиональной. Все поставленные задачи поэтапно выполняются. Сегодня у нас более 50% армии укомплектовано контрактниками, а для военнослужащих срочной службы осенний призыв будет последним.
— По мнению экспертов, отмена призыва приведет к тому, что в нынешних условиях мы можем вообще лишиться вооруженных сил. Срочной службы не будет, а контрактники не захотят идти в армию из-за низких зарплат и недостаточной социальной защищенности.
— Как же у нас любят критиковать вместо того, чтобы что-то делать! Сколько экспертов — столько и мнений! Например, Польша перешла на контрактную армию за год. Министр обороны Польши дал мне только один совет — не брать в контрактную армию военнослужащих, отслуживших срочную службу. Я спросил, почему. Он ответил, что в этом случае элементы дедовщины, неуставных взаимоотношений будут по-прежнему присутствовать. У срочника — другой подход к службе. Это можно сравнить с отношением водителя к собственному автомобилю и к арендованному. Срочник служит в армии всего год, а профессионал-контрактник — три-пять лет. Это предполагает совершенно другой подход к боевой подготовке.
— Как в Министерстве обороны намерены привлекать людей на службу по контракту?
— На сегодняшний день на службу по контракту пришло на 3 тыс. человек больше, чем уволилось. Это нормальная динамика. Отношение к армии в обществе также меняется. Это было заметно, например, минувшей зимой, когда военнослужащие помогали ликвидировать чрезвычайные ситуации. И самое главное — мы начали решать социальные проблемы. С 1 апреля повышено денежное содержание военнослужащих — с 1,5 тыс. до 3 тыс. грн, а для некоторых категорий — и до 5-6 тыс. грн. В следующем году оно будет опять увеличено. К сожалению, мы не можем решать проблему жилищного обеспечения такими же темпами. В 2013 году на эти цели нам выделено всего 12 млн грн при потребности в 15 млрд. Однако мы занимаемся переоборудованием казарм для проживания контрактников и будем обеспечивать жильем военнослужащих, которые стоят в очереди на получение квартир (в настоящее время это 45 тыс. человек.—"Ъ”). Например, 22 мая 2013 принято постановление Кабмина о порядке отчуждения земельных участков, которые высвобождаются в процессе реформирования армии и Государственной специальной службы транспорта. Минобороны располагает собственными ресурсами в виде 429 полностью освобожденных военных городков. В процессе реформирования вооруженных сил к ним прибавятся еще 214 городков. В ближайшие 3-5 лет мы рассчитываем получить порядка 6-9 млрд грн за счет продажи недвижимого имущества. Это позволит приобрести или построить более 20 тыс. квартир.
Надеюсь, что в следующем году у нас уже будет проводиться конкурс среди желающих проходить военную службу по контракту, то есть количество начнет перерастать в качество. Весной мы уже отказались от призыва в авиацию, флот и десантные войска — эти рода и виды вооруженных сил уже комплектуются исключительно контрактниками.
— Какова численность Вооруженных Сил сейчас и какой она будет после реформы?
— 29 декабря 2012 был утвержден стратегический бюллетень, определяющий дальнейшее развитие вооруженных сил в долгосрочной перспективе. Вместе со стратегическим бюллетенем была утверждена концепция развития и реформирования вооруженных сил до 2017 года, в которой описано, как будут достигаться поставленные цели в среднесрочном периоде.
На основе концепции был разработан проект программы реформирования и развития вооруженных сил до 2017 года, где описаны все этапы реформирования армии. Эти документы являются основой для подготовки законопроектов относительно численности армии. Сейчас она составляет 182 тыс. человек, из которых 70 тыс. человек служат в боевых частях и 115 тыс.— в частях обеспечения. В 2017 году численность армии составит 122 тыс. человек, из которых 65 тыс. будут служить в боевых частях.
— Когда Украина не смогла получить План действий относительно членства в НАТО, ваши предшественники заявляли о недопустимости сокращения численности армии, которая составляла тогда 200 тыс. человек. Сейчас вы говорите о 122 тыс. На чем базируются эти расчеты?
— Министерство обороны, СНБО, президент как верховный главнокомандующий внимательно отслеживают геополитическую ситуацию, в которой находится наша страна. Мы также пользуемся наработками научно-исследовательских институтов. Мы понимаем, в каком окружении находимся. С одной стороны — страны НАТО, а с другой — ядерная держава Россия. Исходя из этих оценок, было принято решение, что численность армии должна составлять 122 тыс. человек.
— Для какого рода конфликтов мы будем готовить эту армию? В чем состоит стратегический замысел ее использования?
— По оценкам экспертов, в ближайшие семь лет территориальной целостности Украины ничто не угрожает. Однако возможны территориальные конфликты, продиктованные экономическими мотивами. Впрочем, мне не хотелось бы называть конкретные государства, способные развязать такой конфликт.
— Какими видами боевой техники вы намереваетесь оснастить армию, предназначенную для выполнения подобных задач?
— Как показали конфликты в Африке и на Ближнем Востоке, все решают боевые средства авиации, флота и ракетные войска. Они уничтожают инфраструктуру и военные объекты с воздуха, а уж потом пехотные подразделения зачищают территорию. В нашей программе реформирования как раз и предусмотрено развитие высокомобильных войск, авиации, радиолокационных средств, средств связи — одним словом, всего того, что связано с современными технологиями. Если мы говорим о бронетехнике, то это украинские танки "Булат” (модернизированные танки Т-64Б.—"Ъ”) и БТР-4. В ближайшее время вы примем на вооружение шесть танков "Оплот” (последняя модификация танка Т-84.—"Ъ”).
— А в каком состоянии находятся предыдущие проекты, например, связанные со строительством самолета Ан-70, корвета, многофункционального ракетного комплекса "Сапсан”?
— Все программы, утвержденные ранее, выполняются. Да, в некоторые из них вносятся коррективы, потому что они технологически устарели либо предприятия оборонного комплекса не смогли выполнить поставленные задачи в срок. Например, есть одна такая программа, исполнители которой на протяжении пяти лет потратили значительные средства, а результата не получили. За это время другим предприятием создана эффективная альтернатива в виде нового ракетного комплекса.
— Вы говорите о разработке "Сапсана”?
— Да. Исполнители не выполнили условия контракта и даже не выдали опытный образец. Ну, не получилось у них... (Напомним, главным разработчиком комплекса "Сапсан” в 2007 году было назначено днепропетровское КБ "Южное”, а производителем — Южный машиностроительный завод. Работу над изделием, которое должно было объединить свойства систем залпового огня, тактических и оперативно-тактических комплексов, предполагалось завершить в 2012 году и потратить на это 700-800 млн грн. Еще 1,5 млрд грн планировалось направить на поставку "Сапсана” в войска; см. "Ъ” от 7 сентября 2007 года.—"Ъ”).
— И что будет дальше?
— А этот вопрос следует задавать уже другим органам... Повторюсь, другое предприятие оборонного комплекса создало ракету, которая по некоторым параметрам оказалась эффективнее, а ее производство на территории Украины имеет более широкие перспективы в экономическом плане. Оно предусматривает большую загрузку отечественных предприятий, а также продажу изделий на рынки третьих стран. Планируется, что опытный образец мы получим уже в этом году, а его производство начнется в 2014-2015 годах.
— Как проходит строительство нового корвета для военно-морских сил и самолета Ан-70?
— К предприятию "Антонов” есть претензии относительно нарушения сроков выполнения контракта, но образец самолета Ан-70 существует, он осуществляет полеты и произвел прекрасное впечатление на недавней выставке в Ле-Бурже. Корвет был заложен в 2011 году. Для его вооружения будут применяться зарубежные технологии. На сотрудничество с нами претендуют предприятия из Италии, Франции, Швеции и Германии. Решение будет принято по результатам тендера.
— Известны ли вам параметры перевооружения Черноморского флота Российской Федерации?
—Параметры перевооружения мне неизвестны, потому что это закрытая информация. Однако оснастить свой флот более современным оружием — это вполне справедливое желание российской стороны. То же самое делаем и мы. Все вопросы перевооружения прописаны в договоре о параметрах раздела Черноморского флота.
— ...Однако в этом договоре не прописан конкретный порядок перевооружения флотов.
— Тем не менее в нем есть раздел, в котором говорится, что все спорные вопросы решаются путем переговоров. Российская сторона подняла вопрос перевооружения. Он находится в ведении нашего Министерства иностранных дел.
— Концепция перевооружения ЧФ РФ коснется только той части флота, которая базируется в Новороссийске?
— Насколько я знаю, у них есть концепция перевооружения всего флота. А значит, речь идет и о Севастополе, и о Новороссийске.
— В продолжение темы военного сотрудничества — как Министерство обороны под вашим руководством выстраивает взаимоотношения с НАТО и Россией?
— Мы выстраиваем взаимоотношения с точки зрения того, что Украина — внеблоковое государство. Мы сотрудничаем и с НАТО, и со странами СНГ — в том числе с Россией и Белоруссией. Именно с Россией и Белоруссией мы имеем самую протяженную границу. Когда она открыта, то возможно свободное проникновение на нашу территорию боевиков, подобных тем, которые устроили перестрелку в Одессе (речь идет об инциденте, в ходе которого был убит чеченский криминальный авторитет Аслан Дикаев, застреливший двух сотрудников милиции; см. "Ъ” от 3 октября 2011 года.—"Ъ”). Поэтому мы участвуем в миссиях по поддержанию безопасности. Министерство поддерживает любые миротворческие операции, и прежде всего те, относительно которых к нам обращается ООН.
— Есть ли новые предложения от ООН относительно участия наших военнослужащих в миротворческих миссиях организации?
— Да, есть предложение, например, относительно Мали. Однако это было скорее не приглашение. У нас спросили, можем ли мы оказать определенную помощь. Мы ответили, что располагаем медицинским оборудованием, палатками, другим имуществом и готовы все это предоставить. В ближайшее время министерство предложит руководству страны возможные варианты нашего участия в Мали.
Миротворчество способствует получению военнослужащими бесценного опыта работы в горячих точках, но мы тщательно анализируем каждое такое предложение по присоединению к миссиям ООН. Ключевыми факторами при принятии решений являются безопасность жизнедеятельности наших миротворцев и соответствие их участия национальным интересам и законодательству Украины.
Беседу вел Денис Попович.