Объективна ли была гибель Советского Союза? Многочисленные предвидения крушения СССР западными советологами носили в большей степени характер антиутопий, нежели аналитических прогнозов. Пророчества о его гибели были сродни, вызванным осознанием собственного бессилия, анафемам в адрес Римской империи библейских пророков. Мало кто из пророчествующих о распаде Советского Союза, действительно верил в близкую перспективу подобного сценария. СССР погиб столь же внезапно и стремительно, как и Российская империя. Так, объективна ли была гибель Советского Союза?
Системные причины распада СССР
Вывод, полученный при изучении этого вопроса, имеет двойственный характер. С одной стороны, с 1960-х – 1970-х гг. обнаруживается латентный тренд деградации базовых потенциалов советской государственности. Прежде всего, это относится к сфере несиловых оснований государственного существования. Однако фатальной предопределенности гибели СССР из ситуации кризисного надлома в его развитии не проистекало. С этой точки зрения был показателен мировой успешный опыт преодоления фаз кризиса роста. СССР требовалось включить механизмы технологической модернизации, что не было своевременно осуществлено.
Прямая силовая мощь государства не есть показатель его жизнеспособности. Многие великие империи прошлого в одночасье перестали существовать, не сумев совладать с внутренними деструктивными процессами. Крушение СССР, одного из самых сильных в военном и специальном отношении государств, далеко не единственный пример такого рода.
Классический алгоритм саморазрушения государственности представляет исторический опыт Римской империи. Надлом несиловых оснований государственности, пришедшийся на апогей военного могущества, хронологически предшествовал кризису государственных институтов. Первоначально римский имперский организм разложился духовно, и только затем территория империи стала предметом раздела внешними противниками и внутренними сепаратистами. Сравнительный исторический анализ гибели империй позволяет утверждать, что фаза разложения несиловых оснований является универсальным этапом дезинтеграции любой государственности. Не было обнаружено ни одного (!) случая, когда бы государство перестало существовать исключительно по причине институционального кризиса при наличии здорового народного фундамента.
Институциональная мощь Советского Союза на закате его существования производила впечатление незыблемости. Иллюзия государственной прочности ввела в заблуждение не только рядовых обывателей, но и многих видных аналитиков. За год до начала перестройки видный американский экономист, один из разработчиков теории конвергенции Дж.-К. Гэлбрейт писал: «Русская система сдает экзамен, поскольку в отличие от западной промышленности она полностью использует человеческие ресурсы». Заблуждение на счет перспектив существования СССР испытывали и многие ведущие советологи, такие как С. Биалер из Колумбийского университета. «Советского Союза, – утверждал он в 1982 г., – ни сейчас, ни в ближайшие десять лет не коснется настоящий кризис системы, потому что он является гордым властелином огромных неиспользованных ресурсов, которые могут обеспечить ему политическую и общественную стабильность и позволить пережить даже самые большие трудности». Не верил в возможность скорого распада Советского Союза даже такой опытный стратег американской внешней политики как Г. Киссинджер. По прошествию многих лет он признавался, что так и не понял рациональных побудительных мотивов, заставививших М.С. Горбачева идти по пути государственной дезинтеграции.
К началу процесса развала коммунистической системы совокупный военный потенциал ОВД был даже выше потенциала НАТО. Из различных видов вооружений преимущество Северо-атлантического альянса имелось только по количеству боевых вертолетов. Но ни СССР, ни ОВД уже не существует, а НАТО активно продвигает границы своего распространения на Восток.
На каком же участке «холодной войны» СССР потерпел поражение? Приведенные сравнительные показатели военно-технической оснащенности позволяют констатировать, что гонки вооружений Советский Союз, по меньшей мере, не проиграл. Существует популярная точка зрения будто бы СССР уступил Западу экономически. Однако при сопоставлении динамики экономических показателей Советского Союза и США легко убедиться, что коммунистическая хозяйственная система не только не проигрывала, но постепенно обходила американскую. Темпы роста в последние десятилетия существования СССР были не столь высоки, как, скажем, в эпоху индустриализации, однако на Западе они имели еще более низкую интенсивность.
Таким образом, и в экономической гонке Советский Союз не проигрывал. Утверждение разработчика теории гибели цивилизаций П. Кеннеди об «имперском перегреве» как факторе дезинтеграции советской государственности статистически не подтверждается. Экономических ресурсов у СССР было вполне достаточно для поддержания высоких геополитических амбиций, характерных для статуса «мировой империи». Гораздо хуже обстояло дело с духовными ресурсами, готовностью населения к очередному мобилизационному рывку. Поражение Советский Союз потерпел, таким образом, именно в сфере несиловых оснований государственности.
Управленческие причины гибели СССР
Применительно к анализу конъюнктурно-политических причин распада СССР исследуются стратегические ошибки, допущенные советским руководством. Они объединены тенденцией деоптимизации развития системы, резким разрушением оптимума соотношения цивилизационных традиций и внешних заимствований. Задача модернизации системы с опорой на национальные особенности (опыт Японии и Китая) была подменена курсом на экстраполяцию в качестве универсалия западной модели функционирования государственности.
Государство может быть дезинтегрировано вследствие принятия политическим руководством стратегически ошибочных решений. Они фактически неизбежны при отсутствии многоходовых просчетов игровых комбинаций. Чем длиннее цепочка расчета, тем меньше вероятность ошибки. Образная мысль З. Бжезинского о «великой шахматной доске» в данном случае вполне применима. Уровень современных технологий позволяет программировать противника на совершение губительных для себя ошибок стратегического характера. Расстановка «стратегических ловушек» составляет один из важнейших компонентов современного искусства сетевого управления. Примеры стратегических просчетов периода перестройки могли бы послужить материалом для извлечения уроков современным политическим руководством, как предупреждение о возможности попадания в аналогичные ловушечные ситуации.
Одна из таких ловушек заключалась в иллюзии «открытой экономики». Интеграция в мировую экономическую систему международного разделения труда предполагает установление внешней зависимости национальных экономик. Любой производственный сбой в одной из стран неизбежно приводит к кризису связанного с ним производства в другой. Уровень влияния транснациональных корпораций делает возможным инициирование экономического кризиса едва ли не в любой точке планеты. Поэтому специализация «мир-экономик», приносящая, казалось бы, определенные дивиденды, существенно снижает уровень национальной безопасности. Конъюнктура цен на нефть при ситуации увеличивающейся экономической открытости СССР явилась существенным фактором его краха.
Доля сырья в советских экспортных поставках долгое время не превышала порогового значения зависимости от них национальной экономики в целом. Провокационную роль для СССР сыграл мировой экономический кризис начала 1970-х гг., связанный с резким удорожанием нефти и нефтепродуктов. Возник соблазн обеспечения дальнейшего материального роста посредством нефтедолларовых вливаний. Страна оказалась посажена на «нефтяную иглу». Ослабевает внимание государства к передовым инновационным разработкам, обеспечившим СССР в предыдущую эпоху передовые позиции в развитии. Последствием даровых денег в духовном отношении явилась коррозия трудовой морали. Труд подменялся трудовой имитацией. Между тем, доля сырья и энергоресурсов превысила к середине 1980-х гг. половину всего советского экспорта, поставив экономику страны в прямую зависимость от данной внешнеторговой составляющей. И тут-то и грянул нефтяной кризис. Цена на нефть, как пишут теперь, по договоренности между США и Саудовской Аравией, резко скатилась вниз. Включенный в провозглашенное М.С. Горбачевым системное реформирование СССР без традиционного притока нефтедолларов оказался финансово истощен и рухнул не в последнюю очередь из-за непосильного экономического бремени.
До настоящего времени вне должного внимания в историографии распада СССР оказалась тематика трансформации мировой финансовой системы. Между тем, переход к Кингстонской системе организации финансов не мог не сказаться на глобальном соперничестве сверхдержав. Финансовые ресурсы играли в этой борьбе, по меньшей мере, не последнюю роль. Именно в истощении этого компонента ресурсной базы обнаруживают многие исследователи причину поражения СССР в «холодной войне». Чуть более десяти лет отделяли Кингстон от обвала советской государственности. Взаимосвязь перехода к кингстонской системе с финансовым истощением Советского Союза находится в режиме жесткой причинно – следственной зависимости. Смысл отказа от модели золотого обеспечения валют определялся не столько задачами финансовой безопасности (реакция на выходку Ш. де Голля, потребовавшего одномоментного обналичивания золотом колоссальной долларовой массы), сколько установкой на создание механизма глобальной экспансии.
Если ранее деньги должны были соотноситься с имеющимся у страны запасом драгметаллов, то теперь эмиссия тех же долларов могла иметь любой масштаб. Масштаб определялся не мощью реальной экономики, а ее имиджем. Имиджевые же параметры, как известно, формируются пропагандистским способом, т.е. опять-таки средствами несилового воздействия. Американский печатный станок был включен после Кингстона на полную мощь. Одновременно многократно увеличила свои обороты пропагандистская система США.
В то же самое время руководство СССР, скованное навязанными стереотипами об угрозах инфляции, от эмиссионных механизмов долгое время воздерживалось. Вместо пропаганды успешности советской экономики была затеяна кампания самокритики. Ежедневно по экранам центрального телевиденья транслировалась программа «Прожектор перестройки», разоблачавшая системные пороки государства, снижая в итоге рейтинг его инвестиционной привлекательности, а, соответственно, и прочность позиций рубля. Действия СССР в решающей стадии «холодной войны» оказались прямо противоположны действиям США. В итоге американцы попросту «задавили» своих противников в финансовом и в пропагандистском отношении.
К деструкции государственности может привести и дезорганизация институционального уровня власти. В истории известны примеры, когда наличие гения национального лидера и деятельной политической команды, при дефиците прочих компонентов жизнеспособности государств, оказывалось фактором спасения соответствующего социума. Напротив, один из путей хаотизации – обеспечение сверхтекучести кадровых ротаций. Именно таким путем в канун Февральской революции оказалась парализована исполнительная власть Российской империи. Процесс получил наименование «министерская чехарда». Характерно, что организован он был в период войны, когда, казалось бы, смена команды управленцев категорически противопоказана. Преследуемая заменой министра цель в каждом конкретном случае определялась установкой на оптимизацию системы, но в целом это проводило лишь к ее дисбалансу.
Институциональная революция была, по-видимому, одним из важнейших факторов гибели СССР. С определенного времени число советских министров стало стремительно возрастать. Функционально это выглядело вполне оправданно. Чем больше министерств, тем выше их специализация. Однако в итоге к концу брежневского правления их оказалось 70 (не считая 24 государственных комитета). При таком количестве министерств общая система управления оказалась парализована.
По аналогии с «нефтяной горкой» в управленческой сфере сложилась своеобразная «институциональная горка». Аналогии продолжились, когда в период горбачевского реформирования она стремительно рухнула. В логике провозглашенной борьбы с бюрократизмом количество министерств было сокращено к 1989 г. почти вдвое. Возник функциональный управленческий кризис. Он при двукратном сокращении министерств и не мог не возникнуть. Многие сферы оказались де-факто не управляемы. Институциональный хаос порождал соответствующие импульсы, направляемые в общество. СССР перестал существовать. Сокращение численности министерств, между тем, было продолжено и в постсоветский период российской истории.
Другое направление стратегических ошибок состоит в использовании ложных идеологических ориентиров. Они подаются, как правило, в броском демагогическом виде. Идентифицировать такого рода идеологические концепты возможно по заложенным в них деструктурирующим последствиям для государственности.
Примером данного типа идеологем являлась взятая на щит фрондирующей интеллигенции во второй половине 1980-х. гг. концепция «Великой России». Апелляция к национальному величию парировала возможные обвинения в антипатриотизме. В действительности же основным следствием реализуемого концепта являлась дезинтеграция союзного государства. Интересы России отделялись адептами «великороссийского проекта» от интересов СССР. По сути, речь шла об отторжении национальной периферии.
Как наиболее инерционная сила характеризовались среднеазиатские республики, подверженные сепаратистским настроениям в наименьшей степени. Миссия «Великой России» виделась в трансформации ее в единый «общеевропейский дом». В качестве непременного условия этого вхождения обозначалось требование отсечения Азии. Проблема приобретала дополнительную актуальность ввиду находящегося за ширмой политического процесса противоборства «славянского» и «национального» — «кавказско-азиатского» криминалитета за распределение собственности.
Мятежи сепаратистов, хотя и представляют угрозу для государственности, не являются по отношению к ней смертельным приговором. Мятежники, в конце концов, могут быть подавлены посредством применения силы. Но когда нежелание сохранения единой государственности обозначается от имени государствообразующего народа, государственная система неизбежно рассыпается.
Проект «великой европейской страны» выбивал из союзного государства его несущую конструкцию. Государственность в итоге оказалась разрушена, а проектные цели при том так и не достигнуты. Желание европеизации российских адептов проекта не соотносилось с нежеланием самих европейцев принимать Россию в когорту стран цивилизационного Запада.
Внешнее целенаправленное воздействие как одна из причин распада СССР
Целенаправленное деструктивное воздействие по отношению к СССР со стороны внешних противников является исторически естественным процессом борьбы за геополитическое доминирование в мире. Наличие такой борьбы прослеживается на протяжении всей истории человечества. В этом отношении авторский коллектив, фиксируя значимость фактора внешнего воздействия, принципиально не принимает, вместе с тем, конспирологической интерпретации проблемы. Исследование направлено, скорее, на операционную сторону вероятного плана действий противоборствующих государств, на раскрытие технологической цепочки его реализации. Наиболее близок авторский подход к оценке «теории заговора» И.А. Ильина, высказанной по отношению к попыткам конспирологической интерпретации Октябрьской революции. Ильин полагал, что видеть в ней «просто результат заговора» — «вульгарный и демагогический подход», «это все равно, что объяснять болезнь злокозненно сговорившимися бактериями и их всесильностью… Бактерии не причина болезни, они только ее возбудители, причина в организме, его слабости».
В эпоху «маккартизма» стратегия борьбы с СССР всё ещё виделась на Западе в традиционном силовом формате. План А. Даллеса, на который часто ссылались как на одну из первых стратегических разработок ведения тайной войны против Советского Союза, в действительности, представлял собой воплощение концепта «массированного ядерного возмездия». Главное средство – атомный удар обеспечивался сопутствующими мероприятиями, вышедшими в дальнейшем на первый план при формировании новых технологий борьбы с российской (советской) государственностью.
К началу 1960-х гг. стало очевидным, что ставка на силу в противостоянии с СССР себя не оправдала. Мировая система социализма последовательно расширяла свои страновые пределы. Карибский кризис 1962 г . являлся исторически последней пробой тактики силового принуждения, едва не поставив мир в ситуацию глобальной ядерной катастрофы. Окончательно убедил американцев в необходимости переосмысления технологий внешнеполитической борьбы, констатировав слабость физической силы, провал войны во Вьетнаме. Первые симптомы внедрения новых технологических разработок обнаруживаются еще до ее завершения. Вьетнам, едва не обернувшийся для США кризисом государственности, стал в этом отношении поворотной точкой для американской теории управления.
На Западе к этому времени сложилось стойкое убеждение, что победить СССР прямым силовым путём невозможно. Великая Отечественная война продемонстрировала провал планов вооруженной победы. Первая фаза «холодной войны» обнаружила также бесперспективность ставки на прямое соперничество систем в гонке вооружений. СССР в обоих случаях выходил победителем, включая дополнительный ресурс духовного потенциала народа.
Когда от соперничества государственных институтов и экономик противоборство переходило в формат борьбы между народами Советский Союз неизменно одерживал победу. Заключалось ли дело в идеократизме советской модели государственности или в сохранении русским народом (как государствообразующим) его цивилизационных накоплений – вопрос, требующий специального изучения. В рамках решаемой исследовательской задачи важен вывод, к которому пришли западные аналитики. Он заключается в том, что победа над Россией (равно как и СССР) может быть достигнута посредством деструкции несиловых ресурсов народной жизни. Не только государство и экономика, а именно народ становился одной из основных мишеней в новых технологических разработках. Реализуемый план, судя по американским источникам, включал ряд основных стратегических инициатив:
- тайная финансовая, разведывательная и политическая поддержка польского оппозиционного движения «Солидарность»;
- целенаправленная помощь афганским моджахедам;
- кампания по резкому сокращению притока валюты в СССР, реализуемая посредством а) снижения по договоренности с Саудовской Аравией мировых цен на нефть, б) ограничения советского экспорта природного газа в Западную Европу;
- психологическая война, направленная на возникновение синдромов страха, неуверенности, утраты ориентиров как у коммунистической власти, так и у населения;
- организация блокады по доступу СССР к приобретению западных технологий;
- массовая техническая дезинформация, наносящая хозяйственный урон советской экономике;
- поддержание через СОИ (стратегическая оборонная инициатива) высоких расходов СССР на оборону, истощавших его финансово ресурсную базу.
Традиционными приемами борьбы в данном перечне являются лишь поддержка внешних военных противников и внутренней оппозиции — п.п. 1, 2. Остальной инструментарий – это уже инновационная технологическая рецептура.
Борьба США и СССР имела системный характер, распространяясь фактически на все ниши бытия. Одним из приемов этой борьбы являлось провоцирование соперника на принятие ложных стратегических ориентиров.
Одним из таких ориентиров стало формирование у руководства СССР иллюзии о возможности безбедного существования за счет экспорта нефти. Начиная с ближневосточного кризиса 1973 г. нефтяные цены на мировом рынке ускоренно пошли вверх. Нефть невозобновляемый ресурс, и советское руководство исходило из предположения, что нефть в дальнейшем может только дорожать. Неучтено было то обстоятельство, что ценовая конъюнктура может формироваться искусственным путем. Цены на нефть искусственно завышались, чтобы затем быть сброшенными. К моменту этого сброса советская экономика уже была в достаточной степени привязана к нефтяному экспорту. «Как будто специально, — рассуждал впоследствии Н.И. Рыжков, — нарочно, именно в 1986 году на мировом рынке произошло резкое снижение цен на нефть и газ, а ведь у нас чуть ли не весь экспорт строился на продаже энергоносителей». Конечно, одно это не могло погубить СССР. Но одновременно был включен целый комплекс снижающих финансовую мощь Советского Союза факторов – решение о свертывание выпуска алкогольной продукции, «звездный» этап гонки вооружений, расширение военного присутствия в Афганистане и др.
Включенность Эр-Рияда в американский проект по дезинтеграции СССР относится сейчас к общепризнанным историческим фактам. Действия Саудовской Аравии, располагавшей 40% добычи нефти по странам ОПЕК, определялись опасениями королевской семьи относительно вероятности иранской и советской экспансии (последняя могла быть распространена из Йемена и Сирии). Эффект резкого снижения цен на нефть начал свое действие на советскую экономику в августе 1985г. С двух миллионов баррелей за сутки ее ежедневная добыча саудитами возросла к осени до 9 миллионов баррелей. «Снижение цен на нефть,- комментировал бывший член ЦК Евгений Новиков,- было для нас сокрушительным ударом, просто сокрушительным. Это была катастрофа. Мы потеряли десятки миллиардов».
Сценарий в скором времени повторился. Доля сырья в советских экспортных поставках долгое время не превышала порогового значения зависимости от них национальной экономики в целом. Провокационную роль для СССР сыграл мировой экономический кризис начала 1970-х гг., связанный с резким удорожанием нефти и нефтепродуктов. Возник соблазн обеспечения дальнейшего материального роста посредством нефтедолларовых вливаний. Страна оказалась посажена на «нефтяную иглу». Ослабевает внимание государства к передовым инновационным разработкам, обеспечившим СССР в предыдущую эпоху передовые позиции в развитии. Последствием даровых денег в духовном отношении явилась коррозия трудовой морали. Труд подменялся трудовой имитацией. Между тем, доля сырья и энергоресурсов превысила к середине 1980-х гг. половину всего советского экспорта, поставив экономику страны в прямую зависимость от данной внешнеторговой составляющей. И тут-то и грянул нефтяной кризис. Цена на нефть, как пишут теперь, по договоренности между США и Саудовской Аравией, резко скатилась вниз. Включенный в провозглашенное М.С. Горбачевым системное реформирование СССР без традиционного притока нефтедолларов оказался финансово истощен и рухнул не в последнюю очередь из-за непосильного экономического бремени. Сырьевая составляющая в экспорте Российской Федерации была первоначально существенно ниже позднесоветского уровня. Однако под влиянием нового небывалого по продолжительности повышения цен на нефть страна с конца 1990-х гг. вновь стала стремительно взбираться на «нефтяную горку». Значительно превзойдены оказались максимальные отметки доли сырья и энергоресурсов в экспорте СССР. Вопрос, по сути, заключался в том, сколько времени необходимо для повторения операции сбрасывания цен на нефть, а соответственно с ним, о долгосрочности существования современной российской государственности.
Оппоненты возражали – сегодня операция по сбросу цен на углеводородное сырье технологически невозможна. Однако кризисный 2008 г. сделал наши прогнозы реальностью. Цены на российскую нефть устремились к ее себестоимости. Новая постановка вопроса о будущем экономики России состоит теперь в долгосрочности поддержания данной ценовой конъюнктуры.
Посредством специальной операции психологического давления (PSYOP) американцы добились формирования у советского руководства представления о способности рейгановской администрации к нанесению ядерного удара. Навязывался образ Р. Рейгана как этакого «лихого ковбоя», готового в любой момент спустить курок пистолета. Держать Советы в уверенности, что президент США «слегка не в своем уме» было по определению Р. Аллена одной из стратигем американской политики в отношении Советского Союза. Кто же захочет вступать в игру с сумасшедшим? Даже якобы случайная съемка Рейгана перед официальным интервью, когда он «опробовал» голос на фразе «я скомандовал две минуты назад о ядерном ударе по СССР», и якобы случайно попавшая в широкое тиражирование в указанном контексте выглядит как хорошо спланированная психологическая провокация.
В целях усиления психологического воздействия американцы активно применяли тактику еженедельного нарушения боевыми самолетами воздушного пространства СССР. Такие акции проводились в течение всего периода президентства Р. Рейгана. По мнению П. Швейцера, именно они, породив соответствующее чувство неуверенности у советского руководства, заставили его воздержаться от ввода войск в Польшу.
Спрогнозировав стремление СССР ликвидировать технологическое отставание от Запада, США посредством тайной дипломатии организовали блокаду социалистического лагеря на предмет экспорта инновационных технологий. Соответствующие поправки были внесены в Экспортный устав Соединенных Штатов Америки. До 40% американского экспорта допускалось к продаже за рубеж только на основании соответствующих лицензий. Номинированные принципы «открытого общества» не стали непреодолимым препятствием для установления США торговых ограничений в отношении СССР и его союзников.
В итоге задуманная советская модернизация, ввиду технологической недостаточности, как проект провалилась. «Это,- вспоминал сложившуюся ситуацию один из советских экспертов, работавших в Министерстве нефтяной промышленности СССР, – не было обычным оправданием, когда вина за задержку строительства приписывалась американским санкциям. Это была правда. Царил хаос. Сначала у нас не было турбин, затем мы пробовали произвести собственные, потом снова смогли закупить турбины. Что за хаос, что за светопреставление! Это стоило нам двух лет и миллиарды долларов».
Торговое эмбарго, прогнозировали аналитики ЦРУ, обусловит переход Советов к тактике промышленного шпионажа. В качестве средства противодействия и дополнительной дестабилизации экономики СССР был разработан механизм системной технологической дезинформации. Во многом благодаря именно ему советская наука несколько лет пробуксовывала на месте. «Все шло как по маслу,- цитируется П. Швейцером признание одного из американских технологических дезинформаторов.- В сфере технологий добычи газа и нефти мы их так запутали, что они до сих пор еще, кажется, не пришли в себя».
Программа СОИ расценивается многими современными исследователями как своеобразный «блеф» американской администрации. Обладая информацией о страхе, вызываемом у кремлевских лидеров проектом «звездных воин», Р. Рейган блефовал. Ресурсами для создания системы аналогичной СОИ Советский Союз не располагал. П. Швейцер считает, что «СОИ-синдром» был важным фактором внешней и внутренней политики М.С. Горбачева. Отсюда, полагал он, выстраивалась цепь горбачевских уступок. СОИ, свидетельствовал осведомленный советник Министра иностранных дел Александр Бессмертных с трибуны конференции в Принстоне, безусловно, ускорила развал Советского Союза.
Задаче разрушения СССР, указывают авторы книги «Революции на экспорт», «служил и самиздат, и передачи специально созданных на Западе радиостанций», и массовое производство анекдотов, и работа популярных юмористов, и студенческое движение КВН. К настоящему времени в США вышел ряд исследований, включая диссертационные разработки, посвященных особой роли в подрыве культурных ценностей социализма в СССР и Восточной Европе «антиинституционального театра».
Весь перечень стратигем рейгановской администрации в отношении СССР нашел, таким образом, практическую имплементацию.
Таким образом, нельзя согласиться с современной идеологемой о фатальной обреченности советской системы. За семидесятилетнюю историю существования СССР были более тяжелые во всех отношениях времена, нежели кризис конца 1980х – начала 1990х гг. Успешно преодолевая их, советская модель доказывала свою жизнеспособность. К гибели государственности привело не сохранение системы, а напротив, отступление от принципов ее функционирования, обнаруживавшееся в политике перестройки. Эти принципы были не столько имманентными чертами социализма, сколько парадигмой российской цивилизационной модели. Когда иносистемные новации превысили критическую массу, произошла парализация управления. К крушению СССР привело не отсутствие преобразований, а само реформирование.
Причины распада СССР будут вполне очевидны, если учесть тот факт, что шла мировая холодная война, и дезинтеграция советского пространства осуществляется с ее завершением. Это была война нового типа, проводимая не только на уровне вооруженных столкновений (хотя на периферии имели место и они), но выходя за рамки военного ведомства и охватывая все сферы функционирования государств. Речь идет не о конкуренции систем, а именно о войне, включавшей операции по подрыву финансовых ресурсов противника, поддержку оппозиционных по отношению к нему групп, инкорпорацию в его властные структуры своих представителей. Сейчас много пишется о том, что советская резидентура была введена в высшие эшелоны власти США, Германии, Великобритании, не говоря о странах третьего мира и сателлитах. Не оспаривается факт крупномасштабной поддержки Москвой коммунистического движения на Западе. Рука Кремля оценивается в качестве ведущего условия организационного формирования левой оппозиции. Почему же в таком случае не допустить, что аналогичные действия предпринимались и противоположной стороной? Если Советский Союз поддерживал коммунистическое движение, следовательно, и США должны были, по меньшей мере, содействовать развитию латентной советской оппозиции. Дискредитированный бестселлер Н.Н. Яковлева «ЦРУ против СССР», тенденциозный в частностях, предлагал верные выводы по существу. В настоящее время ссылки на данную книгу грозят остракизмом со стороны научной общественности. Но если советская резидентура входила в американский истэблишмент, то было бы существенным принижением возможностей ЦРУ полагать, что его представители отсутствовали в кремлевской элите.
СССР потерпел поражение в войне. Следствием поражения, как известно, является расчленение, или отторжение территорий у проигравшего государства; и, при худшем для него исходе, установление зависимого по отношению к противнику режима.
Вардан Багдасарян
Источник: ruska-pravda.com