Но по всему выходит, что злейший враг меча — это хороший щит. Новый шаг Москвы на сближение с Тегераном уже вызвал резкую реакцию в Вашингтоне. Сразу после подписания Путиным указа Сергею Лаврову позвонил госсекретарь США Джон Керри. Пресс-секретарь Белого дома Джош Эрнест отказался сообщать подробности этого телефонного разговора, и лишь заявил, что Керри выразил обеспокоенность, и что «единство и сотрудничество» с такими странами, как Россия, являются ключевым условием для достижения договоренностей с Ираном.
Более прямо позицию американцев обозначил бывший посол США в России, профессор Стэндфордского университета Майкл Макфол. По его словам, продажа российских ЗРК Ирану может подорвать переговоры по иранской ядерной программе. «Это решение президента Путина очень дестабилизирующее», – отметил Макфол.
Но наиболее жестко на отмену эмбарго отреагировали в Израиле. Министр разведки Израиля Юваль Штайниц заявил, что ситуация «доказывает, что рост иранской экономики, который последует за снятием санкций, будет использоваться для закупок оружия, а не для обеспечения благополучия иранского народа».
Старый друг лучше
Сегодня одна из ключевых проблем Ирана – перевооружение армии. Находясь под санкциями, иранцы пытались модернизировать имеющееся оружие, «клонировали» иностранные образцы, в том числе советские. Но этого оказалось крайне недостаточно, и сейчас потребности Ирана в современных вооружениях колоссальны.
Между тем Запад, даже после снятия санкций, оружие Ирану поставлять не станет. Тегеран может без проблем закупить вооружения у Пекина, но китайское качество его не устраивает. Вот и выходит, что лучший партнер в сфере военно-технического сотрудничества – это Россия.
Если сейчас негативный момент с поставками С-300 будет преодолен, Иран сможет заказывать у нас широчайшую номенклатуру вооружений. Тегеран, кроме того, планирует развивать свои мощности по производству вооружений, и это тоже шанс для России получить выгодные контракты.
Такое сотрудничество выбивает у Запада из-под ног почву для эффективного давления на Иран.
Друг познаётся в беде
Итак, Москва делает свой выбор, учитывая в том числе и лояльность партнёров. Когда в России поставили на конвейер С-400, Пекину захотелось заполучить именно это оружие. Переговоры с Рособоронэкспортом начались в 2012 году.
Хотя первой в очереди за «Триумфами» аж с 2007 года стояла Белоруссия. Но просьбы Минска по этому поводу Москва пока игнорирует, ограничиваясь поставками дивизионов С-300. Как раз тех, что в нашей стране снимают с боевого дежурства в связи с постепенным перевооружением собственных войск ПВО на «Триумфы». Правда, на безвозмездной основе.
Как раз четыре дивизиона таких «бывших в употреблении» зенитно-ракетных систем в минувшем году белорусам мы и отправили. Чем, очевидно, сильно обидели президента Александра Лукашенко, который никак не может дождаться С-400. В июле 2014 года на выставке МILEX-2014 в Минске он заявил журналистам: «Я попросил еще лет семь назад, чтобы нам поставили эти комплексы». Однако о чём забыл упомянуть Александр Григорьевич в прошлом июле, так это о позиции, которую заняло руководство Беларуси (и занимает по сей день) в отношении событий на Украине. Звучавшие оценки были резкими и не очень-то дружественными, не говоря уж слово «союзническими».
Пусть он хмур был и зол, но шёл
А теперь вернемся к Китаю. Мало того, что его руководство, как известно, с порога отвергло саму идею политической и экономической изоляции России в связи с трагическими событиями на Украине. Даже по ситуации с возвращением Крыма китайцы совершенно открыто высказались очень отважно и с несвойственной им прямолинейностью. А именно: «Мы против того, чтобы какая-либо нация приобретала независимость путем проведения референдума. Что же касается Крыма, то здесь есть свои особенности. Мы хорошо знаем историю принадлежности Крыма». Это слова исполняющего обязанности директора департамента Европы и Центральной Азии МИД Китая Гуй Цунюня. А реакцию Беларуси, более чем сдержанную, если не назвать её вообще холодной, мы все прекрасно помним.
А вот что следом добавил заместитель начальника отдела ЦК КПК по международным связям Чжоу Ли: «Россия и Китай сталкиваются с различными вызовами. Но я могу с уверенностью сказать, что в ближайшее время мы будем сталкиваться с еще большим числом вызовов. Мы должны совместно бороться, защищая интересы наших стран. Главное — не дать вбить клин между нашими странами, что очень хотелось бы видеть американцам».
Такая поддержка в нынешних условиях дорогого стоит. Возможно, даже «Триумфами» можно рискнуть. В конце концов, у нас, как утверждают, на выходе принципиально более могучая зенитно-ракетная система С-500 «Прометей». Значит, в случае чего будем торговать ею.
Источник: http://politrussia.com