Вопрос этот сейчас занимает почти всех, мало кого обходя стороной, разве что безнадёжных пацифистов, в голове которых никак не укладывается простая мысль: во все времена мир — это время подготовки к войне.
Впрочем, назвать ежедневные перестрелки, в том числе и из тяжёлого вооружения, на юго-восточном направлении, а также провокации, в том числе и готовящиеся, в морских акваториях, миром уже назвать сложно. По всему, дело, всё-таки, идёт к войне, вероятность которой растёт с каждым днём.
Тем не менее, вероятность — это лишь вероятность и не более того, независимо от процентного соотношения «да» и «нет». Даже минимальная вероятность — это повод задуматься и, как минимум, подготовиться, что, на мой взгляд, сейчас и делает Россия.
Попробуем и мы оценить и проанализировать поставленный вопрос, не слишком углубляясь в конкретные факты, источники и прочие доказательства недоказуемого, а сделаем упор лишь на общий фон, тональность и косвенные факторы, часто говорящие больше, нежели документы с подписями и печатями.
Итак, что мы имеем.
Регулярные сообщения с юго-востока Украины об усилении группировки ВСУ и подготовке к полномасштабному вторжению в ЛДНР. Этот фон стал уже привычным, тем не менее, в последнее время заявления и сообщения участились, перейдя фактически в ежедневный формат. Также, как участились предупреждения из Кремля о недопустимости конфронтации и эскалации, от слов про "тяжёлые последствия для украинской государственности" (В.Путин), до "мало не покажется" (С.Лавров), хотя и далеко не в формате ежедневном.
При этом, перестрелки с применением, в том числе, тяжёлых вооружений остаются в привычных рамках интенсивности, но однозначно фиксируется скопление бронетехники с двух сторон. Где начнётся, никто не знает, но готовятся все, в том числе и Россия.
По сути, несмотря на отсутствие конкретных данных и планов наступательных и контнаступательных операций (во всяком случае, в публичном пространстве) — это, тем не менее, прямые доказательства нарастающей конфронтации, в копилку которых, как в общий пазл, укладываются косвенные, которые мы и перечислим:
1. Жизненная необходимость для киевской власти максимального обострения с выходом на военное положение (ВП) по всей стране. Это единственное условие (не считая масштабных фальсификаций на мартовских выборах, типа "коробки из под ксерокса"), которое позволит действующему президенту сохранить на какое-то время свою власть и доходы. Здесь следует иметь ввиду, что Порошенко отнюдь не дурак и наверняка готовит пути отхода, а для этого критическим фактором является время: чем его больше, тем гарантированней будет дальнейшая судьба, обеспеченная сколоченным состоянием. Тем более, что в условиях ВП он получает неограниченные полномочия, вплоть до физического устранения конкурентов и противников.
2. Правы в Киеве, отмечая усиление российской группировки как на границе, со стороны Ростовской области, так и в Крыму, куда перебрасывается боевая авиация, а также в Азовско-Черноморском бассейне, где состав ВМФ РФ недавно пополнили несколько боевых кораблей. Кроме взаимного усиления группировок на указанных направлениях, идёт аналогичное подтягивание бронетехники вокруг Приднестровья (ПМР), как со стороны Молдавии, так и со стороны Украины (в Одессе). Я уже неоднократно отмечал, что для следующего удара это направление является одним из наиболее подходящих, безрисковых и выгодных для Украины с геополитической точки зрения: относительно большая удалённость от привычных направлений, что будет сопряжено с необходимостью для России вступить в масштабный международный конфликт со всеми имеющимися геополитическими рисками. Именно здесь для Киева открывается перспектива "маленькой победоносной войны", могущей также сыграть неоценимую роль в предвыборной компании Порошенко, который сейчас торопится закрепить итоги «победы» на религиозном фронте. Участившиеся визиты кораблей НАТО в Одесский порт, сопровождаемые официальными заявлениями о ничтожности российских притязаний на Чёрное море — это ни что иное, как попытка показать, кто в (доме) море хозяин, а также отработка быстрого перекрытия подхода российского десанта со стороны моря на помощь своим.
3. Отработка Россией оперативных планов по быстрому перекрытию морских прилегающих акваторий и воздушного пространства вплоть до закрытия такового для гражданской авиации. Здесь надо отметить, что воздушное пространство над всей Украиной медленно, но неуклонно очищается от полётов гражданской авиации и процесс этот сейчас ускоряется. Уже можно констатировать: редкие международные рейсы летают лишь к западу от Киева, а то, что есть к востоку — это сейчас исключительно внутренние рейсы, что легко проверить на ресурсе Flightradar:
Картина маслом в моменте выглядит вот так:
где почти половина московских рейсов, летящих транзитом с севера на юг и обратно.
Впрочем, иногда, синхронно с возникновением очередных киевских истерик, «лёгким движением» картина резко меняется:
Таким образом, есть все признаки, как прямые, так и косвенные, свидетельствующие о предстоящих в ближайшее время масштабных подвижках в шатком равновесии на украинском направлении.
Судя по всему, в России это хорошо понимают и готовятся к операции по принуждению Украины к миру, если таковая необходимость случится.
Как далеко зайдёт российский ответ и будет ли в нём необходимость, зависит не только и не столько от Украины, как от её заокеанских кураторов, интенсивно и регулярно просчитывающих сценарии возможной войны. Пока сдерживающий фактор один: во всех сценариях прослеживается практически молниеносная победа России, что и является единственным демотивирующим фактором.
Вот такое уравнение со многими неизвестными, решать которое, рано или поздно, придётся именно России. Ибо никто, кроме России, не будет и не собирается брать на себя ответственность за судьбу десятков миллионов украинцев, большинство из которых по факту и есть русские.
P.S.: кстати, совершенно не исключаю, что все мои вышеприведённые рассуждения базируются на каких-то замшелых стереотипах и представлениях о мире, который давно ступил в другую реальность, типа «вечного добра и света».
Слепой сказал: посмотрим.
А вы говорили в России нет других Лидеров... Есть. И когда они станут у руля, наши "партнёры" будут вспоминать Темнейшего, как самого доброго в мире Санту!