Начатые 27 сентября Азербайджаном боевые действия в Нагорном Карабахе, очевидно, представляют собой длительно и тщательно подготавливавшуюся со стороны Баку операцию, направленную на слом длительного status quo в зоне армяно-азербайджанского конфликта, сложившегося с момента перемирия 1994 г. В условиях сдвига в потенциалах сторон в пользу Азербайджана, проходившего на протяжении последних двух десятилетий, было ясно, что это status quo, закреплявшее военное поражение Азербайджана в Карабахской войне 1992–1994 гг., будет все менее приемлемо для азербайджанской стороны и что рано или поздно Баку попытается взять в той или иной форме реванш – по крайней мере, ограниченный. В газете «Ведомости» опубликована статья заместителя директора Центра анализа стратегий и технологий Константина Макиенко и научного редактора журнала «Экспорт вооружений» Михаила Барабанова о военном конфликете в Карабахе.
Задачи сторон
Главным вопросом сейчас является масштаб этого реванша. Понятно, что Баку заинтересован в том, чтобы отвоевать весь Карабах. Однако представляется, что президент Азербайджана Ильхам Алиев в данный момент не ставит столь максималистской задачи, вряд ли посильной для азербайджанских вооруженных сил в краткосрочной операции, тем более что она создает риски давления и вмешательства со стороны России и западных стран, не заинтересованных в длительной кровопролитной войне в Закавказье.
Безусловно, сейчас Баку держит все опции открытыми, исходя из логики «как пойдет», однако наиболее вероятно, что самая реалистичная и желаемая для азербайджанской стороны задача – значительно вклиниться в удерживаемую армянами территорию. Это позволит нарушить целостность армянской линии обороны, создать плацдарм для возможных дальнейших наступательных действий, а также, в идеале, освободить территории хотя бы части удерживаемых армянами собственно азербайджанских районов, ранее не входивших в состав Нагорно-Карабахской автономной области (НКАО).
Что еще более важно, это даст возможность Азербайджану разморозить карабахский конфликт, не допустив возвращения к перемирию 1994 г. и открыв возможность постоянного давления на армянскую сторону. Даже прекратив продвижение, азербайджанская сторона, видимо, не намерена допустить полного прекращения огня. Таким образом азербайджанская сторона получит возможность обращения в любое выбранное время к тактике неоднократного повторения таких наступательных операций тактического и оперативно-тактического значения для захвата тех или иных позиций или участков местности, к своего рода тактике «салями» – с отвоеванием территории небольшими кусками.
Постепенно такие отвоевания могут перейти в качественные, серьезно осложнив положение армянской обороны, а также дав возможность президенту Алиеву иметь вереницу «побед». При этом армяне будут вынуждены также постоянно иметь в виду возможность нового крупномасштабного азербайджанского наступления, что будет дополнительно сковывать армянские силы. Похоже, что при очевидном общем соотношении сил не в пользу Армении парировать такую тактику армянской стороне будет практически невозможно.
Насколько разумны и реалистичны эти задачи
Нельзя не признать, что такая стратегия будет очень разумной с азербайджанской стороны. Несмотря на количественное и определенное качественное превосходство азербайджанских вооруженных сил, это превосходство выглядит недостаточным для полного и решительного сокрушения армянской обороны в Карабахе.
Действия азербайджанской стороны в нынешней кампании проходят по уже отработанному шаблону. Он включает нанесение длительных сильных ударов по армянским позициям и особенно местам сосредоточения и переброски резервов артиллерийскими средствами, ракетами, беспилотными ударными средствами, самолетами и вертолетами; попытки выбить высокоточными средствами поражения (в том числе управляемым оружием с беспилотников и беспилотными барражирующими устройствами) армянские системы ПВО, а также боевую технику в капонирах и огневые точки; выброску в глубину территории противника отрядов сил специальных операций для блокирования и окружения отдельных узлов сопротивления; сильные фронтальные удары средствами танковых и механизированных частей при достижении большого численного превосходства на избранных участках наступления.
В то же время Азербайджан не располагает достаточным ресурсом и могуществом всех вышеперечисленных технических средств для полной реализации возможности нанесения «дистанционного» поражения армянским силам, а количественное превосходство азербайджанских сухопутных войск недостаточно велико для массированных прорывов, обходов и окружений оперативного масштаба армянских сил в Карабахе. При этом большие экономические возможности Азербайджана делают выгодными для него своего рода длительную горячую «войну на истощение» с Арменией, поскольку азербайджанская сторона сможет более эффективно восполнять свои ресурсы (особенно тех же высокоточных средств, беспилотников и т. д.) за счет более масштабных закупок за рубежом.
Фактор Турции
Важным фактором нынешней азербайджанской кампании в Карабахе является ее полная поддержка со стороны Турции. Собственно, само азербайджанское наступление стало возможным благодаря этой поддержке – если ранее Турция, играя роль «провайдера Запада» в регионе, сдерживала Баку, то теперь, с разладом турецко-западных отношений, Анкара повернулась к откровенной неоосманской империалистической политике. Безусловно, поддержка и подстрекательство турками Азербайджана в этом конфликте резко усиливают турецкое влияние на Азербайджан. В свою очередь, Турция становится важным военным ресурсом для Азербайджана, и в дальнейшем можно ожидать роста вовлеченности Турции в армяно-азербайджанскую войну – не только снабжения Азербайджана современным вооружением, но и, возможно, появления даже турецких военных-«отпускников» (если их уже там нет). Все это может еще более осложнить положение Армении.
Безусловно, азербайджанская военная кампания против Карабаха стала серьезным кризисом для внешней политики России, опрокинув длительно выстраивавшуюся российскую линию на поддержание status quo в Закавказье и на балансирование между Арменией и Азербайджаном. Возобновление армяно-азербайджанской войны создает сильнейшие риски для отношений Москвы и с Арменией, и с Азербайджаном, вызывает кризис в ОДКБ (членом которого является Армения, имеющая тем самым гарантии безопасности с российской стороны), а также создает новый фронт напряженности с Турцией – в дополнение к сирийским и ливийским. Для Турции появляется возможность нажима на российскую сторону и принуждения Москвы к возможным разменам применительно к турецким интересам в Сирии и Ливии. Дальнейший нажим Азербайджана на Армению сделает для России очень трудным уклонение от вовлечения в конфликт без риска большого морально-политического ущерба.
В интересах России как можно скорее вынудить Азербайджан к прекращению военной кампании против Армении, причем сделать это с позиции русского военно-политического превосходства и не допуская вовлечения Турции даже в качестве посредника. При этом Россия должна стремиться к навязыванию именно фактического и реального перемирия и замораживанию конфликта, не оставляя азербайджанской стороне возможности перевода войны в затяжную фазу. Добиться всего этого Москва может только с опорой прежде всего на угрозу применения российской военной силы.