По мере сближения Северной и Южной Корей обозначились трудности, которые не зависят от внешнеполитической конъюнктуры — это проблема единения двух народов Севера и Юга, разведенных более полувека назад по разным странам. С 1948 года в обеих государствах появилось не одно новое поколение.
В Южной Корее на данный момент проживают тысячи граждан, бежавших с Севера. Сейчас правительство президента Мун Чже Ина прилагает усилия, чтобы более менее равномерно распределить перебежчиков по всей стране, тем самым предотвращая образование кварталов с плотным проживанием переселенцев из КНДР. Перебежчики проходят через государственную программу, предназначенную для подготовки их к жизни в Южной Корее, они получают деньги на жилье и пособия на проживание, пока не найдут работу.
К деньгам на жилье прилагается четкое указание, где им разрешено поселиться.
«Обычно их селят с учетом их предпочтений и места жительства членов семьи, которые въехали в Южную Корею раньше, но их местоположение также может определяться лотереей, в зависимости от наличия жилья в регионах», — пояснило министерство, занимающееся вопросом объединения Юга и Севера.
Когда они селятся в районах, где мало выходцев из КНДР, у бывших северян возникают проблемы с адаптацией и установлением связей с местным населением. Согласно опросу, проведенному в 2016 году газетой Dong-A Ilbo, 62,7% перебежчиков признали, что им трудно общаться с южнокорейцами.
«Южные корейцы рассматривают нас как людей, которые не платят налоги и праздно живут за счет денег налогоплательщиков. Но мы платим налоги и живем в одинаковых условиях», — цитирует газета слова одного опрошенных.
У множества южнокорейцев сложился стереотип, что у северян отсутствует предпринимательский дух, они из социалистической страны и, следовательно, полагаются на государственные выгоды.
«У некоторых сложилось впечатление, что северокорейцы получают льготы, которых они не заслуживают, и это может привести к напряженности» — цитирует издание эксперта, исследовавшего проблемы северокорейцев.
Так происходит в частности в районе Нонхён, где кучно проживает самая многочисленная группа северокорейцев — более 1400 человек.
И хотя в Нонхёне нет явных признаков напряженности, здесь и в других районах с большим количеством перебежчиков, южнокорейские СМИ сообщают о случаях, когда местные жители из Южной Кореи выказывают недовольство из-за государственных пособий, полагающихся переселенцам, и выступают против создания общественные структур, предназначенных для помощи им.
монумент «Арка Воссоединения» в КНДР
С одной стороны южнокорейцы испытывают эмоциональное стремление к объединению Корейского полуострова, но в то же время многие обеспокоены тем, что формальное воссоединение с Севером будет тормозить экономику и что интеграция миллионов северокорейцев окажется слишком дорогостоящим процессом, который нарушит привычную жизнь на юге.
«Если попросить выбрать между тем, что хорошо для объединения, и чем-то, что хорошо для экономики, практически каждый выберет экономику», — уверен эксперт Корейского института национального объединения Санг Син Ли.
Тема тонкого баланса между высокой целью воссоединения нации и практическими заботами является одной из основных в политических дебатов на национальном уровне в Южной Корее. Администрация президента Мун Чжэ Ина настаивает на ратификация парламентом соглашения, которое он подписал с северокорейским лидером Ким Чен Ыном на саммите в начале этого года.
Соглашение включает пакет совместных проектов, за которые, вероятно, должна будет заплатить Южная Корея. Оппозиция этому сопротивляется, указывая, что выполнение условий соглашения может обойтись слишком дорого.
Ким Чен Ын и Мун Чже Ин
На руку оппозиции играют и сложности восприятия КНДР южнокорейцами, 83,7% которых (по данным профильного исследования Корейского института национального объединения), никогда в живую не встречали северокорейца. Множество представителей старшего поколения и вовсе рассматривают Северную Корею как врага, а молодые люди считают Север страной, которая не в состоянии самостоятельно себя обеспечить. И немногие жители Южной Кореи горят желанием общаться с выходцами из КНДР.
«Южные корейцы воспринимают северокорейских перебежчиков как абстрактную концепцию, если они не мешают их личной жизни. Я не думаю, что это потому, что южнокорейцы злые или что-то в этом роде, а потому, что между двумя группами недостаточно взаимодействия », — считает эксперт Санг Син Ли.
Всё больше экспертов считают, что Сеулу сейчас гораздо важнее работать над изменением восприятия и отношения южнокорейского большинства к северянам, чем думать о том, как обучить чему-либо северокорейское меньшинство, прибывающее из КНДР.
А вы говорили в России нет других Лидеров... Есть. И когда они станут у руля, наши "партнёры" будут вспоминать Темнейшего, как самого доброго в мире Санту!