О том, что с гегемонией доллара пока заканчивать, в России громко заговорили еще в 2008 году. Причем идею поддержали не только ярые патриоты-государственники, но и либералы. Мировой кризис показал, насколько наша экономика зависима от внешних рынков и от цен на нефть. Впрочем, главная проблема, конечно, не в этом, а собственно в экономической неразвитости страны в целом. Проблема эта пока, к сожалению, не решена, но финансовые власти продолжают активно работать над ней: Москва ищет антидолларовых союзников по всему миру – это и страны БРИКС, и ЕАЭС, и страны АСЕАН. В качестве примера можно привести Китай, который, являясь главным держателем долгов США, активно продвигает собственный юань.
Впрочем, Пекин является союзником Москвы не только в этом вопросе. Китайский регулятор сейчас тоже проявляет огромный интерес к золотым активам, что мотивирует прийти на этот рынок инвесторов-«быков». И пока они действительно в тренде: золото торгуется выше отметки 1200 долларов за унцию. Оценить эффективность инвестиционных решений регуляторов можно будет позднее. Примечательно, что в 2009 такая политика показала неплохие результаты. Тогда все были обеспокоены последствиями финансового кризиса и состоянием финансовой системы, а потому вкладывались в золото. Именно страх стал главным стимулятором золотой лихорадки: индекс волатильности VIX, именуемый на сленге трейдеров «индексом страха», находился на отметке 28 пунктов. Сейчас, правда, он гораздо ниже.
Однако поводов для усиления страха предостаточно. В последнее время с родины мирового кризиса образца 2008–09-ого годов приходят чуть ли не катастрофические данные, которые только усиливают кризисное дежавю. Согласно отчету по рынку труда, американская экономика добавила в марте всего 126 тыс. рабочих мест – минимум с конца 2013-ого. Добавляют тревоги и данные о замедлении кредитования: объёмы выдачи заёмных денег самые низкие с февраля 2010 года. И главное: не стоит забывать, что слабое кредитование в совокупности с невысокими ценами на нефть даёт термоядерный для экономики результат. Это значит, что её двигатель – потребительский спрос – начал замедляться.
По-прежнему в топе новостей и еще одна горячая точка планеты – Греция. Тема выхода Эллады из еврозоны вновь раскручивается с бешеной скоростью. Страна на грани кризиса ликвидности. Мало того, что греки на фоне неопределенности начали вывод средств со счетов, так теперь еще и ЕЦБ закручивает гайки. Блумберг, ссылаясь на свои источники, сообщает, что главный банк еврозоны рассматривает возможные меры для ограничения доступа греческих банков к программе экстренного предоставления ликвидности. Еще в феврале ЕЦБ и так уже ограничил предоставление кредитов банковской системе Греции, отказавшись принимать в залог ее гособлигации. Выполнить условия кредиторов Афины пока не могут – план реформ до сих пор не согласован. Без него денег Греция не получит. Впрочем, если Греция всё-таки бомбанёт кризисом, то эхо взрыва россияне обязательно услышат.
Усугубляет ситуацию санкционная война. Во вторник 21 апреля премьер Медведев, выступая в Госдуме, назвал потери от введённых ограничений «значительными». В этом году они могут вырасти до 75 миллиардов евро, то есть 4,8 процента ВВП. Главы МИДов стран-членов ЕС на встрече в Брюсселе 16 марта дали понять, что пока не намерены ни усиливать, ни ослаблять санкции в отношении нашей страны. Из-за океана сигналы поступают более угрожающие – «ястребы» сдаваться не намерены. И готовы полностью повторить в России иранский сценарий.
Поэтому часть аналитиков не исключает, что ведомство Набиуллиной, покупая золото, действует по схеме своих иранских коллег.
Иран тоже начал скупать золото как раз на фоне растущего политического давления со стороны Запада. Таким образом Тегеран пытался защитить свои активы от конфискации. Для исламской республики желтый металл также стал главным инструментом расчетов при продаже, в том числе и углеводородов. Согласно разным источникам, расплачиваются золотом с Ираном, но не афишируют этого Китай, Ирак, Индия и Турция. Сейчас Иран входит в двадцатку стран, имеющих самые большие в мире золотые резервы: они оцениваются в 300 тонн золота.
По факту – тактика себя оправдала. И Россия ее сейчас использует на всю катушку.
Источник: http://politrussia.com