Снабжение плацдарма Малая земля шло, так сказать, в несколько очередей. Сначала необходимые грузы доставлялись в Геленджик, где располагалась Новороссийская военно-морская база. Сюда они прибывали практически одним-единственным путём: по морю из Сочи и Туапсе. Во время одного из таких конвоев в историю вошёл морской охотник СКА-065, сопровождавший тихоходный транспортник «Ахиллеон». В эти конвои были включены достаточно крупные транспортные силы. На НВМБ на данном маршруте лежала задача обеспечить их проводку противоминным, противолодочным и противовоздушным прикрытием в своей зоне ответственности.
После прибытия грузов в Геленджик они либо сразу же после перегрузочных работ опять же по морю отправлялись на Малую землю, точнее, в район Мысхако, либо автотранспортом доставлялись в сторону Кабардинки, откуда следовали тем же курсом по водной глади. И вот тут на арену выходит «тюлькин флот» в основном из состава НВМБ.
Увы, этот малый своими масштабами, но гордый и великий своими делами флот часто является предметом насмешек у некоторых специфических историков и доморощенных экспертов. Даже к самому по-русски ласково-ироничному названию иногда относятся с пренебрежением. При этом «чудо Дюнкерка», особенно после картины Кристофера Нолана, ставят в пример, отдельные же хвалебные речи льются трогательным британским яхтсменам и рыбакам, ринувшимся спасать драпающую армию. Феерическое фиаско с паническим бегством побросавших всё на свете англосаксов – геройство, методичная работа, завершившаяся освобождением Новороссийска – провал. Ну да Нолан с ними.
Пример десанта с мобилизованного судна (не ЧФ, Северный флот)
Основу транспортных судов, перевозящих грузы на берег Малой земли, составляли различные шхуны, баржи, некогда мирные пассажирские прогулочные теплоходы, мотоботы, о которых поговорим отдельно, и, конечно, рыболовецкие сейнеры. Последние как раз и дали этому флоту имя. Не столь грузоподъёмные и тихоходные, зато менее заметные для противника, они не так сильно зависели от места швартовки (могли швартоваться у импровизированных деревянных пристаней, без угрозы разнести их бортом) и быстрее разгружались. К тому же и выхода-то особого ни у командования ЧФ, ни у командования НВМБ не было, т.к. специализированных плавсредств для решения задач транспортировки фактически не было.
"Скумбрия". Модель выполнена новороссийским моделистом Валентином Шикиным
Одним из самых знаменитых представителей этого необычного во всех смыслах флота является катерный тральщик КТЩ-606. За этими по-военному холодными аббревиатурами кроется маленький рыболовецкий сейнер «Скумбрия». Этот рыбак с деревянным корпусом вошёл в историю благодаря неутомимому инициатору применения реактивной артиллерии на флоте Георгию Терновскому. Он добился, чтобы на палубе бывшего сейнера смонтировали установки для стрельбы РСами, которые он применил при поддержке легендарного куниковского десанта. Позже скромный трудяга сейнер работал военным транспортником, как и его собратья. «Скромная» работа? Но как дорого стоит!
КТЩ-605
Следующим по «известности в узких кругах» является КТЩ-605, такой же, как и «Скумбрия», рыболовецкий пролетарий. Этому сейнеру, дававшему едва 6 узлов и обладавшему, конечно, деревянным корпусом, выпала судьба участвовать непосредственно в высадке десанта, поэтому он и известен сейчас. Леонид Соболев, писатель и военкор, взглянув на такой «тюлькин флот» сказал: «Удивительное сборище водоплавающих храбрых малюток!»
Увы, практически не осталось фотографий тех отнюдь не военных работяг войны. Остались лишь названия или вовсе сухие бортовые номера, однако в этих работягах остро нуждались. При волнении моря в 3-4 балла практически любой конвой старались комплектовать именно сейнерами и шхунами. Они были достаточно мореходны, и при этом каменистое галечное мелководье для них не представляло такой серьёзной опасности. Но конвои малых кораблей шли в сторону Малой Земли почти ежедневно, а посему потери были велики.
К примеру, почти в конце марта 43-го КТЩ-601 отправился в свой «рутинный» поход в сторону Мысхако. Волнение моря было приемлемым. Бывшая рыболовецкая парусно-моторная шхуна «Крапивницкий», мобилизованная в 1941 году в качестве катерного тральщика, смогла прокрасться к месту выгрузки. Но шторм усилился. Несмотря на ускоренную выгрузку, прибой выбросил тральщик на берег. Стянуть шхуну, что было не столь сложной задачей, учитывая малое водоизмещение, просто не успели. Немцы, до зубного скрежета ненавидевшие этот десант, не желавший быть утопленным в море, мигом накрыли КТЩ-601 артиллерийским огнём.
Сейнеры и шхуны, объединённые в дивизионы катерных тральщиков, подрывались на минах, гибли под авианалётами и уничтожались артиллерией противника. Их трудную судьбу разделяли и прочие собратья по пролетарскому происхождению. Одним из таких братьев был буксир «Симеиз» водоизмещением 172 тонны и скоростью хода 10 узлов. Построенный в 1900 году в немецком пригороде Бремена Фегезаке, буксир за свою почти полувековую историю успел послужить непосредственно по своей специализации, был неоднократно мобилизован, даже в качестве канонерской лодки, но непременно возвращался к мирному труду.
В 1941 году буксир вновь мобилизовали. Уже в августе под ожесточённым огнём немецкой артиллерии «Симеиз» вывел из оккупированного Николаева эскадренный миноносец «Огневой», находившийся в недостроенном состоянии.
Вскоре буксир перекинули на воинские перевозки в Азово-Черноморском бассейне, так в итоге он стал одним из дерзких «малышей», доставлявших грузы и пополнение на Малую Землю. В отличие от многих своих товарищей «Симеиз» достаточно долго «играл с огнём», подходя к пылающему плацдарму регулярно. Но 5 апреля 1943 года в дни одних из самых ожесточённых сражений на Малой Земле судьба оказалась зла к старику-буксиру. Отгрузившись на Мысхако, «Симеиз» поспешил в Геленджик при первых проблесках зари, но наскочил на минное заграждение противника и быстро затонул на глубине 47 метров, став могилой для 8 человек.
Буксир "Симеиз"
Ещё меньше повезло более чем за месяц до этого в конце февраля 43-го буксирному катеру «Миус». Голландец по месту постройки, «Миус» обладал водоизмещением в 122 тонны и был совсем «зелёным» по сравнению с «Симеизом», ему едва стукнуло 13 лет. Буксир в тот роковой февральский день успел ошвартоваться под огнём противника и разгрузиться у Мысхако, но при возвращении в Геленджик напоролся на немецкие «шнелльботы», словив торпеду в левый борт. По другой версии к уничтожению «Миуса» приложила руку артиллерия противника. Так или иначе, погибло около 10 человек, а сам буксир ныне лежит в районе Суджукской косы на глубине 45 метров.
Не все, конечно, некогда мирные суда отправились на дно. Некоторые пережили те огненные дни. Имена их со временем стираются, а многие вовсе безвестны, ведь награду буксиру или рыболовецкой шхуне к борту не прицепишь. К примеру, буксир «Алупка» водоизмещением 195 тонн и скоростью около 9 узлов был построен в Англии в 1902 году. Также как и многие его собратья, буксир, ранее носивший имя «Мстислав Удалой», неоднократно мобилизовался в военный флот за свою карьеру.
В июле 1941-го «Алупка» был снова мобилизован и вошёл в состав плавсредств охраны рейда Новороссийской ВМБ. Естественно, переквалификация буксира была не за горами. Уже в начале 43-го «Алупка» влился в ряды «тюлькина флота», снабжающего малоземельский плацдарм. Уже в годы войны, когда бои покатились на Запад, буксир в конце 44-го исключили из списка ВМФ, так как он вошёл в состав Черноморского пароходства. В 60-х он пошёл на слом, так сказать, закончив жизнь мирно и в своей постели.
В следующей части рассмотрим «аристократов» малого флота того времени.
Продолжение следует…