Сохранение рабочих мест
Согласно поправкам в Трудовой кодекс РФ, принятым 27 сентября, работодатель не может расторгнуть трудовой договор с мобилизованными гражданами и контрактниками. Новые правила распространяются на бессрочные, срочные трудовые договоры, бессрочные и срочные служебные договоры, договоры в период испытательного срока.
Работник должен самостоятельно направить повестку в отдел кадров, чтобы работодатель издал приказ, на основании которого сотрудник получит заработную плату за все отработанные, но ещё не оплаченные дни, не дожидаясь дня зарплаты. Власти также рекомендуют начислить мобилизованному компенсации за неиспользованный отпуск и премии.
Период приостановления трудового договора включается в трудовой стаж. Пока работник мобилизован, работодатель не выплачивает вознаграждение в ПФР.
Депутаты Госдумы также предусмотрели дополнительные гарантии для членов семей мобилизованных граждан и добровольцев. На работе их не могут «привлечь для особого режима работы: направить в служебные командировки, привлечь сверхурочно, в ночное время, в выходные и праздничные дни», пояснил соавтор поправок — председатель комитета по труду, социальной политике и делам ветеранов Ярослав Нилов.
«Кроме того, для них предусматривается преимущественное право сохранения работы при сокращении численности или штата сотрудников», — сказано в заявлении Нилова, опубликованном на официальном сайте Госдумы.
Закон на бумаге и в реальности
Эксперты оценили принятые в Трудовой кодекс поправки. Их мнения разделились. Руководитель кафедры экономики труда и персонала экономического факультета МГУ Риорита Колосова уверена: с соблюдением трудовых прав проблем не возникнет.
Ранее профессор возглавляла группу экспертов по сочинской Олимпиаде, которая разработала технологии мобилизационной экономики. Экспертам удалось мобилизовать к Зимним играм в Сочи один миллион россиян без ущерба для экономики и нарушения трудовых прав работников. Эта модель была обкатана и во время проведения ЧМ-2018 по футболу.
«Мобилизационные модели при нормальной команде вполне эффективны. Мы просчитали все риски, изучили предпосылки для возникновения социальных взрывов. Проблем при выполнении поставленных властями задач возникнуть не должно. Если и появятся самодуры в лице недобросовестных работодателей, то инструменты давления на них есть. За нарушение действующего трудового законодательства предусмотрен штраф на сумму до 500 тысяч рублей», — сказала Колосова.
Карательные инструменты, считает профессор МГУ, будут применяться крайне редко, так как «работодатели понимают всю важность ситуации и не будут нарушать права работников».
Менее оптимистично настроен профессор кафедры экономики труда и управления персоналом РЭУ им. Г. В. Плеханова Павел Журавлёв. Он считает, что принятые поправки будут исполняться 50 на 50. На сто процентов защищены сотрудники госкомпаний, крупных корпораций, а вот к представителям малого и среднего бизнеса есть вопросы.
В этом сегменте могут возникнуть недопонимания и нарушения трудовых прав работников.
«Есть такая поговорка: «Кому война, а кому — мать родна». Это уже видно по ценникам в магазинах. Китайскую каску стоимостью несколько тысяч рублей продают по 70 тыс. рублей. За это никто не несёт никакой ответственности. Аналогичная ситуация возникнет и на рынке труда», — сказал Журавлёв.
Он считает, что принятые поправки в Трудовой кодекс не учитывают экономических рисков. С мобилизованными гражданами заключают контракт минимум на полгода. За это время предприятие могут ликвидировать. Что в таких случаях делать мобилизованному, непонятно.
В тени поправок
В сложной ситуации оказались не только работники небольших предприятий, но и самозанятые, и индивидуальные предприниматели. Власти не озаботились предоставить гарантии этой категории мобилизованных.
Согласно закону «О статусе военнослужащих» гражданин, которого призвали на военную службу, с момента определения в состав Вооружённых Сил заниматься бизнесом уже не вправе. Однако этот закон не требует закрывать ИП или немедленно извещать налоговые органы о прекращении статуса «самозанятый». Следовательно, мобилизованные самозанятые и индивидуальные предприниматели должны продолжать платить налоги.
Речь идёт о 3,6 млн индивидуальных предпринимателей и 5 млн самозанятых.
На эту проблему уже обратил внимание глава комитета Совфеда по экономической политике Андрей Кутепов. Он попросил власти освободить мобилизованных индивидуальных предпринимателей от начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование за периоды прохождения военной службы.
Сенатор также счёл необходимым опубликовать официальные разъяснения о том, будет ли мобилизация считаться обстоятельством непреодолимой силы, форс-мажором или иным основанием освобождения от исполнения обязательств по заключённым договорам.
Правительство пока никаких разъяснений на этот счёт не дало.
Кредитные каникулы
Пока более понятна ситуация с предоставлением кредитных каникул. Ими могут воспользоваться мобилизованные граждане и контрактники. Соответствующий закон был принят 28 сентября. Согласно информации, опубликованной на сайте Госдумы, воспользоваться кредитными каникулами можно будет до 31 декабря 2023 года.
Ограничение «одни каникулы на один кредит» на мобилизованных не распространяется.
Кредит полностью списывается только в том случае, если человек погиб во время спецоперации или стал инвалидом I группы.
В свою очередь Федеральная служба судебных приставов приостановила взыскание долгов с попавших под мобилизацию россиян. Подать соответствующее заявление можно прямо на призывном пункте. Для решения этой задачи туда направят сотрудников ФССП.
А вот алименты платить придётся, по ним долги не прощают. Кандидат экономических наук Михаил Беляев напомнил, что в пользу одного ребёнка взыскивается одна четверть от всех видов доходов, на двух детей — одна треть, на трёх и более детей — половина. Единовременный вычет по алиментам не может превышать 50% от суммы совокупного дохода.
Беляев не исключает, что за счёт мобилизованных граждан многие россиянки поправят своё материальное положение. Мобилизованным обещают платить до 200 тысяч рублей в месяц. Это официальный доход, следовательно, с него и взыскиваются алименты.
Почему каникулы, а не амнистия?
Далеко не все мобилизованные согласны с решением по алиментам и отсрочкой по кредитам. Некоторые защитники Родины уверены: власти должны ввести кредитную амнистию. Мужчины рискуют жизнью и по возвращению из зоны боевых действий не должны платить по счетам.
«Если банки простят долги по кредитам, то обанкротятся. Поэтому все вопросы по кредитной амнистии нужно адресовать главе Минфина РФ Антону Силуанову. Пусть он разработает механизм компенсации, после чего банки простят мобилизованным долги», — пояснил Беляев.
Глава комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков сообщил «Известиям», что при предоставлении кредитных каникул мобилизованным банки могут потерять не более 1–2% прибыли. Он отметил, что депутаты продолжают изучать возможность предоставления компенсаций кредитным учреждениям.
Беляев удивлён возмущениями граждан в текущей ситуации. Он напомнил, что в годы Великой Отечественной войны населению никто не прощал долги. Люди воевали, работали в тылу и при этом выполняли взятые на себя финансовые обязательства.
«Некоторые пытаются прикрыться геройством и списать какие-то штрафы, кредиты. Я понимаю, что моя позиция циничная и понимания не встретит, но выплаты у мобилизованных достаточно высокие. Они позволяют выплачивать ипотеку, штрафы, кредиты, алименты, коммуналку. Исключения — ранения и гибель», — резюмировал Беляев.
Роберт Вочовский
Судя по карте, коридор для отступления всё-таки есть, но только для тех, кто умеет плавать, при чём в очень холодной воде.