18 ноября 2012г. исполнилось 40 лет со дня первой посадки, на палубу вертолётоносца «Москва», самолёта вертикального взлёта и посадки Як-36М. Именно эту дату 18 ноября 1972 года принято считать Днём рождения отечественной палубной реактивной авиации.
В 1974 году началось серийное производство самолёта. 11 августа 1977 года самолёт принят на вооружение ВМФ под обозначением Як-38. Для вертикального взлёта и посадки использовался подъёмно-маршевый и два подъемных двигателя. Подъёмно-маршевый двигатель расположен в средней части фюзеляжа, имеет боковые однорежимные воздухозаборники с отделением пограничного слоя и нерегулируемым соплом с 2 поворотными насадками. Подъёмные двигатели расположены один за другим в передней части фюзеляжа. Их воздухозаборники и реактивные сопла закрываются управляемыми створками. Для предотвращения попадания горячих газов в воздухозаборники сверху и снизу фюзеляжа установлены отражательные рёбра. Запас топлива расположен в 2 внутренних кессон-баках.
На Як-38М предусмотрена подвеска под крылом 2 ПТБ по 500 л. Кабина лётчика оснащена системой принудительного катапультирования СК-3М (аналогов в мире не имеет) с креслом К-36ВМ (на самолётах первых выпусков КЯ-1М). Пилотажно-навигационное оборудование обеспечивает выполнение боевых задач днём и ночью в простых и сложных метеоусловиях. В состав вооружения входят: УР типа Р-60 (Р-60М) и Х-23 (Х-23МР), блоки УБ-32А, УБ-32М, УБ-16-57УМП с ракетами С-5, Б-8М1 с ракетами С-8, неуправляемые ракеты С-24Б, свободнопадающие авиабомбы калибром до 250 кг, разовые бомбовые кассеты, зажигательные баки, пушечные контейнеры УПК-23-250.
Всего в 1974-1989 годах изготовлен 231 самолёт Як-38 различных модификаций. Самолёт базировался на авианесущих крейсерах проекта 1143 ("Киев", "Минск", "Новороссийск", "Баку"). В случае необходимости для базирования могли использоваться сухогрузы и контейнеровозы со специально оборудованной площадкой 20x20 м на палубе. Весной 1980 года 4 Як-38 в рамках операции "Ромб" принимали участие в боевых действиях в Афганистане. В целом самолёт оказался неудачным, интерес военных моряков к Як-38 был недолгим. Самолет обладал слабой тяговооружённостью, в южных широтах при высокой температуре и влажности он зачастую имел проблемы со взлетом и имел крайне небольшой радиус действия. Як-38 довольно быстро стал лидером советской морской авиации по числу аварий, хотя жертв, благодаря системе автоматического катапультирования, было не много.
Век этого самолёта, в отличии от его западного аналога «СВВП Харриер» оказался короток. С распадом СССР в 1991 году Як-38 вывели в резерв, а на следующий год сняли с вооружения. Невыработавшие свой ресурс самолёты переданы на базу хранения, а позже «утилизированы». Вслед за этим три довольно таки новых корабля пр. 1143 продали за рубеж по цене металлолома.
"Адмирал Горшков" (бывший "Баку") был продан Индии и проходит модернизацию в Северодвинске
Учитывая недостатки Як-38, в середине 70-х началось проектирование нового самолета вертикального взлёта и посадки. После корректировки требований военных, самолет, получивший название Як-41М в ходе проектирования был оптимизирован для вертикального взлета и сверхзвукового полета. Он способен выполнять вертикальный взлет с полной нагрузкой. С этой целью предусмотрен форсажный режим работы двигателей. Объединенная триплексная цифровая электродистанционная система управления самолетом и силовой установкой связывает отклонение цельноповоротного стабилизатора с режимом работы подъемных и подъемно-маршевого двигателей. Система управляет отклонением сопел всех трех двигателей. Подъемные двигатели могут работать до высоты 2500 метров при скорости полета не более 550 км/ч.
Запас топлива с использованием подвесных топливных баков может быть увеличен на 1750кг. Предусмотрена возможность установки подвесного конформного топливного бака.В систему отображения информации включены многофункциональный электронный индикатор (дисплей) и индикатор на лобовом стекле кабины.
Прицельный комплекс имеет бортовую вычислительную машину, вокруг которой сгруппированы: бортовая радиолокационная станция М002 (С-41), система управления огнем, нашлемная система целеуказания и лазерно-телевизионная система наведения. Пилотажно-навигационный комплекс позволяет определять координаты местоположения самолета в полете как от наземных (корабельных) радиотехнических систем, так и по спутниковым системам навигации. В комплексе имеются системы дистанционного и траекторного управления самолетом, автономный навигационный вычислитель и др.
Встроенное стрелковое вооружение - высокоэффективная пушка ГШ-301 калибра 30 мм с боекомплектом 120 снарядов различных типов, обеспечивающая поражение воздушных и наземных(надводных) легкобронированных целей.
Максимальная боевая нагрузка Як-41М составляет 260кг и размещается на внешней подвеске на четырех пилонах под крылом.
Варианты вооружения формируются в зависимости от характера поражаемых целей и подразделяются на три основных группы: "воздух-воздух" (УР P-27Р Р-27Т, Р-77, Р-73), "воздух-море" (УР Х-31А) и "воздух-поверхность" (УР Х-25МП,Х-31П.Х-35). Неуправляемое вооружение как ракетное (снаряды С-8 и С-13 в блоках, С-24), так и бомбовое (ФАБ, контейнеры малых грузов - КМ ГУ). В 1985 году был построен первый опытный экземпляр самолета Як-41М.
Первый полет на Як-41М при взлете и посадке"по-самолетному" был выполнен летчиком-испытателем А.А.Синицыным 9 марта 1987 года. Однако в предусмотренный постановлением срок (в 1988 году) представить самолет на государственные испытания не удалось. При корректировке сроков проведения испытаний было изменено обозначение самолета, который стал называться Як-141.
Активная фаза испытаний самолета Як-41М в корабельных условиях началась в сентябре 1991 года. В ходе испытаний, во время выполнения посадки, один экземпляр, самолёта был потерян. К счастью лётчик успешно катапультировался. Самолет Як-141 после прекращения испытаний впервые был публично представлен 6-13 сентября 1992 года на авиасалоне в Фарнборо, а позднее неоднократно демонстрировался на других авиасалонах.
Як-141 имеет следующие преимущества перед Як-38:
• взлет без выруливания на ВПП непосредственно из укрытия по выводной рулежной дорожке с обеспечением массового ввода в бой подразделения Як-141;
• эксплуатация самолета с поврежденных аэродромов;
• рассредоточение самолетов на большом количестве малоразмерных площадок с обеспечением повышенной выживаемости и скрытности базирования;
• сокращение в 4 - 5 раз времени взлета подразделения самолетов Як-141 из положения готовности 1 по сравнению с подразделением обычного взлета;
• сосредоточение группировки истребительной авиации для перехвата воздушных целей на угрожаемых направлениях вне зависимости от наличия там развитой аэродромной сети;
• ведение ближнего маневренного боя, нанесение ударов по наземным и надводным целям;
• малое время реагирования на вызов сухопутных войск за счет небольшого подлетного времени и одновременного взлета большого количества самолетов с рассредоточенных площадок, находящихся вблизи линии фронта; базирование как на авианесущих кораблях ВМФ, так и на судах морского флота, не имеющих развитой полетной палубы, а также на ограниченных взлетно-посадочных площадках и участках автодорог.
В связи с распадом СССР, этот опередивший своё время самолёт, так не был запущен в серийное производство.
На базе проекта 1143 в начале 80-х, в СССР было начато строительство авианесущего крейсера, с самолётами горизонтального взлёта и посадки. Пятый по счёту тяжёлый авианесущий крейсер СССР — «Рига» проекта 11435, был заложен на стапеле Черноморского судостроительного завода 1 сентября 1982 года.
От своих предшественников он отличался впервые обеспеченной возможностью взлётов и посадки на него самолётов традиционной схемы, модифицированных вариантов сухопутных Су-27, МиГ-29 и Су-25. Для этого он имел значительно увеличенную полётную палубу и трамплин для взлёта самолётов. Ещё до окончания сборки, после смерти Леонида Брежнева, 22 ноября 1982 года крейсер был переименован в его честь в «Леонида Брежнева». Спущен на воду 4 декабря 1985 года, после чего продолжалась его достройка на плаву. 11 августа 1987 года переименован в «Тбилиси». 8 июня 1989 года начались его швартовые испытания, а 8 сентября 1989 года — заселение экипажа. 21 октября 1989 года недостроенный и недоукомплектованный корабль был выведен в море, где провёл цикл лётно-конструкторских испытаний самолётов, предназначенных для базирования у него на борту.1 ноября 1989 года произведены первые посадки МиГ-29К, Су-27К и Су-25УТГ. Первый взлёт с него произведён МиГ-29К в тот же день и Су-25УТГ и Су-27К на следующий день, 2 ноября 1989 года. После завершения цикла испытаний 23 ноября 1989 вернулся на завод для достройки. 4 октября 1990 года переименован в очередной раз (5-й) и стал называться «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов». Введен в эксплуатацию20 января 1991 года.
По проекту на корабле должно было базироваться: 50 самолётов и вертолётов 26 МиГ-29К или Су-27К, 4 Ка-27РЛД, 18 Ка-27 или Ка-29, 2 Ка-27ПС. Фактически: 10 Су-33, 2 Су-25УТГ.
Истребитель Су-33, согласно постановлению от 18 апреля 1984 года, должен был быть разработан на основе тяжелого истребителя четвёртого поколения Су-27, который к тому времени уже прошёл испытания и был запущен в серийное производство. Су-33 должен был сохранить все достоинства и конструктивно-компоновочные решения базового истребителя Су-27.
Серийное производство Су-33 началось в 1989 году на КнААПО. В связи с распадом СССР и последующим экономическим кризисом серийное производство палубных истребителей Су-33, можно сказать, не состоялось — всего было построено 26 серийных истребителей.
Истребитель Су-33 создан по нормальной аэродинамической схеме с применением переднего горизонтального оперения и имеет интегральную компоновку. Трапецевидное крыло, имеющее развитые наплывы и плавно сопрягающееся с фюзеляжем, образует единый несущий корпус. двухконтурные турбореактивные двигатели с форсажными камерами находятся в разнесенных мотогондолах, что снижает их взаимное влияние. Воздухозаборники двигателей размещены под центропланом. Переднее горизонтальное оперение установлено в наплывах крыла и увеличивает как маневренные характеристики самолёта, так и подъёмную силу планера, что очень важно для палубного истребителя. Силовая установка самолета состоит из двух двухконтурных турбореактивных двигателей с форсажными камерами АЛ-31Ф. Вооружение самолета подразделяется на стрелково-пушечное и ракетное. Стрелково-пушечное вооружение представлено встроенной автоматической скорострельной одноствольной пушкой калибра 30 мм типа ГШ-301, установленной в наплыве правой половины крыла, с боекомплектом 150 патронов. На самолете может быть подвешено до 8 управляемых ракет"воздух-воздух" средней дальности типа Р-27 с полуактивными радиолокационными (Р-27Р) или тепловыми (Р-27Т) головками самонаведения, а также их модификации с увеличенной дальностью полета (Р-27ЭР, Р-27ЭТ) и до 6 управляемых ракет ближнего маневренного боя с тепловыми головками самонаведения типа Р-73. Типовой вариант вооружения самолета состоит из 8 ракет Р-27Э и 4 ракет Р-73.
Лётные характеристики
Максимальная скорость: на высоте: 2300 км/ч (2,17 М) у земли: 1300 км/ч (1,09 М)
Посадочная скорость: 235—250 км/ч
Дальность полета: у земли: 1000 км на высоте: 3000 км
Продолжительность патрулирования на удалении 250 км: 2 ч.
Практический потолок: 17000 м
Нагрузка на крыло: при нормальной взлётной массе; с
частичной заправкой: 383 кг/м²
с полной заправкой: 441 кг/м² при максимальной взлётной
массе: 486 кг/м²
Тяговооружённость на форсаже:
при нормальной взлётной массе: с частичной заправкой: 0,96;с
полной заправкой: 0,84
при максимальной взлётной массе: 0,76
Длина разбега: 105м. (с трамплином) Длина пробега: 90 м (с аэрофинишёром)
Максимальная эксплуатационная перегрузка: 8,5 g
МиГ-29К был разработан для комплектования смешанной группы корабельной авиации. В группе палубной авиации для 29-ки отводилась роль многофункциональной машины (аналогично американскому F/A-18): как штурмовика, так и самолёта завоевания превосходства в воздухе на небольших дистанциях, также предполагалось использовать истребитель в роли разведчика.
Разработка концепции самолёта началась с 1978 года, а непосредственное проектирование машины началось в 1984 году. От «сухопутного» МиГ-29 отличался комплексом оборудования, необходимого для базирования на корабле, усиленным шасси и складным крылом.
Посадку на палубу авианесущего крейсера и первый взлёт с него МиГ-29К совершил 1 ноября 1989 года под управлением Токтара Аубакирова. Из-за экономических трудностей проект МиГ-29К был закрыт, однако его в инициативном порядке за свои деньги продвигало КБ. Сейчас эта машина оборудована аналогично МиГ-29М2 (МиГ-35). По сравнению с первоначальным вариантом, улучшена механизация крыла для улучшения взлётно-посадочных характеристик, увеличен запас топлива, установлена система дозаправки в воздухе, увеличена масса вооружения, снижена заметность самолёта в радиолокационном диапазоне, на самолёте установлена многофункциональная многорежимная импульсно-доплеровская бортовая радиолокационная станция "Жук-МЭ", двигатели РД-33МК, новая ЭДСУ с четырёхкратным резервированием, БРЭО стандарта MIL-STD-1553B с открытой архитектурой.
МиГ-29К могут базироваться на авианесущих кораблях способных принимать самолёты массой свыше 20 тонн, оборудованных взлетным трамплином и посадочным аэрофинишером, а также на наземных аэродромах. Самолеты вооружены управляемыми ракетами РВВ-АЕ и Р-73Э для воздушного боя; противокорабельными ракетами Х-31А и Х-35; противорадиолокационными ракетами Х-31П и корректируемыми авиабомбами КАБ-500Кр для поражения наземных и надводных целей.
Максимальная скорость: на высоте: 2300 км/ч (М=2,17);у земли: 1400 км/ч(М=1,17)
Перегоночная дальность: на большой высоте: без ПТБ: 2000 км;с 3 ПТБ: 3000 км
с 5 ПТБ и одной дозаправкой: 6500 км
Боевой радиус: Без ПТБ: 850 км . С 1 ПТБ: 1050 км . С 3 ПТБ: 1300 км
Практический потолок: 17500 м
Скороподъёмность: 18000 м/мин
Длина разбега: 110—195 м (с трамплином)
Длина пробега: 90—150 м (с аэрофинишером)
Максимальная эксплуатационная перегрузка: +8,5 g
Нагрузка на крыло: при нормальной взлётной массе: 423 кг/м²
при максимальной взлётной массе: 533 кг/м²
Тяговооружённость: при максимальной взлётной массе: 0,84.
при нормальной взлётной массе: 1,06 с 3000л
топлива(2300кг) и 4хР-77.
Вооружение: Пушечное: 30-мм авиационная пушка ГШ-30-1, 150 патронов
Боевая нагрузка: 4500 кг. Точки подвески: 8.
Современные МиГи палубного базирования представляют собой многофункциональные всепогодные машины поколения «4++». В их задачу входит противовоздушная и противокорабельная оборона соединения кораблей, нанесение ударов по наземным объектам противника. Принято решение о замене выработавших свой ресурс Су-33, на МиГ-29К модификации 9-41. Так же ими будет вооружено авиакрыло на бывшем "Адмирал Горшков". Который прошел модернизацию и переоборудование в Северодвинске для ВМС Индии, где получил название «Викрамадитья».
В качестве учебно-тренировочного, для сбережения ресурса боевых машин на «Кузнецове» используется пара Су-25УТГ- на базе учебно-боевого двухместного штурмовика Су-25УБ.
Отличается от него отсутствием прицельного оборудования, блоков системы управления оружием, пушечной установки с пушкой, балочных держателей и пилонов, бронеэкранов двигателей, радиостанции связи с сухопутными войсками, блоков и элементов системы обороны.
После прекращения программы палубных самолётов ДРЛО Як-44 и Ан-71, для обеспечения радиолокационного дозора и разведки был принят вертолёт Ка-31.
Разработку вертолета Ка-31 ОКБ Камова начало в 1985 году. За основу был взят планер и силовая установка вертолета Ка-29. Первый полет Ка-31 состоялся в 1987 году. Вертолет принят на вооружение ВМФ России в 1995 году. Серийное производство налажено на вертолетном заводе в г. Кумертау (КумАПП). Планируется, что с 2013 года Ка-31 начнут поступать на вооружение Северного флота ВМФ РФ.
Основным элементом конструкции является РЛС с вращающейся антенной длиной 5.75 м и площадью 6м2. Антенна установлена под фюзеляжем и прилегает к его нижней части в сложенном положении. При работе антенна открывается на 90° вниз, при этом опоры шасси прижимаются к фюзеляжу, чтобы не мешать вращению антенны. Время полного оборота антенны 10 сек. РЛС обеспечивает одновременное обнаружение и сопровождение до 20 целей. Дальность обнаружения составляет: для самолетов 100—150 км, для надводных кораблей 250—285 км. Продолжительность патрулирования 2.5ч при полете на высоте 3500 м.
Ка-27 — корабельный многоцелевой вертолёт. На основе базовой многоцелевой машины были разработаны две основные модификации для ВМФ — противолодочный вертолёт Ка-27 и поисково-спасательный Ка-27ПС.
Ка-27 (по классификации НАТО — «Хеликс-А») предназначен для обнаружения, отслеживания и уничтожения подводных лодок, следующих на глубине до 500 м на скоростях до 75 км/ч в районах поиска, удалённых от корабля базирования до 200 км при волнении моря до 5 баллов днём и ночью в простых и сложных метеоусловиях. Вертолёт может обеспечивать выполнение тактических задач как одиночно, так и в составе группы
и во взаимодействии с кораблями во всех географических широтах.
Серийное производство было начато в 1977 году на вертолётном заводе в г. Кумертау. По разным причинам испытания и доводка вертолёта растянулись на 9 лет, и на вооружение вертолёт принят 14 апреля 1981 года.
Для уничтожения подводных лодок могут применяются противолодочные торпеды АТ-1МВ, ракеты АПР-23 и авиабомбы массой по до 250 кг.
На кассетном держателе КД-2-323, установленном на правом борту фюзеляжа, подвешиваются ориентирные морские бомбы ОМАБ, дневные или ночные.
Морской спасательный вертолёт Ка-27ПС предназначен для спасения или оказания помощи экипажам морских и воздушных судов, терпящих бедствие, модификация «ПС» является самой востребованной по простой причине —вертолёт преимущественно используется в качестве транспортного средства на кораблях и береговых базах.
В настоящее время Ка-27 продолжает нести службу на ТАКР «Адмирал Кузнецов». По одному вертолёту имеют на вооружении эсминцы, по два большие противолодочные корабли (БПК проекта 1155), по два — (ракетные крейсера проекта 1144).
Ка-29 , (по классификации НАТО: Helix-B,- англ. Спираль-Б) — корабельный транспортно-боевой вертолёт, дальнейшее развитие вертолёта Ка-27.
Вертолёт Ка-29 производится в двух основных вариантах: транспортном и боевом, и предназначен для десантирования с кораблей подразделений морской пехоты, перевозки грузов, военной техники в подвешенном состоянии, а также огневой поддержки морской пехоты, уничтожения живой силы, техники и береговых укреплений противника. Может быть использован для медицинской эвакуации, переброски личного состава, грузов с плавбаз и судов снабжения на боевые корабли. Вертолёты Ка-29 базировались на десантных кораблях проекта 1174. В транспортном варианте вертолёт способен взять на борт 16 десантников с личным оружием, или 10 раненых, включая четырёх на носилках, или до 2000 кг груза в транспортной кабине, или до 4000 кг груза на внешней подвеске. На вертолёте может быть установлена лебёдка грузоподъёмностью до 300 кг.
Вооружение: Подвижная пулемётная установка 9A622 калибра 7,62 мм с боезапасом 1800 патронов или 30-мм. пушка,6-- ПТУР «Штурм».