Утром 19-го сентября после короткой мощной артиллерийской подготовки пехота пяти дивизий 21-го армейского корпуса атаковала противника и к 6.00 захватила первую линию обороны. Перейдя в наступление левым флангом вдоль побережья, британцы вклинились в расположение турок на глубину до 20 км.
Перед вводом конницы в прорыв и во время ее движения к объектам удара, английская авиация в течение 4 часов бомбила войска и тылы противника. В результате этой бомбежки турецкие войска понесли большие потери.
Конница, не ожидая расчистки вражеской обороны, бросается в прорыв.
5-я кавалерийская дивизия, обеспечившая себе проходы через проволоку и окопы противника выдвижением вслед за 60-й пехотной дивизией конных сапep, прикрываясь прибрежными холмами, без особой задержки прошла через первую полосу обороны и к 8.30 достигла холмов у р. Нахр Эль Фалик.
4-я кавалерийская дивизия не обеспечила себе проходов через проволоку и окопы, вследствие чего она задержалась значительно дольше - но около 10.00 и она переправилась через Нахр Эль Фалик и также начала движение в тылу противника. Конная артиллерия присоединилась к своим дивизиям.
Воздушная разведка систематически доносила командирам дивизий о передвижениях войск в тылу противника. Благодаря этому обстоятельству английская конница имела возможность внезапно атаковать (преимущественно в конном строю) двигающиеся ей навстречу резервные части противника.
Британская конница на востоке. Гусары 14-го полка в горах Джебель Хамрин
К полудню 19-го сентября корпус достиг третьей полосы обороны и захватил ее, выполнив свою ближайшую задачу. Турецкая конница, группировавшаяся севернее Мухалис, отступила без боя.
В результате внезапных и стремительных действий британской конницы участь турецко-германской обороны была решена в течение первого же этапа наступления. На пути своего движения лишь в одном из районов конница нашла брошенные турецким корпусом 90 орудий, 1000 повозок и 50 автомобилей. К исходу дня конница овладела важным железнодорожным узлом Туль-Карм.
Вплоть до большого привала конница проделала (причем в трудных условиях местности) до 50 км. После большого привала, в 17.00 - 18.00 4-я и 5-я кавалерийские дивизии возобновили движение на перевалы через Самарийский хребет - для выхода в долину Эздраелон.
Начальник штаба Э. Алленби генерал-майор Л. Болз
20-го сентября англичане успешно развивают наступление - центр их войск продвигается к Набулусу, а левый фланг, продолжая наносить обходящий удар, выходит восточнее Туль-Карм, и, заняв фронт на восток, угрожает туркам охватом. Конница, продолжая преследование в общем направлении на северо-восток, совершив марш в 60 км, выходит в район Тивериадского озера и перехватывает железную дорогу у Бейзана и Эль-Фульче.
Конница действовала агрессивно и эффективно.
В ночь на 20-е сентября главные силы корпуса, пройдя еще 40 - 60 км, вышли в долину Эздраелон. 13-я бригада 5-й кавалерийской дивизии на рассвете атаковала и к 8.00 заняла Назарет, где помещался штаб Лиман фон Сандерса. Этим было окончательно нарушено управление турецко-германскими войсками. 14-я бригада 5-й кавалерийской дивизии и 4-я кавалерийская дивизия, уничтожив в пути несколько разрозненных отрядов противника, к 8.00 достигли Эль Афуле - где находились магистральный узел связи и склады фронта. В Эль Афуле осталась 14-я бригада 5-й кавдивизии, а 4-я кавалерийская дивизия двинулась на Вейзан, гарнизон которого оказал незначительное сопротивление. 19-й уланский полк затем был выдвинут на переправу через р. Иордан в Джизр Эль Меджание, которым и овладел утром 21-го сентября.
Направление действий конницы
В результате удачных действий английской авиации, парализовавшей систему связи, местные турецко-германские гарнизоны в большинстве случаев о действиях британской конницы в их тылу ничего не знали - и, как правило, даже не успевали изготовиться к бою. Даже высшие штабы не имели четкого представления об обстановке - например, главнокомандующий Лиман фон Сандерс, застигнутый врасплох в Назарете, едва избежал плена.
Таким образом, к вечеру 20-го сентября британская конница стала хозяином положения в долине Эздраелон - приготовившись встретить отступающие с юга войска неприятельских армий.
21-го сентября конница занимает переправы через р. Иордан у Самана и г. Назарет, отрезав турецким армиям пути отхода на север, заставляя их менять направление своего отступления на восток, подвергаясь ударам арабских войск, действующих вдоль железной дороги Амман - Дамаск.
В результате удачных действий конницы и воздушного флота по тылам противника, в трехдневном сражении Э. Алленби окружил и разгромил 3 турецкие армии. 7-я и 8-я армии, потеряв полную боеспособность, сдались англичанам. Лишь жалким остаткам 4-й армии удалось отойти на Дамаск.
28-го сентября англичане беспрепятственно выходят на фронт Дерат - оз. Тивериадское - Акка, а 1-го октября занимают столицу Сирии – г. Дамаск.
В этой операции конница продемонстрировала - с каким чрезвычайным напряжением она способна работать даже в исключительно трудных условиях местности. 13-я бригада 5-й кавалерийской дивизии за 23 часа прошла 110 км (из них 40 км - ночью по вьючным тропам) и затем вела 5-часовой уличный бой с пехотой противника. 4-я кавалерийская дивизия за 34 часа прошла с боями около 140 км, ночью преодолев трудные перевалы Самарийского хребта. Ее 19-й уланский полк за 2 суток прошел около 165 км, выполнив ответственную боевую задачу. Остальные части корпуса за 1,5 суток прошли по гористой местности не менее 110 км - также с боями.
Таким образом, как справедливо отмечал комбриг Г. И. Соколов, операция британцев в Палестине в сентябре 1918 г. представляет собой «почти единственный в истории Первой мировой войны пример умелого использования конницы для развития прорыва». А комбриг С. С. Флисовский пишет: «Действия английской конницы в Палестине и Сирии в сентябре 1918 г. являются единственным примером в период войны 1914 - 1918 гг. умелого использования конницы высшим командованием для развития успеха прорыва и примером большой настойчивости и активных законченных действий по окружению к разгрому противника конницей».
На конницу была возложена самая ответственная задача - действиями с тыла обеспечить окружение и уничтожение основной массы войск противника. Глубина проникновения конницы в неприятельский тыл была значительна - до 3 - 4 пехотных переходов. Задача требовала от конницы чрезвычайного напряжения: ее главные силы менее чем за 2 суток должны были пройти около 140 км - чтобы захватить важнейшие выходы из гор прежде, чем туда подойдут отходящие части противника. Т. о., задачи, поставленные коннице основывались на правильном учете ее важнейших качеств: подвижности, силе массированного удара, эффективности морального воздействия (при внезапных атаках) - особенно в тылу противника.
Одной из важнейших причин успеха стала правильная организация взаимодействия между конницей, авиацией и общевойсковыми соединениями, наступавшими с фронта. Особенно большую роль в деле обеспечения действий конницы сыграла авиация, лишив противника возможности вести воздушную разведку, дезорганизовав его управление, своевременно сообщая о всех передвижениях в его тылу и, наконец, нанося поражения отдельным колоннам отходящего противника. Хочется подчеркнуть важность такого взаимодействия. И обязательно перед введением конницы в прорыв авиация противника должна быть подавлена. Так, если британцы в рассмотренной Палестинской операции долго и упорно добивались подавления немецкой авиации (и благодаря этому их конница не испытывала воздействия со стороны воздушных сил противника), то в Луцком прорыве 1916 г. при движении русской конницы к р. Стоход, когда создавалась угроза полного разгрома австрийцев, австро-германское командование бросило против русской конницы всю свою авиацию.
Большое значение имела внезапность удара британцев - в частности, неожиданность для турецко-германского командования ввода в прорыв крупных сил конницы. Несомненно, что при иных обстоятельствах темп движения конницы был бы значительно снижен, а на труднопроходимом Самарийском хребте она могла встретить серьезное сопротивление.
В рассмотренной операции, также как и в действиях в этот же временной период на Салоникском фронте (где также для развития успеха была удачно применена конница - французский кавалерийский отряд внезапным захватом Ускюба отрезал единственный путь отхода германской 11-й армии, вынудив ее к сдаче; об этом – в будущей статье), конница, смело устремлялась вперед - не оглядывалась на свою пехоту. Она решительно углублялась в тыл неприятельского расположения, не заботясь о сохранении непосредственной связи с наступающими с фронта общевойсковыми соединениями. Именно смелые и решительные действия конницы и послужили причиной того успеха, которого она добилась в Палестинской и Салоникской операциях. В тактическом разрезе действия конницы отличались большой стремительностью. Кавалерийские части почти всюду атаковали противника в конном строю, бои в спешенных боевых порядках велись либо против частей, сохранивших боеспособность, либо когда местность не допускала атаки в конном строю. Боевой порядок конного корпуса на первоначальном этапе операции имел сильный второй эшелон. В дальнейшем боевые действия велись бригадами и дивизиями; боя в масштабе всего корпуса в целом не было. Объясняется это широким фронтом действий в тылу противника и слабостью его отходящих колонн.
В глубине расположения своих армий турецко-германское командование не смогло противопоставить британской коннице ни авиацию, ни конницу. Конный корпус стал полным хозяином положения в тылу противника - оставаясь вне всякого активного воздействия со стороны последнего. Такое положение создалось благодаря двум обстоятельствам: а) у турецко-германского командования не было авиации и резервов для противодействия коннице (в частности, в его руках не было сильных подвижных частей); б) оно не было в курсе реальных событий на фронте и в тылу своих армий.
Несомненно, что в обстановке Палестинского и Салоникского фронтов для конницы было больше оперативного простора, чем на европейских фронтах, где сплошные и до предела насыщенные фронты не позволяли ей маневрировать. Однако и в условиях боевых действий в Западной Европе были отдельные моменты, когда для конницы открывалось широкое поле деятельности.
Т. о., несмотря на трудности пустынно-горного ТВД (безводность, зной и т. д.), конница возложенную на нее задачу по оперативному преследованию и окружению противника выполнила - и с большим успехом. Использование кавалерии - как в Палестинской, так и Амьенской операциях - носило характер масштабного применения конницы в наступательной операции – но с разным успехом и с различным уровнем взаимодействия. В первой операции конница действует в основном во взаимодействии с воздушным флотом, а во второй - с танками. Главными факторами успеха конницы в рассмотренной операции стали: а) ее массирование, б) правильный выбор направления действий и объектов удара, в) своевременный ввод в прорыв, г) тесное взаимодействие конницы (в нанесении удара - по времени и объектам) с авиацией. А авиаудары, предшествующие введению конницы в прорыв, стали важным залогом успеха.
Пример взаимодействия кавалеристов и летчиков. Британские конники захватывают вражеского летчика, прежде чем он успел сжечь свою машину. Этот эпизод произошел во время наступления войск Э. Алленби. Вражеский пилот был сбит во время воздушного поединка британским летчиком, и пленен вовремя подоспевшими кавалеристами.