8 сентября Москва отмечает День Города. И было бы весьма уместным вспомнить о том, что на территории нашей столицы находилось древнейшее городище, возникшее еще две с половиной тысячи лет назад (5-4 вв. до н. э.). Оно располагалось на месте нынешнего Филёвско-Кунцевского парка. Археологические раскопки показали, что это было весьма мощное поселение, защищённое дугообразными валам и рвами. При раскопках городища найдены остатки гончарной посуды, бронзовые женские украшения, серпы, зернотерки, зерна злаков, коса-горбуша. На вершину древней городской крепости вела дорога шириной в 3 метра, аккуратно вымощенная гладко обкатанными камнями. Она спирально обвивала склоны холма, а вдоль ей тянулась канавка для водостока.
«Особый интерес представляет система укреплений городища, - читаем на краеведческом сайте «Парк Фили». - Террасы на склонах были выровнены в материке в ранний период истории городища, их края были укреплены каменной кладкой и мощным плетнём из кольев диаметром 7 - 11 см, защищавшим террасу от размыва и оползания. Такая система противооползневых плетней аналогичной конструкции применяется в Подмосковье до настоящего времени». («Древнее городище – «Проклятое место»)
Заметим – «до настоящего времени»! Выходит московский край заселяли еще в глубочайшей древности, и не какие-то там дикие племена, но высококультурные строители мощных и красивых крепостей. Этому городищу еще повезло, а сколько таких городищ остаётся погребёнными и неизвестными? Но, что хуже всего, об этой древности почти не осталось никаких письменных источников. Хотя они должны быть в огромном количестве. Такое впечатление, что нас обворовали, оставив кое-какие – да, родные, да любимые – но всего лишь пожитки.
Возьмём хотя бы на нашу русскую летописную «Повесть временных лет», которая считается базисной для всех исторических штудий по истории Древней Руси. О правлении «первых» русских князей в ней говорится донельзя скупо. Даже и о Владимире Святом, крестившем Русь, и то - написано как-то уж совсем до неприличия мало. А о том, что происходило во второй половине его правления, в период с 998 по 1015 год, не написано вообще ничего. И это что, случайность? Нет уж, здесь явно поработали чьи-то умелые «ножницы». Известно, что на Руси частенько очень даже вольготно чувствовали себя различные чужеземные авантюристы всех мастей. Чего стоит одна только компашка немецких «просветителей» (А. Шлецер, Г. Байер и др.), состряпавших в 18 веке насквозь лживую «норманскую теорию» и сделавших её официальной историософской доктриной Русского государства! Да и если бы одни только немцы-норманисты. (Тут много чего можно вспомнить. Например, авантюриста Паисия Лигарида, бывшего агентом латинского Запада и активнейшим образом усугублявшего трагический религиозный раскол на Руси.)
Согласно норманской теории, русские позаимствовали свою государственность у скандинавов, точнее последние насадили её здесь своей железной рукой. В дальнейшем данную теорию перепевали на все лады, предлагая разнообразные версии – жёсткие и мягкие. Ну, а где одно, там и другое – серьезные, академические исследователи стали изучать влияние различных народов на славян и пришли к выводу о том, что наши предки заимствовали огромное количество важнейших слов. Изволите ли видеть, от иранцев мы взяли такие слова: «Бог», «рай», «господин», «хата», «топор», «ящер», «чаша», «могила», «вина». От германцев – «князь», «витязь», «полк», «броня», «шлем», «вал», «воевода». От кельтов – «слуга», «яма», «клеть», «корова». Из латыни – «баня», «кот», «мельница», «палата», «секира». И это только малая толика, а так одних перечислений хватило бы на объемную журнальную статью. Такое впечатление, что праславяне были совсем без какого-то понятия, и всем словам научились у своих соседей. При этом, упирается на словесное сходство, но как-то забывается тот факт, что имеет место быть языковая общность индоевропейских народов. Некогда все мы составляли единый пранарод, откуда собственно и разительное сходство.
Да, очень уж часто наша историческая наука следовала и следует за кумиром многих «властителей умов» - Западом. Сам Запад вёл своё начало от античности и её варварской кельто-германской периферии, и не мог мириться с тем, что «отсталая» Русь-Россия имеет не менее, а то и более глубокие корни. Уходят же они в скифскую и праскифскую древность, ведь скифы были нашими предками. И среди них можно выделить праславянский элемент, который, в определенной момент времени, господствовал над всей Скифией. Речь идёт о сколотах, скифах-земледельцах, которые отличались от ираноязычных кочевников-номадов.
Кстати, и сама история Европы во многом – скифская. Вот, например, много ли кто знает об археологической культуре Полей погребальных урн, которая относится к восточным, скифским культурам? Возникла она еще в 13 в. до н. э. и за несколько столетий распространилась на огромнейшем пространстве от Дуная до Пиренеев и Северного моря. Ее носители достигли и Британских островов, где оставили след в местной культуре. Показательно, что ирландская (кельтская) сага о Гойделе Гласе (Гойделе Зелёном) рассказывает о давней миграции предков из «Скифии». Или взять, к примеру, знаменитый мегалитический памятник Стоунхендж – согласно устоявшимся легендам он был простроен именно скифами. При том специалисты считают, что данное сооружение имеет «докельтское» происхождение.
А что же кельты? Они начали свою грандиозную экспансию позже, столкнувшись со скифами. Особенно это противостояние обострилось в 6 в. до н. э., охватив Центральную Европу. А уже в 3 в. до н. э. галлы прорвались через Карпаты, захватив землю, которую сейчас именуют Галицией (это весьма символично, учитывая тамошние антирусские настроения). Дальше их не пустили, но они всё же ослабили Скифию, что, во многом и привело к ее падению под ударами еще недавно союзных сарматов. Получается, что некогда всю Европу заселили наши предки – скифы. И уже только потом мы были вытеснены оттуда тогдашними европейцами, к числу которых относятся и кельты. О противостоянии последних с Римом знает любой, хоть сколько-нибудь прилежный школьник. (По крайней мере, знал – до развала системы образования.) А вот столетия скифско-кельтских войн остались грандиозным «белым пятном» античной истории.
Впрочем, как и многое другое. И это, во многом, результат длительной, длящейся тысячелетиями культурно-исторической войны западных цивилизаторов, которые навязали всему миру и нашему народу собственное представление о древней истории. Причем, многое не просто искажено, но и уничтожено. Вот, пожалуйста, такой вопрос – античные авторы рассказывают о том, что скифы имели отличные законы, написанные на медных таблицах, но где эти самые таблицы? И где, вообще, их памятники письменности, которых просто не могло не быть – при таком-то законотворчестве? Римский автор Помпей Трог утверждал: «Скифское племя всегда считалось самым древним, хотя между скифами и египтянами долго был спор о древности происхождения... Скифы одержали верх над египтянами и всегда казались народом более древнего происхождения». Геродот рассказывал о скифском царе Анахарсисе, которого эллины включили в совет семи величайших мудрецов. Есть свидетельства о скифских письмах азиатским правителям (в частности, Дарию). Диоген Лаэртский упоминает о стихах в 800 строк, написанных скифским мудрецом Анахарсисом.
То есть, у скифов была своя письменность, да вот почему-то «не дошла»! Что это, какой-то каприз природы, какая-то досадная случайность? Нет уж, как говорил Станиславский, «не верю». У нас явно многое и многое украли, как в прямом, так и переносном смысле.
Наличие письменности у скифов косвенно подтверждается существованием у них развитой городской культуры. У скифов были многочисленные и мощные города. Античные авторы о них почти не пишут, более того, Геродот отрицал само их наличие. Хотя, очевидно, что «отец истории» имел в виду скифов-кочевников. В то же самое время он описал огромный (4400 га) город Гелон в земле будинов, которые находились в скифской орбите. (Будинов многие историки считают именно славянским этнополитическим образованием.) Кроме того, Геродот писал о киммерийском городе Портмен на Дону. А скифские города Каркинитида и Кардес упоминал Гекатей Милетский.
Но, конечно, самую богатую информацию дают археологи, раскопавшие множество скифских городищ. Исследователи обращают внимание на территорию «расселения скифов-пахарей (земледельцев) Геродота, которых большинство специалистов считает, в основе своей, праславянами и размещает между средними течениями Днестра и Днепра, а также в среднем течении Ворсклы. Судя по последним данным, сюда же следует включить и бассейн Среднего Пела». (В. Ю. Мурзин, Р. Ролле «Скифские города»).
«Именно в этом регионе сосредоточено значительное количество городищ и селищ, - сообщают авторы. - Так, только на территории киево-черкасского локального варианта данного этнокультурного массива, которая протянулась вдоль правого берега Днепра примерно на 380 км, зафиксировано 64 поселения, в том числе 18 городищ. Рассматриваемые городища по размерам, конструктивным особенностям оборонительных сооружений (земляные валы с деревянными конструкциями), планировке, зачастую довольно сложной, и другим характерным признакам заметно выделяются на фоне подобных памятников соседних территорий. Это утверждение тем более справедливо, если учесть наличие в украинской Лесостепи трех городищ-гигантов. Мы имеем в виду Большое Ходосовское, Каратульское и Бельское городища. Бельское городище, расположенное на высоком правом берегу среднего течения р. Ворсклы представляет собой сложную систему укреплений - Восточного, Западного и Куземинского, объединенных общим валом и рвом Большого Вольского городища. Площадь более 4000 га, общая длина валов около 35 км. Каратульское городище, что находится к югу от г. Переяслав-Хмельницкого, - это комплекс разветвленных валов и рвов, общей длиной 74 км, перекрывающих междуречье Днепра, Трубежа и Супоя. Площадь городища примерно 17 х 25 км. И, наконец, Большое Ходосовское городище (Круглик). Расположено на южной окраине Киева и имеет площадь свыше 2000 га, окруженную двумя подковообразными валами общей длиной около 12 км. Однако М.П.Кучера считает, что в древности существовали валы, объединявшие в единую систему не только Большое Ходосовское, но также Хотовское и Малое Ходосовское городища скифской эпохи. В таком случае, данный комплекс укреплений не уступает по масштабам ни Бельскому, ни Каратульскому». Получается весьма символично – оказывается, у Киева был свой предшественник, который существовал еще до нашей эры! Как тут не вспомнить о Кунцевском городище!
Разумеется, величие Скифии возникло не на пустом месте. Его возникновение предшествовали даже не века, но тысячелетия развития мощнейших, но, увы, забытых культур. Одной из таких культур была Среднестоговская археологическая культура, сложившаяся еще в 5 тыс. до н. э. в лесостепях между Днепром и Доном.
Среднестоговцы были земледельцами и скотоводами, причем именно они первыми в мире приручили лошадь, что явилось важнейшим вкладом в человеческую культуру как таковую. Кроме того, они изобрели колесо, что было еще одним важнейшим поворотом в жизни человека. «…Пока еще вроде бы не найдены материальные остатки колёс в памятниках среднестоговской культуры, - пишет И. Рассоха. - Однако, известны четкие изображения колес и колесниц на Каменной могиле под Мелитополем. Эти изображения убедительно датируются именно эпохой энеолита, причем непосредственно относятся к архаическому периоду среднестоговской культуры. Да и находка колес в культуре Гумельницы также служит косвенным подтверждением изобретения колеса еще ранее именно в среднестоговской культуре, поскольку только там колесо могло сочетаться с развитым коневодством. Эта дата совпадает с датой первого индоевропейского нашествия на Балканский полуостров… Таки образом, колесо появилось в Шумере где-то на 500-1000 лет позже, чем в Восточной Европе». («Прародина русов»)
На базе Среднестоговской культуры возникла культура Ямная, названная так по типу захоронений: умерших клали в яму, над которой возводили курган. Данная культурно-историческая общность раскинулась на огромнейших просторах от Урала до Днестра, и от Кавказа до Среднего Поволжья. Ямцы были, в первую очередь, скотоводами, занимаясь при этом еще и земледелием и ремесленной деятельностью. Исследователи говорят о «довольно развитой кремнеобработке, то же можно сказать и о обработке кости (в том числе - для украшений). В процессе изготовления каменных артефактов использовалась техника сверления, шлифовки. Перекрытие погребений из каменных обработанных плит и деревянных плах, антропоморфные стелы и деревянные повозки свидетельствуют о навыках работы с камнем и деревом. Развито было гончарство, плетение, ткачество». (Иванова С.В. «Социальная структура населения ямной культуры Северо-Западного Причерноморья»)
Помпей Трог писал о том, что скифы владычествовал над всей Азией трижды. Первый период длился полторы тысячи лет и «конец уплате положил ассирийский царь Нин». Эти данные подтверждает позднее историк 5 в. н. э. Павел Оросий: «За 1300 лет до основания Рима царь ассирийский Нин..., поднявшись с юга от Красного моря, на крайнем севере опустошил и покорил Эвксинский Понт». И здесь уже легко определить временные границы. «Сопоставляя даты (основание Рима - 753г. до н.э.), можно считать, что скифы господствовали в Азии в 36-21вв. до н.э., то есть в эпоху ранней бронзы, - замечает Н. И. Васильева. - Но это время и есть период Ямной культуры и ее непосредственных предшественников, время, когда арии южнорусских степей расселялись по всем направлениям на юг, создавая новые царства!» («Великая Скифия»)
Среднестоговская и Ямская культуры – это одна и та же великая арийская империя. И под ариями здесь нужно понимать единый тогда еще народ, который даст жизнь славянам, индийцам и иранцам. Они и были изначальными, самыми первыми скифами. Их, собственно, и имел в виду Помпей Трог, когда писал о первом владычестве скифов в Азии. Как очевидно, речь идет о державе ямцев, которая находилась тогда в зените своего могущества. Показательно, что это владычество вспоминал уже в начале 17 века Андрей Лызлов в своей «Скифской истории», где утверждал, что скифы «Малую и Великую, вторую и величайшую часть света, мужеством обладаша, и обладаху ею с полторы тысящи лет: наченши от Вексора царя египскаго - даже до веку и государствования Нина царя ассирийскаго».
Позже на базе Среднестоговской и Ямской культур возникнут другие – протоскифские и скифские. В конечном счёте, всё это наследство достанется Руси – Киевской, Южной, а потом и Московской, Северной. Однако, здесь необходимо отметить, что основы Северной Руси закладывались задолго до самого Киева. «Сказание о Славене и Русе» («Хронограф 1679 года») рассказывает о мощном исходе наших предков из Причерноморья, входившего в орбиту древнейших скифских культур, и о создании ими городов (Славенск Велик) на новгородском Севере.
Так что же, наши далекие предки населяли нынешние великорусские земли еще в начале 2 тыс. до н. э.? Да, именно так, Н. И. Васильева и Ю. Д. Петухов обращают внимание на то, что «как раз в конце III — начале II тыс. до н. э. огромный массив территорий Центральной и Восточной Европы оказался занят так называемыми культурами «шнуровой керамики», обнаруживавшими большое единство. В общность «шнуровой керамики» входила южная азово-черноморская территория и северная, лесная; она простиралась от Балтики до бассейна Камы. Импульсы формирования общности «шнуровой керамики» исходили именно с юга, из южнорусских степей… Это значит, все было так, как и написано в летописи: русские пришли в северные леса из степей Великой Скифии еще в бронзовом веке, им и принадлежали восточноевропейские культуры «шнуровой керамики» (2200–1600 гг. до н. э.). Сообщение летописи о первых русских «городах», основанных в начале II тыс. до н. э., не противоречит данным археологии: возникшие тогда укрепленные центры, подобные южноуральскому Аркаиму, можно считать городищами». («Евразийская империя скифов»).
Это замечательное наблюдение необходимо дополнить – указанием на Фатьяновскую культуру, которая была одним из подразделений культуры шнуровой керамики (она же – «культура боевых топоров»). Данная культура занимает обширнейшие пространства Ивановской, Новгородской, Московской, Тверской, Смоленской, Калужской, Костромской, Рязанской, Тульской, Орловской, Нижегородской и Ярославской (Фатьяново) областей. Собственно говоря – это территория Московской Руси, которая возникнет только через три тысячи лет! Вот и отрицай после этого цикличность истории. Причем, необходимо заметить, что у представителей Фатьяновской культуры преобладала Y-гаплогруппы R1a, что свидетельствует об их близости к современным славянам.
Фатьяновская культура-гончарные изделия эпохи шнуровой керамики (д.Фатьяново, Даниловский р-н Ярославск.обл.)
Вот так вот! И обо всем этом мы имеем самые отрывочные данные! Логика подсказывает нам, что здесь не обошлось без злого умысла. Об этом можно сожалеть, но не стоит отчаиваться. Многое, наверняка, припрятано – и оно обязательно вернется к своему владельцу – русскому народу.