Американцы смеялись над приближающимся советским кораблем и продолжали двигаться в наших территориальных водах, но тут "Беззаветный" пошел на таран
Во второй половине 1980-х годов «новая политика разрядки», проводимая СССР под руководством М.С. Горбачева, привела к тому, что страна превратилась в объект откровенных военных насмешек со стороны Запада и в первую очередь США. Но далеко не всегда шутникам сходило с рук специфическое чувство юмора. 12 февраля 1988 года экипажи двух американских крейсеров получили возможность убедиться: некоторые моряки-черноморцы шуток ну совершенно не понимают.
Демонстрация непрочности
Сразу после провозглашения «политики открытости» американцы начали ее проверку – действительно ли СССР изменился настолько, что граница его более не на замке, и «доброжелательное партнерство» с Западом для руководства страны важнее, чем ее престиж и суверенитет.
Проверки показывали – вроде все так и есть. В 1986 году два крейсера Шестого флота США, «Йорктаун» и «Кэрон», проникли на шесть миль в советские территориальные воды – и им за это ничего не было. Ну да, от советского руководства поступила нота протеста, и что? От нее никому в США было ни жарко, ни холодно.
В 1987 году Матиас Руст, преодолев на малом самолете чуть ли не все советское воздушное пространство, совершил посадку в Москве. И опять фактически ничего не было – а как иначе расценить тот факт, что авантюриста за такое-то время не сбили?
Так что в начале 1988 года те же «Йорктаун» с «Кэроном», собираясь вновь в советские территориальные воды недалеко от Крыма, имели все основания полагать, что и на сей раз все будет тихо-гладко. Тем более, что два крейсера нашли для себя замечательную «отмазку», дававшую им видимость законного права на пребывание там, где им делать было нечего. Точнее, было – корабли откровенно занимались разведкой, не потрудившись даже выключить радиолокационные приборы.
В 1982 году была подписана Конвенция ООН по морскому праву. В частности, в ней утверждалось, что в исключительных случаях даже военные корабли с оружием могут проходить через территориальные воды государств, например, для существенного сокращения пути. Вот этот момент и был взят в качестве объяснения присутствия – дескать, американцы себе путь сокращают!
Однако никакая «политика разрядки» не могла помешать советским военным исполнять свой долг, когда они были настроены делать это. А именно такое настроение было в феврале 1988 года у командиров и команд двух советских военных кораблей – «Беззаветного» и СКР-6.
Ловля рыбки в мутной воде
Однако в этом деле все сразу пошло не так, как задумывалось. Корабли ВМС США прошли через Босфор и двигались в Черном море, соблюдая радиомолчание. Однако командованию Черноморского флота было известно об их нахождении недалеко от советского берега. Поэтому «Беззаветный» и СКР-6 имели боевое задание «сопровождать гостей», то есть проследить, чтобы те вели себя прилично.
Плотный туман был на руку американцам – они терялись в нем. Но и тут Фортуна была не на их стороне – крейсеры углядел бдительный командир парома, идущего из Ильичевска, и сообщил, куда надо.
В СССР на этот случай имелась особая разработка – как противостоять западному нахальству и не начать Третью мировую. Предполагалось, что корабль-нарушитель надо в прямом смысле «выдавливать» в нейтральные воды. Не применяя оружия, но силой. Физической.
Был в этом деле еще один нюанс, юридический. Дело в том, что СССР Конвенцию по морскому праву подписать-то подписал, да не ратифицировал. Значит, не слишком-то она его обязывала. Да и в самой Конвенции имелось немало ограничений на мирный проход военных кораблей. В частности, о нем следовало оповещать то государство, в воды которого планировался заход. Нельзя было также заниматься разведкой – ни под каким видом.
Тем не менее, действовали американцы точно по плану. Утром 12 февраля 1988 года они двинулись в направлении советских территориальных вод. Шли целенаправленно – какое там сокращение пути! Работа приборов указывала на сбор разведывательных данных.
«Беззаветный» и СКР-6, как «сопровождение», вступили с крейсерами в переговоры – по радио и путем флажковых сигналов. Американцы уверенно ссылались на Конвенцию и заявляли, что действуют в рамках «мирного прохода». Один раз «Кэрон» и вовсе заявил, что находится в нейтральных водах, хотя оба крейсера уже далеко зашли на советскую территорию.
Вот ввиду безрезультатности разговоров командир «Беззаветного» Владимир Богдашин и принял решение действовать строго по доктрине – «выдавливать». Как оказалось, точно такое же решение принял и командир СКР-6.
Наверх вы, товарищи, все по местам...
Прием «применения физической силы», использованный в данном случае, именуется «навал». Это почти то же, что таран в воздушном бою. Но есть нюанс: каждый из советских кораблей был в несколько раз меньше своего оппонента.
Глядя на приближающийся «Беззаветный», американцы на «Йорктауне» неприлично шутили, смеялись и делали его фотоснимки.
Но у них резко испортилось настроение, когда небольшой корабль с разгону двинул их бортом, а потом поволок по их палубе свой большой якорь, сметая все, что под каленые железные лапы попадется.
Советские моряки демонстративно располагались на палубе без спасжилетов, чуть ли не при параде, и готовили к бою все, чем располагали: ракеты «Оса», торпедные аппараты, сдвоенные 76-миллиметровые орудия... Крупнокалиберный скорострельный пулемет «Вулкан», которым им грозили американцы, никакой видимой реакции при этом не удостоился, хотя был способен за минуту перерезать корабль пополам (в прямом смысле).
СКР-6 в это время проделывал нечто похожее с «Кэроном», хоть и менее эффектно. Наш корабль был еще меньше, и у него не было на вооружении ракет.
В общем, у американцев не выдержали нервы. Было очевидно: от людей, ведущих себя подобным образом, можно чего угодно ждать. А «Йорктаун» вовсе не горел желанием получить в упор в борт 4 «Осы» и еще несколько торпед и 76-миллиметровых снарядов, даже если взамен получится утопить советского наглеца. «Кэрон» рассуждал похоже.
Американские крейсера убирались из советских вод со скоростью, делавшей честь их ходовым машинам. В трофей «Беззаветному» остались куски снесенной якорем бортовой установки «Гарпун»...
Еще один из затопленных кораблей
В США после этого сняли с должности командира «Йорктауна» и сократили расходы на морскую разведку. А моряки «Беззаветного» и СКР-6 долгое время не знали: их наградят за отличное несение службы или накажут за вред «политике открытости». Однако вскоре дело разрешилось: капитан В. Богдашин был награжден орденом Красной Звезды, то есть в моряках признали героев.
Судьбы их потом сложились по-разному. «Беззаветный» ремонтировался до 1997 года. В этом же году он по разделу флота достался Украине, а экипаж был расформирован.
До 2002 года под названием «Днепропетровск» он служил в украинском флоте. Затем его списали и в 2005 году продали Турции на металлолом.
И вот тут-то появляется легенда, ставящая его в один ряд с легендарными Затопленными кораблями. Турецкий буксир тащил «металлолом» в Турцию, когда внезапно у «Беззаветного» самопроизвольно открылись кингстоны. Обреченное судно тонуло так, словно над ним не спущен и никогда не будет спущен флаг. И в последний его миг свидетели явственно услышали гудок – при застопоренных навек машинах...
Говорят, история «навала на «Йорктаун» изучается американскими военными моряками – как пример удачной морской психологической атаки. Интересно бы знать, проходила ли эту тему команда прославившегося в последние годы «Дональда Кука»...