Применение
Возможности применения Си-Би связи весьма широки. Это достаточно надёжное и доступное средство связи, позволяющее связать, например, магазин со складом, склад с автотранспортом и т. д. Можно использовать Си-Би радиосвязь и на маломерном флоте — на катерах и яхтах. При этом дальность связи на воде значительно возрастает за счёт отсутствия серьёзных препятствий.
Наиболее массовое применение Си-Би радиосвязь нашла в качестве подвижной связи. Радиостанции в автомашинах позволяют поддерживать постоянный контакт между собой, получать оперативную дорожную информацию, помощь при выборе маршрута, помощь при авариях и технических неполадках в пути. Применение портативных Си-Би радиостанций несколько проблематично, так как в диапазоне СиБи длина волны составляет 11 метров, и полноценная четвертьволновая антенна имеет длину ~2.7 метра. Для СиБи-портативок антенны приходится геометрически укорачивать в 10-20 раз, что существенно снижает дальность связи. Кроме того, переносные Си-Би радиостанции отличались достаточно большим весом (около 500 г), низким КПД передатчика при работе на компактную антенну и низкой эффективностью амплитудного шумоподавителя — в результате и дальность связи и экономичность подобных радиостанций были невелики. Поэтому практически все такие радиостанции были сняты с производства (в 2010 году в России из новых портативных СиБи-станций в магазинах радиосвязи можно было встретить лишь Алан-42, но уже в 2011 году есть из чего выбрать: вернулись станции Dragon и пришли новые Intek.). В то же время, из-за особенностей распространения радиоволн в диапазоне 27 МГц портативные Си-Би радиостанции имеют весомые преимущества над широкораспространёнными «безлицензионными» радиостанциями более высокочастотных диапазонов (LPD 433 МГц, PMR 446 МГц) при использовании в условиях плотного леса и пересечённой местности. Это как раз связано с длиной волны 11 метров. Дело в том, что радиоволна может обогнуть препятствие, меньшее по размеру, чем половина длины волны. Следовательно, для диапазона LPD (длина волны ~70 см) серьезным препятствием будет являться предмет с размерами от 35 сантиметров и более, тогда как для Си-Би проблемы начнутся лишь с препятствием размером от 5 метров. Таким образом, Си-Би больше подходит для связи по пересечённой местности и лесам, тогда как LPD и PMR больше подходят для города.
Пользуясь Си-Би радиостанцией, иногда можно связаться с пожарной охраной, полицией, скорой помощью, аварийными службами через специальные диспетчерские службы, которые окажут Вам помощь, вызвав по телефону нужную службу. Для этих целей зарезервирован канал 9C, на котором должны постоянно дежурить службы экстренной помощи. Но в России это практикуется лишь в Москве и Санкт-Петербурге. На остальной территории страны рекомендуется использовать 15C канал для связи с водителями на трассах, которые обязательно отвечают если позвать их более настойчиво (это связано с тем, что автомобиль всё-таки находится ниже чем антенна диспетчера, и связь с автомобилем значительно короче по расстоянию). Также на различных каналах (в том числе и в 9С, 15С, 19С) можно наткнуться на радиолюбителей, у которых аппаратура (и как следствие дальность связи) сравнима с диспетчерской службой, а иногда и превосходит последнюю по многим показателям. Радиолюбители также могут помочь в экстренной ситуации.
Водителей грузовиков можно найти на 27,135 MHz АМ или C15E (на радиостанции Midland-Alan: D15E)
Примерная дальность радиосвязи между типичными автомобильными/стационарными и импортными портативными Си-Би радиостанциями:
- между базовыми станциями с использованием отражения от ионосферы — практически неограниченна, что можно легко подтвердить. К сожалению, этот вид связи нестабилен и зависит от состояния ионосферы. Обычно удаётся связаться с корреспондентами на расстоянии не более 1500—2000 км. Ближе получается редко, так как радиоволна не всегда успевает отразиться и опуститься обратно на землю не пройдя достаточное расстояние, даже если излучать "в зенит".
- между базовыми станциями — 15-80 км;
- между базовой станцией и автомобилем — 15-40 км;
- между базовой станцией и портативной — 3-10 км;
- между автомобилями — 5-15 км;
- между автомобилем и портативной станцией — 2-7 км;
- между портативными станциями — 1-5 км.
Данные по дальности усредненные, и справедливы для большинства случаев, хотя в реальности известны факты превышения этих цифр в 2-3 раза, как исключение.
История
В 1945 году в США состоялся Конгресс по вопросам гражданской радиосвязи, для которой была отведена полоса частот 460—470 МГц. Эта связь должна была обеспечить потребности граждан в решении каких-либо своих личных проблем там, где невозможно или затруднено использование телефона. Два года спустя вышел Документ 6661, где были зафиксированы правила гражданской радиосвязи (CB-Radio) и выделялись два класса лицензий для передатчиков — класс A (60 Вт) и класс B (5 Вт). Реакция общественности на введение классов лицензий и полосы отведённых частот не везде была положительной — дорогая аппаратура, связь на УКВ в городских условиях между подвижными объектами ненадёжная и др.
Тогда было обращено внимание на 11-метровый (27 МГц) участок в диапазоне коротких волн, на котором уже работали различные медицинские и промышленные установки. Короткие волны способны огибать препятствия размером до нескольких метров (например, дома или небольшие неровности рельефа), они сравнительно слабо затухают в лесных массивах. За эксперименты взялись энтузиасты, по результатам которых для CB-Radio и был позднее выбран диапазон 27 МГц.
В 1957 году был принят Документ 11994, которым был введён класс D лицензий. Этот класс используется в США по настоящее время. Первоначальная реакция радиолюбителей на решение Федеральной службы связи США была отрицательной из-за возросшего уровня помех на любительском диапазоне 28 МГц. В те годы использовалась простая аппаратура с широкополосными сверхрегенеративными приёмниками и нестабильными передатчиками. Но вскоре фирмы начали выпускать технически сложную, но доступную аппаратуру. 1959 год стал ключевым в развитии CB-Radio. Тогда было зарегистрировано 6 000 пользователей, в 1961 году — свыше 200 000, а в январе 1977 года уже 500 000 пользователей! В настоящее время в США и во всём мире зарегистрировано огромное количество CB-клубов, объединяющих людей по интересам, в большинстве случаев — это проведение DX-связей и обмен QSL-карточками.
В СССР диапазон 27 МГц был разрешён решением Государственной комиссии по радиочастотам от 30 декабря 1988 года (см. «Радио» № 1 за 1991 год). Однако, изначально на СиБи-аппаратуру в СССР накладывался ряд жёстких ограничений. Мощность её не должна была превышать 0.5 Вт, каналы в «нулях» для АМ, а для ЧМ было выделено 10 особых каналов с шагом… 12.5 кГц (этим требованиям соответствовала, например, радиостанция «Урал-Фермер»). По-видимому, это было сделано с целью затруднения нелегального радиообмена между гражданами СССР и иностранцами. Позднее требования к аппаратуре были смягчены и приближены к характеристикам зарубежных СиБи-радиостанций.
Используемые частоты
Для удобства пользователей сетки были промаркированы буквами. Классической считается маркировка, когда основной диапазон обозначается буквой "C". Наиболее распространённым считается описание канала следующего вида: C9 FM или (C9E FM, C9R FM) — в нём:
- первой буквой («С») обозначается сетка, содержащая в себе набор из 40 каналов;
- далее («9») — номер канала,
- за ним — необязательное обозначение («E») основного (европейского) или вспомогательного (российского) формата;
- и, в конце, — используемая модуляция («FM») .
Например в радиостанции VT-27 NAVIGATOR буквенно-цифровой индикатор "CE19A" обозначает:
- С - гражданский диапазон;
- E - формат частоты "европейский"(H - "российский");
- 19 - стандартный частотный канал (от 1 до 40,(41-45 нестандартные каналы, так называемые "дырки");
- A - частотная сетка (бывают A, B, C, D, E, F, G, H, I, L).
Некоторые производители не соблюдают общепринятые сетки и допускают их произвольный сдвиг.
Виды модуляции
В Си-Би используется три вида модуляции: частотная модуляция (англ. FM, frequency modulation), амплитудная модуляция (англ. AM, amplitude modulation) и однополосная модуляция (англ. SSB, single side band). Максимальная дальность связи при использовании FМ и АМ практически одинакова. Большинство российских пользователей Си-Би диапазона используют FМ, обеспечивающую наиболее качественное звучание (если сигнал корреспондента достаточно силён). В силу укоренившейся традиции водители-дальнобойщики используют AM. Использование FМ позволяет подавить большинство видов помех, которые носят, как правило, амплитудный характер. SSB предпочтительна с точки зрения достижения максимальной дальности (дальность при сопоставимой выходной мощностью передатчика существенно выше, чем с АМ и FМ). Главное препятствие широкого распространения радиостанций с SSB — необходимость при приёме сигнала ручной точной подстройки частоты добиваться наилучшей разборчивости и натуральности голоса корреспондента и меньшая - относительно FМ- модуляции - помехозащищённость. Далеко не все станции поддерживают SSB.
Диспетчерские службы
В каждом регионе диспетчерская служба (служба спасения или аналогичная по функциям) может находиться на своей частоте, но наибольшее распространение получил канал C9 FM (27065 кГц). Некоторые радиостанции даже имеют функцию быстрого перехода на этот канал.
В последнее время складывается тенденция к отказу от поддержания экстренного канала связи на данном диапазоне, и большинство дежурных объектов, ранее работавших здесь, закрыто. Самыми стойкими на сегодняшний день остаются службы мегаполисов, а именно «Служба 112» в Москве (27,185 MHz/19C FM EUR) и «Нева» в Санкт-Петербурге (27,635 MHz/19D FM EUR). Также известно, что некоторые посты ДПС на трассе «Москва — Санкт-Петербург» продолжают вести наблюдение на 15 или 9 канале[1], несмотря на то, что информационные стенды с текстом «Служба спасения работает в 9C FM» на трассе были заменены на маленькие таблички об «экстренном мобильном номере 112».
Эхо-репитеры
Помимо диспетчерских служб, на СиБи существуют т. н. эхо-репитеры или «попугаи». Эхо-репитер — стационарная СиБи-радиостанция, к которой подключена репитерная приставка, повторяющая через антенну репитера принятый ей ранее в том же канале сигнал. Благодаря большой высоте установки антенны, репитер принимает сигнал даже от маломощных носимых или автомобильных радиостанций в условиях городской застройки, а слышно репитер в условиях той же застройки в радиусе десятков километров. Таким образом, эхо-репитер позволяет общаться мобильным пользователям, между которыми десятки километров по прямой. Преимущество эхо-репитера по сравнению с базовой диспетчерской станцией очевидно — не нужно нанимать постоянных работников, дежурящих на «базе». Эхо-репитеры существуют во многих городах СНГ, обычно их устанавливают клубы местных автомобилистов, например в Новосибирске работает несколько репитеров.
Государственное регулирование
В России радиостанции Си-би диапазона приобретаются и используются свободно, согласно постановлению Правительства РФ от 13.10.2011 № 837[2] радиостанции СиБи диапазона не подлежат обязательной государственной регистрации в пределах выходной мощности 10 Вт. Решением ГКРЧ от 20.12.2011 № 11-13-06-2 [3], разрешены к использованию сетки C и D (26965…27405 кГц и 27415…27855 кГц) в AM, ЧМ и ОМ. 9-й канал (27065 кГц) официально закреплён как канал для экстренной связи с полицией и аварийными службами.
На Украине также пользоваться Си-Би-связью можно свободно без оформления разрешения[4] при соблюдении следующих условий:[5] — рабочий диапазон частот 26960-27410 кГц. (40 каналов сетки С в «нулях»); — мощность передатчика не более 4 Вт.
В Белоруссии использовать Си-Би-связью можно свободно без оформления разрешения в полосе радиочастот 26,965 - 27,860 МГц, с выходной мощностью передатчика 5 Вт и менее[6]
Источник: http://ru.wikipedia.org