Пропаганда властвует над миром! Британский лорд Артур Понсонби, систематизируя опыт Первой мировой информационной войны, написал книгу о военной пропаганде. Описанные там методы стали классическими — и, увы, активно используются по сей день.
Правила национализма
Освещение различных вооружённых (либо пока ещё информационных) конфликтов последних десятилетий позволило выработать свод «правил национализма:
Если эта область была нашей в течение 500 лет, а вашей она стала только в течении 50 лет, вы — оккупант.
Если область была вашей 500 лет, а нашей 50 лет, она должна принадлежать нам, ибо это — «историческая справедливость».
Если область принадлежала нам 500 лет назад, и потом уже больше никогда не принадлежала — она должна принадлежать нам как колыбель нации.
Если большинство людей нашей национальности живут в какой-то области — она должна принадлежать нам, ну или, по крайней мере, её жители должны воспользоваться правом на самоопределение.
Если в какой-то области живёт меньшинство наших людей, она должна принадлежать нам — потому что наше меньшинство должно быть защищено от угнетения.
Все вышеперечисленные правила применяются только к нам, но никогда — к вам.
Наша мечта о величии — это историческая необходимость. Ваши мечты о величии — это фашизм.
Но эти правила являются лишь развёрнутым обоснованием пары из десятка заповедей военных пропагандистов.
Ложь во время войны
Британский лорд Артур Понсонби (1871-1946) после Первой мировой войны, исходя из опыта военной пропаганды в странах Антанты, написал книгу «Ложь во время войны» (Falsehood in war-time). В его работе приводилось много примеров различных информационных фейков того времени. О некоторых из них мы расскажем.
Лорд Артур Понсонби и его книга
Существует и контрпропаганда, иногда не менее жестокая и бессмысленная. Так, британский политик отметил, что немцев обвинили в том, что они способствовали геноциду армян в 1915 году. В ответ те объявили, что армяне вырезали 150 тысяч мусульман.
В 2001 году Анна Морелли, бельгийский историк итальянского происхождения, сформулировала десять основных принципов военной пропаганды. На это повлияла, в первую очередь, книга Артура Понсонби, а также текущие военные конфликты, освещение которых Морелли наблюдала. В том числе — война в Югославии.
Эти десять принципов, наверное, правильнее назвать закон Понсонби‑Морелли.
Анна Морелли придерживается левых взглядов и поэтому могла писать без лицемерной политкорректности. Итак, разберём все тезисы.
1. Мы не хотим войны
Прежде всего следует убедить людей, что противник нас ненавидит и готов начать первым. Подобная логика привела к мобилизации в начале Первой мировой войны — по принципу домино.
А позже? Достаточно вспомнить историю с пробиркой, которую в ООН показывал Колин Пауэлл.
Постоянные алармистские заявления о готовности России напасть на Прибалтику, Швецию и ещё кого-нибудь — из той же оперы.
2. За всё несёт ответственность другая сторона.
Рассуждая о начале конфликта, Артур Понсонби подчеркнул, что нарушение суверенитета Бельгии Германией — не причина начала Великой войны, а её следствие. Политически вторжение в Бельгию было огромной ошибкой Германии, но стратегически это было естественно. Британский лорд объясняет, ссылаясь на слова французского генерала, члена военного совета этой страны, что если бы Германия не нарушила бельгийский суверенитет, то это сделала бы Франция.
Участие Бельгии в войне было неизбежно.
Британский политик с иронией написал, что в неспровоцированной агрессии обвинили Россию во время Крымской войны. А позже аналогичным образом обвиняли афганцев, арабов, зулусов и буров. В общем, Британская империя, ведя колониальные войны и расширяя границы своих владений, постоянно нападала на различных агрессоров.
С тех пор ничего не изменилось.
В гражданской войне в Югославии в начале 90-х годов западная пропаганда объявила сербов «агрессорами». Агрессорами — на их собственной территории, в войне, которую не они начали. Абсурд никого не смущал.
Свою роль в демонизации сербов сыграл и Голливуд. Так, например, сравнительно свежий американский фильм «Сезон убийц» (2013) начинается с откровенной лжи. Зрителю сообщают, что сербская армия в 1992 году вторглась в соседнюю Боснию и начала жестокую войну — хотя эту армию создали сербы, проживавшие на территории республики.
Затем голос за кадром рассказывает о геноциде, в результате которого погибли свыше 200 тысяч человек. Это яркий пропагандистский штамп из начала 90-х годов, имеющий мало общего с реальностью. Откуда же взялась такая цифра?
В декабре 1992 года боснийское правительство заявило о 17 тысячах погибших за год. Это очень большая цифра, но она не произвела на СМИ нужного впечатления.
Тогда через два месяца, которые были сравнительно тихими, официальные власти Боснии заявили о 200 тысячах убитых или пропавших без вести. Именно эту цифру использовали Джон Бернс в «Нью Йорк Таймс» и Джон Помфрет в «Вашингтон Пост». В течение двух последующих лет она, парадоксальным образом, не поменялась.
Сербы были главными, но, строго говоря, не единственными жертвами пропаганды в той войне. В 1993 году в центральной Боснии имел место и хорватско-мусульманский конфликт, сопровождавшийся массовыми убийствами мирного населения. Мусульмане обладали там кратным превосходством в силах. Они закономерно нанесли поражение недавним союзникам и в ходе этнических чисток изгнали из центральных районов республики свыше ста тысяч хорватов. Но ответственность за это возложили… на хорватскую сторону.
3. Лидер противоборствующей страны — сущий дьявол
Как учит Артур Понсонби, после того как на противника возложена ответственность за развязывание войны, необходимо персонифицировать образ врага. То есть показать своему населению, каким ужасным человеком является руководитель «той стороны».
Во время и после Первой мировой войны была тенденция взваливать всю ответственность за войну на германского императора. В 1918 году «Панч» изобразил его как Каина с подписью «Более 14 тысяч некомбатантов были убиты по приказам Кайзера». Кайзер был хорошей мишенью для карикатур.
Кайзер-Каин из «Панч»
После отречения монарха от престола и бегства в Нидерланды запустили кампанию «Повесить кайзера!». Но на пути этого встало правительство Голландии.
Что же касается недавнего прошлого, таким же «дьяволом» был объявлен, например, Слободан Милошевич.
4. Мы боремся за благородные цели, а не преследуем свои интересы
Как подчёркивает британский автор, следует умалчивать, что в войне преследуются в первую очередь экономические цели.
Что касается Первой мировой войны, то Германию и Австрию обвиняли в том, что они единственные, кто стремился её разжечь. После войны тон и политиков, и прессы несколько изменился. Президент США Вудро Вильсон заявил, что эта война была промышленной и торговой.
Как-то невзначай победители, которые вели войну за «благородные цели», получили ценные призы в виде новых колоний…
Ничего не изменилось — и сейчас различные интервенции, как правило, прикрываются благородными миссиями.
5. Враг целенаправленно совершает злодеяния, мы — только случайно
Артур Понсонби объясняет, что следует максимально широко распространять сведения о жестокостях, совершённых противником, и объяснять, что подобные поступки свойственны именно ему. Здесь стоит рассмотреть некоторые примеры чуть подробнее.
Искалеченные дети
Во время Первой мировой в пропаганде союзников был очень популярен образ бельгийского ребёнка с отрезанными (немцами) руками. Французская газета «Фигаро» писала о подтверждённой сотне детей, которым немцы отрубили руки.
После войны один богатый американец, которого глубоко тронула эта история, инициировал в Бельгии расследование. Он пытался установить, где произошёл инцидент с отрубанием рук ребёнку. Никаких следов обнаружить ему не удалось. Это был всего лишь пропагандистский фейк.
Тем не менее, этот фейк зажил самостоятельной жизнью. Один английский поэт из Ливерпуля позже написал о «культурных германских гуннах», которые надругались над каждой бельгийской девочкой и искалечили каждого бельгийского мальчика.
В книге Артура Понсонби приводится разбор большого количества сообщений о зверствах германской армии в Бельгии во время Первой мировой, которых, как в дальнейшем выяснилось, она не совершала.
Уничтожение предметов искусства
Судя по сообщениям в прессе тех лет, немцы не ограничились детьми. Как и положено настоящим гуннам, они цинично уничтожали предметы искусства.
На мирной конференции представители Бельгии потребовали у Германии отдать ей одну известную картину — вместо той, которую, по их утверждениям, германский офицер преднамеренно бросил в огонь в бельгийском городе Лёвен. Позже выяснилось, что, напротив, германский офицер спас её из огня и передал на хранение бургомистру.
Мыло из людей
В годы Первой мировой войны, в 1917 году, появился чудовищный миф, что немцы на фабрике получают глицерин из тел своих погибших солдат. Миф разоблачили в 1925 году, но в годы Второй мировой пропагандисты вновь взяли эту идею на вооружение.
Не все фейки были успешными. Так, немцев обвиняли в предумышленном заражении французских военнопленных туберкулёзом. Правда, после официального запроса в британский парламент тема не получила развития и заглохла.
«Лузитания» и фальшивые медали
Трагической страницей истории Первой мировой войны стало потопление британского лайнера «Лузитания», что сильно настроило общественное мнение, в том числе в США, против Германии. Понсонби ставил под сомнение, что эта катастрофа была актом подводного пиратства, а корабль — невинной жертвой.
Иллюстрации бельгийского художника Гисберта Комбаза
Автор отметил, что корабль нёс, среди прочего, военный груз — 173 тонны снарядов и патронов.
Утверждалось, что Германия выпустила особую медаль в честь потопления «Лузитании». Медаль действительно существовала, но это была частная инициатива одного из жителей Мюнхена. Команду подводной лодки, потопившей лайнер, ей не награждали, а большинство немецких офицеров о ней даже и не слышали. В то же время об этой медали хорошо знали в Соединённом Королевстве. Автор пишет, что в Великобритании в целях пропаганды изготовили, а затем продали (sic!) большое количество копий медали в нейтральные страны, прежде всего — в США и Южную Америку. Большинство медалей в честь потопления «Лузитании» продавали без каких-либо коробок, где бы указывалось, является эта медаль подлинной или репликой.
Артур Понсонби привёл данные, что таким образом в Великобритании выпустили около 250 тысяч (!!!) таких медалей — как «свидетельство» варварства немцев.
Британцы признают эту операцию как один из лучших образцов военной пропаганды.
Наши дни
Для дезинформации в годы Первой мировой активно использовались фейковые фото (Понсонби привёл ряд примеров). Сейчас технические средства оболванивания стали намного совершеннее.
Во время гражданской войны в Югославии провели успешную кампанию по демонизации сербов. Самым ярким примером стала история с якобы существовавшими у них концлагерями для боснийских мусульман.
Ещё немцы во время Первой мировой, как отметил Понсонби, обвинялись в преднамеренной бомбёжке госпиталей. Удачный приём нашёл отражение и в наши дни, в Сирии. Судя по всему, одни и те же госпитали авиация там цинично уничтожала по много раз.
6. Враг использует запрещённое оружие
Применительно к Первой мировой войне тема крутилась вокруг подводных лодок и отравляющих веществ.
За примерами из современности не нужно далеко ходить. Мы все помним провокации с химическими атаками в Сирии. Но целевая аудитория, как ни странно, проглатывает это.
7. Наши потери незначительны, потери противника огромны
Во время войны потери в живой силе и технике называют не фактические, а исходя из своей выгоды. Но это, конечно, классика. «Ложь, как в военном бюллетене», — говорил ещё Наполеон.
После каждого вооружённого конфликта военные историки долго выясняют, кто сколько уничтожил и потерял на самом деле.
Но я хочу привести один из свежих примеров подобной лжи. А именно — сведения о военной технике, уничтоженной авиацией НАТО в 1999 году во время агрессии против Югославии. Авиация НАТО тогда успешно разрушила промышленные объекты и инфраструктуру, нанесла потери ПВО и ВВС Югославии. Однако количество поражённых ей югославских танков и артиллерии оказалось на порядок ниже заявленного.
Аэродром Батайница до и после авиаудара НАТО (фото: НАТО)
По американским оценкам, в 1999 году было уничтожено 120 танков, 220 бронемашин и 450 артиллерийских орудий.
В дальнейшем американская комиссия, занимавшаяся этим вопросом, заявила об уничтожении в Косово 14 югославских танков, 18 бронетранспортёров и 20 артиллерийских орудий и миномётов. Цифры немного расходятся, но они одного уровня с югославскими — и очень отличаются от первоначальных американских оценок.
8. Представители культуры, искусства и интеллектуалы поддерживают наше дело
И говорить особо нечего. Каждый из нас может легко подобрать примеры того, как СМИ делают акцент на позиции того или иного «лидера общественного мнения» по недавним конфликтам.
9. Наша миссия священна
«Старая мелодия «God Bless America» играет вновь», — иронично отметила Анна Морелли.
Майк Помпео (с некоторого времени — глава Госдепа) недавно подтвердил это, заявив в Конгрессе, что США — это «исключительная страна».
10. Предателем является любой, кто поставит под вопрос сообщения наших СМИ
Как написал Понсонби, есть две вещи, которые не разрешаются на войне. Первое — положительный отзыв о врагах. Второе — критика своей страны.
Сейчас для этого хороши все средства. Вплоть до запрещения каких-то телеканалов и блокирования соцсетей, дабы минимизировать угрозу сомнений в официальной пропаганде.
Судя по всему, современные пропагандисты внесли все эти принципы в свои методички, словно десять заповедей. И активно продолжают их использовать…