А начнем мы, тем не менее, с блестящей РН «Зенит 2». Потому что она, по сути – мать и «Союз 5», и «Амур СПГ». Или тетка «Амура»… пока последний в проектах, сложно сказать. Но точно, что родня. Сначала позвольте освежить в памяти историю создания и основные характеристики этой блестящей разработки.
«Зенит 2»
Семейство РН «Зенит» включает в себя: «Зенит-2» (базовая 2-хступенчатая РН), двухступенчатая РН «Зенит-2SLБ», трёхступенчатая РН «Зенит-3SLБ» и трёхступенчатая РН «Зенит-3SLБФ».
РН состоит из 2-х ступеней + (индекс «2» меняется на «3») разгонный блок (ДМ или Фрегат СБ). В отличие от РН «Союз» у «Зенита» нет боковых блоков.
Для сравнения, РН «Союз 2-1.б» выводит на НОО 7,8 — 8,25 тонн (с космодрома «Байконур»).
Из истории создания РН «Зенит»
Интересно: «Окончательный вариант ракеты 11К77 («Зенит») был разработан в объеме эскизного проекта в декабре 1975 г. Постановление правительства о дальнейшей разработке этой ракеты было принято 16 марта 1976 г. Это постановление подразумевало разработку ракеты таким образом, чтобы первая ступень могла быть использована в качестве стартовых блоков рождавшейся в то же время суперракеты системы "Буран".
В эти годы РН тяжелого класса («Протон К») успешно выводила тяжелые спутники (20 т на НОО). Но у нее был существенный недостаток – крайне ядовитое топливо гептил. Возникла задача создать РН с лучшими характеристиками (по сравнению с «Союзом») на экологичном топливе.
Делать, так делать! Помимо РН "Зенит", разработали уникальный космический ракетный комплекс (КРК) К11К77, позволяющий производить тестирование и заправку ракеты в автоматическом режиме в сжатый срок (90 минут на заправку, тестирование и пуск).
Подробно об этом выдающемся достижении – в документальном фильме "Автоматизированный комплекс РН Зенит".
По сравнению с предшественниками, диаметр ступеней РН «Зенит» составлял 3,9 м. Из-за ограничений по ширине груза, перевозимого по железной дороге, это был максимально возможный размер. «Новый диаметр, превышающий почти на метр диаметр боевых ракет, разработанных ранее и разрабатывающихся в то же время, повлек за собой реконструкцию некоторых цехов, а позднее - и строительство специального производственного корпуса для сварки и сборки баков, ступеней и ракеты в целом. Крупнейший в отрасли цех сборки ракет "Зенит" был введен в строй в декабре 1984 г».
Разработанные КБ «Энергомаш» в 1974 двигатели РД-124 и РД-125 (с тягой на Земле 337 (3х112,5) т при удельном импульсе 302,4 с) не давали качественного скачка.
Интересно: «Двигатели разрабатывались с условием обеспечения повышенной надежности, при этом они должны были позволить многократное использование первой ступени носителя».
В 1975 г. в КБ «Энергомаш» начали создание нового двигателя с более высокими характеристиками. «Во главе этой разработки стоял В.П.Глушко. Используя этот двигатель, тяга которого в то время была 680 т, почти равной суммарной тяге двигателей "камбалы", перешли на максимальный диаметр, допустимый для железной дороги, и начали разработку моноблочной конструкции. Проектанты назвали эту конструкцию "бревно".
Новые двигатели РД 170 для 1 ступени рождались тяжело. Создание РН затягивалось, и в 1984 г.-1985 г. г. 2 тяжелых военных спутника типа «Целина 2» пришлось вывозить «Протонам».
В 1984 г. при первом стендовом испытании первой ступени произошла серьезная авария – пожар в хвостовом отсеке. В результате загорелась вся ступень. «Ракетчики доказывали, что это очередная авария двигателя, двигателисты утверждали, что причиной является попадание органических частиц из баков в тракты двигателя. Обе стороны доказывали не голословно, а с материалами в руках».
Выводы были сделаны, и в 1985 году, 12 апреля, РН стояла на стартовом столе и готовилась к полету. Была запущена 90-минутная циклограмма пуска. Но, к сожалению, отказала система расхода топлива. 13 апреля пуск состоялся, но из-за ошибки при сборке второй ступени не хватило топлива, и РН не смогла вывести полезный груз на нужную орбиту. Пуск был перенесен на июнь, старт состоялся, но «в результате отклонений в работе рулевых двигателей второй ступени произошел взрыв в конце активного участка».
Только в октябре был запущен первый спутник - "Космос-1697".
Первые ступени РН «Зенит» стали боковыми блоками РН «Энергия». Помимо этого, с 13 апреля 1985 года по 29 июня 2007 года было выполнено 37 пусков ракеты-носителя "Зенит-2", на орбиты выведены 33 космических аппарата.
Интересно: Казалось бы, проблемы с двигателями решены. Можно летать. Но 15,16 и 17-й пуски (1990 – 1991 г. г.) стали аварийными. «4 октября 1990 г. при плановом запуске с космодрома Байконур (площадка 45) ракеты-носителя "Зенит" на третьей секунде полета произошел взрыв двигателя первой ступени. Ракета упала на пусковую установку и взорвалась. Стартовая пусковая установка была серьезно повреждена.
Межведомственная комиссия пришла к заключению, что "отказ двигателя произошел вследствие разрушения узла качания газового тракта второй камеры. Наиболее вероятной причиной возгорания явилось попадание во внутреннюю полость узла качания инициатора возгорания в виде вещества органического происхождения с концентрированным выделением тепла при сгорании более 30 килоджоулей. Попадание могло произойти в процессе работ с двигателем после огневых контрольно-технологических испытаний на стенде».
16-й пуск (27 июля 1991 г.) не состоялся – двигатель первой ступени не запустился, и через месяц разбирательств РН вернули в НПО «Южное».
«Семнадцатый пуск был назначен на 30 августа. Пуск состоялся. Первая ступень отработала свое запрограммированное полетное время. Однако на этапе запуска двигателя второй ступени РД-0120 произошел взрыв. Авария привела к потерям спутника военно-технического назначения. Вновь месячная работа специалистов в комиссии, которая пришла к практически тому же выводу о чистоте трактов окислителя, но уже другого двигателя».
Вот такие результаты «перестройки» и «конверсии», и распада великой страны.
Двигатель РД 170 (171) по-прежнему является самым мощным в мире ракетным двигателем. Подробно о нем я писала в статье https://cont.ws/@proctotanya/1...
Создание космодрома «Морской старт» дало новые перспективы РН «Зенит 2». С 28 марта 1999 года по 27 мая 2014 года было выполнено 36 пусков ракеты-носителя "Зенит-2S" по программе "Морской старт", на орбиты выведены 32 космических аппарата. А со стартового комплекса «Наземный старт» с 28 апреля 2008 года по 26 декабря 2017 года было выполнено 11 пусков ракет-носителей «Зенит-2SБ», на орбиты выведены 12 космических аппаратов.
К сожалению, в 2013 году производство ракет «Зенит» на «Южмаше» было приостановлено.
В 2017 года компания S7 Sea Launch Limited заключила с «Южмашем» контракт на производство 12 ракет «Зенит». «Южмаш» заявил о возобновлении производства «Зенитов». А через два года, руководство S7 Space проинформировало украинское производственное объединение «Южмаш» о приостановке и планируемом в дальнейшем расторжении контракта». Политика.
Интересно: РН «Зенит» разрабатывалась и для вывода пилотируемых космических аппаратов. «22 декабря 1986 года Военно-промышленная комиссия Совета Министров СССР приняла решение о выпуске эскизного проекта многоразового многоцелевого корабля "Заря". Я хочу подчеркнуть: многоразовый космический корабль, многоразовая первая ступень РН «Зенит».
Но это – совсем другая история.
Была бы РН, а уж стартовый стол для нее найдется! Лучший в мире двигатель РД-171, автоматизированный стартовый комплекс, проверенные многократно бортовые системы и установки. Неужели все это великолепие должно пропасть из-за политики?
Пропало, но не совсем. РН "Союз 5" (она же «Иртыш», она же «Сункар»), разрабатывается на основе глубокой модернизации РН «Зенит 2» НПО «Энергия» и РКЦ «Прогресс». Предполагается использование стартовых площадок «Зенит 2».
Про «Морской старт» (предназначен для запуска РН «Зенит») я писала в статье https://cont.ws/@proctotanya/1...
Сейчас и сборочно-командное судно, и пусковая платформа плавучего космодрома находятся в России, на Дальнем Востоке. Владелец, компания S7, сразу после прибытия космодрома в порт, попытался продать комплекс «Росатому», но те сочли покупку нецелесообразной. «23 июня 2020 года эксперты Росатома предоставили СМИ выкладки, согласно которым проект «Морской старт» без государственной поддержки не выйдет на самоокупаемость даже при оптимистичном сценарии». В январе 2022 года глава Роскосмоса Дмитрий сообщил, что госкорпорация планирует на первом этапе найти для разделения рисков и финансового бремени зарубежного партнера, чтобы возобновить эксплуатацию «Морского старта» и обновить его систему управления для пусков ракет «Союз-5». Но политика изменила эти планы. 24 февраля 2022 г. началась СВО, и «11 апреля 2022 года глава Роскосмоса Дмитрий Рогозин сообщил СМИ, что в настоящий момент ведутся переговоры с S7 о передаче "Морского старта" государству, а затем — госкорпорации, поскольку в условиях санкций осуществлять коммерческие запуски невозможно».
А что с "Наземным стартом"?
На космодроме Байконур, напомню, целых 2 стартовых стола на площадке 45, один, правда, разрушен со времен аварии 1990 г., но второй («Наземный старт») исправно работал и осуществлял пуски до 2017 г. Пока не закончились ракеты-носители. С 2015 г. «Наземный старт» и разрушенный стартовый стол был предложен в качестве замены стартовой площадки для совместного российско-казахстанского проекта ракетно-космического комплекса «Байтерек».
Интересно: Проект «Байтерек» стартовал в 2004 г. Предполагалось, что это будет совместный проект России и Казахстана по созданию комплекса для ракет тяжелого класса, использующими экологически чистое топливо, взамен единственной на тот момент тяжелой ракеты «Протон-М», ядовитое топливо которой не давало покоя казахам. В самом деле, разве можно отравлять прекрасные безлюдные степи остатками несгоревшего гептила? И авария РН "Протон" в 2013 г. усугубила ситуацию.
Изначально планировалось использовать РН «Ангара 5», а старт делать на площадке № 92 (на ней расположен М ИК для ракеты «Протон К»). Но разработка и испытания «Ангары» очень сильно застряли, в основном из-за недостаточного финансирования, мы об этом читали в статьях https://cont.ws/@proctotanya/1... и https://cont.ws/@proctotanya/1... А тут подоспело решение о пусках «Ангары» с космодрома «Восточный».
«31 января 2012 года на коллегии Казкосмоса глава ведомства Талгат Мусабаев сообщил, что Казахстан попросил Россию подтвердить целесообразность строительства КРК «Байтерек». Он указал, что с начала проекта его цена выросла с 223 миллионов долларов до 1,64 миллиарда (более чем в 7 раз). Также он выразил беспокойство, что Россией рассматривается возможность пусков РН «Ангара» с космодрома «Восточный», и подытожил: «Если российская сторона не будет принимать участия в финансировании и создании комплекса Байтерек на базе ракеты-носителя Ангара и не будет рассматривать вопрос о предоставлении гарантий о снижении рисков, то дальнейшая реализация проекта создания Байтерека не целесообразна».
Нехорошо получилось.
В конце 2012 г. казахи заявляли о переводе проекта с РН «Ангара» на РН «Зенит», поглядывая в сторону «Наземного старта». «6 февраля 2014 года пресс-служба национальной компании «Казкосмос» сообщила, что на уровне правительств России и Казахстана был утверждён план совместных действий по созданию КРК «Байтерек» на базе РН «Зенит». Правда, наша сторона это не подтверждала. «3 апреля 2014 года глава МИД РФ Сергей Лавров на совместной главой МИД РК Ерланом Идрисовым пресс-конференции заявил, что ни Россия, ни Казахстан не планируют каких-либо изменений в реализации проекта «Байтерек», и в том числе, в плане перехода на использование РН «Зенит».
В конце июня 2014 г. (напомню, украинский кризис в разгаре, началась война на Донбассе) казахи сделали ход конем и заявили, что «на январь 2015 года запланирован вывод из аренды объектов стартового комплекса РН «Зенит-М» с передачей их от России к Казахстану».
Обидно всем. Нам – особенно, так как это НАШ уникальный стартовый комплекс.
Буквально через 3 недели казахи вразумились и поняли, что с ЭТОЙ Украиной каши не сваришь и РН «Зенит» не получишь. А если и получишь, взлетишь в небо вместе со всем стартовым комплексом, и остатки гептила от РН «Протон» покажутся детским лепетом. «16 июля 2014 года глава «Казкосмоса» Талгат Мусабаев заявил, что проект «Байтерек» не будет переходить на РН «Зенит» по причине политической ситуации на Украине; однако, он выразил уверенность, что несмотря на приостановку проекта, его необходимо реализовать, но использовать ракеты-носители не тяжёлого, а лёгкого класса — возможно, на основе первой ступени «Ангары» или «Союза». И строительство начнется в 2021 г.
Два года метались между РН «Протон-лайт», «Ангара» и «Сункар» (он же «Иртыш», он же «Союз 5». И, наконец, «2 июня 2017 года глава Роскосмоса Игорь Комаров сообщил СМИ, что госкорпорация намерена ускорить создание комплекса «Байтерек» путем модернизации стартового стола для ракеты-носителя «Зенит» на космодроме Байконур для проведения первого старта в 2022 год». Деньги на модернизацию выделяет казахская сторона. В 2018 г. объекты стартовых комплексов «Зенит» были переданы Казахстану. За Россией – сама модернизация, создание РН «Союз 5». «16 сентября 2021 года ЦЭНКИ (входит в Роскосмос) и ТОО Basis construction (Казахстан) подписали договор на создание комплекса для пусков ракеты-носителя «Союз-5» на Байконуре, стороны приступают к реконструкции стартового и технического комплексов ракеты «Зенит» для их модернизации в рамках проекта «Байтерек». Но уже в августе 2022 г. «по объективным причинам» первый пуск «Союз 5» перенесен на 2024 г.
Не прошло и 20 лет!
Поскольку с обеими стартовыми площадками появилась некоторая ясность, мы можем позволить себе рассмотреть «Союз 5» повнимательнее.
РКЦ «Прогресс» - это наш самарский разработчик и изготовитель РН «Союз» (средний класс). Очевидно, что «Союз 5» - более мощная РН, нежели «Амур СПГ». Но зато «Амур СПГ» - многоразовая ракета.
С сайта «Роскосмос»: «Перспективная ракета-носитель «Союз-5 разрабатывается с целью обеспечения запусков автоматических космических аппаратов на солнечно-синхронные, высокоэллиптические, геопереходные и геостационарные орбиты, в том числе с использованием разгонного блока, а также запусков пилотируемых транспортных кораблей».
Повторюсь. РН «Союз 5» - это глубокая модернизация очень хорошей РН «Зенит 2». Модернизируются и двигатели.
Как обстоят дела с разработкой и испытаниями, и созданием этой РН на сегодня? Почему потребовалось больше 7 лет с непрерывным перенесением сроков для начала летных испытаний «Союз 5»? И даже не начала, а просто конкретного срока из уст нового руководителя «Роскосмоса»? Почему мы так долго заказывали РН в «Южмаше», несмотря на откровенно недружественный настрой соседей, ставший очевидным любому сразу после развала СССР? Ответы известны, не так ли? Русский космос первоначально вообще лишился финансирования, и около 15 лет мы работали «на дядю Сэма» и китайцев. Во время катастройки преступная политика дорвавшихся до власти сторонников рыночной экономики привела к гибели многих предприятий ВПК, общего машиностроения. На принципе «бери больше, неси дальше» далеко не улетишь. Построить новый «Южмаш» в пределах Российской Федерации, с уникальным оборудование для повторения «Зенит 2» оказалось архисложным делом, невозможным в те годы. Постепенно ситуация начала улучшаться. И вот что мы имеем на сегодня, говоря о перспективных РН «Союз 5» и «Амур СПГ».
РН «Союз 5».
• В начале июня 2022 г. успешно прошли статические испытания опытных образцов бака 1 ступени.
• На площадке РКЦ «Прогресс» смонтированы 3 установки сварки трением с перемешиванием (оборудование поставлено чебоксарским предприятием «Сеппель»).
• Баки «Союз 5» будут изготовлены из алюминиевого сплава 1580 (применяется впервые), он имеет повышенные механические характеристики, его использование позволит увеличить массу полезного груза.
• На новой ракете будет использоваться бесплатформенный инерциальный блок на малогабаритных и легких волоконно-оптических гироскопах определения угловой скорости, углов поворота ракеты.
• В РН впервые будет применена система аварийной защиты двигателей. Это – три вычислительные машины, контролирующие работу двигателей.
• 25 июля 2022 года в воронежском Конструкторском бюро химавтоматики (КБХА) успешно провели наземное огневое испытание кислородно-керосинового ракетного двигателя РД-0124МС.
• 25 августа 2022 г. в НПО "Энергомаш" (входит в "Роскосмос") успешно завершились огневые испытания доводочного двигателя РД-171МВ, предназначенного для перспективной ракеты-носителя "Союз-5".
• "Испытаниями подтверждается соответствие характеристик двигателя требованиям технического задания. Самый мощный жидкостный ракетный двигатель в мире (его тяга составляет 800 тонн) проработал суммарно 1461 секунду за девять огневых испытаний без снятия с испытательного стенда».
• Для транспортировки ракеты на космодром разрабатывается сцепка из 3 вагонов с заниженной посадкой. Диаметр баков РН – 4,1 м. У «Зенита 2» был 3,9 м. Больше нельзя, этот размер ограничен шириной полотна железной дороги, по которой будут перевозить ракету на космодром. Первая ступень вообще длиннее любого жд вагона. Но в сцепке «транспортирование РН «Союз 5» можно будет осуществить одним эшелоном».
• Генеральный директор РКЦ «Прогресс» Дмитрий Баранов: «в планах до конца 2023 года собрать баки первой летной машины. Потому что у нас во II–III квартале придут абсолютно все составные части. Это все двигатели, системы управлений, системы телеизмерений. И мы к концу года должны начать на предприятии сборку первой летной машины».
• Летные испытания перенесены на 2024 г.
• Россия и Казахстан намереваются довести до конца реализацию проекта "Байтерек". Ю. Борисов, глава «Роскосмоса», заявил, что «проект «Байтерек» обеспечит будущее для космодрома Байконур».
Обратите, пожалуйста, внимание: последняя РН «Зенит-2» взлетела в 2017 г. В 2024 г. должен состояться первый запуск этой «глубоко модернизированной» ракеты («Союз-5»). 7 лет – это «очень долго» или «сногсшибательно быстро»? А вы как думаете, уважаемые читатели?
«Амур-СПГ». Он же «Союз 7», он же «Союз СПГ».
СПГ – это сжиженный природный газ. Не много и не мало. «Ракета-носитель «Амур» - двухступенчатая PH, выполненная по «тандемной» схеме с первой ступенью многоразового использования и возможностью запуска в одноразовом исполнении. В качестве компонентов топлива РН «Амур» используются сжиженный природный газ и жидкий кислород». 9 марта 2023 года подписан государственный контракт на разработку технического проекта на перспективный КРК «Амур-СПГ». Головной исполнитель – АО «РКЦ «Прогресс». Срок разработки – до конца 2024 г.
• В космический ракетный комплекс «Амур СПГ» войдут: стартовая площадка и посадочные площадки на космодроме «Восточный» (3-я очередь строительства) и на побережье Охотского моря, РН «Амур СПГ». Это будет первая РН с использованием метана в качестве горючего. О разработке нового перспективного носителя «Прогресс» по собственной инициативе заявил еще в 2013 г. Тогда он назывался… «Союз 5». После прекращения производства РН «Зенит» «Южмашем» началась история с «глубокой модернизацией» «Зенита» в России, и название «Союз 5» перешло к новому «Зениту». Ракета на метановом топливе стала называться «Союз 7».
• Уверенность в реальности воплощения РН на метане появилась в 2017 г. – воронежское КБ Химавтоматики сообщило об успешных испытаниях двигателя РД-0162Д2А тягой 40 тонн и разработке эскизного проекта кислородно-метанового двигателя на метане тягой 85 тонн.
• «31 июля 2018 года глава НПО «Энергомаш» (головная организация, в ее состав входит и КБХА) Игорь Арбузов сообщил СМИ, что предприятие приступило к разработке принципиально нового ракетного двигателя на метане, который получил наименование РД-169. Опыт по метановым технологиям был получен при разработке двигателя РД-0146, предназначавшегося для кислородно-водородного разгонного блока для РН «Ангара-А5В».
• Первый опытный метановый двигатель для новой многоразовой ракеты-носителя «Амур-СПГ» будет изготовлен и испытан к ноябрю 2025 года.
• С 2020 г. РН стала называться «Союз СПГ», и чуть позже – «Амур СПГ».
• Предполагается, что «Амур СПГ» сменит серию «Союз 2» - стоимость пуска новой ракеты значительно ниже. Природный газ – не только «чище» нафтила. Он выделяет больше тепловой энергии, за счет чего увеличивается тяга двигателей.
• Специалисты НПО автоматики имени Н.А. Семихатова создали и успешно защитили эскизный проект системы управления для ракеты «Амур-СПГ». Система управления должна адаптироваться под разные варианты ракеты: пилотируемый и грузовой с возвращаемой или невозвращаемой первой ступенью, а также для выведения космических аппаратов, причем непосредственно на космодроме, так как возить обратно в Самару возвращаемую ступень долго и накладно. «Многоразовое использование требует решения дополнительных задач. Нам предстоит после приземления обеспечить диагностику элементов системы управления на возвращаемой ступени и агрегатов. Мы должны разработать соответствующие алгоритмы и, главное, обеспечить возможность проведения всех работ непосредственно на космодроме, чтобы после каждого пуска не возить ступень к изготовителю», — заявил заместитель генерального директора по ракетно-космической тематике НПО автоматики Лев Бельский».
• В апреле 2024 г., выступая на просветительском марафоне «Знание», Ю. Борисов оценил темп ОКР по проекту «Амур СПГ» как хороший и высказал предположение, что первая ступень с метановым двигателем сможет использоваться повторно 50-100 раз.
• Технологии, разрабатываемы при создании «Амур СПГ» будут задействована в сверхтяжелой РН «Енисей». «Ее первый запуск должен быть выполнен в 2028 году. Грузоподъемность первого варианта ракеты должна составить, по данным Роскосмоса, до 103 тонн на низкую околоземную орбиту. Ракету также планируется использовать для миссий к Луне, в том числе с посадкой космонавтов на поверхность естественного спутника Земли».
• Когда будет первый пуск ракеты? Я видела 2 даты – 2026 и 2028 годы. Ожидаем конкретику.
А тем временем на Международной космической станции продолжается полет российских участников 69-й длительной экспедиции — космонавтов Роскосмоса Сергея Прокопьева, Дмитрия Петелина и Андрея Федяева.
И новости такие хорошие, спокойные, о трудовых буднях космонавтов.
17.05.23. Специалисты Ракетно-космической корпорации «Энергия» имени С.П. Королева и других предприятий Госкорпорации «Роскосмос» провели авторский осмотр грузового корабля «Прогресс МС-23» и выполнили накатку на него головного обтекателя.
16.05.23.
* Перенос на МКС грузов из корабля «Прогресс МС-22».
* Эксперимент «Взаимодействие-2» (исследование закономерностей внутри- и межгрупповой динамики в ходе долговременного космического полета международного экипажа).
* Эксперимент «Спланх-2» (получение данных, отражающих специфику изменений различных отделов желудочно-кишечного тракта, возникающих в условиях космического полета).
* Эксперимент «УФ-атмосфера» (картография ночной атмосферы в ближнем ультрафиолетовом диапазоне широкоугольным детектором с большой апертурой и высоким пространственно-временным разрешением).
15.05.23.
* Эксперимент «3D-печать» (отработка аддитивных технологий производства изделий из полимерных материалов в условиях космоса).
* Эксперимент «УФ-атмосфера» (картография ночной атмосферы в ближнем ультрафиолетовом диапазоне широкоугольным детектором с большой апертурой и высоким пространственно-временным разрешением).
Там, вверху, на МКС – вершина горы, на которую взобрались три российских космонавта. А начинается все на Земле, быть может, по соседству с вами.
Большая просьба. Поскольку информацию я вынуждена собирать по кусочкам, возможны ошибки. Если вы их заметите- напишите, пожалуйста, и приложите ссылку на источник. Большое спасибо!
Благодарю вас за прочтение!
В статье использованы материалы
https://www.samspace.ru/about/...
https://pikabu.ru/story/posled...
https://ria.ru/20220825/dvigat...
https://www.zhukvesti.ru/artic...