Советский человек вырос в условиях отсутствия конкуренции. Точнее, она была, но на уровне личном, а коллективная конкуренция превращалась в «социалистическое соревнование». То есть нечто изначально несерьёзное. Не такое, чтобы можно было сказать «решается судьба».
Это советского человека крайне развратило. Отучило от корпоративной солидарности и вообще самого понимания того, что, будучи частью некоей корпорации, можно всерьез сражаться за первенство с другой корпорацией. Без «физкультприветов» и «победила дружба». Насмерть. Это практиковалось только там, где смерть была незакавыченной, реальной: в бандитских разборках или на войне. Тут жизнь (смерть) людей учила быстро. А в областях гражданских и менее опасных, но оттого не менее важных, сей принцип доходил туго, и до сих пор до многих не дошёл.
При социализме на условной улице Ленина по плану должен быть продуктовый магазин. На него согласно ГОСТа надо повесить вывеску «Продмаг». Как она сделана, из чего, насколько красиво — не имеет значения. В другой магазин всё равно не пойдут, потому что его нет. Продукты продаются, ГОСТ соблюдён. Больше ничего не надо.
Продмаг
Не нравится вывеска «Продмаг»? Что этим сказать хочешь? Между прочим, народ в лице слесарей и фрезеровщиков с Завода имени 38-й годовщины Октября для тебя, гад, эту вывеску своими трудовыми руками изготавливал! Всё согласно ГОСТу! Тютелька в тютельку. Мастера! Или ты самый умный? Сможешь лучше сделать? А может тебе американские вывески нравятся, а? Что, гад, против наших советских вывесок имеешь? Тебе Родина продукты даёт, кормит тебя, суку, колхозники до седьмого пота трудились, хлебушек ростили, а ты, гад зажравшийся, мразь городская — вывеска ему, ишь ты, не по ноздре! Рюшечки ему мещанские подавай, цвета пидорские, буковки ему, значит, выпиливай красивые, нахлебнику.
Ну и так далее. Возражать на это решительно нечего, бороться бесполезно. Только отойти в сторону или дать гаду в чан, чтоб заткнулся.
Не то в условиях конкуренции. Приходит менеджер в магазин, говорит:
— Ребята! Дела у нас идут плохо. На улице 4 продуктовых магазина: наш, «Украина», «Евросоюз» и «Америка». У нашего меньше всего покупателей, хотя товары вроде на уровне. Есть мысль сменить название «Продмаг» на что-то более привлекательное. Потом, серо-розово-фиолетовую цветовую гамму поменять. Девиз «Жри, что дают», хоть он и утверждён Уважаемыми Людьми, заменить на нечто более дружелюбное. Продавцы пусть начинают разговор не с «Чо припёрся, рыло», а с «Добрый день, пакетик нужен?». Потом — охрана. Дело нужное, но автоматы Калашникова, по-моему, перебор: пусть ходят в цивильных костюмах.
Ну и так далее. Что хочет сказать менеджер? Ровно это и хочет. Что имеет против своего магазина? Да ничего. Наоборот, пытается повысить продажи.
Вот читатели возмутились: да ты, да нашего орла, да как посмел, да наш орёл самый орловый и орлатый орёл в мире, всем орлам орёл. Историческая традиция, царь. А у этих трезубец вовсе и не трезубец, а чёрт знает что! А ты нам этого, ощипанного, временное правительство, предатель!
Да хорошо, пожалуйста. Только заплачки про ощипанность и Величайшую Историю интересны 0,00001% граждан. Обыватель никакой истории не знает, она ему не нужна, он живёт сегодняшним днём. А мы говорим о пропаганде, то есть о явлении, направленном принципиально на этого самого обывателя. А не на любителей исторической реконструкции с заплачками про несчастного ощипанного февралистами орла.
Посмотрите на ситуацию не глазами «убеждённых русских националистов» — эти продолжат за Россию топить, даже если на гербе будет заяц или кикимора. Но Россия состоит из просто людей, а не «убеждённых».
Что такое для них «ощипанный» орёл? Это тот российский герб, который гражданин видит чаще всего, и видит с детства. Это тот самый орёл с монетки, которой обыватель, будучи ещё школьником, играл с одноклассником в орлянку на щелбан, на спор или на то, кто будет вытирать с доски. Этого орла он рисовал, подложив монетку под бумагу и водя по бумаге оборотной стороной карандашного грифеля. Монетки с этим орлом он подкладывал на рельсы. Этот орёл изображён на тех карманных деньгах, с которых он вместо завтрака однажды купил пачку сигарет, а потом его засекла училка и вызвала родителей. И именно этот орёл обывателю подсознательно родной, причём он сам этого даже не осознаёт, просто принимает на автомате. Это герб не абстрактного «государства», а страны, где человек живёт, в которой он вырос, и вырос вместе с этим гербом. Повторюсь — оно заложено в подкорку с пелёнок.
(Поэтому же выпускникам и свидетелям на свадьбах надевают ленты цветов национального флага: важные события в жизни должны происходить под родимой национальной символикой. Одно это стоит тысячи передач Киселёва: хоть Дмитрия, хоть Евгения).
А распушившийся гербовый орёл? Это государственный штамп, он стоит на документах, висит в госучреждениях (которые граждане обыкновенно недолюбливают и в которых всё зачастую организованно криво и запутанно). Своим этого орла могут считать только какие-то специально патриотичные или распропагандированные люди (солдаты, например): для всего остального подавляющего большинства населения это символ не общегражданский, а лишь державной власти, больше ничего. И да — у него дебильные лбы, уродливо торчащие колени и куча украшательств. Которые в условиях отсутствия монархии действительно выглядят как цацки. Ну не могу я с этим ничего сделать: на гербе пять (!) монархических символов, а царя нет. Когда один — это дань истории. Когда пять — это попытка нарисовать себе «потомственное дворянство», сидя в хрущёвке и будучи сыном столяра и плотника.
Вот и получается, что атрибутика или шмотки с британским или американским флагами — это стильно. А с российской символикой — жлобство, «боскопатриотизм». И трезубец — символ, который можно обыграть массой способов, а официозный орёл может быть только каноничного вида украшением в чиновничьем кабинете.
Что я этим хочу сказать? Ровно это и хочу сказать. Что имею против нынешнего орла? Ничего личного. На чью мельницу воду лью? Да ни на чью, говорю как есть. Сколько угодно можно возмущаться: да это что ж такое желается, да наш флажочек, да наши национальные цвета, да ещё Николай Второй, бла-бла-бла. Только не интересно это никому в массовом масштабе.
Вот простой пример: Гражданская война в России. Думаю, все согласятся, что белые были получше. За них шли воевать студенты, интеллигенция, образованный класс, большинство офицеров и просто приличных русских людей. Если бы нас всех — и авторов, и читателей — перенести на 100 лет назад, 95% оказались бы в Белой Армии, а «Спутник и Погром» — неким аналогом ОСВАГа, пропагандистского органа Вооружённых сил Юга России.
В чём проблема ОСВАГа и вообще белой пропаганды? Ну, с художественной точки зрения красные плакаты времён Гражданской войны получше, но ненамного. Особенно на ранней стадии. Врагов белые тоже обозначали довольно чётко, причём «красные» персонифицировались скорее в Троцком, чем в Ленине. А вот за что воюют белые — этого широким массам никто не объяснил.
Вот плакат ОСВАГа со словами генерала Деникина, ссылаясь на которые белогвардеец рукопожимает рабочего, причём явно с прицелом на мобилизацию его в белую армию. Каковая, судя по позе, рабочему не особо то и сдалась. Слова, однако, следующие:
«Пойдем мы туда не для того, чтобы вернуться к старым порядкам, не для защиты сословных и классовых интересов, а чтобы создать новую, светлую жизнь всем: и правым, и левым, и казаку, и крестьянину, и рабочему».
Во-первых, куда туда? Во-вторых, зачем сражаться с левыми, чтобы потом обеспечить им же новую, светлую жизнь? В-третьих, какое дело этому рабочему до казаков или крестьян? Три вопроса, но и одного много. Потом, слов тоже очень много, и все они — в одном витиеватом предложении. Далее — непонятно, что этому рабочему с двумя классами и тремя коридорами, собственно, делать? Судя по всему, сидеть и размышлять над «словами генерала Деникина». О том, что они куда-то пойдут. А ему, рабочему, что с этого будет? И почему умные ребята не сказали, ему с ними идти или не идти? Зачем оставили несчастного наедине с собственными мыслями? Он же дурак! Он в них запутается!
А вот красные плакаты:
Везде повелительное наклонение. «Уничтожить!», «Все идём туда!», «Все на защиту!», «По коням!», «Вперёд!», «Добей!», «К оружию!».
То есть «Жги колорадов!», «Путин х…ло!», «Смерть ворогам!», «Москаляку на гиляку!».
Почему идём? Зачем уничтожить? Для чего по коням? Потому что картинка красивая. Вот так работает пропаганда, а не с помощью пространных объяснений без чётких и конкретных выводов. Да ещё и адресованных людям, которым всё это изначально фиолетово, а мозгов вникнуть в ваши высокие мотивации и священные символы Господь не дал. Да и не интересно.
Плохо это? Ну, с точки зрения гуманизма — очень. Только речь о войне. Белые распевали свои трагические романсы, на Юге России выступали Вертинский и Вера Холодная. Романсы восхитительны, Вера Холодная прекрасная актриса, Вертинский отличный шансонье, но про распятых кокаином девочек посреди военной диктатуры петь неуместно.
А что у красных? Бравурные марши, агрессия, витальность, абсолютная нетерпимость к врагу и абсолютная уверенность в правоте собственного дела. Единое красное знамя, простой герб — серп и молот. Единое командование, чёткая цель, никаких мудовых рыданий о морали, нравственности и прочем благородстве. Всё очень практично, а на горизонте, наоборот, — Великая Мечта. А не «разумные аргументы». Эстетикой и пропагандой занимаются лучшие люди, им созданы особые условия. Всё служит единой цели: победить врага и захватить власть на территории бывшей Российской Империи.
Вот хороший пример. Красный плакат не оставляет выбора: «Ты записался добровольцем?» Хочется продолжить: «Нет? Ты что, спятил? Трус? А ну быстро записывайся!». Белые же корчат из себя благородных девиц: «Отчего (!) Вы (!!!) не в армии?». «А Вы с какой целью интересуетесь, почтеннейший?»
А за что воевали белые? «А, потом решим». Неважно. Единого знамени по сути нет (ну хорошо, пусть триколор), различные подразделения параллельно грызутся между собой, командование разрознено, единой цели, понятной широким массам, нет тоже. «За всё хорошее против всего плохого». Великого будущего никто не обещает, только приземлённая чушь: «достойная жизнь правым и левым». За это не умирают и не убивают.
И благородные белые, благородно бившие красных при их десятикратном перевесе в численности, благородно отстаивавшие Великую Россию, столь же благородно проиграли и благородно отплыли в эмиграцию. А Великая Россия, за которую они так радели, самопрезентуясь чуть ли не последней её надеждой, погрузилась в ад. Это с одной стороны. А с другой — люди в СССР начали жить помимо блистательных эмигрантов, постепенно превратившихся в анахронизм. И сегодня сидят по Уругваям «настоящие русские» и «благословляют» восстание в Новороссии. Заметьте: не помогают деньгами, не настраивают местное общественное мнение в пользу России, не организуют благотворительные фонды — благословляют.
Да, несправедливо, обидно и жалко. Но вот так вышло, и глупо не сделать из этого никаких выводов.
А один из выводов следующий. Какой там заместитель Коломойского, Борис Филатов, кажется, сказал: «Обещайте им что угодно, вешать их будем потом». Так вот, в условиях гражданской войны — самого страшного кошмара, который только может произойти в стране — действует правило обратное. Сначала — вешать и указывать, кого и зачем вешать, а уже после победы — наоборот, договариваться, восстанавливать гражданское согласие и проводить всяческие «Реконструкции Юга». Плохо? Да. Цинично? Ещё бы. Бесчеловечно? Кто бы спорил. Но иначе вообще нечего начинать воевать.
Украинцы так и действуют, и со своей точки зрения правильно делают, на что я и обратил внимание.
«Слова генерала Деникина»
Веселье и угар. Бей врага!
И едва ли той же РККА удалось бы победить Гитлера, если бы не было художников Кукрыниксов и песни «Священная война» (очень чёткой и однозначной). Уж немцы и до Москвы дошли, и пол-юга к ним перебежало, и устроили они Красной Армии двести «Иловайсков», а советские всё знай себе талдычат: «Перемога або смерть». «Ты будешь выть, Германия». «Сколько раз его увидишь — столько раз убей». Ужасно, бесчеловечно, немцы тоже люди. Мир лучше войны. Да, всё это так, и так оно и будет, но потом, когда ГДР сделают. А на войне по законам мирного времени не живут. Во всяком случае, долго.
«Гитлер х…ло». Заметьте, один из плакатов даже отсылает к Первой Мировой
Учтите, я критикую российскую пропаганду не в разгар событий: тогда я бы слова не сказал о том, что у наших символика хуже или плакаты плохие (и не сказал). Но сейчас следует взглянуть на ситуацию трезво, а не защищать наше только лишь потому, что оно наше. Наверняка этого «Отчего Вы не в армии?» тоже рисовал (перерисовывал) какой-нибудь почтеннейший Александр Константинович, потом вояки утвердили. «Это же Александр Константинович рисовал, уважаемый наш русский человек. И лозунг нам нравится. И форма на офицере наша. Флаг исторический, славянский, православный. Всё по ГОСТу». Только Александру Константиновичу надо было всучить в руки лопату и отправить рыть окопы. А то и чего похуже — за саботаж. В конце концов, даже Остапа Бендера за его художества ссадили с парохода к чёртовой матери.
А на пропаганду поставить профессионалов. Таких, чтоб у человека в теме всё в единый паззл складывалось: историческое наследие, державность, связь времён, царь, соответствие ГОСТу. Чтоб девочка-первокурсница глянула, и ей сразу понравилось. Речь ведь идёт о пропаганде не для военных и ополченцев, а для гражданского населения. Которому даром не сдались все эти «исторические документы» и «священные колоры». А точнее всё это прекрасно, но лишь в качестве довеска к основной задаче: сделать понятно, эстетично и красиво.
И у Украины это получилось хорошо, а у России — хуже. Символика посредственная и казённая, единого стиля нет, узнаваемого и приятного национального лица — тоже. Молодым всё это неинтересно катастрофически. Россия — это некруто.
От того, что всем Спутником будут кричать: «Врёшь! Круто! Круто Россия! А Новороссия ещё круче!», и дальше хочется продолжить известной цитатой про торф и сраный гад, принципиально ничего не изменится. Первокурсницы всё равно выберут жёлто-голубые ленточки, а не костлявого орла, будут слушать не Прилепина с неуместно заумными текстами, а клёвых чуваков из «Брутто», и фоточки с Майдана им понравятся больше, чем из раздолбанного Донбасса.
Кстати, когда всё начиналось, я делал ролик в поддержку демонстраций на Юго-Востоке и бесновался. С Донбасса, Харькова, Одессы и т. п. не было картинки вообще. Какой-то чёртов колхоз, любительские съёмки на плохие смартфоны, сделаные через пень-колоду, хороших крупных планов нет как явления. В каких-то городах демонстрации были, а видеоматериалов три файла по полторы минуты с одного ракурса. Из всех фотографий — более-менее приличная одна фотосессия (фотограф потом погиб в самом начале войны). На фоне очаровательно полыхающего Майдана — полный швах. В Луганске на площади пытались светить фонариками — выглядело жалкой пародией. В лучшем случае это было, как говорят военные, «обозначением присутствия». Причём это не луганчане облажались, это так и сняли. Не нашлось ни одного человека с нормальной камерой плюс геликоптером, которого бы лидеры восстания, в свою очередь, догадались запустить на крышу, чтобы он сделал всё качественно.
Луганск
Киев
Потому что если жить в своём уютном мирке бесконечной любви к Россиюшке и народу русскому — тогда и российская пропаганда всем хороша: и визуальный ряд отличный, и символический не хуже, и вывеску «Продмаг» менять абсолютно незачем, а вот это вот Дашка моя рисовала, давайте оставим, а это вовсе не уродство, потому что его ещё барон Шлюмпке высочайше утверждал в 1762-м, а кто против — тот хохол.
В реальном же мире, однако, существует конкуренция, и русская пропаганда эту конкуренцию с украинской пока не выдерживает. По причинам объективным и вполне понятным. Украинцы лучше, больше и системнее работают над своим имиджем, к вопросу подходят серьёзнее и профессиональнее, и это приносит им на пропагандистском поприще заслуженный успех.
И сколько угодно можно в ответ рыдать, что всё это неважно, мы тут на самом деле всё равно правы, все хорошие люди нас поддержат, все умные ребята знают, что значат наши символы, они исторические и поэтому очень-преочень священные, «настанет время и народ поймёт». Бесполезно. Время уже настало, а народ не понял.
— Ефрейтор, доложите, каковы настроения в городе? Почему мои приказы не исполняются?
— Скачутъ-съ, господинъ поручикъ.
Почему скачут? Народ не тот? Тот. Пропаганда не та.