В этой части обзора речь пойдёт о летательных аппаратах, не столь широко известных как самолёты ДРЛО Е-2 Hawkeye или Е-3 Sentry, однако оставивших свой след в истории авиации и в ряде случаев оказавших заметное влияние на ход боевых действий или отличившихся на поприще борьбы с нелегальной транспортировкой наркотиков.
Как известно, на базе транспортно-пассажирского Boeing 707 в США создали большое количество военных самолётов самого различного назначения, в том числе и самолёты ДРЛО системы AWACS. Пассажирский Boeing 707-300 также стал базовой платформой для другого, гораздо менее известного самолёта ДРЛО и У - E-8 Joint STARS (Surveillance Target Attack Radar System – англ. Прицельно-поисковая радарная система). Эта машина в отличие от «Сентри» предназначалась в первую очередь для радиолокационной разведки наземных целей и управления действиями своих войск в реальном режиме времени. Радиолокационное оборудование самолёта даёт возможность обнаружения и классификации подвижных и неподвижных наземных целей (танков, БТР, грузовиков, артиллерийских орудий и т. д.) и маловысотных воздушных целей, перемещающихся с относительно небольшой скоростью (вертолётов, БПЛА).
Развитие совместной программы ВВС и Армии США JSTARS началось в 1982 году. Работоспособность концепции самолёта ДРЛО, предназначенного для контроля передвижения войск противника на линии фронта и в ближайшем тылу, была подтверждена в ходе испытательного цикла Pave reassignment. В процессе натурных испытаний с участием сотен единиц боевой техники прошла обкатку экспериментальная радиолокационная аппаратура, работающая в частотном диапазоне волн 3-3,75 см, на базе которой в последствии был создан радиолокатор AN / APY-3 для самолёта Е-8А.
Антенна прототипа радара AN / APY-3
РЛС АФАР AN / APY-3 с синтезированной апертурой способна осуществлять наблюдение за наземной обстановкой в широком секторе. Антенна радиолокатора установлена в нижней части фюзеляжа в 12 метровом обтекателе, и может быть наклонена в вертикальной плоскости. Дальность просмотра земной поверхности при патрулировании самолётом Е-8А на высоте 10 000 метров составляет 250 км. Контролируемая площадь при угле обзора 120 градусов составляет около 50 000 км ². В общей сложности одновременно может быть отслежено до 600 целей. Радар AN / APY-3 может определить количество транспортных средств, местоположение, скорость и направление движения.
Экипаж составляет 22 человека. В распоряжении 18 операторов имеется 17 консолей отображения радиолокационной информации, связи и навигации и одна консоль управления аппаратурой радиоэлектронной борьбы. Помимо КВ и УКВ радиостанций имеется цифровая система передачи данных на наземные командные пункты.
Лётные данные самолёта E-8 Joint STARS практически не отличаются от Е-3 Sentry. При этом отмечается, что управляемость Е-8 по сравнению с самолётами системы AWACS несколько лучше, что, впрочем, неудивительно, так как на управляемость «Сентри» всё-таки оказывает влияние большая грибовидная тарелка радиолокатора, несколько затеняющая хвостовое оперение.
Первый контракт на строительство двух Е-8А был заключён между Министерством обороны США и компанией Grumman Aerospace в сентябре 1985 года. На тот момент без учёта расходов на НИОКР стоимость одной машины с полным комплектом оборудования приближалась к $ 25 млн.
Самолёты первой модификации достигли необходимого уровня боеготовности к 1990 году. Их боевое крещение состоялось в 1991 году во время «Бури в пустыне». Е-8А совершили 49 боевых вылетов, проведя в воздухе более 500 часов. Аппаратура JSTARS продемонстрировала впечатляющие возможности по обнаружению замаскированной техники и выявлению передвижения войск противника в ночное время. При этом надёжность радиолокационных станций и средств связи оказалась высокой.
Впрочем, следует учитывать, что успех Е-8А состоялся на фоне господства авиации антииракской коалиции, отсутствия какого-либо радиоэлектронного противодействия в идеально ровной пустынной местности. Неслучайно на данные самолёты, сопровождаемые во время боевых вылетов истребителями, установили мощные комплексы постановки помех. Действуй они где-нибудь в Восточной Европе, насыщенной средствами ПВО, и при противодействии современных истребителей советского производства, результаты их боевых вылетов могли бы быть и не столь успешны. С учётом того, что дальность обнаружения наземных объектов не превышала 250 км, то самолёты системы JSTARS, представляющие собой очень лакомые цели, вполне могли оказаться в зоне действия советских ЗРК С-200.
С декабря 1995 года Е-8А, переброшенные на немецкий аэродром во Франкфурте, в рамках Дейтонского соглашения контролировали процесс разведения противоборствующих сторон на территории бывшей Югославии. При этом полёты самолётов радиолокационного наблюдения часто заканчивались авиаударами по сербским позициям.
E-8С
В 1996 году начались испытания модификации Е-8С. Эта машина, переоборудованная из бывшего канадского CC-137 Husky, использовавшегося ранее в роли транспортного и заправщика, получила новые средства связи со скачкообразным изменением частоты и цифровую систему передачи данных, способную помимо радио транслировать информацию по спутниковым каналам. В связи с широким распространением дальнобойных российских ЗРС семейства С-300П были обновлены станции радиотехнической разведки и постановки помех. ЭЛТ мониторы заменили современными панелями отображения информации. Но главным изменением стала РЛС AN/APY-7. От станции AN/APY-3 она отличается современной элементной базой. При этом дальность обнаружения целей практически не изменилась, но благодаря использованию современных мощных вычислительных систем за счёт улучшенной обработки отраженного радиолокационного сигнала улучшилось разрешение картинки, а количество наблюдаемых целей возросло до 1000.
Спутниковый снимок Google Earth: самолёты Е-8С на авиабазе Робинс
В общей сложности ВВС США и Национальная воздушная гвардия получили 17 самолётов системы JSTARS. Поставка последнего Е-8С осуществлена в 2005 году. Е-8С Joint STARS ВВС США, принадлежащие 93-му авиакрылу управления и наведения на постоянной основе, размещаются на авиабазе Робинс в Джорджии, там же базируются самолёты 116-го авиакрыла ВВС Национальной гвардии. За всё время эксплуатации не был потерян ни один JSTARS, однако во время заправки в воздухе 13 марта 2009 года на одной из машин лопнул топливный бак. Самолёт удалось благополучно посадить, но стоимость капитального ремонта превысила $ 10 млн.
Е-8С 116-го авиакрыла ВВС Национальной гвардии
В связи с тем, что производство базовой платформы Boeing 707 завершилось, в самолёты радиолокационной разведки наземных целей переоборудовали построенные ранее КС-135 и С-137. Часть машин прошла ремоторизацию с заменой на более мощные и экономичные двухконтурные турбореактивные двигатели Pratt & Whitney JT8D-219 тягой по 94 кН каждый. Благодаря новым двигателям потолок увеличился до 12800 метров. На несколько самолётов в добавление к имеющейся аппаратуре РЭБ и устройствам отстрела дипольных отражателей и тепловых ловушек установили лазерную систему противодействия ракетам с ИК ГСН.
В первую очередь эти улучшения защиты предназначались для машин, направляемых в зону боевых действий на Ближнем Востоке. Самолёты Е-8С из состава 116-го авиакрыла управления и наведения приняли активное участие в операции «Несокрушимая свобода». По заявлению командования Армии США, JSTARS, налетавшие в ходе кампании более 10 000 часов, оказали заметное влияние на ход боевых действий. Их помощь была особенно заметна, когда из-за пыльной бури использование тактических самолётов-разведчиков было невозможно.
В последние 10 лет Е-8С активно использовались для разведывательных полётов на Корейском полуострове и в Ираке. Тестирование одного самолёта с доработанным БРЭО в Афганистане продемонстрировало способность выявлять передвижения не только транспортных средств, но и пеших групп, вооруженных стрелковым оружием, и места закладки самодельных взрывных устройств.
ВМС США в данный момент ведут исследования относительно возможного использования Е-8С в качестве узла командного управления и передачи информации на ударные боевые самолёты – носители противокорабельных ракет и планирующих авиабомб AGM-154. Причём выдвигается требование о возможности перенацеливания управляемого авиационного боеприпаса уже после отделения его от самолёта-носителя.
С 2012 года в США обсуждается вопрос замены в пропорции 1:1 существующего парка Е-8С, что связано со старением самолётов, на которых размещена аппаратура комплекса JSTARS. Списание первого Е-8С намечено на 2019 год, а остальные самолёты должны быть отправлены на пенсию к 2024 году. По всей видимости, заменой авиационной платформе на базе Boeing 707, используемой ВВС США уже более 50 лет, станет платформа коммерческого авиалайнера Boeing 737, хотя также рассматривается вариант на базе Global 6000 от Bombardier и Gulfstream G650 от Gulfstream. Вполне вероятным представляется вариант оснащения РЛС бокового обзора патрульного противолодочного самолёта P-8 Poseidon, созданного на основе обновлённого лайнера Boeing 737-800.
На роль беспилотного носителя мощной РЛС наблюдения за земной поверхностью претендуют также RQ-4 Global Hawk. Но как справедливо указывают представители ВВС, на летательных аппаратах с относительно небольшими свободными внутренними объёмами будет крайне сложно или невозможно разместить всю аппаратуру, имеющеюся сейчас на самолётах Е-8С, и обеспечить приемлемые условия работы и отдыха экипажа во время продолжительных полётов. В случае использования БПЛА «Глобал Хок», на чём настаивает флот, будет утрачена функция воздушного командного пункта.
В 80-е годы прошлого столетия резко увеличился поток незаконно ввозимых в США наркотических веществ. Помимо традиционных способов доставки, контрабандисты стали широко использовать легкомоторные самолёты, пересекающие границу на малой высоте. Для эффективного обнаружения маловысотных целей, наземных РЛС, с помощью которых главным образом регулировалось воздушное движение, было явно недостаточно, к тому же американская наземная радиолокационная сеть на юге США в начале 70-х была сильно сокращена. В данном случае контролировать воздушное пространство со стороны Мексики и Мексиканского залива, откуда шел основной поток наркотиков, могли самолёты ДРЛО. Но использовать для этого на постоянной основе тяжелые самолёты системы AWACS было слишком дорого, а относительно экономичные Е-2 Hawkeye командование флота выделяло крайне неохотно.
По мере поступления в палубные авиакрылья новых модификаций «Хокаев», старые Е-2В и Е-2С первых модификаций переводились в береговые резервные эскадрильи. Именно эти самолёты чаще всего работали в интересах Береговой охраны и Таможенной службы. Однако сказывался возраст машин, построенных около 20 лет назад, и несовершенство их радиолокаторов. В ряде случаев экипажам приходилось прерывать патрулирование из-за отказа БРЭО или проблем с изношенными двигателями. «Хокай», оптимальный для базирования на авианосце, при использовании с берегового аэродрома обладал не достаточной продолжительностью полёта. Старые самолёты ДРЛО берегового базирования, как правило, не имели аппаратуры для дозаправки в воздухе, да и собственных самолётов-заправщиков в распоряжении Пограничной таможенной службы не было.
Таким образом, для патрулирования границы требовался относительно недорогой и простой самолёт с приемлемыми эксплуатационными расходами, способный обнаруживать маловысотные воздушные цели и, взлетая с береговых аэродромов, вести патрулировании в течение 8-10 часов. Так совпало, что в середине 80-х в ВМС США образовался избыток базовых патрульных самолётов P-3А Orion. Противолодочные «Орионы» с четырьмя турбовинтовыми двигателями могли вести длительное патрулирование, находясь в воздухе 12 часов.
Ранние Р-3А/В заменялись в береговых патрульно-противолодочных эскадрильях машинами модификации Р-3С с совершенным по меркам 80-х годов БРЭО и вооружением. А ещё не вылетавшие свой ресурс самолёты ставились на хранение, передавались союзникам или переоборудовались в другие варианты.
С целью придания возможности обнаружения воздушных целей, четыре P-3A (CS) оснастили импульсно-доплеровскими РЛС Хьюз AN / APG-63, такими же, как на истребителях F-15А/В. Впрочем, радары, как и «Орионы», тоже были бывшими в употреблении, во время ремонта и модернизации истребителей их заменяли более совершенными станциями AN / APG-70. Таким образом, самолёт радиолокационного дозора P-3CS являлся исключительно бюджетным эрзац-вариантом, собранным из того, что было под рукой.
Станции AN / APG-63, установленные в носовой части «Орионов», не очень хорошо видели цели на фоне подстилающей поверхности, и патрульным самолётам приходилось снижаться до высоты 100-200 метров, чтобы лететь ниже самолётов-нарушителей. Дальность обнаружения целей, летящих выше линии горизонта, превышала 100 км. Но так как РЛС сканировала пространство в достаточно узком секторе (± 60° по азимуту и ± 10° по углу места), патрулирования обычно производились по кругу радиусом 50-60 км или змейкой 20-25 км. Информация об обнаруженных самолётах-нарушителях передавалась по радио, автоматизированных системах передачи радиолокационной информации на борту самолётов не было. Естественно, что возможности переделанных «Орионов» не шли ни в какое сравнение с характеристиками радаров и систем обмена информацией полноценных самолётов ДРЛО. Береговая охрана и Пограничная служба, несмотря на меньшую стоимость самолетов, не были ими полностью удовлетворены. К тому же не самые новые машины, уже налетавшие над морскими просторами тысячи километров, требовали немалого ухода и трудозатрат при подготовке к вылету. Однако, несмотря на создание на базе «Ориона» самолёта с РЛС от Е-2С Hawkeye, американские федеральные ведомства не отказались от использования патрульных самолётов с относительно малопроизводительными радарами. По мере списания переоборудованных P-3A с РЛС AN / APG-63 их место заняли P-3 LRT (англ. Long Range Tracker – слежение на большой дистанции), переделанные из отремонтированных Р-3В, находившихся на хранении в Дэвис-Монтан.
Патрульный самолёт P-3 LRT
Основываясь на опыте эксплуатации P-3CS, эти машины помимо РЛС AN / APG-63V с дальностью обнаружения до 150 км получили оптоэлектронные системы бокового обзора, способные обнаружить катер или легкомоторный самолёт на расстоянии нескольких десятков километров. К тому же «Орионы» сохранили поисковое оборудование, предназначенное для обнаружения подводных лодок, так как наркоторговцы с недавнего времени начали использовать для проникновения в США малые субмарины.
Прототип P-3 AEW во время испытаний радиолокационного оборудования
В 1984 году корпорация Lockheed в инициативном порядке на базе Р-3В создала самолёт ДРЛО P-3 AEW (англ. Аirborne еarly warning radar - бортовой радар раннего предупреждения). Первая построенная машина имела такой же радар, как на Е-2С - AN/APS-125, с антенной во вращающемся тарелкообразном обтекателе. Эта станция могла обнаружить на фоне моря «Сессну» контрабандистов на дальности более 250 км. Первоначально P-3 AEW предлагался на экспорт в качестве более дешевой альтернативы Е-3А Sentry. Однако иностранных покупателей не нашлось, и заказчиком стала Пограничная таможенная служба США.
В комплект бортового оборудования вошли средства связи, работающие не только на частотах Береговой охраны и Пограничной таможенной службы, но и способные осуществлять прямое наведение перехватчиков. Самолёты более поздней постройки получили новые радиолокаторы AN/APS-139 и AN/APS-145, более приспособленные для обнаружения малоскоростных воздушных и надводных целей. Первые самолёты P-3 AEW несли яркую красно-белую окраску, сейчас они имеют светлую окраску с синей полосой поперёк фюзеляжа.
Спутниковый снимок Google Earth: самолёты P-3 LRT и P-3 AEW и БПЛА MQ-9 Reaper на авиабазе Корпус Кристи
Самолёты P-3 LRT и P-3 AEW Пограничной таможенной службы на постоянной основе совместно с взаимодействующими с ними истребителями F/A-18 базируются на аэродромах Корпус Кристи в Техасе и Цесил Фильд во Флориде. Там же в 2015 году развернули эскадрилью беспилотников MQ-9 Reaper, которые так же занимаются контролем морской акватории. По состоянию на 2016 год в пограничных авиационных подразделениях числилось 14 самолётов P-3 LRT и P-3 AEW.
Для продления срока службы самолёты ДРЛО на базе «Ориона» ремонтируют и модернизируют по программе Mid-Life Upgrade. В рамках данной программы P-3 AEW проходят полную диагностику планера и замену элементов, подвергшихся усталостному износу и коррозии. При этом срок службы самолётов продляется ещё на 20-25 лет. Устанавливается новая навигационная и аппаратура связи, а также средства отображения информации, аналогичные аппаратуре E-2D Advanced Hawkeye. В перспективе P-3 AEW должны получить новейшие РЛС AN / APY-9. В этом случае по своим возможностям модернизированные «Орионы» могут превзойти палубные E-2D. Так как P-3 AEW - более крупная машина, способная намного дольше находиться на патрулировании, с большими внутренними объёмами, что позволяет в перспективе разместить дополнительную разведывательно-поисковую аппаратуру.
В период с сентября 1999 года по июль 2002 года, для компенсации списываемых ввиду износа машин, таможня получила восемь дополнительных P-3 LRT и P-3 AEW с обновлённым БРЭО. Они активно применяются для пресечения незаконного ввоза наркотиков и зачастую обнаруживают самолеты и катера контрабандистов сразу после того, как они покидают известные районы, откуда осуществляется нелегальная доставка наркотиков. В ряде случаев преступников не перехватывали в море, а скрытно сопровождали до места назначения, что позволяло группам быстрого реагирования арестовать не только перевозчиков, но и получателей груза. Обычно же патрульные самолёты ДРЛО в рамках системы по предотвращению незаконного проникновения «Double Eagle» координируют свою деятельность с кораблями береговой охраны или с истребителями-перехватчиками, которые под угрозой применения оружия принуждают самолёты-нарушители к посадке.
Согласно отчётам американского антинаркотического ведомства, благодаря действиям экипажей патрульных самолётов в 2015 году удалось перехватить или предотвратить проникновение 198 нарушителей границы и конфисковать более 32 000 кг кокаина. Самолёты Таможенной службы США в рамках операций по пресечению наркотрафика регулярно совершают «командировки» на аэродромы Коста-Рики, Панамы и Колумбии. Действуя оттуда, они контролируют полёты легкомоторной авиации наркоторговцев. После того как в 2003 году Пограничную таможенную службу и Береговую охрану подчинили Министерству внутренней безопасности, и самолёты ДРЛО, занятые в деле охраны границы и борьбы с контрабандой в случае объявления террористической опасности или при захвате воздушного судна, обязаны участвовать в мониторинге воздушного пространства континентальной части США.
Заканчивая рассказ о самолётах ДРЛО на базе P-3 Orion, нельзя не упомянуть о NP-3D Billboard. Эти необычно выглядящие машины с РЛС бокового обзора в хвостовой части использовались как самолёты радиолокационного и визуального контроля во время испытаний различных видов авиационного ракетного оружия и при запусках баллистических и противоракет.
NP-3D
Всего известно о пяти NP-3D, переоборудованных из Р-3С. Помимо РЛС на самолётах имеется различная оптоэлектронная аппаратура и камеры высокого разрешения для фото и видео фиксации испытываемых объектов. Самолёты NP-3D в прошлом участвовали в испытательных миссиях над Атлантическим и Тихим океанами практически на всех ракетных полигонах США. В последнее время три NP-3D, оставшиеся в лётном состоянии, задействовались в испытаниях противоракетных систем.
Продолжение следует…