Авиация против танков (часть 18 Окончание) | Техника, оружие | ★ world pristav ★ военно-политическое обозрение


Главная » Статьи » Техника, оружие

Авиация против танков (часть 18 Окончание)

К 1982 году определились характеристики винтокрылого штурмовика. Вертолёт с максимальным взлётным весом 10430 кг и суммарной мощностью силовой установки 3392 л.с. разгонялся в горизонтальном полёте до 293 км/ч. Крейсерская скорость – 265 км/ч, на пикировании – не более 365 км/ч. Боевой радиус – более 400 км. С четырьмя подвесными баками перегоночная дальность составляет 1750 км, что позволяет быстро перебрасывать вертолёты своим ходом. Боевая нагрузка - 770 кг. В стандартном варианте вооружения «Апач» несёт два блока по 19 70-мм НАР и восемь ПТУР. 
 

ПТУР AGM-114 Hellfire

Основным противотанковым оружием являются до 16 ПТУР AGM-114 Hellfire, размещённые на четырёх узлах подвески. Поражение легкобронированных целей, транспортных средств и живой силы возможно с помощью подвижной 30-мм пушки М230 с боекомплектом до 1200 снарядов, способной вести огонь в секторе ± 110° по горизонтали, и +11°… -60° по вертикали. Пушка М230 с электрическим приводом ведёт стрельбу снарядами весом 340-350 г, покидающими ствол с начальной скоростью до 850 м/с. Темп стрельбы 600-650 выстр/мин. Масса орудия без турели и боеприпасов – 57,5 кг. Эффективная дальность стрельбы по наземным целям 3 000 м.
 

М230

Для стрельбы из пушки М230 используются кумулятивно-осколочные снаряды M789 с бронепробиваемостью 40 мм ( по другим данным до 50 мм) при попадании под прямым углом. 
 

Эксперты в области авиационных средств поражения отмечают, что это очень хороший показатель для малогабаритного вращающегося снаряда, в котором содержится 27 грамм взрывчатого вещества. Как известно, в малогабаритных боеприпасах не просто добиться устойчивого формирования кумулятивной струи, которая из-за вращения снаряда склонна к тому же к «разбрызгиванию». Для стрельбы по живой силе и небронированной технике могут использоваться осколочно-фугасные снаряды М799, содержащие 43 грамма взрывчатого вещества. При разрыве снаряда М799 образуется зона сплошного поражения осколками радиусом 2 м. Как заявляют пилоты «Апачей», участвовавшие в боевых действиях, из пушки вполне можно сделать прямое попадание в человека с дистанции в километр.

Также в состав вооружения могут входить 70-мм ракеты Hydra 70, CRV7 и APKWS. Управляемая ракета APKWS создана компанией BAE Systems на базе НАР Hydra 70. Она оснащена лазерной ГСН и обладает высокой точностью. Ракета с кумулятивно-осколочной боевой частью массой 4 кг может использоваться для борьбы с бронетехникой и является гораздо более бюджетным вариантом, чем ПТУР «Хеллфайр». Стоимость APKWS составляет около $30 тыс. На дальности 5000 м более 50% ракет укладываются в круг диаметром 1 м. Запуск ракет APKWS осуществляется из стандартных блоков для 70-мм НАР Hydra 70. 

 

AH-64А

В первой половине 1984 года первые серийные «Апачи» поступили в 7-й вертолётный батальон 17-й бронекавалерийской бригады и в 6-ю аэромобильную бригаду, дислоцированную в Форт Худ. В 1989 году AH-64А обкатали в бою против панамских военизированных подразделений, оставшихся верными Мануэлю Норьеге. Так как противник не располагал танками, дорогостоящие ПТУР «Хеллфайр» с лазерным наведением использовали против колёсных транспортных средств, для уничтожения блокпостов и в ходе нанесения ударов по казармам. При этом «Апачам», действующим ночью, удалось парализовать переброску подкреплений и точечными ударами уничтожить узлы обороны панамцев. 

В январе 1991 года «Апачи» одни из первых вступили в бой в Ираке. Ударная группа в составе восьми вертолётов 17 января скрытно вышла в юго-западную часть Ирака, где размещались РЛС обзора воздушной обстановки. С дистанции 6 км были уничтожены сами радиолокаторы, узлы связи и дизель-генераторы. После начала активной фазы операции AH-64А организовали охоту за иракской бронетехникой и пусковыми установками ОТР. В этой роли «Апачи», оснащённые аппаратурой TADS/PNVS, действуя ночью и в условиях плохой видимости, проявили себя лучше, чем «Кобры». Однако отмечалось, что эффективность ночных прицельно-обзорных систем оказалась не столь высока, как это рекламировалось. В то же время сверхзвуковые ПТУР «Хеллфайр», обладающие по сравнению с ракетами «Тоу» большей дальностью пуска, зарекомендовали себя хорошо, уверенно поражая иракские Т-72А. Уже в ходе боевых вылетов выяснилось, что пуск «Хеллфайра» необходимо выполнять немножко в сторону. При старте ракета не должна пройти перед линзой инфракрасной камеры, иначе её факел даст такую засветку, что оператор неминуемо потеряет цель. Цель можно сменить за четыре секунды до попадания «Хеллфайра» – ГСН ракеты успевает перенавестись. 

Всего в зону боевых действий было отправлено 200 AH-64А, потери составили три машины. Зенитное противодействие оказалось не столь сильным, как этого ожидали американцы. Наиболее современные по тем меркам противовоздушные комплексы, имевшиеся в Ираке, были отведены с передовой для защиты штабов, авиабаз и крупных городов. 

Вскоре после переброски AH-64А на американские базы в Европе начались учения и моделирование боевых ситуаций, в которых учитывалось противодействие существующих на тот момент советских войсковых комплексов ПВО. Анализ возможностей «Апача» первой серийной модификации показал, что боевая эффективность AH-64А будет ненамного выше, чем у модернизированных AH-1F, а потери могут быть очень значительными. 

 

Для действий в Европе разработали специальную тактику. Внешнее целеуказание должно было поступать от наземных передовых авианаводчиков или от разведчиков OH-58D Kiowa Warrior. При этом выход «Апачей» на рубеж атаки должен был происходить на высокой скорости и минимальной высоте полёта. После кратковременной «горки», произведя пуск ракеты, боевой вертолёт опять снижался и осуществлял отход. Использование такого боевого приёма должно было существенно сократить время нахождения боевых вертолётов в зоне поражения войсковых средств ПВО. Однако маловысотные полёты над густозаселённой местностью были чреваты столкновением с проводами ЛЭП. Для защиты от этой опасности на вертолёты монтировали специальные ножи-рассекатели. Но внешняя подсветка цели в ходе атаки не всегда была возможна. В боевой обстановке существует реальная вероятность, что ударным вертолётам придётся действовать в глубине обороны противника автономно. В этом случае вести поиск цели и наведение ракеты придётся самостоятельно. Тут возникали определённые сложности. Даже если вертолёту удавалось выйти незамеченным на рубеж пуска ПТУР, экипажу требовалось некоторое время для обнаружения и идентификации цели. После пуска управляемой ракеты оператор вынужден подсвечивать цель лучом лазера, и вертолёт при этом сильно скован в манёвре. В этот момент носитель ПТУР очень уязвим для зенитного огня. Одним из путей снижения уязвимости противотанкового вертолёта является оснащение его малогабаритным радиолокатором и применение противотанковых управляемых ракет с полуактивной радиолокационной головкой самонаведения. Обнаружив бронетехнику противника с помощью РЛС и взяв на сопровождение выбранные цели, в случае использования ПТУР с радиолокационной ГСН оператор наведения имеет возможность обстрелять несколько разных целей. При этом вертолёт не так скован в манёвре, как в случае использования ракет с лазерным, радиокомандным или проводным наведением. Оснащение боевого вертолёта радиолокатором кругового обзора позволяет не только повысить обзорно-разведывательные и ударные возможности, но и сокращает время пребывания в зоне поражения комплексов ПВО. Одновременно повышается информационная осведомлённость экипажа о воздушной обстановке. Это, в свою очередь, при обнаружении истребителей противника позволяет своевременно строить маневр уклонения и занимать выгодную позицию для ведения оборонительного воздушного боя. Лётно-технические характеристики вертолёта «Апач» в случае оснащения ракетами воздушного боя делают его достаточно грозным противником в воздушном бою. Впрочем, возможности ракет «Хеллфайр» тоже позволяют использовать их против маловысотных дозвуковых целей, что неоднократно подтверждалось во время испытательных пусков. Было признано рациональным обеспечить обмен информацией между вертолётами ударной группы, это позволяло оптимально координировать действия и рационально распределять обнаруженные цели. 

Вскоре после начала серийного производства AH-64А встал вопрос о модернизации вертолёта. Путём внедрения новой системы управления огнём, современных средств связи ин навигации, повышения защищённости, увеличения мощности силовой установки и использования новых модификаций ПТУР «Хеллфайр» на модели AH-64В предполагалось существенно увеличить боевую эффективность. Однако после анализа возможных вариантов программу AH-64В свернули в пользу вертолёта, оснащённого надвтулочной РЛС миллиметрового диапазона. 

15 апреля 1992 года в воздух поднялся AH-64D. Для компенсации увеличившегося взлётного веса на вертолёт установили два двигателя General Electric T700-701C мощностью по 1 890 л. с.

 

AH-64D

Тестирование шести прототипов продолжалось до апреля 1995 года. По результатам испытаний было признано, что боевая эффективность AH-64D по сравнению с AH-64А увеличилась в 4 раза. Согласно пятилетнему контракту Министерство обороны США выделило $ 1,9 млрд на модернизацию 232 AH-64A до уровня AH-64D. Одновременно с модернизацией велось строительство новых вертолётов. На сегодняшний день построено более 2000 «Апачей» всех модификаций. Стоимость программы AH-64D по состоянию на 2007 год составила $ 11 млрд. Поставки серийных AH-64D Apache Longbow в войска начались в 1997 году. 
 

Обтекатель радиолокатора AN / APG-78

Наиболее заметной внешней особенностью AH-64D стала надвтулочная антенна РЛС миллиметрового диапазона AN / APG-78 Longbow и более крупные отсеки радиоэлектронной аппаратуры по обоим бортам нижней части фюзеляжа. Радар, сопряженный с системой управления вооружением, по американским данным, способен отслеживать до 128 целей и атаковать до 16 одновременно. Пуск ракет может быть осуществлён через 30 сек после обнаружения цели. Данные по дальности обнаружения цели типа «танк» в различных источниках противоречивы. Согласно информации, предоставленной на сайте компании производителя Northrop Grumman, в автоматическом режиме радар способен контролировать обстановку на площади более 52 км² по направлению полёта. Боевая авиационная всепогодная система AAWWS Longbow обеспечивает возможность применения ПТУР с радиолокационной ГСН в сложных метеорологических условиях, так как РЛС AN / APG-78, в отличие от оптических средств наведения оружия, в том числе лазерной, способна успешно функционировать в условиях тумана и дождя. Радиолокатор в режиме кругового обзора может работать как по наземным, так и по воздушным целям, осуществлять картографирование местности и управлять полётом на предельно малой высоте. Однако из-за высокой стоимости РЛС AN / APG-78 ими оснащаются не все модернизированные «Апачи». Вертолёты, оснащённые радарами в ходе совместного боевого вылета, через аппаратуру обмена данными должны выдавать целеуказание «Апачам», на которых радара нет. 

Вне зависимости от наличия или отсутствия радиолокатора AN / APG-78 на AH-64D была обновлена большая часть бортовой электроники. Исходя из опыта применения авиации в ходе Иракской компании 1991 года, на все модернизированные и новые машины установили запросчики системы «свой - чужой», которая должна исключить нанесение ударов по своим войскам. В состав БРЭО AH-64D введены: усовершенствованная система спутниковой навигации GPS, цифровая система закрытой многоканальной связи, бортовой компьютер повышенной производительности с программным обеспечением, стандартизированным в рамках вооруженных сил и сопрягаемым с любой системой управления. Аппаратура ночного видения PNVS заменена более совершенной FLIR. Для противодействия вражеским системам ПВО предназначены: приёмник радиолокационного излучения AN / APX-123, система датчиков, предупреждающих об облучении лазером LWS, станции постановки помех AN / ALQ-211 и AN / ALQ-136. Не забыты и традиционные меры защиты: тепловые ловушки и дипольные отражатели. 

После начала строительства модификации AH-64D бортовое оборудование вертолёта неоднократно подвергалось улучшению. В частности, на вертолётах AH-64D Block II существенно увеличено разрешение РЛС AN / APG-78. Согласно американским данным, на дальности 10 км имеется возможность уверенной идентификации цели. Теперь можно не просто обнаружить бронетехнику противника и навести на неё ракеты, а также отличить гусеничный бронетранспортёр от танка без его визуального опознавания. Таким образом, при атаке целей на поле боя или в ходе движения в колонне, можно выбрать приоритетные. Этого удалось добиться благодаря уменьшению ширины луча и повышению энергетического потенциала. Что, в свою очередь, повысило способность радара к точному распознанию целей и его помехоустойчивость, что особенно важно при стрельбе ракетами с радиолокационным наведением.

В 2003 году AH-64D задействовались в операции «Иракская свобода». В первые часы операции, начавшейся 20 марта, «Апачи» нанесли удар ПТУР AGM-114L с радиолокационным наведением и AGM-114K с лазерным наведением по иракской бронетехнике и укреплениям на границе с Кувейтом. В этот раз иракцы отчасти учли уроки «Бури в пустыне». Практически все иракские танки были хорошо замаскированы и использовались в роли неподвижных огневых точек. Обнаружить и поразить замаскированную бронетехнику, находящуюся в капонирах и обложенную мешками с песком, оказалось очень непросто. В ряде случаев не помогал даже надвтулочный радиолокатор, и вертолёты возвращались с неизрасходованным боекомплектом. Узлы обороны, как правило, хорошо прикрывались зенитной артиллерией и ПЗРК. 24 марта состоялся один из наиболее неудачных боевых рейдов с участием «Апачей». В тот день 34 AH-64D из состава 11-го авиационного полка попытались нанести удар по позициям дивизии "Медина" Республиканской гвардии между городами Хилла и Кербела. Хотя в ходе боевого вылета удалось уничтожить несколько танков Т-55 и Т-72, а также накрыть НАР позиции артиллерии, из-за сильного зенитного противодействия и понесённых потерь рейд можно считать провальным. Большая часть намеченных целей так и не была поражена. В ходе операции боевые повреждения получил 31 вертолёт. Причём 20 машин потребовали длительного ремонта. 

 

Один «Апач» получил попадание гранаты РПГ-7 в двигатель (возможно, что был ПЗРК), но сумел дотянуть до границы с Кувейтом, где сел на вынужденную. Еще один вертолёт из состава 1-го батальона 227-го авиационного полка Армии США совершил посадку в расположении иракских войск неподалёку от города Кербела. 
 

В репортаже иракского телевидения было сказано, что этот вертолёт удалось сбить из старой винтовки федаину Али Обейду Менгашу. Впоследствии американцы приложили не мало усилий, чтобы уничтожить AH-64D, попавший в руки иракцев. 

После провального рейда 24 марта, американское командование больше не планировало операций с одновременным участием большого количества боевых вертолётов. Также экипажи «Апачей» воздерживались от того, чтобы наносить удары в глубине иракской обороны. Ударные вертолёты в основном действовали по заявкам наземных подразделений совместно со штурмовиками А-10А. Однако тщательно спланированные глубокие рейды, осуществляемые небольшими силами, проводились и после неудачи 24 марта. При этом для обеспечения операций, в которых задействовались «Апачи», привлекали самолеты ДРЛО Е-3С Sentry и E-8С JSTARS, а также постановщики помех ЕА-6В Prowler. 

В общей сложности, по официальным данным, до окончания иракской кампании от огня противника было потеряно полтора десятка «Апачей». Впрочем, боевые потери продолжались и через несколько лет после победы над армией Саддама Хусейна. В 2006 году AH-64D был сбит после попадания ПЗРК во время патрульного полёта. В 2007 году четыре боевых вертолёта получили критические повреждения во время обстрела американской авиабазы в Ираке из миномётов. В октябре 2014 года «Апачи» вернулись в Ирак для оказания помощи иракской армии в борьбе с исламистами. Они в основном применялись ночью, когда боевики осуществляли переброску подкреплений и припасов. Особенно «Апачи» отличились при оказании авиационной поддержки к северо-востоку от Эль-Фаллуджи и под Мосулом. Сообщается, что на счету AH-64D имеется несколько уничтоженных танков и БМП. 

 


После ввода американского контингента в Афганистан в рамках операции «Несокрушимая свобода», ударные вертолёты применялись против талибов. Масштабы боевых действий в Афганистане были существенно меньше, чем в Ираке, но порой они носили очень ожесточённый характер. Ярким примером того является операция «Анаконда», проводившаяся в первых числах марта 2002 года (подробней здесь: Операция «Анаконда»).

В ходе проведения операции из-за просчётов разведки и недооценки противника американские военнослужащие из состава 101-й воздушно-десантной и 10-й горной дивизий попали в сложную ситуацию. От полного истребления силы десанта, высадившиеся на площадки, считавшиеся свободными от противника, спасли только действия авиации. Очень существенную помощь десантникам и горным стрелкам оказали пять вертолётов АН-64А 101-го авиационного батальона 159-й авиационной бригады. На тот момент в составе американской группировки в Афганистане имелось всего семь «Апачей». В ходе поддержки наземных войск в сутках 1 марта получили тяжелые повреждения два боевых вертолёта. Один из-за отказа гидросистемы совершил вынужденную посадку в непосредственной близости от зоны боевых действий, а второй сумел вернуться на аэродром подскока в Кандагаре с сухим редуктором, проведя в воздухе 26 минут после получения множества попаданий пуль калибра 12,7-14,5-мм. Повреждения той или иной степени тяжести получили все пять АН-64А, участвовавшие в операции. Согласно данным американского военного ведомства, всего в Афганистане было безвозвратно утрачено 12 АН-64А и АН-64D. Однако официально все они погибли в результате «лётных происшествий», вызванных ошибками пилотирования или техническими неисправностями. От огня противника в Афганистане якобы не потеряли ни одного АН-64. 

 


Следующим серийным вариантом «Апача» стал AH-64D Block III, в 2012 году эта модификация из маркетинговых соображений была переименована в AH-64E Guardian. На вертолёте установлены двигатели T700-GE-701D мощностью 2 000 л. с и новые композитные лопасти несущего винта с увеличенной подъёмной силой. Это дало возможность развивать в горизонтальном полёте скорость до 300 км/ч. 
 

AH-64E

Помимо улучшения лётных данных усовершенствованное БРЭО вертолёта AH-64E позволяет напрямую получать разведывательную информацию с БПЛА RQ-7 Shadow и MQ-1C Gray Eagle, а также руководить их действиями. Для борьбы с современными мобильными комплексами ПВО и бронетехникой в состав вооружения AH-64E введена сверхзвуковая ракета MDBA Brimstone-2 с радиолокационной ГСН миллиметрового диапазона. По сути, эта ракета представляет собой дальнейший вариант развития AGM-114 Hellfire, но с увеличенной до 12 км дальностью пуска. На испытаниях была продемонстрирована возможность поражения наземной цели (пикапа), двигающегося со скоростью 110 км/ч. 

Представитель вооруженных сил США на брифинге, посвящённом перспективам развития армейской авиации в 2012 году, заявил, что первоначально запланировано переоборудование 56 AH-64D в AH-64E. Постепенно в вариант «Гардиан» будет переоборудована большая часть «Апачей», имеющих достаточный лётный ресурс, а в 2019 году должно начаться строительного новых вертолётов. При этом по своим разведывательным возможностям AH-64E Guardian существенно превосходят списанные OH-58D Kiowa Warrior. В марте 2015 года был сформирован первый вертолётный батальон, в составе которого имеется 24 AH-64E и 12 ДПЛА MQ-1C Gray Eagle (модификация MQ-1 Predator). Помимо ведения разведки беспилотники также могут нести ракеты «Хеллфайр» и управляемые бомбы GBU-44 / B Viper Strike. Сообщается, что управление беспилотником с борта «Апача» возможно на расстоянии до 110 км. 

В начале 2014 года 24 AH-64E 229-го ударно-разведывательного батальона прибыли в Афганистан. С апреля по сентябрь 2014 года каждый вертолёт в среднем проводил в воздухе 66 часов ежемесячно. В ходе боевых вылетов отмечалось, что AH-64E имеет существенное преимущество перед АН-64D в части возможностей обзорно-поискового оборудования. Благодаря более высокой, на 37 км/ч, скорости полёта, время реакции AH-64E оказалось существенно меньше. В 2014 году в Афганистане был получен первый опыт управления ДПЛА с вертолёта в боевых условиях. Отмечается, что боевики движения талибан, уже знакомые с возможностями «Апачей» ранних модификаций, после столкновения с AH-64E были неприятно удивлены. 

В настоящее время корпорация «Боинг» ведёт проработку дальнейших вариантов развития AH-64. Согласно сведениям, опубликованным в СМИ, модификация AH-64F будет оснащена двумя двигателями мощностью 3000 л.с. и толкающим винтом. Это даёт возможность резко увеличить максимальную скорость полёта и скороподъёмность. Таким образом, происходит возврат к схеме предложенной компанией Lockheed на AH-56A Cheyenne ещё 50 лет назад. 

На сегодняшний день вертолёты AH-64D и AH-64E по комплексу боевых характеристик являются самыми грозными противотанковыми машинами в мире. Им могли бы бросить вызов российские Ми-28 и Ка-52, не уступающие, а во многом и превосходящие «Апачи» по лётным данным. Но российские вертолёты пока серьёзно отстают от американских соперников по составу и возможностям БРЭО и вооружения. Хотя в настоящее время на часть российских ударных вертолётов установлены бортовые радиолокаторы, в нашей стране нет серийных ПТРК с ракетами, оснащёнными радиолокационной ГСН, способными действовать в режиме «выстрелил и забыл», не говоря уже о возможности управления БПЛА с борта вертолёта. 

Как и любой другой, боевой авиационный комплекс «Апач» не лишен ряда изъянов. Одним из основных недостатков можно считать очень высокую стоимость - $ 61 млн. для модификации AH-64E. С учетом запредельной цены потери вертолетов в Афганистане и Ираке вызвали волну критики. Эксперты указывали на слабую защищенность и недостаточную маневренность АН-64, то есть те качества, которые являются определяющими для выживаемости вертолета, вынужденного действовать в условиях активного противодействия средств ПВО противника. Кроме того, пилоты жаловались на ненадежное функционирование системы управления двигателями и перегруженность работой со сложными электронными системами. Отчасти некоторые недостатки «Апача» удалось устранить на последней серийной модификации AH-64E. Также следует понимать, что американцы эксплуатируют «Апачи» уже в течение 30 лет, и это в отличие от российских Ми-28Н и Ка-52 хорошо освоенный тип боевого вертолёта. Согласно данным The Military Balance 2017, на вооружении Корпуса армейской авиации Армии США имеется 450 AH-64D и 146 AH-64E. 

Продолжение следует…



Источник: https://topwar.ru/132154-aviaciya-protiv-tankov-chast-18.html

Категория: Техника, оружие | Просмотров: 682 | Добавил: vovanpain | Рейтинг: 0.0/0

поделись ссылкой на материал c друзьями:
Всего комментариев: 0
Другие материалы по теме:


avatar
Учётная карточка


Категории раздела
Мнение, аналитика [269]
История, мемуары [1095]
Техника, оружие [70]
Ликбез, обучение [64]
Загрузка материала [16]
Военный юмор [157]
Беллетристика [580]

Видеоподборка

00:38:01

00:38:50



Рекомендации

Всё о деньгах для мобилизованных: единоразовые выплаты, денежное довольствие, сохранение работы и кредитные каникулы



Калькулятор денежного довольствия военнослужащих



Расчёт жилищной субсидии



Расчёт стоимости отправки груза



work PriStaV © 2012-2024 При использовании материалов гиперссылка на сайт приветствуется
Наверх