Мир ПЛАРБ. Часть 1-я | Техника, оружие | ★ world pristav ★ военно-политическое обозрение


Главная » Статьи » Техника, оружие

Мир ПЛАРБ. Часть 1-я

Атомная подводная лодка с баллистическими ракетами (ПЛАРБ) - предназначена для нанесения ракетно-ядерных ударов по стратегически важным военно-промышленным объектам и административно-политическим центрам противника. Преимущество ПЛАРБ находящейся на патрулировании перед другими средствами ядерного сдерживания заключается в присущей ей живучести, которая следует из трудности её обнаружения. При этом гарантируется ракетно-ядерный удар по противнику в случае начала полномасштабного конфликта. ПЛАРБ может также быть эффективным средством первого - разоружающего удара, скрытно приблизившись к районам предполагаемых целей, сократив подлётное время баллистических ракет (БРПЛ). 
Кроме термина ПЛАРБ в России применяется также обозначение - Ракетный подводный крейсер стратегического назначения (РПКСН).


СССР/РОССИЯ

Строительство подводных лодок с баллистическими ракетами на борту началось в конце 50-х годов. В СССР практически одновременно была заложена серия дизельных и атомных подводных лодок этого назначения. Лодки строились ударными, непостижимыми для нынешнего времени темпами.

Головные дизель-электрические подводные лодки (ДЭПЛ) проекта 629, Б-92 и Б-93, были заложены в Северодвинске и Комсомольске-на-Амуре в 1957 году, уже в конце 1958 года они вышли на испытания, и одновременно началось серийное строительство лодок, продолжавшееся до 1962 года. В общей сложности было построено 24 субмарины этого типа. В том числе одна лодка на ЗЛК— для ВМС КНР.

 

ракетная дизельная подводная лодка пр.629А

Лодки изначально проектировались для оснащения баллистическими ракетами комплекса Д-2 . Каждая субмарина несла три жидкостные ракеты типа Р-13, размещённые в ограждении рубки. Старт осуществлялся из надводного положения. Р-13 были первыми в мире специализированными баллистическими ракетами, предназначенными для вооружения подлодок. Одноступенчатая ракета, стартовая масса которой составляла 13,7 тонн, несла отделяемую головную часть, снаряжённую термоядерным зарядом большой мощности. Дальность пуска – 650 километров, круговое вероятное отклонение – 4 километра, что обеспечивало поражение только площадных целей. Позже часть лодок в процессе капитального ремонта была переоснащена комплексом Д-4 с подводным стартом ракет Р-21.

Строительство первого советского атомного подводного ракетоносца проекта 658 началось в сентябре 1958 года, а в 1960 году головная лодка этого проекта уже вступила в строй. Многие технические решения, детали и узлы были заимствованы от первой советской АПЛ проекта 627. Это значительно облегчило проектирование и ускорило строительство.

Различия с пр.627 заключались во внедрении ракетного (четвертого) отсека, почти полностью заимствованного у ДЭПЛ пр. 629. Замене сферических переборок плоскими, рассчитанными на большее давление, установке устройства РКП (для пополнения запасов сжатого воздуха на перископной глубине), а также более мощной и совершенной системы вентиляции и кондиционирования воздуха. Кроме того, был изменён состав торпедного вооружения. Обводы легкого корпуса АПЛ пр. 658 были такими же, как у ДЭПЛ пр. 629. Благодаря этому обеспечивались хорошие мореходные качества и уменьшалась заливае- мость палубы надстройки, что в свою очередь, позволяло осуществлять пуск ракет с верхнего среза шахт.

 

Мир ПЛАРБ. Часть 1-я

ПЛАРБ пр.658

Первоначально лодки проектировались под комплекс вооружения Д-2, однако в 1958 году решили приступить к разработке проекта, который предусматривал переоснащение подлодки более перспективными ракетами, имеющими подводный старт и увеличенную дальность. 
 



Предполагалось, что новый комплекс установят на атомоходы в процессе модернизации и капитального ремонта. Модернизированным лодкам присвоили обозначение проекта 658-М.

Для размещения ракет Р-21 комплекса Д-4 использовали те же пусковые установки, что и для ракет Р-13, поскольку у них изначально был больший внутренний диаметр. Для обеспечения подводного старта ракет, была разработана система автоматического сохранения заданной глубины.

Создание советских подводных ракетоносцев первого поколения позволило увеличить потенциал ядерного сдерживания СССР, и, несмотря на аварии и связанные с ними жертвы получить бесценный опыт эксплуатации кораблей этого типа и подготовить кадры для более совершенных кораблей.

Первый советский ракетный атомоход, по сравнению с американской ПЛАРБ «Джордж Вашингтон», обладал более высокими скоростями надводного и подводного хода и большей глубиной погружения. При этом значительно уступал по шумности и характеристикам средств разведки подводной обстановки. Американские лодки значительно превосходили советские по количеству баллистических ракет на борту, неся 16 шахтных установок «Поларис А1» против 3 на первых советских ПЛАРБ.

Это привело к тому, что тираж лодок пр.658/658М был ограничен восемью единицами. Вскоре на стапелях судостроительных заводов их сменили подводные ракетоносцы следующего поколения.

К началу 1980-х годов, в СССР удалось создать достаточно эффективные Морские силы ядерного сдерживания (МСЯС) – степень реализации боевого потенциала, увеличившись в 3,25 раза по сравнению с 1967 годом. На повышение эффективности повлияло: количественное и качественное улучшение корабельного состава МСЯС СССР, увеличение боекомплекта на советских ПЛАРБ и внедрение РГЧ на БРПЛ, повышение технической надежности советских БРПЛ. Повышение боевой устойчивости советских ПЛАРБ, вооруженных межконтинентальными БРПЛ произошло за счёт переноса районов боевого патрулирования в зоны господства Советского ВМФ в Баренцевом, Японском и Охотском морях. Техническая надежность советских БРПЛ была сопоставима с надежностью американских ракет.

 


Районы боевого патрулирования ракетных подводных лодок СССР на Атлантическом ТВД

В конце 80-х в составе ВМФ СССР насчитывалось 64 атомные и 15 дизельные подводные лодки с баллистическими ракетами. В среднем советские РПКСН выходили на боевое патрулирование в 4-5 раз реже, чем американские ракетоносцы. Данное явление было вызвано неадекватным, количеству корабельного состава, строительством инфраструктуры базирования и обслуживания, а так же низкой технической надежностью ЯЭУ первых советских АПЛ. Что не позволяло использовать корабли с требуемой интенсивностью, а из-за выработки технического ресурса и задержек в проведении ремонта вело к накапливанию в не боеготовом резерве

 



Отсутствие стандартизации и унификации при проектировании, повлекло как следствие большое количество проектов ракетных подводных лодок (РПЛ) вооруженных различными типами ракет. Например, в 1982 году в составе ВМФ СССР было 86 РПЛ девяти проектов вооруженных семью типами БРПЛ, что, естественно, удорожало их эксплуатацию. 

Советские МСЯС, развиваясь экстенсивным путем, к середине 1970-х достигли количественного паритета с МСЯС США - по числу РПЛ и БРПЛ. Морские стратегические ядерные силы США, развиваясь интенсивным путем, по качественным показателям всегда опережали СССР.

За прошедшие с момента развала СССР годы количество стратегических ракетоносцев в составе ВМФ РФ сократилось примерно в 10 раз. В боеготовом состоянии в составе Северного и Тихоокеанского флотов числится 7 РПКСН проектов 667БДР и 667БДРМ постройки 1979-1990 годов. РПКСН проекта 941 выведены из действующего состава флота.

 

Спутниковый снимок Google Earth: выведенные из состава флота РПКСН пр.941

РПКСН ТК-208 «Дмитрий Донской» была модернизирована по пр.941УМ. Лодка используется для проведения испытаний комплекса Д-30 «Булава-М», для чего две ПУ переделаны под баллистические ракеты Р-30.
 


Спутниковый снимок Google Earth: РПКСН ТК-208 «Дмитрий Донской», рядом модернизируемый для Индии авианосец «Адмирал Горшков»

РПСН К-535 «Юрий Долгорукий»- головной корабль проекта 955 «Борей» был зачислен в списки кораблей ВМФ России 19 августа 1995 года. В связи с недостаточным финансированием и изменениями в проекте, постройка шла с большими трудностями. Для ускорения строительства был использован задел АПЛ проекта 971 «Щука-Б» К-137 «Кугуар». 12 февраля 2008 года лодка была спущена из плавучего дока на воду и поставлена у достроечной стенки. 

 

РПСН К-535 «Юрий Долгорукий»

До последнего времени она проходила государственные испытания. В настоящий момент РПСН К-535 ремонтируется в Северодвинске. 
 

Спутниковый снимок Google Earth: ПЛАРБ пр. 955 К-535 «Юрий Долгорукий» в Северодвинске

Российские стратегические подводные ракетоносцы имеют два пункта постоянного базирования: Гаджиево на Северном флоте, и Рыбачий на Тихоокеанском флоте. 
В Гаджиево, расположенном на Кольском полуострове, базируются действующие пять ПЛАРБ пр. 667БДРМ «Дельфин». По всей видимости, там же будут находиться ПЛАРБ пр. 955 «Борей» которые в перспективе должны придти на смену «Дельфинам».

 

Спутниковый снимок Google Earth: ПЛАРБ пр. 667БДРМ на базе подводных лодок Гаджиево

В Рыбачьем расположенном недалеко от Петропавловска-Камчатского базируются атомные подводные лодки Тихоокеанского флота. Там в перерывах между походами находятся две лодки пр. 667БДР «Кальмар». Там же в Рыбачьем, на другом берегу бухты находится комплекс по обслуживанию и ремонту подводных лодок.
 

Спутниковый снимок Google Earth: ПЛАРБ пр. 667БДР в Рыбачьем

В настоящее время российские морские силы ядерного сдерживания переживают не лучшие времена и нуждаются в модернизации и обновлении. К сожалению, принятие на вооружение новых стратегических ракетоносцев сильно затягивается. Во многом это связано с ненадёжностью и недоведённостью ракетного комплекса Д-30. 

США 

Первая американская ПЛАРБ “Джордж Вашингтон” была спущена на воду в декабре 1959 года и вышла на первое свое боевое патрулирование из передовой базы ВМС США в Холи-Лох (Великобритания) осенью 1960 года. Первоначально лодки этого проекта вооружались 16 баллистическими ракетами “Поларис А-1. Точность стрельбы при испытательных пусках на максимальную дальность 2200 км составила 900 м, что для ракеты морского базирования было хорошим показателем.

 

ПЛАРБ “Джордж Вашингтон”

ПЛАРБ “Дж. Вашингтон” была сконструирована на базе атомной торпедной лодки типа “Скипджек”, в корпус которой была добавлена 40-метровая центральная секция для размещения ракетных шахт, системы управления ракетной стрельбой, навигационного оборудования и вспомогательных механизмов. Общая компоновка лодок типа «Джордж Вашингтон» с вертикальными шахтами, размещёнными позади рубки, оказалась очень удачной и стала классической схемой для подводных стратегических ракетоносцев.
Для вооружения атомных субмарин американцы выбрали разработку ракет на твердом топливе как значительно более компактных и пожаробезопасных, и требующих меньших затрат при обслуживании чем БРПЛ с жидкостными двигателями. Это направление как стало ясно позднее, оказалась более перспективным. 

В ходе планового ремонта в1964-67 годах «Вашингтоны» были перевооружены ракетами “Поларис А-3” с дальностью стрельбы около 4600 км и головной частью рассеивающего (кассетного) типа (технология MRV, по три ядерных боеголовки мощностью до 200 кт).
Последняя лодка этого типа выведена из состава флота в начале 1985 года.

К концу 60-х американская подводная стратегическая система была полностью готова. На 41 ПЛАРБ было размещено 656 БРПЛ типов “Поларис А-2” и “Поларис А-3”, которые могли доставить на территорию противника 1552 ядерные боеголовки. Лодки входили в состав Атлантического (31 типа “Лафайетт”) и Тихоокеанского флотов (10 типа “Дж. Вашингтон”).

 



В 1991 году в составе МСЯС США имелось 8 ПЛАРБ с 128 ракетами «Посейдон С3» (2080 ЯБЗ), 18 ПЛАРБ со 352 БРПЛ «Трайдент-С4» (2816 ЯБЗ) и 4 ПЛАРБ с 96 БРПЛ «Трайдент-2 D5» (1344 ЯБЗ). Общее число боезарядов составило 624090. Таким образом на ПЛАРБ находилось 56 % от имеемого в наличии ядерного потенциала.
В настоящее время в составе ВМФ США находится 14 ПЛАРБ типа «Огайо», каждая из них несёт 24 баллистические ракеты Trident II D5. В отличии от России основной ядерный потенциал США находится именно на ПЛАРБ. 

 

ПЛАРБ типа «Огайо»

На данный момент в соответствии с договором ОСВ ракеты на подводных лодках не могут нести больше 8 боеголовок. В 2007 году общее количество развёрнутых в США на БРПЛ боеголовок составляло 2018 шт.

В США действуют два объекта, где базируются ПЛАРБ. На тихоокеанском побережье это в Бангор, штат Вашингтон. На атлантическом побережье это Кингс Бей, штат Джорджия. Обе военно-морские базы имеют развитую инфраструктуру для текущего ремонта и обслуживания ПЛАРБ. 

 

Спутниковый снимок Google Earth: ПЛАРБ типа «Огайо» в ВМБ Бангор


Спутниковый снимок Google Earth: ПЛАРБ типа «Огайо» в ВМБ Кингс Бей

ВЕЛИКОБРИТАНИЯ 

Первыми носителями британских ядерных бомб были стратегические бомбардировщики.
С начала 60-х после создания и массового производства в СССР ЗРК и как следствие качественного усиления ПВО, британское руководство решило сменить приоритеты в области ядерного сдерживания. Программа создания баллистических ракет наземного базирования по ряду причин провалилась, и все ресурсы было решено использовать при создании ПЛАРБ.

Большую помощь своему стратегическому союзнику в этом вопросе оказали США. Проектные работы по британской ПЛАРБ стартовали в начале 60-х. За основу проекта была взята американская ПЛАРБ типа «Лафайет». 

Строительство серии из четырёх подводных лодок типа «Резолюшн» началось в Великобритании в 1963 году. В октябре 1967 года "Резолюшн" - головная лодка в серии - была передана флоту. Первоначально все английские ПЛАРБ были вооружены шестнадцатью БРПЛ "Поларис-А3" с дальностью стрельбы до 4600 км, снаряженными головной частью рассеивающего типа с тремя боеголовками мощностью до 200 Кт каждая. Позже была создана РГЧ которая снаряжалась шестью боеголовками мощностью по 40-50 Кт. Такие боеголовки способны наводиться на отдельные цели, расположенные на удалении 65-70 км друг от друга.

 

ПЛАРБ «Резолюшн»

К патрулированию английские ракетные подводные лодки приступили в 1969 году с выходом в Северную Атлантику. В мирное время постоянно в море должны были находиться до двух ПЛАРБ. При обострении международной обстановки в районы пуска ракет выводились из базы и другие ПЛАРБ.

Все лодки типа «Резолюшн» оставались на вооружении до середины 1990-х годов, пока постепенно не были заменены более совершенными ПЛАРБ типа «Вэнгард.

После вывода из состава флота подлодки были разоружены, из реакторов выгрузили отработанное ядерное топливо. До тех пор, пока из-за остаточной радиации утилизация субмарин или их затопление невозможны, все ПЛАРБ проекта «Резолюшн» находятся в отстое в Росайте.

 

Спутниковый снимок Google Earth: ПЛАРБ типа «Резолюшн» в отстое в Росайте

В начале 90-х годов ПЛАРБ типа «Вэнгард» пришли на смену более ранним ракетоносцам типа «Резолюшн». В настоящий момент в составе британского флота находится четыре таких лодки. Боекомплект ПЛАРБ «Резолюшн» состоит из шестнадцати БРПЛ «Trident-2 D5», каждая из которых могла быть оснащена четырнадцатью боевыми блоками по 100 Кт. Однако из соображений экономии было закуплено только 58 ракет, что позволило обеспечить полным боекомплектом только три корабля. Кроме того, на лодке должно было находиться только 48 боевых блоков вместо предусмотренных по штату 96.

Все британские ПЛАРБ базируются в Шотландии, в районе военно-морской базы Клайд, в пункте базирования Фаслейн, в заливе Гар-Лох.

 


Спутниковый снимок Google Earth: ПЛАРБ типа «Вэнгард», в пункте базирования Фаслейн 



Источник: https://topwar.ru/37406-mir-plarb-chast-1-ya.html

Категория: Техника, оружие | Просмотров: 758 | Добавил: vovanpain | Рейтинг: 0.0/0

поделись ссылкой на материал c друзьями:
Всего комментариев: 1
avatar

0
1



Инфографика от Naval Analyses по количественному составу флотов европейских государств на начало 2019 года (авианосцы "Адмирал Кузнецов" и "Принц Уэлльский" отсутствуют - первый в ремонте, второй в достройке).


Другие материалы по теме:


avatar
Учётная карточка


Категории раздела
Мнение, аналитика [269]
История, мемуары [1095]
Техника, оружие [70]
Ликбез, обучение [64]
Загрузка материала [16]
Военный юмор [157]
Беллетристика [580]

Видеоподборка

00:38:01

00:38:50



Рекомендации

Всё о деньгах для мобилизованных: единоразовые выплаты, денежное довольствие, сохранение работы и кредитные каникулы



Калькулятор денежного довольствия военнослужащих



Расчёт жилищной субсидии



Расчёт стоимости отправки груза



work PriStaV © 2012-2024 При использовании материалов гиперссылка на сайт приветствуется
Наверх