Бег в системе физической подготовки курсантов занимал едва ли не самое почётное место. Из программы училища могли исключить, например, лыжную подготовку, если район был бесснежным как у нас, но бег был обязательным. Бегали мы много. Сначала на 1 км, потом на 3, а потом и на 6 км с полной выкладкой в виде автомата и прочей амуниции. Сразу скажу, бег никогда не относился к моим любимым занятиям в спорте. Силовые упражнения, гимнастика, полоса препятствий и особенно рукопашный бой никаких проблем мне обычно не доставляли. А вот бег…
На первом курсе для меня это была вообще сплошная умираловка, пока более-менее не натренировался. Но все равно, выше четырёх баллов я редко когда получал.
Конечно, каждый из нас пытался любыми правдами и неправдами облегчить свою жизнь на кроссе. Кто-то бегал по утрам до подъёма, тренируясь дополнительно, кто-то принимал перед забегом какие-то стимуляторы, хотя бы для того, чтобы после забега не болела печень. О допинге мы тогда и слыхом не слыхивали.
А в конце второго курса один выпускник подарил мне свои «беговые» сапоги. По внешнему виду это были обычные офицерские хромовые сапоги. Курсанты всегда ходили в яловых, но отцы-командиры обычно смотрели сквозь пальцы, если кто-то выходил на кросс или марш-бросок в хромовых, они мягче и легче. А эти сапоги были вообще нечто: максимально срезанная подошва, полностью выдранная подкладка, которая тоже что-то весит. В общем, облегчены по максимуму. В них я бегал оставшиеся два года, потом подарил кому-то из курсантов, которым ещё учиться.
Но то, что я увидел на одном из зачётных кроссов, меня просто повергло в ступор. Куда уж там мне со своими «беговыми». Конечно, курсанты – народ изобретательный и на выдумки горазд. Но такое!
Кроссы на 3 км у нас всегда проходили на хорошо известной дистанции, которая представляла собой замкнутый круг. Круг этот был совершенно не идеальным, и в одном месте делал петлю, своеобразный аппендикс общей протяжённостью где-то 300-400 метров. И у основания этого «аппендикса» было узкое горло, срезав которое на кроссе, можно было укоротить трассу. Это давало очень хороший выигрыш по времени.
Наши преподы хорошо знали эту курсантскую уловку, и обычно на время кросса на этот «аппендикс» выставлялся наблюдатель. Когда из ротных командиров, когда из преподавателей. При наличии этого наблюдателя срезать было просто невозможно. Но, как выяснилось, на всякий лом есть свой приём. Сам оказался свидетелем.
Очередной зачётный кросс, кажется, в связи с окончанием периода обучения, то есть достаточно ответственный. Бегу, пыхчу как паровоз, огибаю, как положено пресловутый «аппендикс» (на нём уже стоит бдительный страж в лице сурового препода), бегу дальше и вижу картину, какую ни раньше, ни позже видеть в натуре не доводилось.
Рядом с нашей трассой, почти параллельно проходила дорога. Ну как сказать, дорога. Обычная грунтовочка, по которой хорошо, если раз в неделю кто-то проедет. Её ни с какой стороны совершенно не видно, так как наша беговая трасса проходит по холму. Ни со стороны стоящих на старте-финише, ни со стороны контролёра у «аппендикса». И тут картина маслом, что называется. Стоит на этой, с позволения сказать, дороге обычное такси ГАЗ-24. И вот часть наших бегунов из числа отстающих сбегает вниз со склона, благо там бежать чуть-чуть, набивается в эту Волгу как сельди в бочку, кто-то падает на багажник, пара человек на крышу. Волга стартует и, понятное дело, обгоняет нас, грешных, которым остаётся только материться про себя от зависти и бежать себе дальше.
Понятное дело, вся эта акция была заранее подготовлена и согласована. Но это ж надо, сколько понадобилось усилий, чтобы провернуть такую операцию. Рассчитать почти с точностью до метра, где сесть и где сойти так, чтобы при этом не попалиться; согласовать всё с водилой и так далее. Вот так, наверное, и воспитывается находчивость и смекалка будущих офицеров.