Авиаперевозчики в погоне за сокращением расходов требуют кардинально изменить подход к полётам. Компании считают, что самолётом может управлять только один пилот, а не два, как сейчас.
Таким образом они хотят решить сразу две проблемы: снизить затраты и справиться с нехваткой летного состава. Однако нововведения противоречат требованиям безопасности.
Введение нового стандарта безопасности - полеты с одним пилотом - требуют более 40 стран, включая Германию, Великобританию и Новую Зеландию. Они обратились с соответствующим заявлением в агентство ООН, которое устанавливает авиационные стандарты.
Агентство авиационной безопасности Европейского союза (EASA) также прорабатывает этот вопрос и консультируется с авиастроителями, чтобы определить, как технологии могут помочь одному пилоту управлять гражданскими самолетами. Агентство прогнозирует, что это начнется в 2027 году.
Тони Лукас, капитан Airbus A330 компании Qantas и президент Австралийской и международной ассоциации пилотов, обеспокоен тем, что один пилот в кабине может не выдержать нагрузок при чрезвычайной ситуации и ему потребуется дополнительная помощь.
Вот что произошло, когда рейс Air France 447 летел на высоте 35 000 футов над Атлантическим океаном из Рио-де-Жанейро в Париж 01.06.2009г. Капитан отдыхал в салоне, в то время как два вторых пилота в кабине начали получать ошибочные показания скорости от замерзших датчиков снаружи самолета.
Когда капитан прибыл в кабину пилотов через 90 секунд, самолет уходил в смертельное сваливание и через три минуты упал в воду.
Новые изменения сопряжены со многими проблемами. Пока не ясно, что произойдет, если одинокий пилот потеряет сознание или рассудок.
В отсутствие второго пилота его функции должны заменить автоматика, технологии и дистанционная помощь с земли.
Авиация стремилась к уменьшению членов экипажа десятилетиями. В 1950-х годах в кабинах коммерческих самолетов находились капитан, первый помощник или второй пилот, бортинженер, штурман и радист. Развитие технологий постепенно вытеснило последние три профессии.
"Мы потенциально удаляем избыточный персонал из кабины пилотов", - написала в электронном письме Джанет Норткот, глава отдела коммуникаций EASA.
Вместе с тем, главным условием для полетов с одним пилотом является наличие того же уровня безопасности, как и с двумя.
"Психологические барьеры, вероятно, сложнее преодолеть, чем технологические", - заявил президент Boeing в Юго-Восточной Азии Александр Фельдман.
В качестве первого шага разрешили одиночное пилотирование самолета в крейсерском полете в наименее напряженный период, за исключением взлета и посадки. Это позволяло другому пилоту отдохнуть в салоне, а не оставаться в кабине.
Таким образом экипаж из двух человек, чередуя перерывы, может лететь по более длинным маршрутам без дополнительных затрат.
В конечном счете, полет может быть полностью автоматизирован с минимальным контролем со стороны пилота в кабине. Согласно EASA, система может определить, стал ли пилот по какой-либо причине недееспособным, а затем самостоятельно посадить самолет в заранее выбранном аэропорту. Однако такие полеты маловероятны до 2030 года.
Ценность двух пилотов была подтверждена 15.01.2009г. когда самолет US Airways врезался в стаю гусей вскоре после взлета и потерял мощность обоих двигателей. Капитану Чесли Салленбергеру и первому помощнику Джеффри Скайлзу вместе удалось посадить Airbus A320 на реке Гудзон. Никто не погиб. Этот инцидент стал известен как "Чудо на Гудзоне".
На сегодняшний день нет ничего более безопасного, чем "физическое присутствие второго отдохнувшего, квалифицированного, хорошо обученного пилота на летной палубе", - сообщила ИКАО.
"Пассажиры коммерческих авиакомпаний хотят летать с двумя пилотами в кабине", - сказал директор нью-йоркской авиационной ассоциации Apex, работающей с пассажирам.
На данный момент производители самолетов сотрудничают с авиакомпаниями и регулирующими органами, чтобы выяснить, могут ли два пилота безопасно заменить экипажи из трех человек на дальнемагистральных рейсах.
Концепции полетов с одним пилотом будут реализованы после устранения всех вопросов в безопасности, - считают мировые регуляторы.