Главная » 2022 » Октябрь » 15
05:14

Бестиарии Средневековья

Бестиарии Средневековья

Главный источник знаний 80 % наших граждан о Средних веках – это учебник истории Средних веков для 6-го класса. Ну и потом – кто-то что-то читал. Речь, понятно, не идет о специалистах – историках-профессионалах, а обо всех тех, кто средневековой историей интересуется или просто о ней наслышан. Причем некоторых она интересует с очень, так сказать, странного направления: они не могут понять, зачем наши далекие предки делали то или другое. А раз «официальная история» им этого не объясняет, значит вывод один – она не верна. Между тем жизнь так изменилась, что проникнуть в характер мышления человека вековой давности настолько сложно, что… часто попросту невозможно. Даже имея письменные источники под руками, мы зачастую просто не можем объяснить их содержание, хотя оно… совершенно очевидно. И, пожалуй, лучшим примером различия духовного мира человека Средних веков и современности, служат… бестиарии – «рассказы» средневековых авторов о живой природе, их окружающей.

«Творение». Страница в «Абердинском бестиарии», XII в. Британская библиотека, Лондон

Давно хотелось мне о них написать, поскольку источник бесконечно интересный, но в процессе работы над темой выяснилось, что дело это практически невозможное. Дело в том, что если мы обратимся к списку дошедших до нас бестиариев той эпохи, хранящихся в музеях и библиотеках, включая библиотеки университетов, то окажется, что их там 168 (ну может быть, я ещё пару просто пропустил). Вы только себе представьте: 168 томов рукописных толстенных книг на пергаменте с массой цветных миниатюр. Просмотреть мне хотя бы часть – тяжело физически, а уж прочитать попросту невозможно. Пришлось действовать «методом тыка» – какие бестиарии окажутся наиболее доступными здесь и сейчас, с теми и работать, ну и ещё плюс соответствующие исследования зарубежных авторов, сделанные ранее. Их, кстати, тоже очень много, и вообще тема эта достойна не то что кандидатской, но и докторской диссертации.

«Адам и Ева». Миниатюра в «Абердинском бестиарии», XII в. Британская библиотека, Лондон

Тем не менее иллюстративного материала даже одного бестиария оказалось вполне достаточно для того, чтобы показать, какими видели художники-миниатюристы известных им (и неизвестных) животных. Ну, а контент набирался по крупицам из самых различных источников.Итак, знакомимся со средневековыми бестиариями (от лат. bestia «зверь») – то есть средневековыми сборниками статей по зоологии с иллюстрациями. Самые ранние бестиарии в Европе известны уже с XII века. В частности, это так называемый «Абердинский бестиарий», миниатюрами которого мы и воспользуемся. По сути это самая настоящая энциклопедия знаний о природе. Ну, а впервые он был упомянут ещё в 1542 году в описи Старой королевской библиотеки Вестминстерского дворца. Всего в нем 100 страниц или разворотов, разбитых на следующие главы или разделы:

«Адам дает имена животным». «Абердинский бестиарий», XII в. Британская библиотека, Лондон

Что же касается содержания, то… получить о нем впечатление можно по самой первой иллюстрации данной статьи, ведь совершенно непонятно, кто там изображен и что делают на ней зверь и рыцарь. Так вот, оказывается, на ней изображена сцена… похищения тигренка у тигрицы.

«Слон и дракон». «Абердинский бестиарий», XII в. Британская библиотека, Лондон

«Если тигрица обнаруживает пустое логовище, ввиду того что один из ее детенышей украден, она тотчас отправляется по следам вора. Похититель, даже если сел на стремительную лошадь, не сможет уйти далеко, поскольку уступает по скорости тигрице, и будет пойман. Поэтому, чтобы добыть тигренка, охотник пускается на следующую хитрость: увидев приближающуюся тигрицу, он бросает стеклянный шар, и она хватает его, увидев в нем свое уменьшенное отражение, которое принимает за собственного малыша».

И вот опять-таки вопрос без ответа точь-в-точь, как у нашего читателя: «Зачем автор этого бестиария это написал?» Ну и вопрос уже специалиста: а какими источниками при этом он пользовался? Но в обоих случаях у нас ответа нет. А бестиарий и иллюстрации в нем есть!Ещё античный писатель Гай Юлий Солин в своей книге «Собрание достопамятных сведений» сообщал о нем следующие занимательные сведения:

«Сова». «Абердинский бестиарий», XII в. Британская библиотека, Лондон
«Василиск и ласка» «Абердинский бестиарий», XII в. Британская библиотека, Лондон.

«Он несет с собой гибель не только человеку и другим животным, но и самой земле, которую это чудовище отравляет и сжигает повсюду, где обитает. Таким образом, василиск уничтожает траву, губит деревья, портит даже сам воздух, так что ни одна птица не может пролететь по воздуху, отравленному губительным дыханием».

Естественным врагом василиска была… ласка (на миниатюре как раз показано, как она его загрызает). А ещё он боялся крика петуха и зеркала, взглянув в которое умирал от разрыва сердца.Впрочем, интересного в описаниях животного мира Средних веков так много, что даже и не заешь, что выбирать. Ну вот как вам, скажем, вот это: Вильгельм Д'Экюблен, епископ Лозаннский, в 1225 году велел поместить угрей, которые наводнили озеро Леман, в специально огороженное для них место и приговорил их навек там оставаться.

«Баран». «Абердинский бестиарий», XII в. Британская библиотека, Лондон
«Леопард». «Абердинский бестиарий», XII в. Британская библиотека, Лондон

В Куре судьи провинциального трибунала учинили самый настоящий суд над личинками майского жука за нападение на корни растений. Рассматривая их в качестве Божьих тварей, судьи приговорили их к высылке в дикое место, покрытое лесами, предписывая им никогда более не покидать этих мест и прекратить свою разрушительную деятельность в отношении посевных культур. Эти два судебных вердикта были вынесены в соответствии с текстом закона, в котором говорится:

«Все создания подчинены Господу, творцу канонического права». Животные также подчинены этому праву. Все, что суще, было создано для человека, следовательно, терпеть животных, которые хотят навредить ему, означает недопонимать Замысел Создателя. Вот почему религия разрешает ставить ловушки на птиц и зверей, которые уничтожают плоды земли; ибо, как сказано евангелистом Святым Марком: «Да будет срублено и брошено в огонь дерево, не приносящее плодов».

Бобр, которого называли «бьевр», населял в Средневековье почти все реки от Киева до Андалузии. На него охотились из-за его теплого меха и мускусных желез, которые вырабатывали сырье, использовавшееся при изготовлении лечебных мазей. Очень ценился и жир бобра.Очень интересное сообщение от 1251 года, о том, что король Англии Генрих III получил в подарок белого медведя. Он повелел, чтобы весь город на его прокорм выплачивал по четыре пенса в день.

«Бобр». В тексте про бобра говорилось, что семенники бобра имеют большую медицинскую ценность, потому-то, мол, на него и охотятся. Но… зная об этом, бобер сам откусывает себе семенники и, когда его нагоняют преследователи, демонстрируя им таким образом, что ценности для них он уже не представляет. «Абердинский бестиарий», XII в. Британская библиотека, Лондон

«Можно было наблюдать, как этот вполне цивилизованный зверь вместе с хозяином ходит к Темзе ловить рыбу. Кажется, он предпочитает рыбу тому скудному рациону, который выделяют ему городские обыватели».

В 1294 году король Португалии Дениш (которого его подданные называли Щедрым) охотился однажды в горах в окрестностях Бежи. И вдруг он очутился перед медведем, который прыгнул на него и повалил на землю. Благородный воин вступил в схватку со зверем и пронзил его насквозь своим кинжалом, поразив сердце и внутренности медведя. В память о той охоте король велел своим людям изловить живого медведя и перевезти его в имение Фуэллаш, чтобы тот служил развлечением для придворных дам и кавалеров.

«Сатир». Вот просто сатир и все тут! «Абердинский бестиарий», XII в. Британская библиотека, Лондон

Известно, что в 1300 году ирландский моряк по имени Патрик Уолтон, единственный уцелевший после страшного урагана, выбросившего его лодку на пустынный берег залива Эгильоиа, сделал открытие, как можно разводить съедобные раковины, так называемые мидии, обитающие в морских водах. Чтобы не умереть с голоду, он приспособился ловить птиц, во множестве населяющих берег, при помощи сетки, растянутой на колышках, воткнутых в воде. Он заметил, что колышки покрываются мидиями, которые размножаются прямо на них. Сегодня этот человек недюжинного ума поставил сотни свай, которые дают ему обильный урожай.В 1330 году монахи аббатства Святого Бернара получили из Индии несколько животных, которых назвали буйволами и буйволицами. Их молоко может соперничать с коровьим, а мясо по вкусу не уступает говядине и достойно украшать лучшие столы.

«Кабаны». «Абердинский бестиарий», XII в. Британская библиотека, Лондон

В 1305 году британским вилланам удалось обойти королевский эдикт, запрещающий им использовать собак для охоты на оленей и кабанов. Лесорубы графства Нью Форест сумели выдрессировать свиней так, что они выгоняли на них из леса дичь. Никто так и не сумел узнать, какими дьявольскими ухищрениями они пользовались, чтобы достичь своих нечистых целей.1333 год: городская хроника Сен-Дени повествует о том, как однажды горожане услышали жалобные крики о помощи, исходившие от кошки, засыпанной землей. Разрыв яму, они обнаружили шкатулку с кошкой и вложенной в неё едой. Судья нашёл виновных в этом колдовском обряде: ими оказались аббат из Сито и несколько его монахов. На допросе одержимые дьяволом раскрыли, что призывали на помощь Сатану, чтобы вести успешную торговлю. Двух церковников приговорили к изгнанию, а двух других – к сожжению на костре.

«Домашние кошки». «Абердинский бестиарий», XII в. Британская библиотека, Лондон
«Два аиста». Интересно, что один из них ест лягушку! «Абердинский бестиарий», XII в. Британская библиотека, Лондон

В 1328 году король Людовик IV Баварский приказал, чтобы при его въезде в город в его честь звонили все колокола, несмотря на то, что он был отлучен от церкви. Один монах не захотел потворствовать этой преступной причуде, и тогда по приказу суверена его привязали к концу падающей балки, которую опустили в ров со львами. Там злосчастный церковник был съеден львами Капитолия.Король Иоанн II Доброго в 1350 году издал ордонанс, в котором было сказано:

«Гиена» «Абердинский бестиарий», XII в. Британская библиотека, Лондон

«Никто да не осмелится иметь, кормить и содержать внутри стен Парижа в общественных местах ни одной свиньи, а кто будет замечен в обратном, заплатит десять монет штрафа. И будут забиты свиньи стражниками, или любым, кто обнаружит их в названном городе, а, забив, возьмет себе главу, а тело будет отдано Центральной больнице».

Ужасная болезнь, которой итальянцы дали название «пляска тарантула» (или пляска Св. Витта) и которая каждый год с приходом лета заставляет пораженных ею подскакивать и подпрыгивать, словно они бешеные животные, была побеждена набожным сеньором, который проездом остановился в городе Мец в Лотарингии. Однажды он в своей комнате предавался размышлениям о том, как излечить бедных, терзаемых недугом людей. В это время, выскочив из дымовой трубы, перед ним встала на дыбы черная кошка и пристально посмотрела на него. Кавалер осенил себя крестным знамением, и кошка в тот же миг улетучилась, изрыгая гнусные богохульства. Слава Всемогущему Господу! Жители Меца вскоре были избавлены от недуга, который заставлял их плясать.Чтобы кошкам неповадно было еще когда-либо заражать горожан пляской Святого Витта, было решено ежегодно 23 июня сжигать на костре тринадцать кошек, чтя тем самым память о чуде, отблагодарить Господа и получить его благословение на продление чудесного исцеления. Прежде чем поджечь костер, эшевены и вооруженные алебардами воины, делают три круга вокруг костра, после этого мэр и комендант города, взяв в руки факелы, зажигают огонь.

Боевые кони сражались вместе с людьми… «Рочестерский бестиарий» 1230–1240 гг. Британская библиотека, Лондон

«Дестрие» или боевой конь рыцаря, обязан своим названием тому, что паж всегда ведет его, держа «декстрой», т. е. десницей, правой рукой. «Палефруа» или парадный конь, это более изящное животное, имеющее лучший аллюр (и более подвижный), на которого садятся, чтобы не отстать от охоты и гнаться за кабаном, волком, медведем или оленем. Иноходец часто белой масти. Свое название он получил за то, что ходит иноходью; он больше подходит благородным дамам для прогулки. «Руссин» или боевой конь, используется в путешествиях, потому что он способен нести большой груз. «Сомье» или вьючная лошадь – это животное для вилланов. Его используют для того, чтобы тянуть плуг или волочить дрова и камни.

Слоны боевые... «Рочестерский бестиарий» 1230–1240 гг. Британская библиотека, Лондон

Здесь следует немного прервать наше повествование, основанное на сообщениях средневековых авторов, и напомнить читателем ВО, что дикая фауна Европы Средних веков мало чем отличалась от современной. Кроме одного – изоблия животных. Леса буквально кишели оленями, косулями и кабанами, которые наносили ощутимый урон посевам, и это несмотря на охоту и множество крупных хищников. Из последних – повсеместно встречающийся волк занимал первое место, а за ним с небольшим отрывом следовала рысь. Волки бесстрашно проникали в города и деревни, нападали на скот, собак, птиц и даже на людей, которые вынуждены были на ночь запираться в своих домах, чтобы защититься от их кровавых набегов.

И слоны среди природы... Там же
Просто волк. «Абердинский бестиарий», XII в. Британская библиотека, Лондон

В те времена волк, как об этом писал Гастон Феб (1331–1395) «достаточно распространенный зверь, нет смысла описывать его, поскольку мало имелось людей, которые бы с ним не сталкивались».Среди животных, ставших сегодня редкостью, нужно назвать генетту, которую держали в замках в качестве домашнего животного. Стала редкостью и каменная куница. Зато привезенные крестоносцами из Египта кошки заполонили все вокруг.

А вот это кролик… «Псалтырь Де Лиля», Англия, ок. 1310 г. Британская библиотека

Кролики, выращиваемые в садках, попали в Европу в конце римской эпохи. Они так и содержались в садках или просторных загонах, которые по сути были пастбищами для дичи. При этом расширение или строительство новых садков регламентировалось королевским ордонансом. Но это, так сказать, «общее знание» о кролике Средних веков. Частное же, специфическое знание о нем в то время было следующим – кролик, как и заяц (видимо, из-за своей плодовитости), являлся символом сладострастия. То есть они были символом греха! Вот почему в средневековых манускриптах так много изображений зайцев с мечами, копьями, нападающих на людей и их избивающих. На самом деле это совсем не сатира, как многие думают, а назидательное изображение торжествующего над человеком греха!

Самец выплевывает в рот самке сперму, а их потомство появляется на свет, прогрызая тело матери. «Абердинский бестиарий», XII в. Британская библиотека, Лондон

Таково было знание людей Средних веков об окружающем их мире животных. Чему-то они верили, возможно, чему-то и нет, но... в этом информационном мире они жили.В описании средневековых животных использовались материалы Поля-Анри Плантена «Животный мир во времена рыцарей» (Hachette, Paris, 1976. Издание в России «Олма-Пресс», 1998, Пер. с французского А. Рочко).



Источник

Просмотров: 262 | Добавил: Dmitrij | Бестиарии Средневековья | Рейтинг: 0.0/0

Другие материалы по теме:


Сайт не имеет лицензии Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ и не является СМИ, а следовательно, не гарантирует предоставление достоверной информации. Высказанные в текстах и комментариях мнения могут не отражать точку зрения администрации сайта.
Всего комментариев: 0
avatar


Учётная карточка


Видеоподборка

00:38:01



00:38:14

work PriStaV © 2012-2024 При использовании материалов гиперссылка на сайт приветствуется
Наверх