Российская оборонная промышленность занимается разработкой различных беспилотных систем, в т.ч. безэкипажных катеров. Не так давно был представлен проект такого рода под названием «Визир-700». Он заинтересовал вооруженные силы, и в ближайшем будущем ожидается поставка опытной партии таких катеров в ударной версии. Эту технику отправят в зону проведения Спецоперации для испытаний в реальных условиях.
От проекта до заказа
Проект безэкипажного катера-платформы «Визир-700», способного решать разные задачи, был разработан холдингом «Кингисеппский машиностроительный завод» (КМЗ) и Санкт-Петербургским государственным политехническим университетом. Проектные работы выполнили в недавнем прошлом и к настоящему времени перешли на стадию строительства и испытаний опытной техники. Кроме того, новую разработку уже показывали публике.
Первый публичный показ «Визира» в гидрографической конфигурации состоялся в прошлом году на военно-техническом форуме «Армия-2022». Этот образец получил набор исследовательской аппаратуры разного назначения для изучения состояния дна и прибрежной зоне. Кроме того, демонстрировалась возможность установки вооружения для самозащиты.
В этом году катер вновь привезли на «Армию», а также раскрыли новую информацию о нем. Сообщалось, что новая разработка может нести и иные наборы оснащения для решения разных задач. Возможно создание ударного катера-камикадзе или «истребителя» для борьбы с вражеской техникой этого класса. Также «Визир-700» может быть транспортом для десанта или различных грузов.
По следам первого показа, в сентябре холдинг КМЗ сообщил о наличии интереса со стороны министерства обороны. На тот момент велись различные консультации и переговоры. Минобороны и предприятие-разработчик дорабатывали техническое задание, обсуждали возможность создания тех или иных модификаций катера и т.д. По итогам этих мероприятий ожидалось подписание контракта на поставку техники.
Войсковые испытания
Новая информация о ходе работ по «Визиру-700» поступила 28 ноября. Сразу несколько отечественных СМИ опубликовали новые заявления управляющего директора КМЗ Михаила Даниленко. По его словам, Минобороны заказало опытную партию катеров в ударном исполнении. Пока речь идет всего о 10 изделиях с поставкой до конца года.
Производство заказанной техники уже началось. КМЗ изготовил водометные движители для катеров и готовит прочие агрегаты. В течение нескольких следующих недель планируется сделать все необходимые узлы и выполнить сборку изделий.
Войсковые испытания катеров «Визир» будут проводить наши силы специальных операций. По понятным причинам, точный план таких испытаний, а также поставленные задачи или намеченные цели для катеров не сообщаются. Организация-разработчик предполагает, что новые катера смогут наносить удары по разнообразным целям на берегу и в открытом море.
Ударная модификация «Визира-700» пока не имеет собственного официального названия. В холдинге КМЗ такое изделие имеет рабочее обозначение «одноразовый катер». Предполагается, что армия, завершив испытания и приняв комплекс на вооружение, самостоятельно придумает ему название.
В случае успешного завершения испытаний и принятия решения о принятии «Визира-700» на вооружение, холдинг КМЗ готов запустить серийное производство. У него есть две сборочные площадки, обладающие необходимыми технологиями и компетенциями. При этом сроки возможного запуска производства и начала полномасштабных поставок техники не уточняются.
Платформа и нагрузки
Безэкипажный комплекс «Визир-700» построен на основе существующего катера РК-700М / «03080» / «Сапфир», ранее разработанного холдингом КМЗ. У имеющегося плавсредства взяли корпус, силовую установку и некоторые другие элементы. При этом часть штатных агрегатов, таких как пост управления, попросту удалили за ненадобностью.
«Визир» и «Сапфир» имеют унифицированный корпус длиной 7,5 м и шириной 2,4 м. Водоизмещение – ок. 2 т. Корпус получил традиционные обводы, необходимые для обеспечения остойчивости и достижения высоких скоростей хода. Такой корпус выполняется в виде единой детали из композитного материала на основе пластика и металлических волокон. Заявлена высокая устойчивость корпуса к различным ударам и иным внешним воздействиям.
Катер оснащен дизельным двигателем, соединенным с кормовым водометом. «Визир-700» развивает скорость до 45 узлов. Дальность применения – до 120 морских миль. При этом на борту может присутствовать полезная нагрузка массой 600 кг.
Катера нового семейства должны получать унифицированный набор приборов, а также целевое оснащение нескольких типов. Во всех случаях устанавливаются устройства для дистанционного управления, навигации и т.д. В состав аппаратуры вошли информационно-управляющая система собственной разработки, система технического зрения «Мурена», средства навигации, автопилот и т.д. Упоминается некий новый способ управления катером, отличающий его от иностранных аналогов, но его суть не раскрывается. Часть аппаратуры размещена на складной А-образной мачте.
Автоматика катера имеет несколько режимов работы. Платформа способна выполнять заложенную программу и двигаться по заранее загруженному маршруту, а также реагировать на разные вызовы и изменения ситуации. В частности, имеется функция возвращения на базу после решения задачи или при активном противодействии противника.
На «Армии-2022» демонстрировалась гидрографическая версия катера «Визир-700». На ней предлагается монтировать гидроакустическую станцию бокового обзора и иные приборы для изучения толщи воды и дна. Кроме того, на баке катера присутствовал дистанционно управляемый боевой модуль с пулеметом нормального калибра и реактивными гранатометами.
Сообщается о разработке катера-истребителя, предназначенного для борьбы с надводными средствами противника. Подробности этого проекта пока остаются неизвестными. Чем и как вооружен такой катер, неизвестно. Возможно, речь вновь идет о применении ДУБМ с оружием того или иного типа.
До стадии опытно-войсковой эксплуатации скоро дойдет ударная одноразовая модификация. В такой версии катер может нести до 500-600 кг взрывчатого вещества со средствами управления подрывом. Вероятно, будет использоваться обычный осколочно-фугасный боезаряд с контактным или дистанционно управляемым взрывателем. Утверждается, что такой вариант комплекса отличается сниженной стоимостью.
Водомет KMZjet-295 разработки КМЗ. Подобные движители помогают катерам показывать высокие ходовые характеристики
Также предлагается грузопассажирский катер. В этом случае речь идет о простом катере со средствами дистанционного управления, имеющем палубу для размещения груза или людей. Получит ли десант возможность самостоятельно контролировать катер, неизвестно.
Конечно, все ра