На самом деле бомбардировки Югославии силами НАТО – это тема для отдельного разговора. Уничтожение экономической и гражданской инфраструктуры, тысячи погибших мирных граждан и военных. И всё это, как сейчас говорят, на правах сильного и без всяких санкций со стороны ООН. Примеров того, когда «гуманитарные» бомбы и снаряды падали далеко не на военные цели, в ходе тех событий можно найти предостаточно. Но один из эпизодов вызвал особый резонанс. Речь про обстрел пассажирского поезда авиационными ракетами, произошедший 12 апреля 1999 года.
Стреляли в мост – попали в поезд
Мнений, объяснений и версий того, для чего вообще были начаты бомбардировки Югославии, вагон и маленькая тележка. У нас они свои, и в целом негативные, а у Запада свои, в основном позитивные. Смысла лезть в дебри рассуждений в нашем случае нет. Будем просто исходить из того, что есть. 24 марта 1999 года силы НАТО начали военную операцию против вооружённых сил Союзной Республики Югославии. По заявлениям Североатлантического альянса, авиаудары наносились исключительно по военным целям, хотя само это понятие в данной ситуации чёткого определения не имело, поскольку зачастую прилетало именно по гражданским объектам, включая жилые дома, больницы и даже тюрьмы. Причём положение имело явную тенденцию к ухудшению: по мере продолжения бомбардировок парк задействованных в них «натовских» машин значительно увеличивался и к концу вторжения был почти в три раза больше от первоначальной численности. Логика проста: больше самолётов – больше целей.Не была исключением и инфраструктура, в том числе автомобильные и железнодорожные мосты, поражение которых, ожидаемо, наносило тяжёлый урон в военном, гуманитарном и экономическом аспектах. Одной из переправ, попавших под обстрел, стал железнодорожный мост через реку Южная Морава в ущелье Грделица. Этот инцидент мог бы остаться незамеченным на фоне других трагедий, если бы не одно «но»: по мосту в тот момент ехал пассажирский поезд с мирными жителями, который и принял на себя основной удар.Случилось это аккурат после Пасхи – в понедельник 12 апреля 1999 года. Пассажирский поезд № 393 следовал своим привычным маршрутом из Белграда в Скопье. Безусловно, назвать обыденной обстановку, творившуюся в те дни, когда уже более двух недель города подвергались бомбардировкам, нельзя. Но и мирная жизнь находилась далеко не в анабиозе. Поезда курсировали, а значит – были и желающие на них поехать: кто-то к родственникам, а кто-то и подальше от войны. Многих сотен пассажиров в 393-м поезде не было, поскольку и вагонов-то в зависимости от нагрузки бывало немного, но пустым он не шёл. Народ там всё-таки присутствовал.Около 11 часов 40 минут по местному времени пассажирский состав подъехал к злополучному мосту. Примерно в это же время в этом районе находился натовский истребитель-бомбардировщик F-15, под крыльями которого имелись ракеты типа «воздух-земля», а лётное задание предписывало уничтожение инфраструктурного объекта – моста.Разумеется, никаких согласований между Югославией и силами НАТО по ударам не было, да и быть не могло. Бахали по земле, как хотели и где хотели, а сотни гробов с гражданскими – это уж, извините, побочные явления, которые попытались минимизировать.
Когда поезд оказался на мосту, прилетела первая ракета. Тут уж не совсем ясно, попала она конкретно по вагонам или сдетонировала, ударившись о конструкции моста. Но этого однозначно хватило для того, чтобы состав разорвало на две части: локомотив с одним вагоном по инерции проехались дальше, а остальные встали на месте. Начался пожар, место происшествия окутало дымом. Сколько человек убило и ранило из-за этого удара, сказать теперь уже сложно. Вагоны покорёжило взрывной волной и посекло осколками настолько сильно, что многие из тех, кто мог двигаться, попросту не могли выбраться. Да и шансов-то на это в начавшейся неразберихе было мало.Но мост не рухнул, что, как не сложно предположить, пилоты F-15 прекрасно видели. Ну и, пытаясь «добить цель», пустили в неё вторую ракету. Очевидцы утверждали, что промежуток между ударами составил около пяти минут, хотя к этому можно относиться скептически. К тому времени часть пассажиров уже успела выбраться наружу, где их и настиг второй взрыв. Кого-то в буквальном смысле разорвало на куски, а кого-то сбросило с моста в реку ударной волной. Перед прибывшими на место спасательными службами предстала довольно жуткая картина. Два вагона, попавших под удар, превратились в груду искорёженного металла и полностью выгорели изнутри. Внутри находились тела погибших пассажиров, некоторые из которых фактически сгорели заживо. Впрочем, вскоре зону поисково-спасательных работ пришлось значительно расширить, поскольку фрагменты тел разбросало по большой территории, включая реку.
Изначально с составлением списков погибших возникли большие проблемы. Очевидно, что опознать, если так можно выразиться, «целый» труп куда легче, чем груду кусков тел и конечностей, часть которых унесли воды реки. Да и учёт пассажиров на то время практически не вёлся – люди просто покупали билет, как в автобусе, и ехали по своим маршрутам. Тем не менее чуть позже с количеством всех пострадавших всё-таки определились. В результате авиаудара было ранено 16 человек, а погибло – 14. Немало среди них было женщин и детей.
Никто не виноват
Этот инцидент вызвал большой резонанс не только в Югославии, но и за рубежом. Сербы активно настаивали на том, что удар по мосту с поездом был намеренным с целью уничтожить больше сербского народа. Стоит отметить, что и всячески порицаемая сначала у нас, а теперь и на Западе правозащитная организация Amnesty International в целом поддерживала эту точку зрения. В своём докладе правозащитники высказали своё мнение, что пилотами был нарушен один из пунктов устава, который прямо запрещает атаку военной цели, если в непосредственной близости имеются гражданские лица, а также если поражение цели может привести к неоправданной гибели мирных жителей, которая будет несоразмерна урону, нанесённому военному имуществу и живой силе противника. Но на этом вся гневная риторика в адрес НАТО закончилась.Тему поднимали даже в ходе трибунала по Югославии. Однако комиссия сделала ожидаемый вывод. По их мнению, мост являлся законной целью, а поезд поразили по чистой случайности. Дескать, двигающийся состав пилоты не видели, а когда заметили – было уже слишком поздно. В общем, оснований для какого-то дальнейшего расследования нет, никто не виноват. Совершили ошибку в пылу момента.Что касается командующего группировки НАТО Уэсли Кларка, то он, конечно, выразил сожаление по этому вопросу, но, опять же, с уклоном на то, что сделано это было не специально, но мост поразить было нужно. К слову, Пентагон и НАТО даже предоставили видеозапись со средств объективного контроля самолёта, на которой был запечатлён момент атаки. Однако выяснилось, что видео было ускорено почти в 5 раз, что не давало возможности ни оценить реальную скорость поезда, ни установить подробности произошедшего.
Для сербов день 12 апреля 1999 года стал действительно скорбной датой. Примеров массовой гибели граждан в результате бомбёжек у них огромное количество, как бы жутко это ни звучало. Но эпизод с мостом через Южную Мораву стал своеобразным символом того, что мирные жители не были таким уж препятствием для атак НАТО, будь они намеренными или случайными.
А вы говорили в России нет других Лидеров... Есть. И когда они станут у руля, наши "партнёры" будут вспоминать Темнейшего, как самого доброго в мире Санту!