После начала СВО стало ясно, что коммерческие дроны, в просторечии – квадрики, стали основным средством наблюдения и разведки над линией фронта и ближнего тыла. Причем здесь наш противник оказался более подготовленным, чем российская армия – кадры стоящих под ударами артиллерии ВСУ танковых колонн, снятых с дронов, заполнили Youtube. Удивительно, но богатейший опыт использования такой техники народной милицией ДНР и ЛНР был полностью проигнорирован российскими генералами, впрочем, это даже не удивляет. Если уж после Карабаха БПЛА не насытили войска, и барражирующие боеприпасы не подготовили в нужном количестве, то что говорить об этих «дурацких жужжалках».Кто-то из великих сказал, что не надо искать предательство там, где достаточно простой глупости.Впрочем, недавно мы все читали заявление высокопоставленного российского военного, что, мол, предлагаемые им беспилотники не соответствуют «высоким требованиям», предъявляемым для такой техники. Так что воз и ныне там, и будет там ещё долго.Тем временем капиталисты-производители внимательно наблюдают за нуждами потребителей, и вот уже появляются такие дроны, как недавно анонсированный мувик с видеокамерой, дающей 48-кратное стабилизированное увеличение и ко всему прочему снабженный тепловизионной камерой и держателем для «различных устройств». Так и видим граждан, которым все это нужно. А вот с военной точки зрения перед нами идеальный разведчик и даже бросатель гранат. Ладно, это все нытье и риторические вопросы. Дроны плотно вошли в боевые действия, и это факт.
Но как с дронами бороться?
Опять же, уверен, что многие видели ролик, где российский «Панцирь» безуспешно пытался сбить летающий над ним беспилотник, причем дело было на учениях. Действительно, квадропоктер – очень непростая цель. Маленькая, слабозаметная и далекая. Например, висящий на высоте в километр дрон будет недоступен огню малокалиберной артиллерии, даже если его заметят. А надо еще попасть. Появившиеся системы электронной борьбы, сделанные в виде ручных глушилок, проблемы не решают. Они действуют обычно на канал управления, пытаясь его либо перехватить, либо заглушить. Но современные шифрованные каналы почти не поддаются взлому, а чтобы заглушить, надо опять же визуально обнаружить дрон и навести туда «ружьё». Квадрат расстояния никуда не девается, и мощность, требуемая для глушения, недоступна переносным устройствам.
Так что делать?
Похоже, что придётся возрождать крупнокалиберную зенитную артиллерию, способную забросить снаряд на большую высоту и рассеять там тучу осколков. Повредить дрон легко, даже небольшой осколок может это сделать, а если снаряд будет снабжен готовыми поражающими элементами, то еще лучше. Вот такая вырисовывается картина. Интересно, у нас остались на хранении 85-мм зенитные пушки?