Заготовка папируса и плетение циновок на раскрашенном барельефе из гробницы Пуэмра. Новое царство, примерно XV век до н. э. Метрополитен-музей, Нью-Йорк– Где же ты вырос,Высокий папирус?– Я в Эфиопии солнечнойВырос!С ветром попал яВ болота Сицилии,Где загорают и плаваютЛилии!– Кто твои сестры,Папирус высокий?– Я из одной колыбелиС осокой! Листья моиШелковисты и плоски,В древностиРезали их на полоски,Клеили в свитки,Сушили от влаги,Чтобы использоватьВместо бумаги.Юнна МорицТехнологии прошлого. Египет и его история всегда вызывают большой интерес читательской аудитории ВО, и почему так – понятно. 27 веков истории египетской цивилизации – это вам не шутка. Вот, например, недавняя статья про музыку Древнего Египта. Мне лично она очень понравилась, несмотря на некоторые «шероховатости», но у кого их не бывает. Обещан женской аудитории ВО и материал про косметику и прочие женские «забавы» египтянок и египтян. И работа над ним идёт, хотя и не так быстро, как хотелось бы. Но пока он пишется, вниманию читательской аудитории мы предлагаем рассказ о материале, без которого вся история Древнего Египта была бы попросту невозможной – о папирусе, который египтяне употребляли в пищу, строили лодки, плели верёвки, канаты и даже сандалии. Но самое главное – они делали из него материал, на котором писали и который заменял им бумагу. Причём материал этот был дешёвым (огромное количество папирусов найдено во время раскопок на древних свалках, что говорит о том, что не больно-то его и берегли, как и мы не очень-то сегодня бережём писчую бумагу). И вот сегодня с историей этой «прото-бумаги» мы и познакомимся…
Само слово папирус относится как к изобретённому древними египтянами материалу для письма, так и к растению, из которого они его изготавливали. Раскопки гробницы в Саккаре обнаружили самый ранний известный нам рулон папируса, датированный примерно 2900 годом до нашей эры. Однако и потом папирус продолжал использоваться до XI века нашей эры, даже несмотря на то, что бумага, изобретённая в Китае, в арабском мире стала использоваться уже в VIII веке н. э.В Древнем Египте тексты могли быть написаны на папирусе иероглифами, иератическим письмом или демотическим письмом, а позднее папирус использовался в греческих, коптских, латинских, арамейских и арабских документах. Интересно, что рулоны папируса производились практически одинаково на протяжении всей его примерно 4000-летней истории, то есть технологические приёмы практически не изменялись. Ботаническое название растения папирус — Cyperus papyrus, то есть он принадлежит к большому семейству осоковых. Сегодня это растение в египетской долине Нила больше не растёт, однако общепризнано, что в древности оно для этого региона было совершенно обычным, вроде нашего камыша. Почему папирус рос по берегам Нила? Причина проста: он потребляет очень много воды. Вода и питательные вещества переносятся от корней через систему продольных фиброзно-сосудистых пучков вверх по толстому, суживающемуся кверху треугольному стеблю диаметром около 5-8 см у основания к широкой цветочной головке или зонтику на высоте около 4 метров. Жёсткая зелёная кожура стебля папируса окружает белую сердцевину, из которой и состоит лист папируса. Сердцевина состоит из жёстких древесно-целлюлозных фиброваскулярных пучков и пустых клеток паренхимы со стенками из целлюлозы, которые наполнены воздухом и придают стеблю плавучесть. Листы папируса, дошедшие до нашего времени, имеют перекрещивающуюся структуру и состоят из двух слоёв, расположенных перпендикулярно. К сожалению, древними египтянами задокументирован не был, поэтому современным учёным пришлось заново изобретать технологию папирусного производства.Измерение высоты растущих папирусов в долине Хула. Израиль, 1930-е годыВпрочем, тут не всё так и печально, потому что имеется описание изготовления папируса, принадлежащее римскому натуралисту Плинию Старшему. Датируется оно примерно 77-79 годами нашей эры, но оставляет некоторые аспекты этого процесса открытыми для интерпретации, хотя современные эксперименты по изготовлению папируса, а также химические и рентгенографические исследования дошедших до нас образцов позволили прийти к достаточно убедительным выводам о том, как древние египтяне производили свой папирус. После того как растения были собраны, пока ещё зеленые стебли нарезали на части длиной 20-48 см (максимальная длина равна максимальной высоте свитка папируса), после чего с растения снимали внешнюю кожуру. Тонкие полоски сердцевины добывались либо путём разрезания сердцевины вдоль, либо с помощью отделения их от сердцевины тонкой иглой, как при разматывании катушки, от внешнего слоя к центру. Современные эксперименты показали, что оба метода возможны, но для того чтобы получать тонкие и однородные полоски, требуется большое мастерство. Отдельные листы формировались путём укладки полос рядом друг с другом сначала в один вертикальный слой, а затем во второй горизонтальный слой. Принято считать, что клей при этом не использовался, однако работа с влажными или предварительно пропитанными нильской водой полосками папируса приводит к лучшему сцеплению между слоями. Очевидно, что папирус выделяет при этом сок, обладающий клейкими свойствами. Некоторые современные исследователи обнаружили, что прессование до высыхания имеет решающее значение для формирования листов. Плиний также утверждает, что листы сжимались вместе, а затем сушились на солнце; но точный метод прессования и сушки египтянами нам всё же неизвестен.Папирус из архива Зенона — администратора в Фаюме. Примерно III век до н. э. Национальный археологический музей, АфиныГотовые листы папируса затем сворачивали в свитки, состоявшие из отдельных листов. Иногда листы папируса с уже сделанными надписями добавлялись к предыдущим рулонам или склеивались вместе, чтобы получился новый рулон. Папирусы всегда сворачивались вертикальной сердцевиной наружу из-за естественной тенденции листа изгибаться в этом направлении; надписи и иллюстрации на рулоне папируса обычно располагаются на горизонтальной стороне листа. Тексты на папирусе писцы писали чёрными и красными чернилами. Чёрные чернила содержат пигмент на основе угля, то есть обычной сажи. Красные чернила, как правило, представляют собой либо красный оксид железа (безводный оксид железа) либо красную охру (гидратированный оксид железа). Зато палитра художника, которую он использовал при для иллюстраций на папирусе, была значительно более яркой и могла содержать несколько цветов. Реставраторы и учёные обнаружили многочисленные вариации пигментов, используемых для египетской цветовой палитры, но обычно использовались такие цвета, как белый, изготовленный из карбоната или сульфата кальция; синий – силикат меди, который является самым ранним синтетическим пигментом, называемый ещё египетским синим; зелёный – тоже силикат, называемый зелёной фриттой, похожий на египетский синий или зелёный пигмент на основе хлорида меди; жёлтый – либо жёлтая охра, либо аурипигмент; красный, иногда оранжево-красный пигмент, называемый реальгаром, в дополнение к красному цвету оксида железа или охры. Коричневые тона получали из оксида железа или охры. Меньшее количество анализов было проведено для идентификации связующих египетских пигментов по ряду причин. Главными из которых является трудность с оценкой древних образцов и необходимость в деструктивном анализе ценных артефактов, поскольку даже самые крошечные из них могут быть непомерно дорогими. «Гладилка» для папируса. Древние египетские писцы использовали такие приспособления, чтобы сгладить неровные поверхности свежих листов папируса. Листы становились более блестящими и впитывали меньше чернил, что делало надпись более разборчивой. Метрополитен- музей, Нью-ЙоркВпрочем, проанализированные образцы показывают, что наиболее распространённым связующим веществом была камедь акации, некоторые разновидности которой произрастают в Египте, хотя и не слишком распространены. Камедь трагаканта была менее распространённым связующим веществом. Египетский художник использовал кисть из тростника с разжёванным кончиком, чтобы разделить его на волокна.«Папирус Райлендса». Библиотека Джона Райлендса. КАК. Хант. Каталог греческих папирусов в томе I библиотеки Джона Райлендса (Манчестерский университет, 1911 г.), МанчестерКак бы там ни было, но недавно созданные папирусы отличаются от древних главным образом цветом – древние папирусы намного темнее. Факторы, способствующие потемнению папирусов, включают естественное старение материала, контакт с веществами в среде захоронения, сохранение в частных и музейных коллекциях, включая использование современных клеев для реставрации. Влияет на цвет и толщина папируса: замечено, что более толстые папирусы темнеют сильнее, чем тонкие. Папирусы, подвергшиеся чрезмерному воздействию УФ-излучения, становятся легко уязвимыми для разрушения и часто просто превращаются в пыль. Кроме того, непрозрачные краски, используемые на папирусах, часто подвергаются отслаиванию по мере высыхания связующего материала или по мере того, как основа папируса становится структурно менее стабильной. В свете этих проблем папирусы, избежавшие разрушительной обработки и хранившиеся в безопасных условиях, могут сохраняться удивительно хорошо, особенно если речь идёт об органических материалах, возраст которых составляет несколько тысячелетий.Папирус Хеканахта*. Метрополитен-Музей, Нью-ЙоркИнтересно, что физико-химические исследования папирусов, которые были проведены в 80-ые годы прошлого века в Швейцарской высшей технической школе доказали, что степень сохранности папируса в значительной степени связана с содержанием лигнина. Чем его больше, тем прочнее и долговечнее папирус. И потемнение папируса тоже связано именно с ним – лигнин от времени темнеет. Но самое интересное – исследования показали, что до 350-х годов до н. э. в папирусах встречается крахмал – видимо, на нём делали клейстер, которым склеивали листы папирусов друг с другом. Но вот в последующие века его использовать почему-то перестали. Можно подумать, что у египтян закончилась мука (шутка!). Так что не будь у египтян папируса, мы бы и вполовину не знали о них того, что нам сегодня известно об их цивилизации. * Хеканахт был уроженцем Фив (современный Луксор) в начале правления XII династии. Письма и отчёты, написанные Хеканахтом и одним или несколькими писцами на листах папируса, были обнаружены археологом музея Гербертом Э. Уинлоком во время раскопок 1921-1922 годов в гробнице Месеха. Документы – некоторые из них всё ещё были сложены, связаны и запечатаны, когда их нашли – дают уникальное представление о домашних и финансовых делах средней семьи среднего класса, жившей почти четыре тысячи лет назад. На лицевой стороне папируса текст был написан, вероятно, самим Хеканахтом, колонками справа налево иератическим шрифтом чёрными чернилами. Письмо было адресовано семье Хеканахта, а именно человеку по имени Мерису, который был управляющим, ответственным за функционирование домашнего хозяйства в отсутствие Хеканахта. В письме Хеканахт даёт указание отправить двух человек (Нахта, возможно, заместителя Мерису, и Синебниута, ещё одного слугу) арендовать землю в местечке под названием Перхаа. Он называет арендную плату за землю, ранее сданную в аренду, и даёт указания относительно выплаты Нахту во время его поездки в Перхаа.