Средние века. Мы продолжаем наш рассказ о средневековых доспехах и вооружении, и сегодня речь у нас пойдёт о кольчуге. Вроде бы и много об этом виде металлического доспеха рассказано, но вот миниатюры из средневековых манускриптов, на которых показаны воины, облачённые в кольчуги, видели далеко не все. Между тем таких миниатюр очень много, что прежде всего говорит о том, что это была очень распространённая в Средние века защитная одежда. Поэтому-то средневековые художники и рисовали в ней не только своих современников, но и библейских персонажей, таких, например, как Давид и Голиаф, известных своим единоборством по тексту из Библии. И она же сообщает нам целый ряд подробностей этого знаменательного боя, в котором ловкость и мастерство победили грубую физическую силу. Хотя, прежде чем отпускать Давида на бой с могучим филистимлянином, первый царь Израиля Саул всё же попытался одеть Давида в свою собственную кольчугу и надел на голову юноши бронзовый шлем. Так сказать, чтобы хотя бы в этом уровнять его шансы в бою с могучим Голиафом. Кстати, на бой Голиаф из Гата вышел не один. Вместе с ним шёл щитоносец, который нёс перед ним его щит – настолько он был большим и тяжёлым.
Но перед самым боем Давид снял с себя кольчугу и шлем, объяснив это тем, что к подобной одежде он не привык. И вышел против Голиафа с пращой, пятью камнями и пастушеским посохом, и поразив своего противника камнем в лоб, его же мечом отсёк ему голову и принёс в качестве трофея в свой лагерь.Поскольку в Библии всё это описано очень подробно, иллюстрировать такой текст было очень легко. Давида следовало одеть пастушком, тут и вариантов никаких не было, да и в отношении Голиафа всё предельно ясно – бронзовый либо медный шлем на голову, а ещё кольчуга и медные наколенники. Вот только почему-то миниатюристы в различные отрезки времени изображали этот поединок всякий раз по-разному!
А теперь давайте вспомним, что не только в Библии есть упоминания о кольчуге (хотя их там и всего два!). Археологические находки также подтверждают наше знание, что применялась она ещё в римской армии Древнего мира. Но и после 476 года в Европе кольчуга не была забыта, хотя в «Золотой Псалтири» швейцарского монастыря Санкт-Галлен, 890-900 гг. изображены воины совсем не в кольчугах, а в чешуйчатых доспехах.Судя по миниатюрам, чешуйчатая броня в Европе в Раннем Средневековье доминировала, так как, по-видимому, делать чешуйки из металла и затем нашить их на кожу или ткань было легче, нежели произвести много проволоки одного диаметра, нарезать её на кольца, все их соединить и склепать, да к тому же ещё и превратить в рубашку. Но потом, в связи с улучшением орудий труда, кольчужные доспехи в Европе распространились очень широко. Так что период с 1066 по 1250 год историки даже стали называть «эпохой кольчуги».Доспех этот был трудоёмким в изготовлении, а следовательно, и дорогим. Так, в 1080 году во Франции кольчуга (называвшаяся гобер) стоила 100 су – что было вдвое, а то даже и в пять раз больше стоимости коня. С другой стороны, весь комплект вооружения рыцаря в целом был очень простым. Даже сто лет спустя, а именно в 1181 году, чтобы быть рыцарем в Англии, нужно было иметь шлем, кольчугу, щит, а также копье и меч и… всё. Рядовому воину достаточно было более лёгкой кольчуги (гобержон) с короткими рукавами, железной каски и копья. Городские ополченцы довольствовались стёганым кафтаном – гамбезоном, который у рыцарей служил подкольчужным одеянием, железной каской и копьем.
Для кольчуги нужна была проволока, поэтому именно её производство в то время было поставлено «на поток» и стало по-настоящему массовым. Чтобы получить её, пруток из раскалённого металла протаскивали через конусные отверстия на железной пластине, сматывая готовую проволоку на барабан. Поскольку диаметр отверстия при каждой такой протяжке уменьшали, диаметр получаемой проволоки тоже становился всё меньше и меньше.Затем проволоку наматывали на металлический стержень («мотатель») словно пружину и разрубали вдоль. Так получали кольца одного диаметра. Потом их вставляли в стальной брусок с отверстием, также имеющим форму конуса. От этого кольца уменьшались в диаметре, а их концы заходили один на другой. Чтобы соединить их накрепко, кольца укладывали в «расплющиватель» — тоже плиту с отверстием, куда вставляли цилиндрический штамп, и расплющивали их концы, заходящие один на другой, ударами молотка. Отверстия для заклепки проделывали мощным рычажным «прокалывателем», так как сверлить их было очень сложно. Каждое второе кольцо могли сначала нагревать на огне, в отверстия вставлять заклепки и всё это опять соединять при помощи ковки. Остальные кольца заклепывали «в холодную» уже в процессе сборки. Хотя особенностью самых ранних кольчуг было то, что все кольца в них соединяли заклепками при сборке.
Обычно соединяли одно кольцо с четырьмя другими. Такое плетение было самым распространённым. Двойная кольчуга — это соединение одного-двух колец уже с восемью кольцами, то есть количество их при этом удваивалось. Такие кольчуги были очень тяжелы, хотя и очень надёжны. Количество колец в кольчугах Средневековья могло достигать 20 тысяч, а вес составлять 9-13 кг. Правда, в Англии известна кольчуга, сохранившаяся до наших дней, вес которой равен 24 кг! На Востоке использовали и другие способы плетения, например, «1 + 6». На территории Золотаревского городища в Пензенской области был найден образец кольчуги 1237 года, где, скорее всего, осенью того же года имела место ожесточённая битва местных жителей с войсками Бату-хана, шедшими в поход на Русь. Удалось выяснить, что каждое кольцо этой кольчуги, во-первых, было немного сплющено, а во-вторых, на его плоской стороне имелось полукруглое «ребро жёсткости». Кольчугу восстановил один из пензенских умельцев Андрей Давыдов, и она является настоящим памятником мастерам той далёкой эпохи. Ведь уровень технологии тогда был значительно ниже современного, и та оснастка для изготовления такой кольчуги, что сегодня легко можно сделать на различных станках, тогда целиком делалась вручную.
Сначала рукава кольчуги до кисти не доставали. Поэтому воины носили кожаные рукавицы или перчатки. Но где-то в конце ХII века, скорее всего, в результате походов на Восток, кольчугу дополнили капюшоном и длинными рукавами с рукавицами с одним большим пальцем. Посредине ладони каждая такая рукавица имела разрез, позволявший в любой момент высвободить из неё кисть, что являлось очень удобным изобретением. Затем около 1250 года появились и кольчужные перчатки с отдельными пальцами, однако и от более ранней версии рыцари не отказались, так как вариант с отдельно сплетёнными пальцами стоил дороже. Кольчужные чулки-шоссы в это же время тоже стали носить повсеместно.С другой стороны, нам хорошо известны названия защитной одежды, которую в то время носили с кольчугой. Это прежде всего гамбезон и акетон, хотя чем они различались, сказать затруднительно. Возможно, что эти термины уже тогда использовались произвольно и по смыслу были взаимозаменяемыми. В целом воин рыцарского звания со временем стал выглядеть значительно ярче и красочнее, но цвет металла в его фигуре, как и раньше, преобладал. Под своей металлической одеждой рыцарь носил брэ — льняные панталоны до колен, и длинную рубашку, также до колен, по возможности шёлковую или, по крайней мере, льняную. На ноги натягивали чулки из ткани, а поверх них шоссы из кольчуги на подкладке. Под кольчугу, скорее всего, надевали кафтан из плотной шерстяной ткани и гамбезон из кожи или грубого полотна. Голову в обязательном порядке покрывали стёганым чепцом, так как кольчужный капюшон на голову просто так никогда не надевали.
То есть это была фигура, «закованная в сталь» и с головы до ног одетая в кольчужный комбинезон с капюшоном и кольчужные чулки, играющие роль штанов. «Броня» имела либо цвет металла (если кольчуга была начищена), либо… ржавчины, если её обладатель попадал под дождь, а почиститься у него не было возможности.