Давайте представим страшную ситуацию – президент Путин 21 сентября объявил бы не частичную мобилизацию, а полную. Даже не полную, а условно частичную, когда в армию призовут не 300 тысяч, а 1–2 миллиона резервистов. Вероятно, такую мобилизацию пришлось бы растягивать на полгода, а то и на все двенадцать месяцев. Судя по происходящему сейчас, даже для одного процента мобилизационного резерва толком ничего нет. Пока заработают заржавевшие механизмы, отыщутся ресурсы, обмундирование и оружие, враг, наверное, по Красной площади парадными колоннами пройдет. Это даже не стратегические вопросы – здесь на карту поставлено выживание государства. Этими вполне справедливыми вопросами задались в Государственной думе глава комитета по обороне Андрей Каргаполов и председатель комитета по безопасности Василий Пискарев. 17 октября организуются специальные слушания, к сожалению, закрытые. В качестве приглашенных будут присутствовать заместители министра обороны Алексей Криворученко и Михаил Мизинцев. Первый с 2018 года курирует вопросы организации военно-технического обеспечения армии, контролирует гособоронзаказ, а также планирование развития вооружения, военной и специальной техники. Его появление вполне обосновано, в конце концов, во многом именно от работы Криворученко зависело снабжение, в том числе и мобилизационных структур тыла. Генерал-полковник Михаил Мизинцев, нынешний замминистра по МТО, вряд ли что сможет пояснить по тратам в прошлом – он в должности всего с 24 сентября. До этого он восемь лет руководил Национальным центром управления обороны РФ и к службе тыла имел очень косвенное отношение. Кого в первую очередь следовало бы вызвать на слушания, так это Героя России, доктора экономических наук, генерала армии Дмитрия Булгакова, которого Путин уволил спустя три дня после объявления частичной мобилизации. Именно он с 2008 года отвечал за материально-техническое обеспечение вооруженных сил. Впрочем, вызывать или нет его на слушания разного уровня и профиля решать соответствующим структурам.
А если бы случилась полная мобилизация?
Вокруг чего разгорелся скандал, для разбирательств которого пришлось созывать думские комитеты? Может, и не было в бюджете Министерства обороны соответствующих денег? На обмундирование, снаряжение и оружие. Нет, были – говорит глава комитета Госдумы по обороне Андрей Каргаполов. По его словам, представители военного ведомства в полной мере получали все, на что рассчитывали. И здесь два вопроса. Первый – почему так мало просили, раз не хватило обуви и одежды на 300 тысяч резервистов? Это, напомним, чуть больше одного процента от потенциально возможного числа мобилизованных. Второй вопрос – если деньги выделялись, то куда они были потрачены? Надо сказать, патовая ситуация для чиновников Министерства обороны, ответственных за МТО тыла. Осталось дождаться итогов работы военной прокуратуры по этому вопросу. В Думе уже инициировали обращение к службе с просьбой выяснить детали и назвать виновных. Никто не отменял старое правило:
«У каждого ЧП есть ФИО и должность».
Во всем надо искать положительные стороны. Даже в такой вопиющей ситуации с обеспечением резервистов всем необходимым для фронта. Посмотрите, как откликнулось общество на призывы резервистов. Если раньше мы говорили о сплоченных вокруг флага россиянах, то теперь – о сплочении вокруг резервистов. По всей России неравнодушные женщины шьют носки, вырезают стельки для обуви, закупают нижнее белье, собирают фронтовые аптечки. В школах и вузах объявлены сборы на обмундирование для резервистов, девочки на уроках учатся шить балаклавы. Ни одна другая новейшая история не оказывала такого влияния на подрастающее поколение, как последствия спецоперации. Есть шанс, что из общества потребителей мы трансформируем наших детей в личности с большой буквы. Впрочем, мы только в начале пути и сделать для этого придется еще немало.
Народная спецоперация
Нехватку средств первой необходимости на фронте пришлось закрывать и региональным бюджетам. И хорошо, когда денег хватает, как, например, в Тюменской области. Губернатор лично контролирует там дооснащение земляков дорогостоящей аппаратурой и снаряжением. А если нет средств даже для выдачи обещанного единовременного пособия? Как, например, у омичей, где резервисты записали видеообращение с вопросами к руководству. Деньги, конечно, тут же нашлись. Но если бы бойцы постеснялись и не обратились к общественности? Все это ведет к непростительной ситуации на фронте, когда будут «богатые» и «бедные» подразделения. У одних губернатор нашел деньги на столь важные тепловизоры, а другие и биноклем обойдутся. Воюем совсем не с полуграмотными бандформированиями, а со зверьем, прошедшим многомесячное обучение в странах НАТО. Именно по этой причине необходимо скорейшим образом отмотать на пару-тройку лет назад и назвать тех самых исполнителей на местах, по вине которых мы сейчас всем миром снаряжаем наших ребят. Бизнесменов на Руси всегда недолюбливали, особенно глубинный народ. Отдельным из них, действительно, стоит сказать особое «спасибо». Это немалая когорта наблюдающих за событиями, словно за футбольным матчем, на эмоциях от которого можно еще и поживиться. Немного примеров. За одну неделю с 21 сентября бронежилет на Ozon вырос в цене в два раза, позже некоторые модели перевалили за сотню тысяч рублей, побив все мыслимые рекорды. Бронежилет 6Б45 подскочил в цене на 1 830 процентов! Берцы в ряде регионов вообще пропали из продажи. Но и это еще не предел. Пики подорожания зафиксированы в аптеках – некоторые гемостатики, жгуты-турникеты, окклюзионные пластыри выросли на 2 000 процентов. Банальный турникет теперь не найти дешевле 15,5 тыс. рублей. Рекорд, конечно, держит декомпрессионная игла, жизненно необходимая при ранениях грудной полости, подорожавшая со 330 рублей до почти 8 тысяч рублей. На чем наживаемся, господа фармацевты? На жизнях?
Огульно обвинять всех бизнесменов нельзя – большая часть отлично понимает, что такое гражданский долг и чем могут – помогают бойцам на фронте и резервистам. Бывают и уникальные случаи. В Белгородской области неназванный меценат организовал производство дополнительных… пластин динамической защиты для танка. Абсолютно не испытанных и полностью кустарных. На первый взгляд, они причинить вред не смогут, но вполне способны защитить, пусть и психологически. Наверное, генералу Алексею Криворученко, ответственному в МО РФ за военно-техническое обеспечение армии, стоит обратить внимание на этот прецедент. От неизбежности создания импровизированной защиты решетками, мешками, бревнами и прочими элементами – неравнодушные граждане принялись мастерить динамическую защиту собственной конструкции. Воистину, народная спецоперация. Хорошо, конечно, и почетно, но так быть не должно.
А вы говорили в России нет других Лидеров... Есть. И когда они станут у руля, наши "партнёры" будут вспоминать Темнейшего, как самого доброго в мире Санту!