В соответствии с контрактом 2020 г., Турция строит серию корветов типа Ada / MILGEM для военно-морских сил Украины. Головной корабль этой серии недавно спустили на воду и приступили к работам по следующему корпусу. Всего в средней перспективе планируется построить четыре или пять корветов. Однако в текущей ситуации перспективы подобной кораблестроительной программы оказались под вопросом.
Контракты на строительство
14 декабря 2020 г. министерство обороны Украины и Управление оборонной промышленности Турции подписали контракт на строительство двух новых корветов для украинского флота. По условиям документа, головным подрядчиком становилась судостроительная компания Savunma Teknolojileri Mühendislik ve Ticaret A.Ş. (STM). Непосредственно строительство кораблей возлагалось на верфь RMK Marine вблизи Стамбула.Через несколько дней появились дополнительные соглашения. По их условиям, завод «Океан» (г. Николаев) должен был принять достроенные корабли из Турции и оснастить их необходимыми приборами и вооружением. Кроме того, турецкая сторона должна была передать необходимые технологии для строительства на «Океане» еще двух или трех корветов.Стоимость головного корабля, запланированного к постройке в Турции, изначально оценивалась в 8 млрд гривен (ок. 265 млн долл. США). Вся серия из четырех кораблей, по турецким данным, обошлась бы заказчику более чем в 1 млрд долл. в ценах 2020 г.По некоторым оценкам, такая смета учитывала только строительство кораблей и монтаж основных систем, но не включала вооружение и иное оснащение. На подобные комплексы и системы предстояло потратить еще несколько десятков или сотен миллионов долларов, что привело бы к значительному росту общей стоимости программы.
В процессе постройки
Завод RMK Marine начал подготовку к строительству головного корвета весной прошлого года. Официальная церемония закладки состоялась 7 сентября при участии официальных лиц двух стран. После этого около года ушло на формирование корпусных конструкций, монтаж предусмотренного оборудования и т.д.18 августа 2022 г. кораблю присвоили имя «Гетьман Іван Мазепа» и номер F211. Буквально на днях, 2 октября в Турции состоялась церемония спуска. В торжественной обстановке украшенный недостроенный корабль провели по слипу и спустили на воду. По традиции, о борт разбили бутылку шампанского – но сделать это удалось не с первой попытки.Согласно плану строительства, в ближайшие месяцы турецкая верфь завершит монтаж необходимых конструкций, систем и агрегатов. После этого корабль передадут украинской стороне и отведут в Николаев. Там собираются установить полученные от иностранных поставщиков вооружения и подготовить корабль к испытаниям.На эти работы отводится почти год. Согласно графику работ, «Мазепа» должен выйти на заводские ходовые испытания в конце 2023 г. Их хотят провести в 2024-м, и сразу после этого корабль собираются принять в состав ВМС.Так же 2 октября на заводе RMK Marine состоялась церемония первой резки металла для второго корабля серии. Дата официальной закладки пока не сообщалась. Сроки строительства, спуска на воду и т.д. тоже остаются неизвестными. Вероятно, в текущей ситуации участники кораблестроительной программы попросту не могут строить планы.То же касается и строительства двух следующих корветов, которые планировалось заложить на «Океане» в обозримом будущем. Украинская судостроительная промышленность в последние десятилетия растеряла имевшийся потенциал и не могла выполнять крупные и сложные заказы. После демилитаризирующих ударов российской армии потеряны и эти возможности.
Проект «Остров»
Проект корвета Ada («Остров»; все турецкие корабли этого типа носят названия Принцевых островов Мраморного моря) был разработан в первой половине двухтысячных годов в рамках более крупной программы «национального корабля» MILGEM. Такие корветы предназначаются для работы в прибрежной зоне и реагирования на различные угрозы. Предусматривается возможность борьбы с воздушными, надводными и подводными целями.Ada представляет собой корабль с корпусом традиционных обводов и «малозаметной» надстройкой, состоящей из крупных плоскостей. Длина такого корабля достигает 99,5 м при ширине 14,4 м и нормальной осадке 3,9 м. Нормальное водоизмещение – 2400 т.Корабль оснащен энергоустановкой типа CODAG от компании RENK. В ее состав входят два дизеля мощностью по 5790 л.с. и один газотурбинный двигатель на 31 тыс.л.с. Каждый дизельный двигатель связан со своим редуктором и вращает один из двух гребных валов. Мощность ГТД раздается на оба редуктора отдельной коробкой, и все двигатели могут работать одновременно. При помощи такой ГЭУ достигается максимальная скорость 30 узлов. Экономическая вдвое меньше и дает дальность плавания 3500 миль.Как и другие корабли MILGEM, «Остров» оснащается унифицированной боевой информационно-управляющей системой G-MSYS турецкой разработки. С нею связаны обзорная РЛС SMART-S, локаторы и приборы управления огнем разных типов, гидроакустический комплекс TBT-01, средства связи, РЭБ и т.д. БИУС и другие приборы позволяют кораблю действовать и решать задачи самостоятельно или в составе отряда с распределением функций.На носу корабля находится 76-мм артиллерийская установка Leonardo Super Rapid. Также имеются два боевых модуля STAMP с 12,7-мм пулеметами. Ранее сообщалось о планах по установке 35-мм систем, но от них, по всей видимости, отказались. Управление ствольным вооружением осуществляется дистанционно при помощи оптических и радиолокационных средств.Предусматривается установка различного ракетного вооружения. В центре надстройки будут размещены две пусковые установки с восемью противокорабельными ракетами Harpoon . Для самообороны украинские корветы должны получить ЗРК малой дальности MICA-M европейской разработки.Противолодочное вооружение представлено двумя 324-мм торпедными аппаратами. Заявлена совместимость с существующими и перспективными турецкими и иностранными боеприпасами соответствующего калибра.
В кормовой части надстройки помещается ангар для вертолета. Турецкие корветы несут по одному S-70B Seahawk, а также запас топлива и необходимое оснащение. Возможно использование беспилотных авиационных комплексов. Во внутренних отсеках надстройки перевозятся две жестко-корпусные надувные лодки.Экипаж корвета Ada состоит из 93 чел. При необходимости корабль может принять на борт еще 10-13 чел. и обеспечить им комфортное размещение. Запасы на борту ограничены. Автономность составляет всего 10 сут. При наличии судов обеспечения возможны более длительные походы.
Современный корабль
В целом корвет Ada представляет собой современный корабль своего класса с достаточно широкими боевыми возможностями и неплохими тактико-техническими характеристиками. В зависимости от поставленных задач и обстановки, такие корабли могут эффективно работать самостоятельно или в составе отряда – другие корабли позволят компенсировать ограничения и недостатки корвета.«Остров» способен следить за обстановкой в воздухе, на воде и под водой и засекать различные объекты. Он может защищать себя и другие корабли от налетов с воздуха в радиусе 20 км. При помощи ракет Harpoon поражаются надводные или береговые цели на дальностях не менее 120 км. Также имеется противолодочное вооружение.Корабль такого облика представляет интерес для некоторых заказчиков. Так, в 2011-19 гг. четыре корвета вошли в состав ВМС Турции. С 2020 г. ведется строительство еще четырех кораблей для Пакистана. Два первых вымпела построит турецкая промышленность, а два других сойдут с пакистанских стапелей. Следующим заказчиком корветов Ada стала Украина.
Сомнительные перспективы
Киевский режим желал получить четыре или пять турецких корветов. Первый из них уже спущен на воду, а второй находится на стадии сборки первых конструкций. Однако перспективы такого строительства, как минимум, под вопросом. Вряд ли его удастся завершить в установленные сроки и с запланированными результатами.Поводы для сомнений появились уже на стадии подписания контракта на строительство. Так, не было ясно, сможет ли Украина оплатить не самый дешевый проект. Кроме того, вызывала вопросы ее способность выполнить свою часть программы по достройке и оснащению кораблей. Теперь же оба вопроса прояснились. Киевский режим не сможет оплатить строительство из собственных средств, не прибегая к помощи со стороны. Достройка кораблей в Николаеве вообще исключается.Нельзя исключать, что Украина, Турция и, возможно, зарубежные партнеры смогут найти выход из сложившейся ситуации и организуют достройку головного и следующих кораблей. В частности, все операции по монтажу вооружений могут быть выполнены в Турции. Там же возможно обучение экипажей.Однако даже на такой «положительный» сценарий требуется немало времени, которого у Киева уже нет. Кроме того, достроенный корабль столкнется с известным риском. После официальной передачи заказчику корвет «Гетман Мазепа» или другие корпуса становятся потенциальной целью для очередных российских демилитаризующих ударов. Корабли могут быть уничтожены в любой момент после выхода в нейтральные воды.Принятие корветов в состав украинских ВМС и их полноценная эксплуатация, а также боевое применение попросту не представляются возможными. Их могут прятать в иностранных портах, но в таком случае вся программа строительства и все затраты теряют какой-либо смысл.
Несвоевременный проект
Таким образом, в недавнем прошлом Украина изыскала возможность заказать строительство нескольких современных кораблей иностранной разработки. Процесс строительства пока идет в соответствии с графиком, но поводы для оптимизма теперь отсутствуют. Украина подвергается демилитаризации, и корветы турецкой постройки имеют все шансы попасть под эти процессы.В иной ситуации «Мазепа» и другие корабли серии имели бы шанс поступить на службу и повлиять на состояние ВМС Украины. Но это время прошло, и теперь будущее таких корветов вполне предсказуемо. Как и перспективы украинского флота в целом.
А вы говорили в России нет других Лидеров... Есть. И когда они станут у руля, наши "партнёры" будут вспоминать Темнейшего, как самого доброго в мире Санту!