Итак, в особняке, а точнее – в таунхаусе с адресом Даунинг-стрит, 10 – новый хозяин. Главой правящей Консервативной партии и, как следствие – новым премьер-министром Великобритании, а по традиции заодно и лордом-казначеем страны становится этнический индиец Риши Сунак. Он возглавлял британский Минфин, будучи канцлером казначейства, и чуть более месяца назад уступил в борьбе за кресло премьера министру иностранных дел Лиз Трасс. Виноват автор, что её кульбиты, в том числе прощальный визит к ныне покойной королеве, на страницах «ВО» так и не отработал. Просто не успел, хотя отставку Бориса Джонсона прокомментировал даже на опережение (Джонсон пошёл первым. Кто следующий
Самый неожиданный
?). Но если тот уходил мучительно и долго, то отнюдь не «бедную Лизу» Трасс в парламенте укатали на удивление быстро. И замену нашли тоже быстро, в основном в силу полного отсутствия конкурентов. Борису Джонсону, которому некоторые предрекали возвращение в премьеры, хватило ума отказаться от такой сомнительной перспективы. От борьбы за посты лидера Консервативной партии и премьер-министра тут же уклонилась и лидер Палаты общин британского парламента Пенни Мордонт.В конце лета, когда подбирали преемника Джонсону, многие верили именно в победу Риши Сунака. При этом, однозначно, в ответ, как это и принято в Англии, кто-то из прессы, поддержавшей Лиз Трасс, успел назвать потенциального «премьера из Индии» временным. Временной или, как было сказано, опять же, в прессе – «мимолётной леди», как видим, оказалась именно Трасс. Но никто сейчас с уверенностью не скажет, сколько в кресле премьера продержится финансист и «почти миллиардер» Риши Сунак. На сегодня расклад в его поддержку только немногим лучше, чем был в борьбе с Л. Трасс. Кандидатуру Риши Сунака на пост председателя Консервативной партии поддержали только 178 из 355 членов её фракции в составе парламента. Чуть больше половины, но при отсутствии иных кандидатур хватило и этого. Летом, при общепартийном голосовании у Сунака, напомним, набралось всего 42,6 процента голосов против 57 у Лиз Трасс.
По этому поводу немного истории. Больше двухсот лет минуло с тех пор, как премьером Британии стал Роберт Дженкинсон, больше известный как граф Ливерпуль, интересно, что второй граф. На момент принятия высокого поста 8 июня 1812 года ему исполнилось 42 года и всего один день. Это было время бескомпромиссного противостояния с революционной и наполеоновской Францией и время молодых премьеров. Легендарному Уильяму Питту-младшему было вообще всего 24 года, когда он в 1783 году, ещё до взятия парижанами Бастилии, принял первое премьерство. Именно он, скорее всего, так и останется в истории, как самый молодой глава британского кабинета. А ведь были тогда ещё и 44-летний Генри Эддингтон, 47-летние лорд Гренвиль и Спенсер Персиваль. Столетие спустя в дни Первой мировой войны очень неплохие шансы стать премьером в возрасте 41 года имел Уинстон Черчилль. Но это, если бы успешно завершилась затеянная им Дарданелльская операция, на тот момент первым лордом адмиралтейства, считай – главнокомандующим флотом. Однако она провалилась, не в последнюю очередь потому, что англичане и французы фактически отказались от помощи русского флота из Чёрного моря. Риши Сунаку – 42 года, он министр финансов, не слишком успешный, но не такой провальный, как финансисты из ЕС, у которых евро упал ниже доллара после почти двадцати лет уверенного лидерства. Его новую должность можно смело назвать «расстрельной», но считается, что если Сунак займётся своим делом – экономикой и финансами, не увлекаясь внешней политикой и поддержкой Украины, то может и справиться.
Самый молодой
Самый богатый
Богатство нового премьера не для кого ни в Англии, ни за её рубежами не секрет. Но Трамп тоже был богат, даже очень, что не мешало и не мешает его популярности как раз среди не самых богатых американцев. Другое дело – что среди в основном белых, с чем у Сунака могут быть вполне объяснимые трудности. Однако обвинить молодого и богатого индуса в экономических провалах, в тяжёлых последствиях Брексита и антироссийских или иных санкций – не самая многообещающая тема. Даже для жёлтой прессы. Пока же она Р. Сунака не слишком обижает, в отличие от предшественников – Джонсона и Трасс. Но личное богатство премьера – всё же отнюдь не гарантия того, что он сумеет вернуть богатство стране и её гражданам. Пусть не сразу, и пусть даже не всё. Важен тренд, с которым Британию, разумеется, ждут большие трудности. И дело даже не в том, что опереться не на кого и не на что. Главное, что Британии с некоторых пор некого и нечем удивлять в плане финансов и экономики. Промышленный прорыв, причём даже не в сфере IT-технологий, а современного машиностроения, Британия как-то пропустила, в отличие, кстати, от своего доминиона – Канады. Лондон медленно, но верно теряет и позиции неоспоримого лидера, как финансового центра, которому нипочём все потуги Гонконга, Сингапура и новых ближневосточных столиц. И ведь даже пресловутый авторитет «британских учёных» уже не приносит былых дивидендов. Хотя идея превратить Британию в некий хаб образования XXI века специально для отстающих, из уст Риши Сунака уже звучала.
Не самый первый
В третьем тысячелетии белые политики, как и белые нации в целом, быстро уступают свои позиции конкурентам. Не всегда цветным и не всегда чужим в «золотом миллиарде». Англосаксы в этом отношении лишь немного проигрывают немцам и французам, хотя там на первых позициях всё ещё «свои».Согласитесь, кто сегодня с уверенностью скажет, что первые позиции – действительно первые. Мы всё чаще и всё отчётливее видим, как формально первые лица превращаются в ширму, не более чем, для тех, кто действительно правит миром. Хотя порой и у таких совсем неплохо получается, один Барак Обама чего стоит. И при нём, вполне себе самостоятельном главе государства, не в пример Дональду Трампу, даже нынешний фейковый старина Джо очень даже здорово смотрелся. И это ныне старик – целый президент, а тогда – всего только вице-Байден. Вряд ли Риши Сунак согласен с позицией «временного» премьера или и вовсе подставной фишки, на которую потом свалят все грехи и беды. Для настоящего индуиста, а он, кажется, именно такой, конечно, не слишком хорошо, что Лиз Трасс уже не сгодится на роль этакой «козы отпущения». Слишком недолго правила.Что ж, сама виновата, эпатаж и беспардонность, даже после Бориса Джонсона, всё-таки ещё не стали нормой для британского истеблишмента. И вообще, напористой Трасс точно было бы лучше заявляться на власть с полным именем Элизабет. А так – ещё на посту главы МИД просто опустилась до уровня фейкомётчиц.