После распада Советского Союза Украине досталась очень мощная группировка сил ПВО, подобной которой не было ни в одной из союзных республик. Большим арсеналом наземных противовоздушных средств и истребителей обладала только Россия. Помимо многочисленных ЗРК и РЛС, Украине отошло имущество трёх воздушных армий (1 100 боевых самолётов).По состоянию на начало 1992 года украинское небо защищали два корпуса (49-й и 60-й) 8-й отдельной армии ПВО. Кроме того, на территории Украины находился 28-й корпус ПВО 2-й отдельной армии ПВО. В состав 8-й армии ПВО входили: 10 истребительных и 1 смешанный авиаполк, 7 зенитно-ракетных бригад и полков, 3 радиотехнические бригады и полк. На вооружении истребительных авиаполков состояли перехватчики: Су-15ТМ, МиГ-25ПД/ПДС, МиГ-23МЛ/МЛД. К моменту подписания Беловежских соглашений несколько авиаполков, базировавшихся на украинских аэродромах, находились в процессе перевооружения на новую технику. Истребители Су-27 успели получить 136-й гв иап и 62-й иап.
Украинская истребительная авиация с 1992 по 2014
Всего Украина после раздела советского имущества получила более 2 800 летательных аппаратов различного назначения. Из истребителей наибольшую ценность представляли 40 Су-27 и 220 МиГ-29. В 1992 году Украина имела четвёртый по численности в мире парк боевых самолётов, уступая по этому показателю лишь США, России и КНР. Однако большая часть советского авиационного наследия для независимой Украины оказалась излишней. В первую очередь из эксплуатации были выведены истребители, построенные в период с 1971 по 1985 год. К 1997 году все перехватчики: МиГ-25ПД/ПДС, МиГ-23МЛ/МЛД и Су-15ТМ списали или передали на хранение. Значительную часть свежих и современных на тот момент МиГ-29 выставили на продажу. С момента обретения независимости Украина экспортировала около 240 самолётов и вертолётов военного назначения. Из них более 95 % – это машины, доставшиеся при разделе советских ВВС и ПВО. Из новых самолётов на экспорт строились лишь транспортные Ан-32 и Ан-74.Через 20 лет «незалежности» количество боевых самолётов, способных эффективно перехватывать воздушные цели и выполнять задачи по завоеванию превосходства в воздухе, сократилось многократно. Так, в 2012 году в лётном состоянии находилось 16 Су-27 и 20 МиГ-29, хотя в составе воздушных сил формально числилось 36 Су-27 и 70 МиГ-29. По данным ежегодного отчёта Flightglobal Insight’s World Air Forces 2015, количество самолётов и вертолётов украинских ВВС, находящихся в лётном состоянии, не превышало 250 единиц. Всего же за период с 1992 по 2014 год в лётных происшествиях было потеряно 3 Су-27 и 4 МиГ-29. Прежде, чем отношения с Россией были безнадёжно испорчены, была теоретическая возможность приобретения современных боевых самолётов или кардинальной модернизации имеющихся при российской технической поддержке. Но до 2014 года командование ВСУ считало, что Украина не только обладает достаточным количеством истребителей, но и располагает некоторыми излишками. Иллюзии рассеялись после начала АТО на востоке страны. В ходе боевых вылетов выяснилось, что плохое техническое состояние авиационной техники, а также слабая подготовка лётного и технического состава крайне негативно сказываются на способности боевой авиации выполнять поставленные задачи. Так как противника в воздухе над Донецкой и Луганской областями не имелось, украинские МиГ-29 привлекались для нанесения ударов по земле. При этом как минимум два МиГ-29 были потеряны. Один Су-27 получил повреждения, но смог вернуться на свой аэродром. По состоянию на 2014 год Украина имела много проблем в части поддержания в боеспособном состоянии своих ВВС, а после дестабилизации ситуации в стране это стало ещё сложнее. Из-за нехватки ресурсов (керосина, запчастей и квалифицированных специалистов) большая часть украинской истребительной авиации оказалась прикована к земле. В марте 2014 года ВВС Украины потеряли объекты инфраструктуры на территории Крымского полуострова, а также часть авиатехники и военного имущества. Так, на аэродроме Бельбек были безвозвратно утрачены семь МиГ-29 и два МиГ-29УБ. Однако после 2018 года, благодаря серьёзным финансовым вливаниям и ряду кадровых решений, боеспособность украинских авиационных частей начала улучшаться. Это во многом стало возможно из-за сохранившейся на Украине ремонтной базе, что позволяло поддерживать в лётном состоянии имеющиеся МиГ-29 и Су-27.
Модернизация и капитальный ремонт украинских истребителей МиГ-29 и Су-27
В наследство от СССР, помимо авиазаводов в Киеве и Харькове, Украине достались два авиаремонтных предприятия: Запорожский авиаремонтный завод «МиГремонт» и Львовский государственный авиаремонтный завод. Украинская авиаремонтная отрасль сумела выжить благодаря выполнению экспортных заказов. Так, в конце 2005 года Украина заключила с Азербайджаном контракт на поставку 12 МиГ-29 и 2 МиГ-29УБ из состава ВВС. При этом, согласно условиям сделки, самолёты должны были пройти восстановительный ремонт и модернизацию. Таким образом украинские специалисты получили возможность опробовать «на практике» теоретические наработки по программе «малой модернизации» МиГов. Работы по модернизации МиГ-29 (модификация 9.13) начались на Львовском авиаремонтном заводе в 2007 году.
В ходе выполнения этого экспортного контракта был получен необходимый опыт и финансовые ресурсы, использованые для модернизации украинских МиГ-29. В проекте, помимо Львовского авиаремонтного завода, принимали участие предприятия «Оризон-Навигация» и ЗАО «Фазотрон-Украина», задействованное в модернизации БРЛС. Благодаря обновлению элементной базы и внедрению новых узлов, была примерно на 20 % увеличена дальность обнаружения и сопровождения, улучшена эксплуатационная надёжность. Помимо работ по продлению ресурса, устанавливались новые средства навигации и связи, которые отвечают требованиям ИКАО. Заявлено, что боевая эффективность при выполнении перехвата возросла за счёт использования усовершенствованных ракет класса «воздух-воздух» средней дальности Р-27ЭР1 и Р-27ЭТ1 производства государственной компании «Артем». Также планировалась замена советских ракет ближнего боя Р-73 на изделия украинского производства, но это выполнить не удалось. Модернизированные МиГ-29МУ1 получили новую «пиксельную» окраску.
Украинские ВВС приняли три истребителя МиГ-29МУ1 в 2011 году. Первоначально эти самолёты были направлены для войсковых испытаний в 40-ю бригаду тактической авиации в Василькове. По состоянию на начало августа 2014 года в составе ВВС Украины имелось четыре МиГ-29МУ1. После 2016 года работы по модернизации продолжились, согласно справочным данным, Львовский авиаремонтный завод довел до уровня МиГ-29МУ1 ещё шесть истребителей. По меньшей мере два модернизированных истребителя были повреждены в лётных происшествиях. Если с модернизацией МиГ-29 Украине помог экспортный контракт, то с тяжелыми истребителями Су-27С, перехватчиками Су-27П (модификация для войск ПВО) и учебно-боевыми Су-27УБ пришлось опираться на собственные ресурсы. Предприятием, ответственным за капитальный ремонт и модернизацию Су-27, стал Запорожский авиаремонтный завод «МиГремонт». Помимо завода «МиГремонт», в программе модернизации принимали участие ГП «Оризон-Навигация», ГП «Новатор», ОАО НТК «Электронприбор».
Хотя на Украине имелся ряд профильных предприятий, улучшение основных систем свелось к частичной замене электронных блоков. В частности, в импульсно-доплеровской БРЛС Н001 осуществлена замена блока приёмного тракта, блока задающего генератора и блока цифровой обработки, что позволило повысить селекцию поступающих на РЛС сигналов и увеличить дальность обнаружения воздушных целей. Навигационные возможности были улучшены благодаря использованию системы спутникового позиционирования. Для соответствия нормам ИКАО установлена новая бортовая аппаратура навигации и слепой посадки. Произведена замена бортового ответчика советского производство на прибор аналогичного назначения разработки ГП «Новатор». Также на борту появились новые средства регистрации и связи.Из всего вышеперечисленного видно, что уровень модернизации Су-27 на Украине относительно исходных машин был очень скромным. Фактически боевые возможности украинских Су-27 в лучшую сторону почти не изменились и существенно уступали российскому модернизированному истребителю Су-27СМ.
Модернизация Су-27 затянулась, первый самолёт, прошедший капитальный ремонт и «малую» модернизацию, был передан ВВС Украины в феврале 2012 года. В середине апреля 2014 года заказчик получил ещё один Су-27. По неподтверждённым данным, по состоянию на 2021 год Воздушные силы Украины приняли шесть отремонтированных и частично модернизированных одноместных и двухместных: Су-27П1М, Су-27С1М и Су-27УБМ1.
Состояние украинской истребительной авиации к февралю 2022
Согласно справочным данным, в середине февраля 2022 года в боевом составе Воздушных сил Украины имелось 7 спарок Су-27УБ (1–2 модернизированные Су-27УБМ1), 30 Су-27С/П (4–5 Су-27П1М и Су-27С1М), 8 спарок МиГ-29УБ, 8–10 МиГ-29МУ1 и 25–30 не модернизированных одноместных МиГ-29 (9.13). Ещё некоторое количество Су-27 и МиГ-29 находилось на хранении. Но это в основном были машины, выработавшие ресурс и имеющие перспективы дальнейшего использования только в роли донора запасных частей. Согласно экспертным оценкам, доля технически исправных истребителей в Воздушных силах Украины никогда не превышала 70 %. Истребителями МиГ-29 вооружена 40-я бригада тактической авиации (воздушное командование «Центр»), дислоцированная на аэродроме Васильков к юго-западу от Киева.
На МиГ-29 до недавнего времени летали пилоты 114-й бригады тактической авиации (воздушное командование «Запад»), дислоцированной на аэродроме Ивано-Франковск на западе страны. Однако в 2021 году большая часть истребителей на этом аэродроме была поставлена на хранение. Воздушному командованию «Запад» так же подчиняется 204-я бригада тактической авиации смешанного состава, базирующаяся на аэродроме Луцк в Волынской области, в которой имеются истребители МиГ-29 (часть возвращена с крымского аэродрома Бельбек), учебно-тренировочные L-39 и штурмовики Су-25. В Луцке также базируются украинские Су-24М, принадлежащие 7-й бригаде тактической авиации. Причем по состоянию на конец 2021 года фронтовых бомбардировщиков в Луцке было намного больше, чем истребителей.
В подчинении воздушного командования «Центр» имеются две бригады, вооруженные тяжелыми истребителями Су-27.39-я отдельная бригада тактической авиации дислоцирована на аэродроме Озёрное в Житомирской области. Впрочем, бригадой эта часть числилась формально, а фактически являлась авиагруппой. В её составе имелось не более пяти истребителей, способных подняться в воздух. Основная часть украинских Су-27 была сконцентрирована в 831-й бригаде тактической авиации, развернутой на аэродроме Миргород в Полтавской области.
Однако стоянки и этой крупной авиабазы были заполнены незначительно, что говорит о явной нехватке боевых самолётов в украинских ВВС. Углублённое обучение лётно-технических специалистов осуществлялось в Николаевском специализированном центре боевой подготовки.
На аэродроме, расположенном восточней Николаева, на постоянной основе, помимо других самолётов, находится 10–12 МиГ-29 и Су-27, использовавшихся для тренировок и обучения. Часть этих машин находилась в нелётном состоянии и предназначалась для обучения и тренировок наземного технического персонала. До начала СВО американская разведка имела достаточно точную информацию о планах российского военного командования и поделилась частью данных с украинским военно-политическим руководством. Как и в случае с мобильными системами ПВО, большую часть дееспособных украинских истребителей вывели из-под удара. Самолёты рассредоточили по гражданским аэродромам и укрыли в высокопрочных защитных сооружениях. На первом этапе военной кампании российскими ракетными и бомбовыми ударами на украинских авиабазах были в основном ликвидированы машины, не имеющие большой боевой ценности: с выработанным ресурсом или использовавшиеся в качестве учебных пособий. Повреждения, нанесённые российской авиацией и крылатыми ракетами наземной инфраструктуре украинских авиабаз, в большинстве случаев не носили критического характера. Воронки на взлётной полосе и рулёжных дорожках ремонтные службы достаточно быстро заделали, был так же экстренно организован подвоз авиационных ГСМ, расходников и вооружения для компенсации запасов, частично потерянных во время российских воздушных атак. Сильно пострадали украинские авиаремонтные предприятия, было уничтожено и серьезно повреждено несколько самолётов, находившихся в цехах. Но в краткосрочной перспективе это не имело значения и не оказало заметного влияния на ход боевых действий. На начальном этапе военной спецоперации ВКС РФ имели безоговорочное превосходство. Но вскоре украинская боевая авиация оправилась от первоначального шока, и её присутствие стало заметно.
Участие украинских истребителей в боевых действиях
Хотя украинские МиГ-29 и Су-27 в организации ПВО не играли такой роли, как объектовые ЗРК средней и большой дальности, они всё же провели несколько воздушных боёв и привлекались к перехвату российских крылатых ракет и беспилотников. Не имея на руках достоверной и подтвержденной независимыми и непредвзятыми источниками информации, невозможно судить об итогах боевой деятельности Воздушных сил Украины и потерях. Согласно информации, опубликованной МО РФ, с начала спецоперации Вооружённые силы Украины лишились более 265 самолётов и 145 вертолётов. Если верить этому, то украинская боевая авиация давно ушла в глубокий минус. Однако западные эксперты пишут, что Украина всё ещё располагает двумя десятками дееспособных истребителей. Впрочем, их техническое состояние оставляет желать много лучшего.
Украинские МиГ-29 в основном задействуются для нанесения ударов НАР по наземным целям, стараясь не входить в зону действия российских средств ПВО. Помимо использования неуправляемо авиационного вооружения, МиГ-29 приспособили для подвески американских противорадиолокационных ракет AGM-88 HARM. В сентябре 2022 года появилась фотография украинского Су-27 с американскими ПРР. Это первый случай, когда был замечен Су-27, несущий ракеты этого типа. С учётом большей, чем у МиГ-29, дальности полёта, Су-27 с таким вооружением представляет большую опасность для наземных и корабельных радаров.
Судя по опубликованным фотоснимкам, ракеты AGM-88 HARM подвешиваются на штатные пусковые установки АПУ-470, которые используются на МиГ-29 и Су-27 для стрельбы ракетами средней дальности Р-27. Очевидно, что применение современных высокоскоростных ПРР украинской стороной значительно усложняет боевую работу российских средств ПВО, до того работавших в относительно простой обстановке.Стоит отметить, что интенсивность боевой работы украинской авиации была бы существенно ниже без материально-технической поддержки со стороны Запада. Судя по всему, украинские истребители не только получают запасные части от стран НАТО, где имеются МиГ-29, но и ремонтируются и базируются на территории Польши.
Материальным и достаточно заметным подтверждением этого является ввод в строй истребителей МиГ-29, принадлежавших пилотажной группе «Украинские Соколы», которые долго находились на хранении. Западные источники утверждают, что это стало возможно после поставки запасных частей из неназванной страны, но делаются намёки, что к восстановлению истребителей причастна Варшава. На днях появилась информация, что один МиГ-29 разбился 13 октября под Винницей при попытке перехвата «дрона-камикадзе» «Герань-2». Судя по фотографиям обломков, эта машина раньше входила в состав пилотажной группы «Украинские Соколы».
Поставки истребителей из стран НАТО
После того, как стало ясно, что российская СВО не закончится в короткие сроки, и конфликт принял затяжной характер, страны НАТО приступили к оказанию масштабной военной помощи Украине. На начальном этапе Украина просила боевые самолёты советского образца, которые ВСУ могли использовать без переучивания. Из истребителей советского производства МиГ-29 имеются в Болгарии, Польше и Словакии.В марте 2022 года шла речь о передаче Украине польских МиГ-29 (одноместные МиГ-29А (модификации 9.12) и двухместные МиГ-29УБ (модификации 9.51), которых в лётном состоянии имелось 23 единицы. Часть самолётов была капитально отремонтирована на Авиаремонтном заводе № 2 в городе Быдгощ. Однако по ряду причин Польша так и не поставила свои истребители, ограничившись технической поддержкой и предоставлением ремонтных мощностей. После «бархатного развода» с Чехией Словакии достались 9 одноместных МиГ-29А и один двухместный МиГ-29УБ. В 1993 году Братислава получила в счёт российского долга ещё 12 одноместных МиГ-29 и 2 спарки МиГ-29УБ. В 2004 году Словакия подписала контракт с РСК «МиГ» на модернизацию этих самолётов. Модернизация МиГ-29А до уровня МиГ-29АS и продление срока их службы проводились на авиаремонтном заводе в Тренчине, который обслуживает весь самолетный парк словацких ВВС. По данным РСК «МиГ», ВВС Словакии при условии должного обслуживания могли эксплуатировать МиГ-29АS до 2030 года. Немодернизированные самолёты, выработавшие ресурс, были поставлены на хранение. В августе стало известно, что Словакия намерена передать украинским Воздушным силам 11 истребителей, судя по всему, речь идёт о модернизированных МиГ-29АS. Самолёты, находящиеся на хранении, станут источником запчастей. Военно-воздушные силы Болгарии эксплуатируют истребители МиГ-29 с 1989 года. Всего болгарские ВВС получили 18 МиГ-29А и четыре учебно-боевых МиГ-29УБ. Капитальный ремонт и модернизация болгарских МиГов с 2003 года велись на заводе TEREM в Пловдиве. Это позволило продлить срок службы самолётов, но к 2021 году большая часть из формально имеющихся 16 истребителей ВВС Болгарии находилась в плохом техническом состоянии, и они в основном представляют интерес в качестве доноров узлов и агрегатов. Весной 2022 года румынское правительство всерьёз рассматривало вопрос передачи Украине истребителей MiG-21 Lancer, переделанных из МиГ-21МФ израильской компанией Israel Aerospace Industries и румынским предприятием IAR Brasov. В 2021 году Румыния располагала двумя десятками одноместных МиГ-21 Lancer С и четырьмя двухместными МиГ-21 Lancer В. Все румынские «Лансеры» планировалось списать в ближайшее время после поступления из Норвегии истребителей F-16. Однако, с учётом возраста и технического состояния этих самолётов, было решено, что они не имеют серьёзной боевой ценности.В июле 2022 года Палата представителей США одобрила выделение $100 млн на обучение украинских пилотов. Первоначально поступала информация, что украинцы будут осваивать истребители F-15 и F-16. Но осенью стало известно, что подготовка ведётся только на истребителях F-16. Скорее всего, это происходит на базе Luke в штате Аризона.
Наблюдатели сходятся во мнении, что Украина в перспективе, вероятнее всего, получит бывшие в употреблении самолёты модификации Block 50/52, взятые из наличия ВВС США или одной из стран НАТО. Также это могут быть F-16AM/BM (модернизированные истребители постройки второй половины 1980-х). В официальных российских СМИ утверждается, что Украина будет иметь доступ к западным истребителям не ранее чем через 2 года. Но это является попыткой самоуспокоения. Обучение пилотов F-16, уже имеющих опыт полётов на МиГ-29 и Су-27, в интенсивном режиме занимает 2–3 месяца, примерно столько же требуется для подготовки наземного технического персонала. После чего боевые самолёты американского производства могут появиться в составе украинских ВВС уже в ближайшее время. Также не исключено, что на «Сражающихся Соколах», переданных украинским Воздушным силам, будут летать добровольцы из западных стран, имеющие опыт боевых действий, а для их обслуживания привлекут специалистов частных военных авиационных компаний.
А вы говорили в России нет других Лидеров... Есть. И когда они станут у руля, наши "партнёры" будут вспоминать Темнейшего, как самого доброго в мире Санту!