Конничива, Империя.
То, что еще пять лет назад казалось немыслимым, начинает проявляться в нашей новой реальности - дальше последуют цитаты и комментарии к ним. Полагаю, нам есть что ответить на желания наших восточных "партнеров": во всяком случае, мирный договор между Россией и Японией так и не заключен. Поэтому все влажные мечты Токио могут завершиться самым неожиданным для Токио результатом.
“[У японцев] довольно четкое представление о том, куда они идут; они движутся к тому, чтобы стать ядерной державой через пять лет”. - Генри Киссинджер, апрель 2023 года.
Японский милитаризм опять поднимает гриву? Видимо, в Токио забыли итоги не только Второй Мировой, но и судьбу Квантунской армии - а она была весьма незавидной, мягко говоря.
Если реалистично смотреть на текущую геополитическую ситуацию в Азии, то имеет значение только один вопрос: обстоятельств, которые так хорошо послужили Японии после ее поражения во Второй мировой войне, больше не существует. Ядерный Китай представляет собой постоянно растущую угрозу, демонстрирующую свои мускулы далеко за пределами своих границ. Северная Корея обладает растущим арсеналом ядерного оружия и не проявляет никаких признаков ослабления своей враждебности по отношению к соседям.
И, тем не менее, обстоятельства существуют. Хотя бы в виде акта о капитуляции, который был подписан 2 сентября 1945 года на борту линкора "Миссури" - еще раз напомню, что капитуляция была полной и безоговорочной, а сама Япония до сих пор (и все будущее время) считается стороной, потерпевшей поражение во Второй Мировой войне.
Прежде всего, американский “ядерный зонтик”, который позволил нам столько лет жить в мире и процветании под военной защитой Вашингтона, все больше изнашивается, возможно, непоправимо.
Если уж даже в Токио пинают дохлого льва и бывшего сюзерена, то лев и на самом деле сдох - и если даже японцы понимают это, то у Вашингтона дела совсем плохи. Даже если не заглядывать в макроэкономические показатели.
Длинный список правительственных чиновников и академических экспертов всегда рассматривал гарантии защиты Америки от врагов как основу своей безопасности. Какой политик в Японии, глядя на нынешний беспорядок в Вашингтоне, все еще может считать эти гарантии само собой разумеющимися?
Да Божечки ты мой! Эти тоже ни капли не уважают седины Джо Байдена? Эти вот обвиняют его в беспомощности?
В годы после Второй мировой войны и в разгар холодной войны Япония была оплотом американского присутствия в Азии. Обе страны были взаимно привержены сдерживанию подъема Китая и противодействию распространению коммунизма. Бывший премьер-министр Ясухиро Накасонэ заявил, что у Японии и Соединенных Штатов “неразрывная судьба”.
Похоже, неразрывная судьба прямо сейчас разрывается в клочки - так даже никотин на лошадь не действует, как нынешний президент США на бывших уже по факту союзников.
Оглядываясь назад, можно увидеть, что в этой “судьбе” всегда были трещины и потенциальные переломы, даже если политики скрывали их. После войны Япония, и не без оснований, стала международным голосом за дело мира. В ее Конституции записан отказ от войны и применения силы для разрешения споров.
Для некоторых - более трети населения, согласно одному из опросов, - такой язык превратил Японию из милитаристского государства в пацифистскую нацию с особой миссией в мире. Однако другие, включая влиятельных фигур в правительстве, интерпретировали Конституцию как дающую Токио свободу действий для разработки ядерного оружия в случае необходимости. Но этот вопрос так и не перерос в настоящую дискуссию. Люди в Японии отказались обсуждать его.
Мне даже представить страшно, что было бы, задумай японцы разработку ядерного оружия во времена СССР - Москва решила бы вопрос моментально и радикально, ибо память о зверствах японцев была еще жива - впрочем, никто не мешает нынешней России применить тот же прием - напомню, договора о мире и добрососедстве между нами до сих пор нет.
Иными словами, Россия, как правопреемница СССР, до сих пор находится в состоянии войны с Японией - и если бы Токио три-четыре года назад подписал бы этот договор без предварительных условий (как предлагал Путин), разговор был бы совсем другим. Если опираться на основы международного права, мы до сих пор в любой момент имеем право и возможность призвать Японию к порядку и послушанию - и что-то подсказывает, что тысячи американцев на Окинаве вмешиваться не будут. Просто не захотят.
Будучи единственной страной, ставшей жертвой атомных бомб, многие японцы были страстно против их применения - “Никогда больше!” - или даже их разработки. Джон Фостер Даллес назвал это “ядерной аллергией", фразу, которую он употребил в 1954 году после того, как рыболовецкое судно ”Счастливый дракон" подверглось воздействию радиации в результате американского термоядерного испытания на атолле Бикини.
Число пострадавших людей было ничтожно малым по сравнению с тысячами погибших в Хиросиме и Нагасаки. Тем не менее, это было так, как будто все эмоции, которые подавлялись с 1945 года, внезапно взорвались. В течение месяца парламент принял резолюцию против ядерных испытаний, в то время как общественная петиция собрала подписи более половины зарегистрированных избирателей страны в поддержку резолюции. (Этот инцидент также подтолкнул производство фильма “Годзилла”.)
Япония была на пути к созданию международной репутации “нации мира”, звания, которым гордились ее граждане. И в последующие годы Япония внесла на рассмотрение Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций десятки резолюций, призывающих к ликвидации ядерного оружия.
А дальше будет очень важное признание:
По общему признанию, было неопровержимое лицемерие в том, что Токио выступал против ядерного оружия, в то время как он укрывался под американским ядерным зонтиком.
В 2016 году Новая Зеландия предложила резолюцию ООН, в которой говорится, что ядерное оружие никогда и ни при каких обстоятельствах не должно применяться. Проект привлек более 100 спонсоров, включая Японию. В то же время восемнадцать стран поддержали конкурирующее заявление, утверждающее, что применение ядерного оружия может быть необходимо по соображениям национальной безопасности.
Эти два заявления были явно несовместимы. Япония была единственной страной, подписавшей оба документа.
И нашим и вашим. И споем, и спляшем. И еще крестиком вышивать умеем - вот как это выглядит со стороны. Фактически, речь о том, что стремление Японии к получению ядерного оружия существовало очень давно, однако "старшие товарищи" в лице США, России и Китая не позволили бы Токио обладать ни средствами и центрами разработки, ни носителями, ни технологиями - миру только японских атомных бомб и не хватало.
Даже первое успешное ядерное испытание Китая в 1964 году не оказало большого влияния на общественное мнение, хотя до многих японских политических лидеров дошло, насколько нация зависит от Америки и ее бомб.
Возможно, большинство японцев могли бы закрыть глаза и оставаться самодовольными. Однако правительственные чиновники, отвечающие за поддержание национальной безопасности, не могли позволить себе игнорировать китайскую угрозу. Между мнением элиты и настроениями населения наметился раскол, который в последующие годы будет только усиливаться.
Казалось, что давняя антиядерная позиция Японии стала зависеть от людей, которые отказывались адаптироваться к меняющейся международной ситуации, которые ничему не научились и ничего не забыли.
Иными словами, внешне порицая мир за наличие ядерного оружия, внутри себя японцы готовились к его появлению - и кто знает, каковы были бы результаты такого стремления, не случись аварии на Фукусиме?
Действительно, надежность Вашингтона и его ядерного зонтика всегда были в центре политики безопасности Токио. Проще говоря, вопрос таков: готова ли Америка рискнуть разрушением Лос-Анджелеса, чтобы защитить Токио?
По мере того, как китайцы и Северная Корея расширяют свои ядерные возможности, этот вопрос приобретает смертельную актуальность. По мере того, как этот вопрос приобретает все большее значение для будущего Японии, приходится оглядываться на американо-японский альянс и спрашивать, насколько он силен или когда-либо был. Япония всегда была младшим партнером. Вашингтон принимает решение, а Токио приспосабливается.
Но должен ли он быть доволен тем, что остается младшим партнером?
Еще раз пнем дохлого льва, он это заслужил.
Насколько Токио может доверять любым обещаниям, исходящим от Вашингтона?
Более того, сомнения японцев обоюдоостры. Если у них есть серьезные опасения по поводу того, что Соединенные Штаты делают слишком мало, они также беспокоятся о том, что они делают слишком много.
За годы, прошедшие после распада Советского Союза, Соединенные Штаты показали себя импульсивными и ханжескими, расторгнув соглашения с Россией, вторгнувшись в Ирак и Афганистан и вторгшись в Ливию, практически не задумываясь о долгосрочных последствиях. Связывая свою безопасность с решениями импульсивных и ненадежных лидеров в Вашингтоне, японцы позволяют бить себя кнутом.
Это не то условие, с которым должна жить ни одна страна, и уж тем более такая могущественная, как Япония.
"Импульсивные и ханжеские" - именно так в Токио думают о властях Америки - при этом, заметьте, речь далеко не только о Байдене. Не он вторгся в Ирак и Афганистан, не он продвигал "цветные революции" по всему миру - так что в глазах Токио верхушка США просто неадекватна этому миру.
Вообще эту цитату стоило бы распечатать и повесить на стену - особенно тот ее абзац, где говорится о могуществе Японии. Куда делись Сони, Шарп и десятки других высокотехнологичных компаний? Проданы ненавистным китайцам - и вот уже на днях высокопоставленный член ЦК КПК заявляет о планах полностью унасекомить мировых конкурентов в области автомобилестроения.
И унасекомят, даже не сомневайтесь. В первую очередь под нож конкуренции пойдут автоконцерны Европы, Японии и Южной Кореи. Во вторую - Америки, Индии и прочие иранские, пакистанские и южноамериканские концерны.
Тут все еще смешнее - для Японии автомобильная индустрия стала ведущей и почти единственной, где они до недавнего времени удерживали лидерство. Но! Заводы Тойоты, Мазды и Ниссана на территории Поднебесной - это передача технологий. И идет эта передача уже достаточно давно - а что еще делать, если "могущественная страна" четвертое десятилетие никак не может выбраться из состояния стагнации?
Суть еще и в том, что никто не позволит Японии завладеть ядерным оружием. В первую очередь - американцы, ибо один Перл-Харбор у них уже был и второй они точно не переживут, особенно если он будет атомным. Более того, Япония - единственная страна, пережившая атомную бомбардировку. США же является единственной страной, атомную бомбардировку устроившей - а так как на Востоке обиды помнят тысячелетиями, реальной целью ядерного Токио вполне может стать не Китай или Северная Корея. Самая реальная цель - Америка. Ибо "Банзай, за микадо!"
Помимо этого растущего неравенства, более важный вопрос для Токио заключается в том, насколько надежным союзником станет Вашингтон, если спор перерастет в полномасштабный кризис.
Захотели бы американцы проливать кровь за точки в океане, о которых они никогда не слышали?
Примеры, подобные Украине, не утешают.
И следует помнить, что у Японии также есть территориальные разногласия с Россией.
Ни одного спора не может быть достаточно, чтобы спровоцировать полномасштабную войну ни с Китаем, ни с Северной Кореей (или с Россией).
Но не пора ли Японии подумать о том, чтобы ее собственные средства ядерного сдерживания заменили американские средства сдерживания и нейтрализовали тактику салями ее врагов?
Когда стране не спится лежа, ее учат спать стоя. Похоже, десятилетия мира так расслабили японских политиков, что им захотелось чего-то большего - а что еще может быть больше и лучше, чем собственный ядерный арсенал?
Но есть и еще один важный фактор, который не учитывают в Токио - отношение всего остального мира к вопросам ядерной безопасности. Слив миллионов тонн радиоактивной воды в Мировой океан - это не ядерная безопасность, а ядерная угроза всем окружающим странам.
Другой аргумент против ядерного оружия, столь же бессмысленный, заключается в том, что, если Япония станет ядерной державой, мировое сообщество ответит санкциями и дипломатической изоляцией. История рассказывает другую историю. После того, как Индия и Пакистан взорвали свои бомбы в 1998 году, мир отреагировал испугом и враждебностью. Это быстро прошло, и вскоре обе страны были приняты обратно в так называемую семью наций. Вашингтон даже согласился оказать содействие гражданской ядерной программе Нью-Дели.
Что касается японцев, то они могут быть уверены, что Вашингтон не бросит своего самого грозного союзника в Азии из-за того, что тот решил укрепить свою национальную безопасность, перейдя на ядерный уровень.
В Америке уже раздаются влиятельные голоса, настаивающие на том, что ядерная Япония пойдет на пользу Соединенным Штатам.
Жаль только, что среди этих влиятельных голосов нет американских генералов - а политики в США всегда были популистами, не отвечающими за свои слова. Что поделать, страна такая. Популистская.
Беда еще и в том, что у Токио нет времени на разработку. Америка слишком быстро сваливается во внутренний конфликт, который непонятно чем может закончиться - естественно, нам хотелось бы Гражданской войны 2.0, но, скорее всего, как раз военные смогут прекратить этот затянувшийся бардак и вывести Америку из глубокого кризиса. С огромными потерями и утратой влияния в мире, но все-таки вывести - а пришедшие на место почившего гегемона Россия и Китай вряд ли допустят появление военного атома у Японии.
Пусть лучше снимают свои мультики, целее будут.