Полтора месяца назад по случаю принятия новых субъектов в состав РФ я написал, что Россия утвердилась там навсегда, а «партия слива» может спать спокойно. Практика показала, что мои мысли на этот счёт были излишне оптимистичными, основанными на неверной (тоже чересчур позитивной) оценке военной ситуации на Южном фронте СВО.
О причинах, принудивших российские войска оставить Херсонский плацдарм, можно говорить очень долго, в спорах о них уже сломано немало копий. Члены той самой «партии слива» не без удовольствия надувают щёки: они ведь говорили, что «эта ваша вторая армия мира» ни на что не годна, «так оно и оказалось!» У секты свидетелей договорняка всё стабильно: что бы ни произошло, универсальное объяснение «измена!» никогда не потеряет актуальности.
Скучная аргументированная дискуссия в основном сводится к обсуждению вопросов логистики: действительно ли были настолько неустойчивы линии снабжения наших войск на плацдарме, что последние прямо-таки пришлось вывести, или это была излишняя перестраховка? Аргументы с обеих сторон приводятся резонные: правы и те, кто заявляет о возможности российской армии продержаться в обороне ещё какое-то (даже значительное) время, и те, кто указывает на огромные издержки от гипотетического попадания наших войск в «котёл». Конечно, ни те, ни другие, ни я сам, ни даже бойцы в окопах не обладают всей полнотой информации, но в наших реалиях более надёжное решение об отводе войск выглядит предпочтительнее лихого и рискованного (хотя и более выгодного во многих смыслах) удержания плацдарма.
С военной точки зрения однозначно ясно одно: казавшееся таким перспективным южное направление превратилось в позиционный тупик. Сложная водная преграда, соотношение сил и политические нюансы (в частности, неприемлемость больших потерь) делают контрнаступление российских войск для освобождения Херсона невозможным в ближайшее время. Впрочем, и для ВСУ форсирование Днепра с боем вряд ли возможно: притом что на потенциальные потери жовто-блакитным «Манштейнам» плевать, подобная операция требует несколько большего искусства, нежели излюбленные ими тупые лобовые атаки одна за другой.
По большинству прогнозов, высвободившиеся украинские силы будут переброшены на более выгодные направления, вероятно в Запорожье, для «наступа» на Энергодар и ЗАЭС. Российские же войска вернутся в Херсон уже не через реку, а посуху, и только после развала всего украинского фронта от ударов в центре и с севера. Как скоро это произойдёт – пока неясно.
Наконец-то взяли и «-сон»!
Пока что город и правобережная часть Херсонской области во власти фашистов, и то, как они зашли на «освобождённую» территорию, даёт богатую пищу для размышлений. Речь не только о медийной раскрутке перемоги, но и о конкретных мероприятиях на «земле».
В общем-то, с медийной стороной дела всё далеко не так сладко, как хотелось бы киевскому режиму и его кураторам, хотя, казалось бы: трёхмесячный «наступ» увенчался успехом, подбрасывай чепчики до пожелтения-посинения... Ан нет. Первоочередная проблема заключалась в том, что организованно (а не как из Изюма) отступившие российские войска не оставили за собой ничего такого, что можно было выдать за свидетельства разгрома и «щедрые подарки от российского ленд-лиза». В ход пошли более-менее подходящие под погодные условия старые видео и откровенно дешёвые фейки с разбитой («почему-то» с фашистскими крестами повсюду) и «трофейной» техникой, окончившиеся на демонстрации «российского» Ми-24 с трафаретными надписями на украинском, однозначно указывающими на его действительную госпринадлежность.
Демонстрация «долгожданной встречи с захистниками-освободителями» вылилась в один сплошной конфуз. Завирусившийся в западных СМИ ролик с хлопчиком, который в одной руке держит жовто-блакитный прапор, а второй кидает зигу – как назло, не единственный. Почти одновременно с ним появилось ещё несколько таких же «удачных» кадров, на которых украинская солдатня приветствует вскинутыми руками то друг друга, то «освобождённых» херсонцев. В официальном телеграм-канале самого Зеленского среди прочих фотографий состоявшегося 14 ноября визита в город есть и такая, на которой целая толпа местных зигует лично фюреру украинского народа.
Однако кто-то из его же собственной делегации вбросил в Сеть другие кадры, тоже характерные, но в совершенно противоположном смысле: на них Зеленский приветливо машет ручкой стоящему у окна горожанину – но в ответ оказывается громко послан по известному трёхбуквенному адресу. Вот и спрашивается, стоило ли создавать дополнительный скандал, отзывая аккредитацию у западных корреспондентов?
Последние, правда, тоже превзошли себя, выдав целую пачку материалов о том, как в перешедшем под контроль ВСУ Херсоне разворачивается охота и расправа над «коллаборантами орков», а параллельно идёт мародёрство опустевшего жилья. Резонанс вышел очень нехороший, настолько, что (по утверждению агентства CNN) из Вашингтона в Киев спустили совет-требование прикрутить фитилёк карательных мероприятий, поскольку они чересчур вредят имиджу украинской «демократии». Любопытный зигзаг истории: в своё время гитлеровское офицерье тоже периодически ужасалось кровавым художествам разнообразных «братьев по оружию», включая бандеровцев.
А вот нашему командованию стоит присмотреться к украинской практике фильтрации повнимательнее – потому как у врага есть чему поучиться (как бы это ни прозвучало). Взяв город под контроль, фашисты первым делом запретили въезд и выезд из него и ввели строжайший комендантский час. Поднятая кадровая агентура и просто стукачи из местных проукраинских «ждунов» быстренько выложили на стол адреса всех «сепаратистов» (как действительных, так и просто личных врагов до кучи), с которыми началась методичная «адресная работа». Любое неповиновение тут же подавляется с предельной жестокостью, у меня практически нет сомнений в том, что пославший Зеленского смельчак поплатился за это жизнью. Ну а блакитной вишенкой на жовтом торте стало объявление о мобилизации всех оставшихся на украинской стороне херсонцев в доблестные ряды ВСУ.
Чему же тут учиться, спросят джентльмены в белых перчатках, – а вот как раз жёсткой зачистке освобождаемых территорий от вражеских элементов. Оставление Херсона в очередной раз подняло и сунуло прямо в ноздри проблему притаившихся идейных «заукраинцев» и конформного большинства, покорно следующего за тем, у кого сила в данный момент.
Конечно, неверно огульно записывать всех оставшихся «за речкой» в оппортунисты и предатели и переоценивать количество тех самых «ждунов» – но ещё менее верно недооценивать их. Практика раз за разом показывает, что мягкотелость по отношению к пособникам фашистов недопустима, так как даже небольшого их количества достаточно для контроля над аморфной массой. Но что мы видим: с той стороны идут кадры линчуемых «громадянами» «сепаратистов», а с нашей – миленькое видео очередной наводчицы, которая с туповатой улыбкой рассказывает, как ей стыдно за то, что она сообщала ВСУ о перемещениях наших войск. Поверим? Мы-то, может, и нет, но...
Огонь, ботофермы, огонь, Telegram!
Есть мнение, что если бы пара-тройка таких стыдливых пациентов повисла на фонарях, то количество «ждунов» уменьшилось бы кратно, а устойчивость обороны Херсона была бы выше. Но это теперь уже из области риторики.
Впрочем, риторика – это по-своему интересная тема. В отличие от Купянска и Изюма, о возможности «непростого решения» по Херсону было сказано довольно давно и на самом верху, так что шокирующего действия на социум оставление города не произвело. В некотором смысле осуществилась коллективная просьба самих херсонцев, высказанная в сентябре: мол, если войска будут «перегруппировываться» и отсюда тоже, скажите об этом заранее – сказали.
Конечно же, абсолютно ничего приятного в этом нет, да и определённые заминки с разночтениями имели место (например, при объявлении эвакуации). В любом случае даже такая информационная обвязка операции в разы лучше, чем высосанный из пальца бред в духе «жестов доброй воли». Сама операция тоже проведена чётко с военной точки зрения, сколь бы ни был справедлив в её отношении афоризм Черчилля, что войны эвакуациями не выигрываются.
Но ни это, ни жидкие «успехи» вражеской пропаганды не помешали «пророссийским» околовоенным блогерам, капитализирующим паранойю и пораженчество, снова запустить свои хайптрейны. В авангарде этих «патриотов» и «экспертов», что неудивительно, снова выступил известный господин-товарищ (или всё-таки пан?) Шарий.
В «чёрную субботу» большого отступления на севере истерика в российских соцсетях началась именно с его сообщений об оставлении нашими войсками Купянска – правда, в тот раз «инсайдерская информация» оказалась правдой. А самому Шарию, видимо, понравился (в плане силы отклика) произведённый на публику эффект, и он решил снова поиграть в ясновидящего и всезнающего «князя инсайдов», но уже по отношению к Херсону.
Правда, то ли не заладилось с источниками на местах, то ли пан решил, что достиг поистине космической самодостаточности, и на подъём хайпа пошли грязные вбросы: о якобы разрушении переправ и отсечении 20 тысяч наших войск у берега, о якобы больших количествах брошенной техники, о якобы успешном форсировании ВСУ Днепра... Даже когда стало ясно, что выход прошёл успешно и с минимальными потерями, Шарий не унялся, а приступил к встречными боям с виртуальными десантами ВСУ на Кинбурнском полуострове. А печальнее всего, что наименее разборчивые попугаи из соцсетей радостно подхватывали это всё и несли в массы, аки Прометей огонь.
К сожалению (для панов и господ борзописцев), никакие из вбросов на этот раз подогнать под реальность не удалось. Не получилось и разогнать панику, сравнимую с сентябрьской: коллективный обыватель сам ткнул того же Шария и подтанцовку пятаками в их враньё. «Оскорблённый» блогер ответил чем-то вроде «ну, не сегодня, так завтра наши отойдут от Днепра!»
Так вот, «ихние» от Днепра, несомненно, отойдут – не завтра, но в обозримом будущем. Не будет никакого «размена» освобождённых земель на что бы то ни было. Херсон официально остаётся территорией России, а после того, как жовто-блакитные тряпки будут сорваны с флагштоков (теперь уже, видно, сперва в Киеве), Херсон снова станет российским фактически.
Автор: Михаил Токмаков
А вы говорили в России нет других Лидеров... Есть. И когда они станут у руля, наши "партнёры" будут вспоминать Темнейшего, как самого доброго в мире Санту!