Спецоперация на Украине во многом превратилась в битву артиллерии. Казалось бы, после «Бури в пустыне» в Ираке и «Союзной силы» в Союзной Республике Югославия (СРЮ) сомнений не оставалось – авиация может выигрывать войны. По сути, наземным силам оставалось лишь формально закрепить достигнутые авиацией результаты.И что мы видим на Украине?Российская авиация жмётся к земле
, а украинская авиация, вроде бы уничтоженная уже раза три, хоть и осуществляет время от времени самоубийственные вылеты, но не оказывает практически никакого эффекта на поле боевых действий – разве что срочно эвакуирует в тыл очередного VIP-нациста или заблудшего натовского генерала.В очередной раз проявили себя беспилотные летательные аппараты (БПЛА), в том числе БПЛА-камикадзе
, но и они не оказывают решающего воздействия на ход сражений – это если говорить именно о нанесении БПЛА ударов по противнику.С другой стороны, именно разведывательный потенциал БПЛА, а также возможность осуществления ими корректировки артиллерийского огня в реальном масштабе времени, позволили на порядок повысить эффективность применения даже устаревших образцов артиллерийского вооружения, не говоря уже о современных артсистемах, особенно в сочетании с управляемыми боеприпасами.
Может, новейшая российская самоходная артиллерийская установка (САУ) «Коалиция СВ»? Но эти машины пока находятся только в самом начале своего пути, и нет информации о том, использовались ли они вообще в зоне проведения специальной военной операции (СВО). Кто ещё? Модернизированная САУ «Мста-С»? Немецкая САУ PZ-2000, переданная бывшими нацистами нынешним? Или переданная пособниками нацистов сейчас и во времена Второй мировой войны – французская колёсная САУ «Цезарь»?Или это перехваленные американские М-777, пусть и весьма эффективные для применения в рамках определённых тактических сценариев, но всё же буксируемые, а значит, менее мобильные и скорострельные.
Все они примерно равны, периодически опережая друг друга по характеристикам в зависимости от проведённой модернизации. Но есть нечто, немного устаревшее, но по-прежнему способное доминировать на поле боя, как культурист в палате для дистрофиков – это советские/российские самоходные пушки 2С7 «Пион» калибра 203 мм и самоходные миномёты 2С4 «Тюльпан» калибра 240 мм. Вершина цепочки питания – тираннозавры своего времени.Обе эти машины разработаны и начали производиться плюс-минус в одно и то же время. Самоходный миномёт 2С4 «Тюльпан» разработан на заводе «Уралтрансмаш» в 1971 году, эксплуатируется с 1972 года, а самоходная пушка 2С7 «Пион» создана на Кировском заводе в Ленинграде в 1974 году, используется с 1975 года.При создании этих артиллерийских систем планировалось получить дальность стрельбы и могущество боеприпаса, недостижимые для артсистем меньшего калибра. Например, дальность стрельбы активно-реактивным снарядом из 152-мм пушки 2А36 составляет чуть более 30 километров, тогда как у пушки 2С7 «Пион» она уже около 50 километров. При этом масса взрывчатого вещества (ВВ) в снаряде калибра 203 мм в два-три раза выше, чем в снаряде калибра 152–155 мм.
«Пион» и «Тюльпан»
Ну и, разумеется, и самоходная пушка 2С7 «Пион», и самоходный миномёт 2С4 «Тюльпан», могут применять специальные боеприпасы с ядерной боевой частью (ЯБЧ). Впрочем, дальность стрельбы миномёта 2С4 «Тюльпан», составляющая порядка 20 километров, делает эту задачу рискованной.К недостаткам «Пиона» и «Тюльпана» можно отнести их низкую подвижность и малую скорострельность, составляющую порядка 1–1,5 выстрела в минуту – этот показатель не сравним с возможностями современных САУ калибра 152–155 мм, способных за минуту «накидать» на позиции противника десяток снарядов. Да и боекомплект у них не сравним – 4 снаряда у самоходной пушки 2С7 «Пион» (8 снарядов у модернизированной 2С7М «Малка») и 50–60 снарядов у современных САУ калибра 152–155 мм. Расчёты «Пиона» и «Тюльпана» во время боевой работы находится снаружи, а значит – они ничем не защищены от осколков разорвавшихся боеприпасов и пуль стрелкового оружия.
И самоходные пушки 2С7 «Пион», и самоходные миномёты 2С4 «Тюльпан», применяются в ходе СВО обеими сторонами, но насколько эффективно раскрываются возможности этого оружия?Рассмотрим в первую очередь самоходные пушки 2С7 «Пион»/2С7М «Малка».Высокое могущество боеприпасов этих орудий компенсируется их значительными габаритами и массой. Маловероятно, что удастся значительно увеличить боекомплект и скорострельность этих пушек без полной переработки их конструкции – фактически потребуется новая разработка.С другой стороны, у нас есть возможность стрельбы почти на 50 километров даже существующими активно-реактивными снарядами, что значительно превышает возможности большинства САУ калибра 152–155 мм, хотя и уступает некоторым образцам, способным вести стрельбу активно-реактивными управляемыми боеприпасами на дальность до 70 километров.Дальность стрельбы артиллерийских орудий в числе прочего определяется длиной ствола. У САУ 2С19 она составляет 47 калибров, у сверхсовременной немецкой PzH 2000 – 52 калибра, столько же у французской САУ Caesar и у новейшей российской 2С35 «Коалиция-СВ».
Потенциал развития
Разумеется, снаряды, предназначенные для стрельбы на такую дальность, должны быть только управляемыми. Более того, можно допустить, что стрельба неуправляемыми снарядами из самоходных пушек 2С7 «Пион»/2С7М «Малка» вообще нецелесообразна ввиду их малого боезапаса и низкой скорострельности – только расходовать ресурс ствола и подвергать машины риску ответного огня.1. Полностью новый активно-реактивный управляемый снаряд с наведением по данным ГЛОНАСС, с дальностью стрельбы 70–90 километров.2. Комплект высокоточного наведения, аналогичный американскому Precision Guidance Kit (PGK) M1156, о котором мы говорили в материале Проблема высокой стоимости высокоточных боеприпасов и пути её решения
, предназначенный для всех типов существующих боеприпасов калибра 203 мм.Применение нового активно-реактивного управляемого снаряда большой дальности позволит уничтожать противника на недосягаемых сейчас для российской артиллерии расстояниях, при этом могущество данного боеприпаса будет значительно выше, чем у американских снарядов M982 Excalibur. Также, в отличие от ракет HIMARS, перехватить артиллерийский снаряд на порядок сложнее, если вообще возможно.Что касается комплекта высокоточного наведения, то его применение позволит максимально полно и эффективно использовать задел имеющихся боеприпасов: в конце концов, дальность 25,4–47,5 километра – это тоже неплохо.Аналогично необходимо поступить и в отношении 240-мм самоходных миномётов 2С4 «Тюльпан». Всё те же два типа боеприпасов – полностью новая активно-реактивная управляемая мина с наведением по данным ГЛОНАСС, с дальностью стрельбы 30–35 километров (при нынешней – 20), а также комплект высокоточного наведения для существующих боеприпасов.
Выводы
Забавно, что развитие боевой техники во многом схоже с эволюцией живых существ – наиболее крупные, сильные и агрессивные, но узкоспециализированные виды вымирают, освобождая место более универсальным видам, лучше приспособленным к быстро изменяющейся ситуации. Однако это правило верно далеко не всегда.Создание новых 203-мм активно-реактивных управляемых боеприпасов для самоходных пушек 2С7 «Пион»/2С7М «Малка» и 240-мм активно-реактивных управляемых мин для самоходных миномётов 2С4 «Тюльпан» позволит изменить правила игры в пользу ВС РФ, по меньшей мере в части артиллерийского противостояния. А в крайнем случае, «Пион» и «Тюльпан» по-прежнему могут выполнять роль доставщика спецбоеприпасов, способных выжигать ядерным огнём всё, что находится на маршруте движения Российской армии.
А вы говорили в России нет других Лидеров... Есть. И когда они станут у руля, наши "партнёры" будут вспоминать Темнейшего, как самого доброго в мире Санту!