Главная » 2022 » Октябрь » 23
16:04

Моделизм и война

Моделизм и война

Моделизм в СССР считался хорошим хобби и – вне всякого сомнения, – хорошей подготовкой к будущей деятельности. Грубо говоря: мастеришь авиамодели – станешь летчиком или авиаконструктором; судомодели – моряком, потому что «море зовет»; автомодели – конструктором новых авто или, по крайней мере, зрелым автолюбителем. Ну и так далее по разновидностям технического моделирования. И… примерно так оно и было, с этим не поспоришь. Но была и ещё одна польза от моделирования, которую человечество осознало далеко не сразу и оценило только лишь сейчас. Об этом и рассказ, но начнется он, опять же, с воспоминаний, впрочем, имеющих к теме самое непосредственное отношение.Начну с того, что первым моим детским техническим журналом стал «Юный техник» 1964 года. Почему-то мама выписала его со второго номера и… Полюбил я его за одну только обложку.

Прочитаешь журнал, и судьба твоя изменится?

Свой первый журнал «Моделист-конструктор» номер 4 за 1966 год я увидел в газетном киоске, и картинка на его обложке буквально запала мне в душу. Начал покупать, а потом мне его выписали. И выписывал я его долго. Многие годы… Не успокоился, пока в районном Доме пионеров не нашел предыдущие выпуски, а также выпуски «Юного моделиста конструктора». Дело в том, что с 1962 года по 1966 год у нас был ЮМК, а вот с 1966 – стал М-К. Все время пытался что-то сделать по чертежам в этом журнале, но… сделать сумел только модель плота «Кон-Тики» и самую простую модель ракеты (и не одну!) для запуска в школе на день 12 апреля. И все! Судьбу мою журнал не определил, равно как и посещение авиамодельного кружка, поскольку с математикой было плохо, а без неё какой инженер? Но вот информации к размышлению (и исторических знаний) я получил из этого журнала выше крыши.

«Юный техник» № 2 за 1964 г.
«Моделист-конструктор» номер 4 за 1966 г.

Так, меня очень интересовало радиоуправление авиамоделями, хотя в радиоделе я соображал ещё меньше, чем в математике. Но вот такой нашел я в ЮМК материал – «Шестиканальная аппаратура управления моделями» (№ 5, 1963). Подробное описание, принцип работы и конструктивные особенности самодельной аппаратуры радиоуправления различными моделями. В этом же журнале как раз и была описана модель одноступенчатой ракеты со стандартным пороховым двигателем, а ещё в статье подробно разъяснялось изготовление самодельного порохового двигателя для моделей ракет. Чем я уже в 9-м классе и воспользовался, имея под руками школьный химический кружок.А вот статьи из «Юного моделиста-конструктора», 1964, № 8: «Как построить передатчик «РУМ-1» (шестиканальная аппаратура управления моделями «РУМ-1»); «Летающее крыло» – о различных моделях этого типа.Но больше всего меня потряс «Юный моделист-конструктор», 1965, № 11. В нем рассказывалось, как сделать кордовую модель-копию самолёта L-29 с самодельным реактивным двигателем, вернее – с обычным модельным ДВС, но встроенным в корпус и с импеллером!

Вот схема такого «реактивного» двигателя с импеллером на основе пятикубового калильного ДВС. Чем не готовый привод для очередного современного боевого БПЛА

Дальше – больше: статья «Реактивный пульсирующий» (журнал М-К № 5 за 1967 год), где рассказывалось уже о том, как сделать настоящий ПУВРД – пульсирующий воздушно-реактивный двигатель, и поставить его на модель.Статья «Электролётам пора в полёт» (из журнала М-К № 11 за 1980 год) – тоже была очень интересна. Ну не было тогда у нас ни микродвигателей на неодимовых магнитах, ни литиевых батареек, и электролеты летали на форсированных ДП-1) и ДИ-1-3 на… кордах, по которым ток подавался от трансформатора-выпрямителя. Примитивно? А что делать? А корпус L-29 и вовсе делался из деревянных шпангоутов и стингеров – сплошные дрова, да и только! Жутко мне не нравились такие модели и, попав в деревню, начал для школьного кружка придумывать свои. А дальше были передачи на местном ТВ и работа на ОблСЮТ, где я тоже увидел много всего интересно.

Направления непонятные, но… в целом полезные

Например, у нас там регулярно проходили соревнования по таймерным моделям (на мой взгляд, совершенно глупая это модель). По сути это был планер с резинмотором или ДВС. Поднималась такая модель в вышину и парила как планер. Заказанное время. А затем таймер освобождал крепление руля высоты, и модель шла на снижение. Три попытки, максимальное время 15 минут, но есть всего 45. Как-то таймер у нас отказал, и модель летала 1,5 часа. Ребята из сельских СЮТ делали эти модели из реек и папиросной бумаги. Но наш «авиамодельщик» имел доступ в НИИ, и… наши «облсютовские модели» были из углепластика. Корпус, например, весил всего 9 г! При очень высокой прочности. А это уже 1980–1982 гг.

Разработка современного реактивного беспилотника с ПУВРД. Фото popmech.ru

Также были популярны соревнования по запуску моделей ракетопланов на время: те же «таймерки», но с ракетным движком. Было их два вида: с раскрывающимся гибким крылом v-образной формы, которое перед стартом убиралось в раскрывающийся корпус ракеты, а по достижении максимальной высоты расправлялось. И ракетопланы с жестким крылом, тоже складывающимся по потоку.Одно время – читал об это в М-К, у нас в СССР стали популярны совершенно идиотские (на мой взгляд) модели однолопастных вертолетов. Уже в наши дни читал о проектах таких машин в американском журнале «Популярная механика» 30–50-х годов. Уже тогда было понятно, что это никуда не пойдет, кстати, о том же писали и в М-К, но… Соревноваться с ними продолжали. Взлетали они на одной лопасти очень высоко и долго держались в воздухе. Были ещё соревнования по моделям аэросаней… на одном коньке (непохожие на настоящие совершенно!), но и они, вне всякого сомнения, техническое творчество у нас развивали. Накапливались знания, опыт, выходили книги – словом, создавалась научно-техническая база. Полезно это было? Вне всякого сомнения, хотя сами эти модели (однолопастные вертолеты и одноконьковые аэросани) ни на что не были похожи.И вот прошли годы. Давно нет СССР. Никто уже однолопастные вертолеты не запускает, как и аэросани. На ОблСЮТ приоритеты отданы робототехнике – тоже мне творчество – все собирается из наборов по готовым схемам. Уровень самостоятельности в работе минимален. Таково уж наше время. Но… вся наработанная научно-техническая база осталась!И опять все происходит по принципу «все новое – хорошо забытое старое». Вот какое-то НИИ хвастается тем, что сделали летающую мишень с ПУВРД! Нашли чем хвастаться, когда М-К ну точно про такую же модель писал ещё в 1967 году. Там были и схемы, и подробные чертежи – бери и делай. Даже рецепты топливных смесей – и те давались.

А вот это разработка из М-К. Правда, и очень похоже, и… просто?!
А вот и схема устройства этого аппарата, опять-таки, из журнала М-К многолетней давности

Чего не было? Как уже отмечалось: малогабаритных рулевых машинок, миниатюрных видеокамер, мощных микроэлектродвигателей, современных пластиков и… мощных источников тока. В принципе, все это сегодня можно поставить даже на стрелу для обычного спортивного лука и получится у нас оружие, описанное А. Казанцевым в романе «Пылающий остров» (вариант 1966 года). А теперь так: берем и штампуем из пенопласта крылья и оперение, склеиваем корпус из углепластика и устанавливаем на все это наш самодельный ПВРД из дюраля и стали. В головной части блок управления, батарея питания и поворотный блок с видеокамерой. А ещё там внутри обтекателя, сделанного также из пенопласта, находится цилиндрический боезаряд: кумулятивная воронка, облицованная медью, и стенки из сваренных стальных прутьев толщиной 3,5 мм, насеченные на готовые осколки. Вес боезаряда порядка 6–7 кг. То есть получается снаряд старой доброй российской «трехдюймовки». И все… Даже красить не надо! Запускается эта «штука» в один конец, управляется джойстиком через монитор, а летит… низко и с очень приличной скоростью от 150 до 200 км/ч в зависимости от мощности ПУВРД и применяемого топлива. Такой летающий «снаряд» ФАУ-Супер будет даже дешевле, чем «Герань», а перехватить его будет и вовсе невозможно. И… получилось у нас отличное средство для боя в оперативной глубине. И делать «такое» сегодня по силам очень многим предприятиям. По сути, и делать-то надо только сам ПУВРД, боеголовку и корпус, а все остальное – «кубики», которые сегодня можно купить.

Пенопластовый супер-мини-ФАУ

Однолопастным повторный взлет!

Пригодиться нам может и однолопастный вертолет, да ещё как! Берем пластиковую водопроводную трубу, открытую с обоих концов. Вставляем в неё ракетный блок с раскрывающимися после вылета стабилизаторами. На этот блок крепится боевая цилиндрическая часть, отлитая из чугуна в форме «лимонки», т. е. с насечками на корпусе. Вес собственно боевой части около 750 г. Иными словами, как у русской гранаты модели 1914 года. Только вот в донной части имеется кумулятивная воронка, рассчитанная на пробитие 20 мм брони, и… портативная видеокамера от «мобильника». Выше – заряд гексогена с алюминиевой пудрой и… батарейка питания вместе с блоком управления. Ещё выше – вращаемое микроэлектродвигателем кольцо с двумя вертикальным стойками. На стойках закреплен аэродинамической формы обтекатель, который может наклоняться влево-вправо. Верхнюю часть обтекателя вращает микроэлектродвигателем, причем на ней имеется всего лишь одна лопасть (дешевизны ради), которая управляется ещё одной рулевой машинкой и может складываться по потоку.Работает это УОП («универсальное оружие пехотинца») так: труба крепится за спиной так, чтобы выстрел из неё не задевал ни голову, ни ноги. Стартовый угол задается наклоном корпуса. Управление – джойстиком через экран монитора. При запуске ракетный блок забрасывает боевую часть вместе с управляемой частью весом около одного килограмма на высоту порядка 180–200 м и на расстояние 1–2 км, в зависимости от угла запуска.Там ракетный блок отбрасывается, вертолетная лопасть раскрывается и начинает вращаться, удерживая боевую часть в воздухе, а видеокамера передает изображение на монитор. При желании можно спуститься и пониже, если требуется переместиться – поворотное кольцо задает направление, а наклон обтекателя с лопастью – необходимую тягу. 15 минут в воздухе, скажем так, должно вполне хватить, чтобы оператор этой летающей гранаты нашел себе цель. Ну а, найдя её, он отключает двигатель, лопасть автоматически ставится по потоку, и… граната летит вниз. Причем, если цель подвижна, всегда можно подкорректировать ещё полет, до тех пор, пока она в неё не попала.Дорого? Да, может быть, это оружие и получится дорогим. Но сейчас все оружие дорогое. А со временем станет и ещё дороже. Ну, а тренд, так сказать, подсказан развитием технического творчества и моделирования в нашей стране много-много лет назад. Остается только лишь найти что-то подходящее, насытить старые разработки новым технологическим содержанием, и в нашем распоряжении может оказаться эффективное, а возможно, что и не слишком дорогое, оружие сегодняшнего дня.



Источник

Просмотров: 331 | Добавил: Dmitrij | Моделизм и война | Рейтинг: 0.0/0

Другие материалы по теме:


Сайт не имеет лицензии Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ и не является СМИ, а следовательно, не гарантирует предоставление достоверной информации. Высказанные в текстах и комментариях мнения могут не отражать точку зрения администрации сайта.
Всего комментариев: 0
avatar


Учётная карточка


Видеоподборка

00:38:01

00:37:39


00:38:14

work PriStaV © 2012-2024 При использовании материалов гиперссылка на сайт приветствуется
Наверх