Бордо в начале оккупацииВ июле-августе 1945 года французское Министерство национальной экономики и финансов занималось важным делом — составляло баланс ущерба за военные годы. Результаты этого исследования были выпущены в виде отдельного издания «Inventaire des ressources de l'économie française» (Paris, 1946), отпечатанного в декабре 1945 года.
Всё же насколько быстро французская бухгалтерия всё подсчитала! Было составлено довольно подробное описание состояния экономики Франции по состоянию на конец 1945 года в сравнении с 1938 годом. В частности, подсчитали демографические потери Франции за годы войны. Превышение смертности над обычным уровнем за военные годы было определено в 520 тысяч человек, в основном в 1939-1941 годах. Убитых было 310 тысяч, в том числе 150 тысяч солдат и офицеров, 120 тысяч гражданских лиц, и отдельно было выделено 40 тысяч человек, казнённых немцами. 200 тысяч человек погибли в Германии. Всего Франция потеряла 1030 тысяч человек (с. 7). У нас такие статистические отчёты десятилетиями были строго секретными. Но во Франции отчёт о военном ущербе не имел никаких грифов «Секретно» или «Для служебного пользования». Возможно, он был напечатан небольшим тиражом и был труднодоступен. Теперь отсканированный экземпляр есть на сайте Национальной библиотеки Франции, с ним можно ознакомиться. Не на полную мощьДля экономической истории Второй мировой войны этот отчёт интересен тем, что он довольно наглядно показывает, что за трофей достался Гитлеру в 1940 году. В известной фразе: «На Гитлера работала вся Европа», больше эмоций, чем фактов. Несмотря на то, что прогресс цифровизации с каждым годом делает доступными многие источники, и уже не нужно ехать во Францию и сидеть там в библиотеке, тем не менее историки явно не спешат вносить коррективы. Между тем собранные французским Министерством национальной экономики и финансов сведения показывают, что Гитлер не сумел использовать промышленный потенциал Франции на полную мощь, не говоря уже о том, чтобы оккупационной экономике превзойти довоенный уровень. Основная причина — нехватка угля. В 1938 году Франция добывала 47,6 млн тонн и импортировала 22,9 млн тонн угля. В 1939 году добыча возросла до 50,2 млн тонн. Однако в оккупированной Франции добыча угля резко снизилась:1940 — 41 млн тонн1941 — 43,8 млн тонн1942 — 43,8 млн тонн1943 — 42,5 млн тонн1944 — 26,6 млн тоннВ 1945 году, когда Франция была освобождена, добыча увеличилась до 35,1 млн тонн (с. 29).Однако импорт практически отвалился. Некоторое количество угля завозили немцы, но далеко не в прежних объёмах. Собственной добычи хватало до 64 % довоенных потребностей. Нехватка угля ударила по целому ряду отраслей. Промышленность в 1938 году потребляла 2,1 млн тонн в месяц, а в 1945 году — 0,7 млн тонн или 33 % от довоенного уровня. Все ключевые отрасли недополучали угля. Металлургия в 1945 году имела 23,8 % от довоенного уровня, машиностроение — 34 %, химия — 39,2 %, промышленность стройматериалов — 36,8 %. Пришлось пожертвовать домашним отоплением — 33,7 % от довоенного уровня. При немцах положение было немного получше, но всё равно вряд ли более 50 % довоенного потребления в промышленности.Вообще, положение с топливом и энергией в оккупированной Франции сложилось тяжёлое. Если в 1938 году страна потребляла 104 трлн калорий (всего: угля, электроэнергии, нефтепродуктов, дров), в том числе 40,7 трлн поступало по импорту, то в 1944 году потребление составило 46,7 трлн калорий, в том числе 2,9 трлн поступило по импорту (в основном уголь, немного нефтепродуктов и их заменителей). Всего 44,9 % от довоенного потребления (с. 52). Немцы, конечно, заставили французов жить своими ресурсами, но при этом примерно половине французской промышленности пришлось закрыться. Экономическое падениеВ опубликованном статистическом отчёте не было самых душещипательных данных, вроде производства вооружения и боеприпасов по немецким заказам. Составители его явно избегали излишних подробностей, хотя, безусловно, имели соответствующую статистику. Резкое сокращение потребления топлива и, соответственно, выплавки и потребления металла в промышленности, многие отрасли оккупационной экономики Франции поставили в состояние непрерывного падения. Например, в 1938 году среднемесячное потребление чугуна и стали в машиностроении составляло 223,1 тысяч тонн (или 2677,2 тысячи тонн в год). В 1942 году — 127,6 тысяч тонн в среднем в месяц (или 1531,2 тысяч тонн в год). В 1944 году, когда в августе-сентябре немцы потерпели поражение во Франции, потребление металла сократилось до 71,9 тысяч тонн в среднем в месяц (или 862,8 тысяч тонн в год). Это же показывает индекс промышленного производства, рассчитанный французскими статистиками. Среднемесячный уровень 1938 года был взят за 100. В январе 1941 года индекс промышленного производства был 63. К июню 1941 года он поднялся до 73, но потом снова упал до 61 в декабре. В 1942 году индекс колебался от 54 до 62, в 1943 году — от 52 до 57. В 1944 году картина была интереснее. В январе-апреле 1944 года индекс колебался от 50 до 54. В мае — резкое падение до 41. Июнь 1944 — 37. Дальше, самый низкий уровень был в сентябре 1944 года — 22 от уровня 1938 года. В декабре 1944 года он поднялся до 38, а ещё через год, в декабре 1945 года — до 65 (с. 129).К примеру, автомобильная промышленность Франции претерпела за годы оккупации резкое падение. Если в 1938 году было выпущено 227,6 тысяч автомобилей, в том числе 183 тысячи легковых и 42,4 тысячи грузовиков, то в 1944 году — 10,3 тысячи, в том числе 160 легковых автомобилей и 8,4 тысячи грузовиков (с. 165). Правда, кроме нехватки угля, ещё поддавали союзники. Завод Renault после бомбардировки 3 марта 1942 годаНемцев интересовали электротехника и авиастроениеВ связи с этим становится весьма интересно, какие отрасли промышленности увеличили выпуск за годы оккупации. В отчёте министерства есть лишь отрывочные данные, не складывающиеся в картину, но и они весьма показательны. Значительно выросло производство... электротехнической продукции. Радиолампы. В 1938 году их выпускалось 5,4 млн штук. В 1941 — 5,9 млн штук, в 1942 году — 7,4 млн штук, а в 1943 году — 7,2 млн штук. В 1944 году производство снизилось до 4,3 млн штук. Это точно немецкие заказы, поскольку во время войны выпуск гражданской продукции в этой отрасли почти прекратился. Лампочки. В 1938 году — 63 млн штук, в 1941 году — 67,6 млн штук, в 1942 году — 61,7 млн штук, в 1943 году — 63,3 млн штук, а в 1944 году выпуск снизился до 39,1 млн штук. Лампочки — вещь ходовая и всем необходимая, в том числе и немцам. Лампочки для фонариков и радиотехники. В 1938 году их выпустили 16 млн штук, а в 1941 — 35,9 млн штук, в 1942 году — 38,1 млн штук, в 1943 году — 36,8 млн, в 1944 году производство снизилось до 17,8 млн штук (с. 163). Производство также поднялось в паровозостроении. В 1938 году было собрано 60 локомотивов, в 1942 году выпуск составил 201 единицу, в 1943 году — 259, в 1944 году — 136 единиц. Также в 1942 году было выпущено 162, а в 1943 году — 271 паровозный тендер (с. 164). Тут всё понятно. Французы собрали для немецких железных дорог новый паровозНаконец, авиастроение. В 1938 год выпускалось 1380 фюзеляжей, 1824 мотора и 2376 пропеллеров. В 1943 году, на пике производства: 1461 фюзеляж, 5054 мотора и 3214 пропеллера (с. 167). Франция даже в 1945 году добывала 21,1 тысяч тонн бокситов и выплавляла 3,1 тысяч тонн алюминия в среднем в месяц (с. 139-141). Эта группа отраслей меньше всего зависела от потребления угля, для неё главным была электроэнергия. Renault выпускал для немцев самолёт Caudron C-445. За годы оккупации было построено 810 таких машинТаким образом, французская промышленность де-факто распадалась на две группы. Первая — это то, что немцев интересовало больше всего, что ими контролировалось и в чём производство за годы оккупации выросло. Вторая — это то, что работало само по себе, на внутренний рынок или по случайным немецким заказам, или же просто закрывалось из-за отсутствия топлива и сырья. Резкое падение производства в августе-сентябре 1944 года было, очевидно, связано с расстройством транспорта, занятого военными перевозками в условиях начавшихся боёв, а также дезорганизацией всего хозяйства. Но и в этих условиях сражения за Францию были фабрики и заводы, которое работали и что-то производили. Вероятнее всего, это была всякая мелочь, работавшая на местный рынок и его потребности. Для них смена администрации была сугубо формальной. Таким образом, можно заключить из этих сведений, что немецкий подход к использованию оккупационного хозяйства во Франции сводился к следующему: отрасли, выпускавшие наиболее ценную и технологичную продукцию, но при этом в наименьшей степени зависимые от снабжения сырьем и топливом. Острая экономическая борьба за Францию развернулась во время освобождения, то есть с мая по декабрь 1944 года, и вот это время принесло Франции наибольший экономический ущерб, во многом определивший послевоенное состояние страны.